Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, чело­век дости­га­ет выс­ше­го совер­шен­ства, и ему уже не нуж­но боль­ше совер­шать для это­го аскезы.

Тому, кто с помо­щью аскез хочет достичь выс­шей цели жиз­ни, необ­хо­ди­мо снис­кать милость Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Если же чело­век добил­ся бла­го­склон­но­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да, это зна­чит, что он уже совер­шил все аске­зы и достиг цели, ради кото­рой их совершают.

С дру­гой сто­ро­ны, если чело­век не достиг совер­шен­ства в пре­дан­ном слу­же­нии Гос­по­ду, все его аске­зы были напрас­ны­ми, так как без мило­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да невоз­мож­но достичь выс­шей цели, ради кото­рой они совер­ша­ют­ся. В «Бха­га­вад-гите» (5.29) ска­за­но, что вла­ды­кой всех аскез и жерт­во­при­но­ше­ний явля­ет­ся Гос­подь Шри Кришна:

бхок­та­рам ягья тапасам
сар­ва лока махешварам

Ина­че гово­ря, резуль­тат любых аскез посы­ла­ет чело­ве­ку Гос­подь Кришна.

Чело­век, повто­ря­ю­щий свя­тые име­на Гос­по­да, даже если он родил­ся в семье чан­да­лов, то есть про­ис­хо­дит из самых низ­ких сло­ев обще­ства, досто­ин сла­вы, так как повто­рять свя­тые име­на Гос­по­да спо­со­бен толь­ко тот, кто в про­шлой жиз­ни уже совер­шил все аскезы.

По мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи любой чело­век, повто­ря­ю­щий маха-ман­тру:

Харе Криш­на Харе Криш­на Криш­на Криш­на Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

может под­нять­ся на выс­шую сту­пень совер­шен­ства, кото­рой в былые вре­ме­на дости­га­ли те, кто на про­тя­же­нии деся­ти тысяч лет совер­шал аске­зы в оке­ан­ских глу­би­нах. Воз­мож­ность повто­рять ман­тру Харе Криш­на — это вели­кая при­ви­ле­гия, кото­рую полу­чи­ли пад­шие люди века Кали, и, если чело­век не поль­зу­ет­ся этой воз­мож­но­стью, зна­чит, он цели­ком нахо­дит­ся во вла­сти иллю­зор­ной энер­гии Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.24.14

 

Текст для обсуждения

Цель дви­же­ния созна­ния Криш­ны — очи­ще­ние созна­ния. Мы ста­ра­ем­ся при­ве­сти свое созна­ние к боже­ствен­но­му уров­ню, пото­му что в момент смер­ти, когда живое суще­ство поки­да­ет тело, созна­ние сопро­вож­да­ет его. Созна­ние живо­го суще­ства пере­но­сит­ся из одно­го тела в дру­гое подоб­но тому, как аро­мат цвет­ка пере­но­сит­ся ветром.

Когда мате­ри­аль­ное тело, состо­я­щее из пяти эле­мен­тов — зем­ли, воды, воз­ду­ха, огня и эфи­ра — поги­ба­ет, оно раз­ла­га­ет­ся и вновь рас­па­да­ет­ся на эти пять гру­бых эле­мен­тов. Или, как ска­за­но в Биб­лии: «Из пра­ха явлен­ное, во прах обра­тит­ся». В одних стра­нах тело после смер­ти сжи­га­ют, в дру­гих — пре­да­ют зем­ле, а в тре­тьих его про­сто выбра­сы­ва­ют на съе­де­ние стер­вят­ни­кам. В Индии, к при­ме­ру, инду­сы сжи­га­ют тело, и оно пре­вра­ща­ет­ся в золу. Зола — это та же самая зем­ля, про­сто в дру­гой форме.

Хри­сти­ане пре­да­ют тело погре­бе­нию, и через неко­то­рое вре­мя тело в моги­ле обра­ща­ет­ся в прах, кото­рый, как и зола, — есть не что иное, как зем­ля. Есть и такие народ­но­сти, — напри­мер пар­сы в Индии, — кото­рые не сжи­га­ют тело и не зака­пы­ва­ют его, а про­сто выбра­сы­ва­ют на съе­де­ние хищ­ни­кам. Хищ­ни­ки поеда­ют мерт­вое тело, и оно пре­вра­ща­ет­ся в испраж­не­ния. Таким обра­зом, наше кра­си­вое тело, кото­рое мы так тща­тель­но моем и за кото­рым береж­но уха­жи­ва­ем, со вре­ме­нем неиз­беж­но обра­тит­ся в испраж­не­ния, прах или золу.

В момент смер­ти тон­кие эле­мен­ты — ум, разум и эго, — соче­та­ние кото­рых назы­ва­ют созна­ни­ем живо­го суще­ства, пере­но­сит духов­ную частич­ку, душу, в дру­гое тело, что­бы она стра­да­ла в нем или насла­жда­лась, в зави­си­мо­сти от сво­их про­шлых поступ­ков. Наши поступ­ки фор­ми­ру­ют наше созна­ние. Чело­век, сопри­ка­са­ю­щий­ся с низ­мен­ным, раз­ви­ва­ет низ­мен­ное созна­ние, и в момент смер­ти такое созна­ние пере­не­сет душу в низ­шую фор­му жиз­ни. Если же созна­ние фор­ми­ру­ет­ся в сопри­кос­но­ве­нии с воз­вы­шен­ным, оно пере­не­сет душу в тело, кото­рое даст воз­мож­ность живо­му суще­ству насла­ждать­ся пло­да­ми сво­их пра­вед­ных поступ­ков. Если в тече­ние жиз­ни мы при­учим себя дей­ство­вать в созна­нии Криш­ны, наше созна­ние пере­не­сет нас к Кришне.

Посколь­ку живое суще­ство раз­ви­ва­ет тип тела, соот­вет­ству­ю­щий его созна­нию, тот, кто сле­ду­ет прин­ци­пам йоги, полу­ча­ет воз­мож­ность раз­вить тело, отве­ча­ю­щее тре­бо­ва­ни­ям прак­ти­ки йоги. В сле­ду­ю­щей жиз­ни он рож­да­ет­ся в бла­го­че­сти­вой семье и полу­ча­ет воз­мож­ность прак­ти­ко­вать йогу. Бла­го­да­ря это­му он без тру­да воз­рож­да­ет свое созна­ние Криш­ны, кото­рое он раз­ви­вал в преды­ду­щей жиз­ни. Поэто­му в послед­нем из выше­упо­мя­ну­тых сти­хов ска­за­но: «Бла­го­да­ря боже­ствен­но­му созна­нию сво­ей преды­ду­щей жиз­ни, он есте­ствен­ным обра­зом при­вле­ка­ет­ся прин­ци­па­ми йоги, даже и не ища их».

Сле­до­ва­тель­но, наш пер­во­оче­ред­ной долг состо­ит в том, что­бы уже в этой жиз­ни раз­вить боже­ствен­ное созна­ние. Если мы стре­мим­ся достичь боже­ствен­но­го уров­ня жиз­ни, обре­сти духов­ное совер­шен­ство и веч­ную бла­жен­ную жизнь, испол­нен­ную зна­ния, — ина­че гово­ря, если мы хотим вер­нуть­ся домой, к Богу, — мы долж­ны дей­ство­вать в боже­ствен­ном созна­нии, то есть в созна­нии Кришны.

Достичь боже­ствен­но­го уров­ня созна­ния нам помо­га­ет обще­ние. Обща­ясь с людь­ми, наде­лен­ны­ми боже­ствен­ны­ми каче­ства­ми, мы раз­ви­ва­ем в себе боже­ствен­ное созна­ние, а обща­ясь с людь­ми, наде­лен­ны­ми демо­ни­че­ски­ми каче­ства­ми, мы раз­ви­ва­ем в себе созна­ние демо­ни­че­ское. Сле­до­ва­тель­но, что­бы раз­вить свое созна­ние до боже­ствен­но­го уров­ня, мы долж­ны научить­ся общать­ся с теми, кто обла­да­ет созна­ни­ем Криш­ны. В этом состо­ит долг чело­ве­ка. Обре­тя чело­ве­че­скую фор­му жиз­ни, живое суще­ство полу­ча­ет ред­кую воз­мож­ность сде­лать свою жизнь пол­но­стью боже­ствен­ной. Что­бы достичь это­го, мы долж­ны ста­рать­ся общать­ся с теми, кто раз­ви­ва­ет в себе боже­ствен­ное сознание.

Созна­ние Криш­ны, вели­кий дар Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху, пред­став­ля­ет собой пря­мой путь вос­со­еди­не­ния с Все­выш­ним. Встав на этот путь, чело­век быст­ро и без тру­да дости­га­ет конеч­ной цели йоги. Хотя мно­гие из при­со­еди­нив­ших­ся к наше­му Обще­ству не име­ли преж­де ника­кой под­го­тов­ки, они смог­ли раз­вить в себе созна­ние Криш­ны до высо­ко­го уров­ня про­сто бла­го­да­ря тому, что при­шли в сопри­кос­но­ве­ние с дви­же­ни­ем созна­ния Кришны.

«Путь к совершенству»

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. В чем состо­ит цель дви­же­ния созна­ния Кришны?
  2. Что про­ис­хо­дит с нашим телом в момент смерти?
  3. Что про­ис­хо­дит в момент смер­ти с нашей душой?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му важ­но очи­ще­ние созна­ния? Объ­яс­ни­те на при­ве­ден­ных при­ме­рах, как наши поступ­ки фор­ми­ру­ют наше сознание.
  2. Что мы обре­тем, вер­нув­шись домой, к Богу?
  3. В чем важ­ность обще­ния с теми, кто обла­да­ет созна­ни­ем Кришны?
  4. Каким обра­зом дви­же­ние созна­ния Криш­ны духов­но воз­вы­ша­ет чело­ве­ка, даже если он не име­ет ника­кой подготовки?

При­ме­не­ние

Нра­вит­ся ли вам регу­ляр­но посе­щать наши про­грам­мы? Не вызы­ва­ет ли это каких-либо слож­но­стей или неудобств?

 

Про­по­ведь — это сущность

Созна­ние Криш­ны нуж­но давать всем без исключения.

С боль­шим почте­ни­ем обра­тив­шись к Адвай­те Ача­рье, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху попро­сил Его: «Даруй созна­ние Криш­ны, пре­дан­ность Кришне, даже низ­шим из людей [чан­да­лам]».

Эти сло­ва Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху обра­ще­ны ко всем Его пре­дан­ным. Криш­на-бхак­ти, пре­дан­ность Кришне, доступ­на всем, даже низ­шим из людей, чан­да­лам. Нуж­но выпол­нять этот наказ, полу­чен­ный по цепи пре­ем­ствен­но­сти учи­те­лей, кото­рая ведет нача­ло от Шри Адвай­ты и Нитья­нан­ды Праб­ху, и про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны по все­му миру, всем без исключения.

Суще­ству­ют раз­ные кате­го­рии людей, начи­ная с брах­ма­нов и закан­чи­вая низ­ши­ми из рода чело­ве­че­ско­го, кото­рых назы­ва­ют чан­да­ла­ми. Но, неза­ви­си­мо от сво­е­го поло­же­ния, все в наш век, век Кали, нуж­да­ют­ся в созна­нии Криш­ны. На сего­дня это самая насущ­ная потреб­ность. Мате­ри­аль­ное суще­ство­ва­ние при­чи­ня­ет невы­но­си­мые стра­да­ния всем…

Ина­че гово­ря, от уда­ров Кали-юги не защи­щен никто, и при­чи­на это­го в том, что люди поз­во­ля­ют себе всту­пать в недоз­во­лен­ные поло­вые отно­ше­ния, есть мясо, играть в азарт­ные игры и при­ни­мать одур­ма­ни­ва­ю­щие сред­ства. Сей­час наста­ло вре­мя чле­нам Меж­ду­на­род­но­го обще­ства созна­ния Криш­ны выпол­нить наказ Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и рас­про­стра­нить криш­на-бхак­ти по все­му миру. Гос­подь ска­зал, что каж­дый дол­жен стать гуру…

В каж­дом горо­де и деревне все долж­ны узнать об уче­нии Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Созна­ние Криш­ны нуж­но давать всем без исклю­че­ния. Тогда все люди будут жить мир­но и счаст­ли­во, воз­да­вая хва­лу Шри Чай­та­нье Маха­праб­ху. Так сбу­дет­ся Его желание.

Чан­да­ла­ми назы­ва­ют соба­ко­едов, кото­рые счи­та­ют­ся низ­ши­ми из людей. С бла­го­сло­ве­ни­яШ­ри Чай­та­ньи Маха­праб­ху обре­сти созна­ние Криш­ны может даже чан­дал. Криш­на-бхак­ти не явля­ет­ся моно­по­ли­ей какой-то касты. Это вели­чай­шее бла­го­сло­ве­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху доступ­но каж­до­му. Все долж­ны иметь воз­мож­ность полу­чить его и стать счастливыми.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 15.41