Шри Намамрита — Нектар святого имени
Нама-дикша, брахманическая инициация и святое имя.
Искреннее желание повторять святое имя — главное качество для получения инициации в соответствии с панчаратрикой.
В «Хари-бхакти-виласе» (1.194) дается следующее указание:
тантрикешу ча мант
дикшайам йошитам апи
садхвинам адхикаро ‘сти
шудрадинам ча сад-дхийам
«Шудры и женщины, которые чисты и искренне желают понять Абсолютную Истину, достойны получить посвящение в панчаратрика-мантры».
Это же подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.32):
мам хи партха вйапашритйа
йе ’пи сйух папа-йoнайах
стрийo ваишйас татха шудрас
те ’пи йанти парам гатим
«О сын Притхи, предавшись Мне, даже люди низкого происхождения, женщины, вайшьи [торговцы] и шудры [рабочие] могут достичь высшей обители».
Если человек действительно хочет служить Кришне, не так важно, кто он — шудра, вайшья или женщина. Если он искренне хочет повторять маха-мантру Харе Кришна или дикша-мантру, он достоин получить инициацию в соответствии с панчаратрикой. Согласно Ведам, инициацию может получить только брахман, полностью выполняющий свои обязанности. Шудрам и женщинам не позволяется получать инициацию вайдика. Если, по мнению духовного учителя, человек не готов к инициации, он не может получить мантру согласно панчаратрика- или вайдика-виддхи. Но когда человек готов получить мантру, он получает инициацию (панчаратрика или вайдика). В любом случае, результат тот же самый.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.331
Когда ученик становится достойным и очищает свое повторение, духовный учитель дает ему брахманический шнур.
Обычно вопрос о посвящении решает духовный учитель, который ведет ученика по духовному пути. Если он видит, что ученик приобрел необходимые качества и достаточно очистился, повторяя святые имена, он дает ему брахманский шнур. Когда в процессе повторения святых имен человек очищается, он получает от духовного учителя посвящение и становится брахманом.
«Шримад-Бхагаватам», 3.33.6
Повторения мантры Харе Кришна, даже без повторения кама-гаятри, достаточно, чтобы достичь высшего совершенства.
Господу Кришне поклоняются гаятри-мантрой, и эта особая мантра, которой Ему поклоняются, называется кама-гаятри. В ведических произведениях объясняется, что словом гаятри называют звуковую вибрацию, которая может возвысить человека, освободив его от измышлений. Мантра кама-гаятри состоит из 24 с половиной слогов:
клим кама-девая видмахе
пушпа-баная дхимахи
танно ’нангах прачодаят
Эту мантру ученик получает от духовного учителя, когда достигает определенного успеха в повторении Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Иначе говоря, мантра гаятри и самскара, или посвящение человека
в истинные брахманы, даются духовным учителем, когда он видит, что его ученик продвинулся в духовном знании. Но даже тогда кама-гаятри при определенных обстоятельствах не должна произноситься. Во всяком случае, повторения Харе Кришна вполне достаточно для восхождения на наивысший духовный уровень.
«Учение Шри Чайтаньи»
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава по отношению к разным людям
Ученые-вайшнавы исследовали, что существует три категории преданных и разные варианты поведения, которым нужно следовать, общаясь с преданными.
«Тому, кто повторяет святое имя Господа, следует оказывать почтение мысленно», — говорит Рупа Госвами («Упадешамрита», 5). Так, вкратце, Рупа Госвами описывает каништха-адхикари, начинающего преданного. Каништха-адхикари не способен должным образом уважать продвинутых преданных и не видит Господа Кришну в сердцах всех живых существ. Как правило, он признает присутствие Кришны только в храмовом Божестве. Но при этом каништха-адхикари намного лучше, чем непреданные, которые делятся на карми (грубых материалистов), йогов и гьяни (имперсоналистов). Но он — преданный Верховной Личности Бога, хотя иногда его называют преданным-материалистом, поскольку периодически он проявляет интерес к материальным благам. Преданные должны стремиться подняться выше, на вторую ступень, мадхьяма-адхикари.
«Мадхьяма-адхикари, — пишет Шрила Прабхупада, — получил духовное посвящение от духовного учителя, который полностью занял его в трансцендентном служении Господу».
Шрила Прабхупада описывает и высший уровень, уттама-адхикари. «Из многих таких вайшнавов, может быть, найдется один, который очень серьезно будет служить Господу и строго следовать всем регулирующим принципам, повторять предписанное количество кругов джапы и всегда думать о том, как расширить Движение сознания Кришны. Такого вайшнава следует считать уттама-адхикари, самым продвинутым преданным, и к общению с ним следует всегда стремиться».
Рупа Госвами объясняет, что начинающему преданному следует выражать почтение мысленно, преданному-мадхьяма следует предлагать поклоны, а с чистым преданным, продвинутым в неуклонном преданном служении, чье сердце совершенно свободно от склонности критиковать других, следует общаться и с верой служить ему.
Хотя ко всем преданным следует относиться с почтением, существуют четкие указания, как общаться с разными классами преданных. Каждый преданный рано или поздно окажется в ситуации, когда его окружают преданные, более продвинутые, чем он сам, его «ровесники» или же новички, те, кто менее продвинут. Согласно вайшнавскому этикету, старшим преданным человек должен служить и вопрошать их. С равными нужно дружить, а к тем, кто менее опытен, следует проявлять милосердие и помогать им. Когда бы ни появилась возможность послушать продвинутого вайшнава или послужить ему, преданный должен помнить наставление шастр и смело идти вперед с великой решимостью оказать почтение старшему. Если между двумя учениками возникает неравенство, один не должен завидовать другому. Шрила Прабхупада пишет: «Если духовный брат более просвещен и продвинут в сознании Кришны, его следует считать почти равным духовному учителю и радоваться его продвижению» («Шримад-Бхагаватам», 3.32.42).
Но как узнать, кто является продвинутым преданным? Каждый ли духовный брат нашего гуру по-настоящему достоин того, чтобы мы считали его практически равным ему? Следует ли считать продвинутым каждого санньяси или старшего преданного?
Если поведение старшего преданного или санньяси не подходит под описание поведения настоящего вайшнава, человек должен сам делать выводы. Но даже если преданный не проявляет никаких признаков «продвинутости», следует продолжать соблюдать этикет, предписанный в общении со старшими преданными или санньяси. Такую манеру поведения продемонстрировал Господь Чайтанья, продолжая оказывать почтение старшему санньяси, Рамачандре Пури, хотя тот и вел себя в высшей степени оскорбительно. О том, как вести себя в конкретных случаях, следует посоветоваться с уважаемыми преданными.
С кем мы равны в преданном служении? Смиренный преданный склонен считать себя ниже остальных, и потому не сможет точно сказать, с кем он в духовном отношении находится на равных. Начинающие преданные, однако, могут делать такие социальные различия: грихастха никогда не может быть духовно равен санньяси; преданный, который в сознании Кришны 12 лет, не равен тому, кто в сознании Кришны уже 16… Но «равные» означает друзья-единомышленники. Равные — это те, кто дружит в служении духовному учителу. Конечно, нет двух одинаковых людей. Дружба — значит принимать и отдавать. Основа для любовного духовного взаимообмена приводится Рупой Госвами в «Упадешамрите». Дарить и принимать дары, открывать ум, слушать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — вот шесть признаков любви, связывающей преданных.
Духовная дружба отличается от материальной. Материальная дружба основана на наслаждении чувств, а духовная — на сознании Кришны.
Человек, прилагающий усилия в сознании Кришны, не должен заводить себе друзей по каким-то материальным причинам. Преданному ничего не нужно от богача или политического союзника. Поскольку мы сошли с пути материального прогресса, нас не должна интересовать красота тела, аристократическое происхождение, богатство или образованность. Вся наша дружба должна усиливать преданное служение.
Как давать милость менее продвинутым?
Самый явный представитель этого вида — новичок. Он не знает вайшнавской философии и еще не слишком устойчив в обетах. Старшие преданные должны помогать ему как только возможно.
Люди, которые провели в сознании Кришны много лет, но все еще сохранили материальные привязанности, должны также считаться «менее продвинутыми». Вайшнав являет им свою милость, находя время давать им советы и уместные наставления и строя планы, как занять младших преданных в служении, чтобы они почувствовали нектар сознания Кришны. Порой не так просто оказывать другим милость. Если мы окажем милость вору, дав ему хорошие моральные наставления, он наверняка рассердится. Следует научиться оказывать милость тактично и интеллигентно. Милость невозможно изобразить, как нельзя снискать с ее помощью почет и уважение младших преданных. Преданный должен оставаться смиренным и сосредоточенным на принципах сознания Кришны, тогда он сможет дать милость другим своим хорошим примером. Если поведение человека идеально, он даст милость каждому, не прилагая никаких дополнительных усилий.
Как относиться к невинным непреданным?
Чистый преданный дружелюбно расположен к каждому. Он не склонен никому причинять беспокойства словами или даже мыслями. Он прощает другим их ошибки. Когда это настроение совмещается с осознанием того, что непреданные страдают, а впереди их ожидают еще большие страдания, в преданном пробуждается сострадание, и он хочет служить падшим душам. Из сострадания проповедник обращается к грешникам, пытаясь освободить их. Преданный не удовлетворен, достигнув освобождения сам: он хочет облагодетельствовать этим же других. Это отношение внушено ему Самим Кришной, который, как Отец, желающий блага всем живым существам, хочет, чтобы все они избавились от страданий и вернулись к Нему.
Как избегать общения с атеистами?
Когда некий домохозяин спросил Господа Чайтанью, как преданный должен вести себя, Господь тут же ответил: асат санга тьяга, эй вайшнав ачара, стри санги эка асадху, кришна бхакта ара — «Вайшнавам следует всегда избегать общения с обычными людьми. Обычные люди слишком привязаны к материальному, особенно к женщинам. Вайшнавы также должны избегать общества тех, кто не предан Господу» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 22.87).
Общение очень важно. Как общество махатм открывает двери к освобождению, так и общество опустившихся материалистов может стянуть преданного вниз, к невежеству. Люди, которым нравится наслаждаться незаконным сексом, и люди, враждебно настроенные к сознанию Бога, своим общением уничтожают чистое поведение вайшнава. Нет ничего удивительного в том, что преданному не нравится общаться с ними.
Выделение
Назовите три уровня преданных и отличительные признаки каждого уровня.
Осмысление
- Опишите, как мы должны строить отношения с преданными каждого уровня.
- Что значит — «менее продвинутые преданные»? Как вести себя с ними?
- Какими должны быть наши отношения с невинными людьми?
- С кем мы должны избегать близких отношений? Почему?
Применение
Поделитесь вашим опытом отношений с преданными разных уровней. Соблюдали ли вы вашнавский этикет? Стремились ли вы к духовным отношениям с ними? Что было правильным в вашем поведении, а что — нет?
Проповедь — это сущность
Искренний преданный уполномочен Господом проповедовать.
Десять дней Шри Чайтанья Махапрабху оставался в Праяге и давал наставления Рупе Госвами, наделяя его необходимой силой.
Комментарий: Здесь содержится подтверждение высказывания: кришна-шакти вина нахе тара правартана. Человек не может распространять сознание Кришны, не будучи специально уполномоченным Верховной Личностью Бога. Уполномоченный преданный чувствует и считает себя нижайшим из людей, поскольку знает, что каждым его действием руководит Господь, находящийся в его сердце. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (10.10):
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи‑йoгам там
йена мам упайанти те
«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им придти ко Мне».
Чтобы обрести полномочия Верховной Личности Бога, человек должен стать достоин этого. Это значит, что двадцать четыре часа в сутки он должен с любовью служить Господу. Материальное положение преданного не имеет значения, поскольку преданное служение не зависит от мирских соображений. Когда-то Шрила Рупа Госвами был правительственным чиновником и грихастхой. Он не был даже брахмачари или санньяси. Он общался с млеччхами и яванами, но поскольку он всегда хотел служить, он стал достоин воспринять милость Господа. Искренний преданный может получить полномочия Господа независимо от своего положения. В предыдущем стихе из «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описал, как Господь лично уполномочил его. Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.187) он говорит:
иха йасйа харер дасйе
кармана манаса гира
никхилав апй авастхасу
дживан-муктах са учьяте
«Человек, посвящающий служению Кришне тело, ум и речь, — освобожденная душа, даже если он находится в материальном мире, хотя может показаться, что он погружен в так называемую материальную деятельность».
Дабы остаться свободным от материального осквернения и обрести благосклонность Господа, человек должен искренне хотеть служить Господу. Ничего другого не нужно. Как только человек, милостью духовного учителя и Господа, получает благословение, ему тут же дается вся сила, необходимая для того, чтобы писать книги и распространять Движение сознания Кришны без всяких помех со стороны материальной природы.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.135