Шри Намамрита — Нектар святого имени
Проповедь доставляет удовольствие Верховному Господу.
Полубогов называют преданными сакама, то есть преданными, в умах которых сохранились материальные желания, а чистых преданных, лишенных эгоистических желаний и интересов, называют преданными нишкама. Преданные сакама эгоистичны, ибо не думают о других, поэтому они не способны полностью удовлетворить Господа. Но чистые преданные посвящают себя миссионерской деятельности, обращая непреданных в преданных, поэтому Господь доволен ими гораздо больше, нежели полубогами. Иногда Господь Сам приходит в материальный мир, чтобы проповедовать, как делал это Господь Чайтанья, но чаще Он посылает сюда Своих истинных представителей, являя непреданным Свою беспричинную милость. Господь так любит Своих чистых преданных, что хочет, чтобы они прославились, проповедуя Его послание, поэтому Он посылает их, хотя вполне мог бы все сделать Сам. В этом выражается Его особая благосклонность к чистым преданным нишкама, недоступная для преданных сакама.
«Шримад-Бхагаватам», 3.9.12, комм.
Текст для обсуждения
Проповедь и поведение
Между проповедью и поведением существует своего рода конфликт. Это выражено в молитве Санатаны Госвами Харидасу Тхакуру: «Некоторые хорошо себя ведут, но не проповедуют религию сознания Кришны. Другие проповедуют, но не ведут себя достойно. Ты же одновременно своим личным поведением исполняешь обязанности по отношению к святому имени и проповедуешь. Поэтому ты — духовный учитель всего мира, поскольку ты — самый опытный преданный».
Шрила Прабхупада подтверждает, что его последователи также должны проповедовать и показывать пример идеального поведения. «Необходимое условие этого — то, что каждый должен действовать согласно наставлениям священных писаний и в то же время проповедовать. Участники Движения Харе Кришна повторяют как минимум 16 кругов в день, что не должно вызывать особых проблем, и в то же время они должны проповедовать религию Чайтаньи Махапрабху, согласно доктрине «Бхагавад-гиты как она есть». Тот, кто делает это, достоин того, чтобы стать духовным учителем всего мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.102–103).
Преданный не должен уходить в лес в поисках идеального места для практики вайшнавского поведения. Напротив, он должен оставаться в городах, чтобы дать людям шанс вернуться домой, назад к Богу. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если брахман пренебрегает теми, кто стремится к сознанию Кришны, его духовное знание уменьшится, как из треснутого горшка вытекает вода.
Если преданный пытается уклониться от проповеди, он не сможет продвинуться в духовном отношении. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что положение вайшнава определяется тем, насколько хорошим он был философским камнем — то есть по тому, скольких людей он сделал преданными за свою жизнь.
«Лучшей проповедью будет, — писал Шрила Прабхупада в письме, — если вы сами станете идеальным преданным» (Письмо Ниранджане дасу, 23 апреля 1974 г.).
Только неопытный проповедник думает, что можно быть активным во «внешнем» служении, в то же время не уделяя особого внимания правилам и предписаниям. Наполняя сознанием Кришны все свои поступки, преданный не позволит майе приблизиться. Нелепо думать, что вайшнав может проповедовать, при этом толком не понимая вайшнавской философии и основных принципов вайшнавского поведения.
Поведение в проповеди
Когда телерепортер спросил Шрилу Прабхупаду, по каким внешним признакам можно определить истинного последователя сознания Кришны, тот ответил: «Он — истинный джентльмен, только и всего». Шрила Прабхупада говорил: «Человек должен стать совершенным джентльменом и научиться оказывать должное почтение другим» («Бхагавад-гита», 13.8–12).
Хотя в обычном употреблении слово «джентльмен» может использоваться лишь по отношению к человеку богатому и благородному, мы используем его, чтобы описать высший стандарт благородного и тактичного поведения преданного. Учтивость и смирение оценят даже непреданные. Преданный не груб, не высокомерен, не пренебрегает мнением других.
Когда Господь Чайтанья пришел в собрание санньяси-майавади из Бенареса, Он смиренно сел у дверей, пока старший санньяси, Пракашананда Сарасвати, лично не подошел к Нему
и не пригласил Его внутрь.
В юном возрасте Господь Чайтанья с триумфом разгромил в споре кашмирского пандита. Но когда Его ученики начали смеяться над ученым, Господь Чайтанья одернул их и с почтением обратился к оппоненту.
Когда Господь Чайтанья начал шествие гражданского неповиновения, направленное против приказа мирового судьи в Навадвипе, Он, несомненно, преступил закон, но действовал без применения насилия. Хотя Господь Чайтанья шел с киртаном к резиденции кази во главе 100 000 человек, прибыв на место, он мирно поговорил с судьей, обратившись к нему как к почетному представителю власти.
Писания советуют: сатьям бруйат прийам бруйат. В материальном мире следует произносить только ту правду, которая приятна, иной же следует избегать. Но Прабхупада пишет: «Преданные всегда смиренно выражают каждому почтение, но когда заходит спор по поводу шастр, они не следуют обычному этикету, сатьям бруйат прийам бруйат. Они говорят только сатьям, хотя и не всегда прийам» (Письмо к Сумати Морарджи, 9 августа 1976 г.).
Учитывая все вышесказанное, преданный должен по возможности вести себя вежливо, как истинный вайшнав-джентльмен, следуя примеру Господа Чайтаньи Махапрабху. Если в ходе честного представления Абсолютной Истины непреданные сочтут нас невыразительными, это не побеспокоит нас. Преданный должен порадовать духовного учителя и Кришну, и тогда все будет совершенным, даже если весь мир будет не согласен с этим.
Выделение:
- Почему Харидас Тхакур считается лучшим из вайшнавов?
- Кто имеет право стать духовным учителем?
- Какова наша главная проповедь, согласно Шриле Прабхупаде?
Осмысление:
- Почему для преданного так важно проповедовать?
- Как преданный может стать проповедником?
- Что имел в виду Шрила Прабхупада, говоря, что преданный — истинный джентльмен?
- Расскажите, как Господь Чайтанья демонстрировал идеальное вайшнавское поведение.
- Как мы должны говорить людям правду?
Применение:
- Расскажите о вашем опыте проповеди. Как вы себя вели?
- Что вам отвечали те, к кому вы обращались?
- Как бы вы хотели улучшить свою проповедь или поведение?
Проповедь — это сущность
Проповедь в смиренном умонастроении.
Первоначально санньяси-майявади Бенареса хотели встретиться с Чайтаньей Махапрабху, чтобы разубедить Его в личностной концепции Бога. Однако Шри Чайтанья Махапрабху Своей проповедью повлиял на санньяси-майявади. Они растрогались от Его учтивых речей и, проникшись к Нему дружелюбием, заговорили с Ним столь же учтиво.
Каждому проповеднику приходится встречаться с оппонентами, но он ни в коем случае не должен еще больше настраивать их против себя. Они уже настроены негативно, и, если с ними говорить резко и неучтиво, эта враждебность только усилится. Поэтому мы должны следовать примеру Господа Чайтаньи Махапрабху и по возможности стараться переубедить оппонента, цитируя шастры и излагая выводы ачарьев. Именно так, и никак иначе, нужно пытаться победить врагов Господа.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.99