Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Про­по­ведь достав­ля­ет удо­воль­ствие Вер­хов­но­му Господу.

Полу­бо­гов назы­ва­ют пре­дан­ны­ми сака­ма, то есть пре­дан­ны­ми, в умах кото­рых сохра­ни­лись мате­ри­аль­ные жела­ния, а чистых пре­дан­ных, лишен­ных эго­и­сти­че­ских жела­ний и инте­ре­сов, назы­ва­ют пре­дан­ны­ми ниш­ка­ма. Пре­дан­ные сака­ма эго­и­стич­ны, ибо не дума­ют о дру­гих, поэто­му они не спо­соб­ны пол­но­стью удо­вле­тво­рить Гос­по­да. Но чистые пре­дан­ные посвя­ща­ют себя мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти, обра­щая непре­дан­ных в пре­дан­ных, поэто­му Гос­подь дово­лен ими гораз­до боль­ше, неже­ли полу­бо­га­ми. Ино­гда Гос­подь Сам при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир, что­бы про­по­ве­до­вать, как делал это Гос­подь Чай­та­нья, но чаще Он посы­ла­ет сюда Сво­их истин­ных пред­ста­ви­те­лей, являя непре­дан­ным Свою бес­при­чин­ную милость. Гос­подь так любит Сво­их чистых пре­дан­ных, что хочет, что­бы они про­сла­ви­лись, про­по­ве­дуя Его посла­ние, поэто­му Он посы­ла­ет их, хотя вполне мог бы все сде­лать Сам. В этом выра­жа­ет­ся Его осо­бая бла­го­склон­ность к чистым пре­дан­ным ниш­ка­ма, недо­ступ­ная для пре­дан­ных сака­ма.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 3.9.12, комм.

 

Текст для обсуждения

Про­по­ведь и поведение

Меж­ду про­по­ве­дью и пове­де­ни­ем суще­ству­ет сво­е­го рода кон­фликт. Это выра­же­но в молит­ве Сана­та­ны Госва­ми Хари­да­су Тха­ку­ру: «Неко­то­рые хоро­шо себя ведут, но не про­по­ве­ду­ют рели­гию созна­ния Криш­ны. Дру­гие про­по­ве­ду­ют, но не ведут себя достой­но. Ты же одно­вре­мен­но сво­им лич­ным пове­де­ни­ем испол­ня­ешь обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к свя­то­му име­ни и про­по­ве­ду­ешь. Поэто­му ты — духов­ный учи­тель все­го мира, посколь­ку ты — самый опыт­ный преданный».

Шри­ла Праб­ху­па­да под­твер­жда­ет, что его после­до­ва­те­ли так­же долж­ны про­по­ве­до­вать и пока­зы­вать при­мер иде­аль­но­го пове­де­ния. «Необ­хо­ди­мое усло­вие это­го — то, что каж­дый дол­жен дей­ство­вать соглас­но настав­ле­ни­ям свя­щен­ных писа­ний и в то же вре­мя про­по­ве­до­вать. Участ­ни­ки Дви­же­ния Харе Криш­на повто­ря­ют как мини­мум 16 кру­гов в день, что не долж­но вызы­вать осо­бых про­блем, и в то же вре­мя они долж­ны про­по­ве­до­вать рели­гию Чай­та­ньи Маха­праб­ху, соглас­но док­трине «Бха­га­вад-гиты как она есть». Тот, кто дела­ет это, досто­ин того, что­бы стать духов­ным учи­те­лем все­го мира» («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Антья-лила, 4.102–103).

Пре­дан­ный не дол­жен ухо­дить в лес в поис­ках иде­аль­но­го места для прак­ти­ки вайш­нав­ско­го пове­де­ния. Напро­тив, он дол­жен оста­вать­ся в горо­дах, что­бы дать людям шанс вер­нуть­ся домой, назад к Богу. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что если брах­ман пре­не­бре­га­ет теми, кто стре­мит­ся к созна­нию Криш­ны, его духов­ное зна­ние умень­шит­ся, как из трес­ну­то­го горш­ка выте­ка­ет вода.

Если пре­дан­ный пыта­ет­ся укло­нить­ся от про­по­ве­ди, он не смо­жет про­дви­нуть­ся в духов­ном отно­ше­нии. Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур гово­рил, что поло­же­ние вайш­на­ва опре­де­ля­ет­ся тем, насколь­ко хоро­шим он был фило­соф­ским кам­нем — то есть по тому, сколь­ких людей он сде­лал пре­дан­ны­ми за свою жизнь.

«Луч­шей про­по­ве­дью будет, — писал Шри­ла Праб­ху­па­да в пись­ме, — если вы сами ста­не­те иде­аль­ным пре­дан­ным» (Пись­мо Ниран­джане дасу, 23 апре­ля 1974 г.).

Толь­ко неопыт­ный про­по­вед­ник дума­ет, что мож­но быть актив­ным во «внеш­нем» слу­же­нии, в то же вре­мя не уде­ляя осо­бо­го вни­ма­ния пра­ви­лам и пред­пи­са­ни­ям. Напол­няя созна­ни­ем Криш­ны все свои поступ­ки, пре­дан­ный не поз­во­лит майе при­бли­зить­ся. Неле­по думать, что вайш­нав может про­по­ве­до­вать, при этом тол­ком не пони­мая вайш­нав­ской фило­со­фии и основ­ных прин­ци­пов вайш­нав­ско­го поведения.

Пове­де­ние в проповеди

Когда теле­ре­пор­тер спро­сил Шри­лу Праб­ху­па­ду, по каким внеш­ним при­зна­кам мож­но опре­де­лить истин­но­го после­до­ва­те­ля созна­ния Криш­ны, тот отве­тил: «Он — истин­ный джентль­мен, толь­ко и все­го». Шри­ла Праб­ху­па­да гово­рил: «Чело­век дол­жен стать совер­шен­ным джентль­ме­ном и научить­ся ока­зы­вать долж­ное почте­ние дру­гим» («Бха­га­вад-гита», 13.8–12).

Хотя в обыч­ном упо­треб­ле­нии сло­во «джентль­мен» может исполь­зо­вать­ся лишь по отно­ше­нию к чело­ве­ку бога­то­му и бла­го­род­но­му, мы исполь­зу­ем его, что­бы опи­сать выс­ший стан­дарт бла­го­род­но­го и так­тич­но­го пове­де­ния пре­дан­но­го. Учти­вость и сми­ре­ние оце­нят даже непре­дан­ные. Пре­дан­ный не груб, не высо­ко­ме­рен, не пре­не­бре­га­ет мне­ни­ем других.

Когда Гос­подь Чай­та­нья при­шел в собра­ние сан­нья­си-май­а­ва­ди из Бена­ре­са, Он сми­рен­но сел у две­рей, пока стар­ший сан­нья­си, Пра­ка­ша­нан­да Сара­сва­ти, лич­но не подо­шел к Нему
и не при­гла­сил Его внутрь.

В юном воз­расте Гос­подь Чай­та­нья с три­ум­фом раз­гро­мил в спо­ре каш­мир­ско­го пан­ди­та. Но когда Его уче­ни­ки нача­ли сме­ять­ся над уче­ным, Гос­подь Чай­та­нья одер­нул их и с почте­ни­ем обра­тил­ся к оппоненту.

Когда Гос­подь Чай­та­нья начал шествие граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния, направ­лен­ное про­тив при­ка­за миро­во­го судьи в Нава­дви­пе, Он, несо­мнен­но, пре­сту­пил закон, но дей­ство­вал без при­ме­не­ния наси­лия. Хотя Гос­подь Чай­та­нья шел с кир­та­ном к рези­ден­ции кази во гла­ве 100 000 чело­век, при­быв на место, он мир­но пого­во­рил с судьей, обра­тив­шись к нему как к почет­но­му пред­ста­ви­те­лю власти.

Писа­ния сове­ту­ют: сатьям бруй­ат прий­ам бруй­ат. В мате­ри­аль­ном мире сле­ду­ет про­из­но­сить толь­ко ту прав­ду, кото­рая при­ят­на, иной же сле­ду­ет избе­гать. Но Праб­ху­па­да пишет: «Пре­дан­ные все­гда сми­рен­но выра­жа­ют каж­до­му почте­ние, но когда захо­дит спор по пово­ду шастр, они не сле­ду­ют обыч­но­му эти­ке­ту, сатьям бруй­ат прий­ам бруй­ат. Они гово­рят толь­ко сатьям, хотя и не все­гда прий­ам» (Пись­мо к Сума­ти Морар­джи, 9 авгу­ста 1976 г.).

Учи­ты­вая все выше­ска­зан­ное, пре­дан­ный дол­жен по воз­мож­но­сти вести себя веж­ли­во, как истин­ный вайш­нав-джентль­мен, сле­дуя при­ме­ру Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Если в ходе чест­но­го пред­став­ле­ния Абсо­лют­ной Исти­ны непре­дан­ные сочтут нас невы­ра­зи­тель­ны­ми, это не побес­по­ко­ит нас. Пре­дан­ный дол­жен пора­до­вать духов­но­го учи­те­ля и Криш­ну, и тогда все будет совер­шен­ным, даже если весь мир будет не согла­сен с этим.

 

Выде­ле­ние:

  1. Поче­му Хари­дас Тха­кур счи­та­ет­ся луч­шим из вайш­на­вов?
  2. Кто име­ет пра­во стать духов­ным учителем?
  3. Како­ва наша глав­ная про­по­ведь, соглас­но Шри­ле Прабхупаде?

Осмыс­ле­ние:

  1. Поче­му для пре­дан­но­го так важ­но проповедовать?
  2. Как пре­дан­ный может стать проповедником?
  3. Что имел в виду Шри­ла Праб­ху­па­да, гово­ря, что пре­дан­ный — истин­ный джентльмен?
  4. Рас­ска­жи­те, как Гос­подь Чай­та­нья демон­стри­ро­вал иде­аль­ное вайш­нав­ское поведение.
  5. Как мы долж­ны гово­рить людям правду?

При­ме­не­ние:

  1. Рас­ска­жи­те о вашем опы­те про­по­ве­ди. Как вы себя вели?
  2. Что вам отве­ча­ли те, к кому вы обращались?
  3. Как бы вы хоте­ли улуч­шить свою про­по­ведь или поведение?

 

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь в сми­рен­ном умонастроении.

Пер­во­на­чаль­но сан­нья­си-май­я­ва­ди Бена­ре­са хоте­ли встре­тить­ся с Чай­та­ньей Маха­праб­ху, что­бы раз­убе­дить Его в лич­ност­ной кон­цеп­ции Бога. Одна­ко Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху Сво­ей про­по­ве­дью повли­ял на сан­нья­си-май­я­ва­ди. Они рас­тро­га­лись от Его учти­вых речей и, про­ник­шись к Нему дру­же­лю­би­ем, заго­во­ри­ли с Ним столь же учтиво.

Каж­до­му про­по­вед­ни­ку при­хо­дит­ся встре­чать­ся с оппо­нен­та­ми, но он ни в коем слу­чае не дол­жен еще боль­ше настра­и­вать их про­тив себя. Они уже настро­е­ны нега­тив­но, и, если с ними гово­рить рез­ко и неучти­во, эта враж­деб­ность толь­ко уси­лит­ся. Поэто­му мы долж­ны сле­до­вать при­ме­ру Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху и по воз­мож­но­сти ста­рать­ся пере­убе­дить оппо­нен­та, цити­руя шаст­ры и изла­гая выво­ды ача­рьев. Имен­но так, и никак ина­че, нуж­но пытать­ся побе­дить вра­гов Господа.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.99