Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Нама-дик­ша, брах­ма­ни­че­ская ини­ци­а­ция и свя­тое имя.

Искрен­нее жела­ние повто­рять свя­тое имя — глав­ное каче­ство для полу­че­ния ини­ци­а­ции в соот­вет­ствии с пан­ча­ра­три­кой.

В «Хари-бхак­ти-вила­се» (1.194) дает­ся сле­ду­ю­щее указание:

тан­три­ке­шу ча мант
дик­шай­ам йоши­там апи
садх­ви­нам адхи­ка­ро ‘сти
шудра­ди­нам ча сад-дхийам

«Шуд­ры и жен­щи­ны, кото­рые чисты и искренне жела­ют понять Абсо­лют­ную Исти­ну, достой­ны полу­чить посвя­ще­ние в пан­ча­ра­три­ка-ман­тры».

Это же под­твер­жда­ет­ся в «Бха­га­вад-гите» (9.32):

мам хи парт­ха вйапашритйа
йе ’пи сйух папа-йoнайах
стрийo ваи­шй­ас татха шудрас
те ’пи йан­ти парам гатим

«О сын Прит­хи, пре­дав­шись Мне, даже люди низ­ко­го про­ис­хож­де­ния, жен­щи­ны, вай­шьи [тор­гов­цы] и шуд­ры [рабо­чие] могут достичь выс­шей обители».

Если чело­век дей­стви­тель­но хочет слу­жить Кришне, не так важ­но, кто он — шуд­ра, вай­шья или жен­щи­на. Если он искренне хочет повто­рять маха-ман­тру Харе Криш­на или дик­ша-ман­тру, он досто­ин полу­чить ини­ци­а­цию в соот­вет­ствии с пан­ча­ра­три­кой. Соглас­но Ведам, ини­ци­а­цию может полу­чить толь­ко брах­ман, пол­но­стью выпол­ня­ю­щий свои обя­зан­но­сти. Шуд­рам и жен­щи­нам не поз­во­ля­ет­ся полу­чать ини­ци­а­цию вай­ди­ка. Если, по мне­нию духов­но­го учи­те­ля, чело­век не готов к ини­ци­а­ции, он не может полу­чить ман­тру соглас­но пан­ча­ра­три­ка- или вай­ди­ка-вид­дхи. Но когда чело­век готов полу­чить ман­тру, он полу­ча­ет ини­ци­а­цию (пан­ча­ра­три­ка или вай­ди­ка). В любом слу­чае, резуль­тат тот же самый.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 24.331

 

Когда уче­ник ста­но­вит­ся достой­ным и очи­ща­ет свое повто­ре­ние, духов­ный учи­тель дает ему брах­ма­ни­че­ский шнур.

Обыч­но вопрос о посвя­ще­нии реша­ет духов­ный учи­тель, кото­рый ведет уче­ни­ка по духов­но­му пути. Если он видит, что уче­ник при­об­рел необ­хо­ди­мые каче­ства и доста­точ­но очи­стил­ся, повто­ряя свя­тые име­на, он дает ему брах­ман­ский шнур. Когда в про­цес­се повто­ре­ния свя­тых имен чело­век очи­ща­ет­ся, он полу­ча­ет от духов­но­го учи­те­ля посвя­ще­ние и ста­но­вит­ся брах­маном.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 3.33.6

 

Повто­ре­ния ман­тры Харе Криш­на, даже без повто­ре­ния кама-гаятри, доста­точ­но, что­бы достичь выс­ше­го совершенства.

Гос­по­ду Кришне покло­ня­ют­ся гаятри-мантрой, и эта осо­бая ман­тра, кото­рой Ему покло­ня­ют­ся, назы­ва­ет­ся кама-гаятри. В веди­че­ских про­из­ве­де­ни­ях объ­яс­ня­ет­ся, что сло­вом гаятри назы­ва­ют зву­ко­вую виб­ра­цию, кото­рая может воз­вы­сить чело­ве­ка, осво­бо­див его от измыш­ле­ний. Ман­тра кама-гаятри состо­ит из 24 с поло­ви­ной слогов:

клим кама-девая видмахе
пушпа-баная дхи­ма­хи
тан­но ’нан­гах прачодаят

Эту ман­тру уче­ник полу­ча­ет от духов­но­го учи­те­ля, когда дости­га­ет опре­де­лен­но­го успе­ха в повто­ре­нии Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Ина­че гово­ря, ман­тра гаятри и сам­ска­ра, или посвя­ще­ние человека
в истин­ные брах­ма­ны, дают­ся духов­ным учи­те­лем, когда он видит, что его уче­ник про­дви­нул­ся в духов­ном зна­нии. Но даже тогда кама-гаятри при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах не долж­на про­из­но­сить­ся. Во вся­ком слу­чае, повто­ре­ния Харе Криш­на вполне доста­точ­но для вос­хож­де­ния на наи­выс­ший духов­ный уровень.

«Уче­ние Шри Чай­та­ньи»

 

Текст для обсуждения

Пове­де­ние вайш­на­ва по отно­ше­нию к раз­ным людям

Уче­ные-вайш­на­вы иссле­до­ва­ли, что суще­ству­ет три кате­го­рии пре­дан­ных и раз­ные вари­ан­ты пове­де­ния, кото­рым нуж­но сле­до­вать, обща­ясь с преданными.

«Тому, кто повто­ря­ет свя­тое имя Гос­по­да, сле­ду­ет ока­зы­вать почте­ние мыс­лен­но», — гово­рит Рупа Госва­ми («Упа­де­шамри­та», 5). Так, вкрат­це, Рупа Госва­ми опи­сы­ва­ет каништ­ха-адхи­ка­ри, начи­на­ю­ще­го пре­дан­но­го. Каништ­ха-адхи­ка­ри не спо­со­бен долж­ным обра­зом ува­жать про­дви­ну­тых пре­дан­ных и не видит Гос­по­да Криш­ну в серд­цах всех живых существ. Как пра­ви­ло, он при­зна­ет при­сут­ствие Криш­ны толь­ко в хра­мо­вом Боже­стве. Но при этом каништ­ха-адхи­ка­ри намно­го луч­ше, чем непре­дан­ные, кото­рые делят­ся на кар­ми (гру­бых мате­ри­а­ли­стов), йогов и гья­ни (импер­со­на­ли­стов). Но он — пре­дан­ный Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, хотя ино­гда его назы­ва­ют пре­дан­ным-мате­ри­а­ли­стом, посколь­ку пери­о­ди­че­ски он про­яв­ля­ет инте­рес к мате­ри­аль­ным бла­гам. Пре­дан­ные долж­ны стре­мить­ся под­нять­ся выше, на вто­рую сту­пень, мад­хья­ма-адхи­ка­ри.

«Мад­хья­ма-адхи­ка­ри, — пишет Шри­ла Праб­ху­па­да, — полу­чил духов­ное посвя­ще­ние от духов­но­го учи­те­ля, кото­рый пол­но­стью занял его в транс­цен­дент­ном слу­же­нии Господу».

Шри­ла Праб­ху­па­да опи­сы­ва­ет и выс­ший уро­вень, утта­ма-адхи­ка­ри. «Из мно­гих таких вайш­на­вов, может быть, най­дет­ся один, кото­рый очень серьез­но будет слу­жить Гос­по­ду и стро­го сле­до­вать всем регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам, повто­рять пред­пи­сан­ное коли­че­ство кру­гов джа­пы и все­гда думать о том, как рас­ши­рить Дви­же­ние созна­ния Криш­ны. Тако­го вайш­на­ва сле­ду­ет счи­тать утта­ма-адхи­ка­ри, самым про­дви­ну­тым пре­дан­ным, и к обще­нию с ним сле­ду­ет все­гда стремиться».

Рупа Госва­ми объ­яс­ня­ет, что начи­на­ю­ще­му пре­дан­но­му сле­ду­ет выра­жать почте­ние мыс­лен­но, пре­дан­но­му-мад­хья­ма сле­ду­ет пред­ла­гать покло­ны, а с чистым пре­дан­ным, про­дви­ну­тым в неуклон­ном пре­дан­ном слу­же­нии, чье серд­це совер­шен­но сво­бод­но от склон­но­сти кри­ти­ко­вать дру­гих, сле­ду­ет общать­ся и с верой слу­жить ему.

Хотя ко всем пре­дан­ным сле­ду­ет отно­сить­ся с почте­ни­ем, суще­ству­ют чет­кие ука­за­ния, как общать­ся с раз­ны­ми клас­са­ми пре­дан­ных. Каж­дый пре­дан­ный рано или позд­но ока­жет­ся в ситу­а­ции, когда его окру­жа­ют пре­дан­ные, более про­дви­ну­тые, чем он сам, его «ровес­ни­ки» или же нович­ки, те, кто менее про­дви­нут. Соглас­но вайш­нав­ско­му эти­ке­ту, стар­шим пре­дан­ным чело­век дол­жен слу­жить и вопро­шать их. С рав­ны­ми нуж­но дру­жить, а к тем, кто менее опы­тен, сле­ду­ет про­яв­лять мило­сер­дие и помо­гать им. Когда бы ни появи­лась воз­мож­ность послу­шать про­дви­ну­то­го вайш­на­ва или послу­жить ему, пре­дан­ный дол­жен пом­нить настав­ле­ние шастр и сме­ло идти впе­ред с вели­кой реши­мо­стью ока­зать почте­ние стар­ше­му. Если меж­ду дву­мя уче­ни­ка­ми воз­ни­ка­ет нера­вен­ство, один не дол­жен зави­до­вать дру­го­му. Шри­ла Праб­ху­па­да пишет: «Если духов­ный брат более про­све­щен и про­дви­нут в созна­нии Криш­ны, его сле­ду­ет счи­тать почти рав­ным духов­но­му учи­те­лю и радо­вать­ся его про­дви­же­нию» («Шри­мад-Бха­га­ва­там», 3.32.42).

Но как узнать, кто явля­ет­ся про­дви­ну­тым пре­дан­ным? Каж­дый ли духов­ный брат наше­го гуру по-насто­я­ще­му досто­ин того, что­бы мы счи­та­ли его прак­ти­че­ски рав­ным ему? Сле­ду­ет ли счи­тать про­дви­ну­тым каж­до­го сан­нья­си или стар­ше­го преданного?

Если пове­де­ние стар­ше­го пре­дан­но­го или сан­нья­си не под­хо­дит под опи­са­ние пове­де­ния насто­я­ще­го вайш­на­ва, чело­век дол­жен сам делать выво­ды. Но даже если пре­дан­ный не про­яв­ля­ет ника­ких при­зна­ков «про­дви­ну­то­сти», сле­ду­ет про­дол­жать соблю­дать эти­кет, пред­пи­сан­ный в обще­нии со стар­ши­ми пре­дан­ны­ми или сан­нья­си. Такую мане­ру пове­де­ния про­де­мон­стри­ро­вал Гос­подь Чай­та­нья, про­дол­жая ока­зы­вать почте­ние стар­ше­му сан­нья­си, Рама­чан­дре Пури, хотя тот и вел себя в выс­шей сте­пе­ни оскор­би­тель­но. О том, как вести себя в кон­крет­ных слу­ча­ях, сле­ду­ет посо­ве­то­вать­ся с ува­жа­е­мы­ми преданными.

С кем мы рав­ны в пре­дан­ном слу­же­нии? Сми­рен­ный пре­дан­ный скло­нен счи­тать себя ниже осталь­ных, и пото­му не смо­жет точ­но ска­зать, с кем он в духов­ном отно­ше­нии нахо­дит­ся на рав­ных. Начи­на­ю­щие пре­дан­ные, одна­ко, могут делать такие соци­аль­ные раз­ли­чия: грих­аст­ха нико­гда не может быть духов­но равен сан­нья­си; пре­дан­ный, кото­рый в созна­нии Криш­ны 12 лет, не равен тому, кто в созна­нии Криш­ны уже 16… Но «рав­ные» озна­ча­ет дру­зья-еди­но­мыш­лен­ни­ки. Рав­ные — это те, кто дру­жит в слу­же­нии духов­но­му учи­те­лу. Конеч­но, нет двух оди­на­ко­вых людей. Друж­ба — зна­чит при­ни­мать и отда­вать. Осно­ва для любов­но­го духов­но­го вза­и­мо­об­ме­на при­во­дит­ся Рупой Госва­ми в «Упа­де­шамри­те». Дарить и при­ни­мать дары, откры­вать ум, слу­шать о сокро­вен­ном, при­ни­мать пра­сад и уго­щать пра­са­дом — вот шесть при­зна­ков люб­ви, свя­зы­ва­ю­щей преданных.

Духов­ная друж­ба отли­ча­ет­ся от мате­ри­аль­ной. Мате­ри­аль­ная друж­ба осно­ва­на на насла­жде­нии чувств, а духов­ная — на созна­нии Кришны.

Чело­век, при­ла­га­ю­щий уси­лия в созна­нии Криш­ны, не дол­жен заво­дить себе дру­зей по каким-то мате­ри­аль­ным при­чи­нам. Пре­дан­но­му ниче­го не нуж­но от бога­ча или поли­ти­че­ско­го союз­ни­ка. Посколь­ку мы сошли с пути мате­ри­аль­но­го про­грес­са, нас не долж­на инте­ре­со­вать кра­со­та тела, ари­сто­кра­ти­че­ское про­ис­хож­де­ние, богат­ство или обра­зо­ван­ность. Вся наша друж­ба долж­на уси­ли­вать пре­дан­ное служение.

Как давать милость менее продвинутым?

Самый явный пред­ста­ви­тель это­го вида — нови­чок. Он не зна­ет вайш­нав­ской фило­со­фии и еще не слиш­ком устой­чив в обе­тах. Стар­шие пре­дан­ные долж­ны помо­гать ему как толь­ко возможно.

Люди, кото­рые про­ве­ли в созна­нии Криш­ны мно­го лет, но все еще сохра­ни­ли мате­ри­аль­ные при­вя­зан­но­сти, долж­ны так­же счи­тать­ся «менее про­дви­ну­ты­ми». Вайш­нав явля­ет им свою милость, нахо­дя вре­мя давать им сове­ты и умест­ные настав­ле­ния и строя пла­ны, как занять млад­ших пре­дан­ных в слу­же­нии, что­бы они почув­ство­ва­ли нек­тар созна­ния Криш­ны. Порой не так про­сто ока­зы­вать дру­гим милость. Если мы ока­жем милость вору, дав ему хоро­шие мораль­ные настав­ле­ния, он навер­ня­ка рас­сер­дит­ся. Сле­ду­ет научить­ся ока­зы­вать милость так­тич­но и интел­ли­гент­но. Милость невоз­мож­но изоб­ра­зить, как нель­зя снис­кать с ее помо­щью почет и ува­же­ние млад­ших пре­дан­ных. Пре­дан­ный дол­жен оста­вать­ся сми­рен­ным и сосре­до­то­чен­ным на прин­ци­пах созна­ния Криш­ны, тогда он смо­жет дать милость дру­гим сво­им хоро­шим при­ме­ром. Если пове­де­ние чело­ве­ка иде­аль­но, он даст милость каж­до­му, не при­ла­гая ника­ких допол­ни­тель­ных усилий.

Как отно­сить­ся к невин­ным непреданным?

Чистый пре­дан­ный дру­же­люб­но рас­по­ло­жен к каж­до­му. Он не скло­нен нико­му при­чи­нять бес­по­кой­ства сло­ва­ми или даже мыс­ля­ми. Он про­ща­ет дру­гим их ошиб­ки. Когда это настро­е­ние сов­ме­ща­ет­ся с осо­зна­ни­ем того, что непре­дан­ные стра­да­ют, а впе­ре­ди их ожи­да­ют еще боль­шие стра­да­ния, в пре­дан­ном про­буж­да­ет­ся состра­да­ние, и он хочет слу­жить пад­шим душам. Из состра­да­ния про­по­вед­ник обра­ща­ет­ся к греш­ни­кам, пыта­ясь осво­бо­дить их. Пре­дан­ный не удо­вле­тво­рен, достиг­нув осво­бож­де­ния сам: он хочет обла­го­де­тель­ство­вать этим же дру­гих. Это отно­ше­ние вну­ше­но ему Самим Криш­ной, кото­рый, как Отец, жела­ю­щий бла­га всем живым суще­ствам, хочет, что­бы все они изба­ви­лись от стра­да­ний и вер­ну­лись к Нему.

Как избе­гать обще­ния с атеистами?

Когда некий домо­хо­зя­ин спро­сил Гос­по­да Чай­та­нью, как пре­дан­ный дол­жен вести себя, Гос­подь тут же отве­тил: асат сан­га тья­га, эй вайш­нав ача­ра, стри сан­ги эка аса­д­ху, криш­на бхак­та ара — «Вайш­на­вам сле­ду­ет все­гда избе­гать обще­ния с обыч­ны­ми людь­ми. Обыч­ные люди слиш­ком при­вя­за­ны к мате­ри­аль­но­му, осо­бен­но к жен­щи­нам. Вайш­на­вы так­же долж­ны избе­гать обще­ства тех, кто не пре­дан Гос­по­ду» («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила 22.87).

Обще­ние очень важ­но. Как обще­ство махатм откры­ва­ет две­ри к осво­бож­де­нию, так и обще­ство опу­стив­ших­ся мате­ри­а­ли­стов может стя­нуть пре­дан­но­го вниз, к неве­же­ству. Люди, кото­рым нра­вит­ся насла­ждать­ся неза­кон­ным сек­сом, и люди, враж­деб­но настро­ен­ные к созна­нию Бога, сво­им обще­ни­ем уни­что­жа­ют чистое пове­де­ние вайш­на­ва. Нет ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что пре­дан­но­му не нра­вит­ся общать­ся с ними.

 

Выде­ле­ние

Назо­ви­те три уров­ня пре­дан­ных и отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го уровня.

Осмыс­ле­ние

  1. Опи­ши­те, как мы долж­ны стро­ить отно­ше­ния с пре­дан­ны­ми каж­до­го уровня.
  2. Что зна­чит — «менее про­дви­ну­тые пре­дан­ные»? Как вести себя с ними?
  3. Каки­ми долж­ны быть наши отно­ше­ния с невин­ны­ми людьми?
  4. С кем мы долж­ны избе­гать близ­ких отно­ше­ний? Почему?

При­ме­не­ние

Поде­ли­тесь вашим опы­том отно­ше­ний с пре­дан­ны­ми раз­ных уров­ней. Соблю­да­ли ли вы ваш­нав­ский эти­кет? Стре­ми­лись ли вы к духов­ным отно­ше­ни­ям с ними? Что было пра­виль­ным в вашем пове­де­нии, а что — нет?

 

Про­по­ведь — это сущность

Искрен­ний пре­дан­ный упол­но­мо­чен Гос­по­дом проповедовать.

Десять дней Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху оста­вал­ся в Пра­я­ге и давал настав­ле­ния Рупе Госва­ми, наде­ляя его необ­хо­ди­мой силой.

Ком­мен­та­рий: Здесь содер­жит­ся под­твер­жде­ние выска­зы­ва­ния: криш­на-шак­ти вина нахе тара пра­вар­та­на. Чело­век не может рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны, не будучи спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ным Вер­хов­ной Лич­но­стью Бога. Упол­но­мо­чен­ный пре­дан­ный чув­ству­ет и счи­та­ет себя нижай­шим из людей, посколь­ку зна­ет, что каж­дым его дей­стви­ем руко­во­дит Гос­подь, нахо­дя­щий­ся в его серд­це. Это под­твер­жда­ет­ся в «Бха­га­вад-гите» (10.10):

тешам сата­та-йук­та­нам
бхад­жа­там прити-пурвакам
дада­ми буддхи‑йoгам там
йена мам упай­ан­ти те

«Тех, кто посто­ян­но слу­жит Мне с любо­вью и пре­дан­но­стью, Я наде­ляю разу­мом, кото­рый помо­га­ет им прид­ти ко Мне».

Что­бы обре­сти пол­но­мо­чия Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, чело­век дол­жен стать досто­ин это­го. Это зна­чит, что два­дцать четы­ре часа в сут­ки он дол­жен с любо­вью слу­жить Гос­по­ду. Мате­ри­аль­ное поло­же­ние пре­дан­но­го не име­ет зна­че­ния, посколь­ку пре­дан­ное слу­же­ние не зави­сит от мир­ских сооб­ра­же­ний. Когда-то Шри­ла Рупа Госва­ми был пра­ви­тель­ствен­ным чинов­ни­ком и грих­аст­хой. Он не был даже брах­ма­ча­ри или сан­нья­си. Он общал­ся с млеч­чха­ми и ява­на­ми, но посколь­ку он все­гда хотел слу­жить, он стал досто­ин вос­при­нять милость Гос­по­да. Искрен­ний пре­дан­ный может полу­чить пол­но­мо­чия Гос­по­да неза­ви­си­мо от сво­е­го поло­же­ния. В преды­ду­щем сти­хе из «Бхак­ти-расамри­та-син­дху» Шри­ла Рупа Госва­ми опи­сал, как Гос­подь лич­но упол­но­мо­чил его. Далее в «Бхак­ти-расамри­та-син­дху» (1.2.187) он говорит:

иха йасйа харер дасйе
кар­ма­на мана­са гира
ник­хи­лав апй авастхасу
джи­ван-мук­тах са учьяте

«Чело­век, посвя­ща­ю­щий слу­же­нию Кришне тело, ум и речь, — осво­бож­ден­ная душа, даже если он нахо­дит­ся в мате­ри­аль­ном мире, хотя может пока­зать­ся, что он погру­жен в так назы­ва­е­мую мате­ри­аль­ную деятельность».

Дабы остать­ся сво­бод­ным от мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния и обре­сти бла­го­склон­ность Гос­по­да, чело­век дол­жен искренне хотеть слу­жить Гос­по­ду. Ниче­го дру­го­го не нуж­но. Как толь­ко чело­век, мило­стью духов­но­го учи­те­ля и Гос­по­да, полу­ча­ет бла­го­сло­ве­ние, ему тут же дает­ся вся сила, необ­хо­ди­мая для того, что­бы писать кни­ги и рас­про­стра­нять Дви­же­ние созна­ния Криш­ны без вся­ких помех со сто­ро­ны мате­ри­аль­ной природы.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.135