Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Мы долж­ны повто­рять Харе Криш­на, что­бы очи­стить серд­це от вожде­ле­ния и жадности.

Сей­час миром дви­жет кама и лоб­ха. Кама зна­чит «вожде­ле­ние», а лоб­ха  «жад­ность». Люди поме­ша­ны на сек­се и день­гах, в резуль­та­те чего в их серд­цах ско­пи­лась грязь, кото­рую необ­хо­ди­мо уда­лить. Чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для того, что­бы изба­вить­ся от гря­зи в серд­це, но где тот уни­вер­си­тет или кол­ледж, в кото­ром учи­ли бы нау­ке очи­ще­ния созна­ния? Научить­ся это­му мож­но толь­ко в Обще­стве созна­ния Криш­ны. Криш­на нахо­дит­ся в нашем серд­це, кото­рое покры­то сло­ем гря­зи, и Он Сам помо­га­ет нам очи­стить его. Нашта-прай­е­шв абхад­ре­шу нитйа бха­га­ва­та севайа. Для это­го мы долж­ны регу­ляр­но слу­шать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и повто­рять ман­тру Харе Криш­на — эти два вида дея­тель­но­сти реко­мен­до­вал Шри Чай­та­нья Махапрабху.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы»

 

Текст для обсуждения

мат­тах пара­та­рам нанй­ат
кин­чид асти дха­нан­джайа
майи сар­вам идам про­там
сут­ре мани-гана ива

О заво­е­ва­тель богатств, нет исти­ны выше Меня. Все сущее поко­ит­ся на Мне, подоб­но жем­чу­жи­нам, нани­зан­ным на нить.

Ком­мен­та­рий. Испо­кон веков уче­ные спо­рят о том, явля­ет­ся ли Абсо­лют­ная Исти­на лич­но­стью или нет. В «Бха­га­вад-гите» неод­но­крат­но гово­рит­ся о том, что Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность Бога, Шри Криш­на. В част­но­сти, этот стих дока­зы­ва­ет, что Абсо­лют­ная Исти­на явля­ет­ся лич­но­стью. Под­твер­жде­ние тому, что Лич­ность Бога — это Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на, мы нахо­дим и в «Брах­ма-сам­хи­те»: ишва­рах пара­мах криш­нах сат-чит-анан­да-вигра­хах — Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на, Лич­ность Бога — это Криш­на, пред­веч­ный Гос­подь, неис­ся­ка­е­мый источ­ник радо­сти, Говин­да, тело кото­ро­го веч­но, испол­не­но зна­ния и бла­жен­ства. Эти авто­ри­тет­ные писа­ния не остав­ля­ют сомне­ний в том, что Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность, при­чи­на всех при­чин. Одна­ко импер­со­на­ли­сты пыта­ют­ся оспо­рить это, ссы­ла­ясь на Веды, в част­но­сти на сле­ду­ю­щий стих из «Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад» (3.10): тато йад утта­ра­та­рам тад ару­пам ана­май­ам / йа этад видур амри­тас те бха­ван­ти атхе­та­ре духкхам эва­пий­ан­ти — «В мате­ри­аль­ном мире Брах­ма, пер­вое суще­ство во все­лен­ной, счи­та­ет­ся вели­чай­шим сре­ди полу­бо­гов, людей и живот­ных. Но выше Брах­мы нахо­дит­ся транс­цен­дент­ное нача­ло, не име­ю­щее мате­ри­аль­ной фор­мы и не осквер­нен­ное мате­ри­ей. Тот, кто постиг его, так­же дости­га­ет транс­цен­дент­но­го уров­ня, те же, кто не зна­ет его, тер­пят стра­да­ния в мате­ри­аль­ном мире». Импер­со­на­ли­сты при­да­ют осо­бое зна­че­ние упо­треб­лен­но­му здесь сло­ву ару­пам. Одна­ко это сло­во вовсе не озна­ча­ет «без­лич­ное бытие». Оно ука­зы­ва­ет на духов­ное тело, кото­рое веч­но, испол­не­но зна­ния и бла­жен­ства, как гово­ри­лось в при­ве­ден­ном выше сти­хе из «Брах­ма-сам­хи­ты». Это так­же под­твер­жда­ет­ся в дру­гих сти­хах из «Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад» (3.8–9)

веда­хам этам пуру­шам махантам
адитйа-вар­нам тама­сах парастат
там эва видит­ва­ти мри­тй­ум эти
нанй­ах пант­ха видй­а­те ’йанайа

йасмат парам напа­рам асти кинчид
йасман нанийо но джайо ’сти кинчит
врик­ша ива стаб­д­хо диви тишт­хатй экас
тене­дам пур­нам пуру­ше­на сарвам

«Я знаю, что суще­ству­ет Бог — Вер­хов­ная Лич­ность, кото­рая сто­ит выше всех мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний, порож­ден­ных тьмой. Толь­ко тот, кто постиг Его, смо­жет вырвать­ся из кру­го­во­ро­та рож­де­ния и смер­ти. Нет ино­го пути к освобождению.

Нет такой исти­ны, кото­рая была бы выше Вер­хов­ной Лич­но­сти, ибо Гос­подь пре­вы­ше все­го. Он мень­ше мель­чай­ше­го и боль­ше вели­чай­ше­го. Он сто­ит непо­движ­но, слов­но дере­во, оза­ряя духов­ное небо, и как дере­во во все сто­ро­ны про­сти­ра­ет кор­ни, так и Гос­подь про­ни­зы­ва­ет все сущее Сво­ей бес­пре­дель­ной энергией».

Из этих сти­хов явству­ет, что Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность Бога, кото­рая про­ни­зы­ва­ет все сущее Сво­ей мно­го­об­раз­ной энер­ги­ей, мате­ри­аль­ной и духовной.

 «Бха­га­вад-гита», 7.7

 

Выде­ле­ние

С чем здесь срав­ни­ва­ют­ся жем­чу­жи­ны? Что пред­став­ля­ет собой «нить»?

Осмыс­ле­ние

  1. При­ве­ди­те все сви­де­тель­ства шастр, упо­мя­ну­тые здесь, что­бы дока­зать, что Бог — лич­ность и Вер­хов­ный пове­ли­тель духов­но­го и мате­ри­аль­но­го мира.
  2. Какое бла­го при­но­сит это зна­ние о Вер­хов­ном Господе?
  3. Чем невы­год­но непо­ни­ма­ние или отсут­ствие это­го знания?
  4. Как импер­со­на­ли­сты интер­пре­ти­ру­ют писа­ния, что­бы дока­зать, что Гос­подь безличен?
  5. Как мы можем дока­зать оши­боч­ность их утверждений?

При­ме­не­ние

«Абсо­лют­ная Исти­на, в конеч­ном сче­те, без­лич­на». Опро­верг­ни­те это утвер­жде­ние с помо­щью цитат из свя­щен­ных писа­ний, логи­ки и сви­де­тельств вели­ких преданных.

 

Про­по­ведь — это сущность

Сила про­по­вед­ни­ка — в чистоте.

Наше Дви­же­ние созна­ния Криш­ны созда­но для этой цели. Мы хотим дать миру чистых пре­дан­ных, что­бы дру­гие люди мог­ли полу­чить бла­го, обща­ясь с ними. Таким обра­зом, чис­ло чистых пре­дан­ных воз­рас­та­ет. Про­фес­си­о­наль­ные про­по­вед­ни­ки не могут дать миру чистых пре­дан­ных. Толь­ко чистый пре­дан­ный может обра­щать дру­гих к чисто­му пре­дан­но­му слу­же­нию. Поэто­му для всех про­по­вед­ни­ков наше­го Дви­же­ния созна­ния Криш­ны важ­но сна­ча­ла стать чисты­ми пре­дан­ны­ми и сле­до­вать регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам: отка­зу от неза­кон­но­го сек­са, упо­треб­ле­ния в пищу мяса, азарт­ных игр и одур­ма­ни­ва­ю­щих средств. Они долж­ны регу­ляр­но повто­рять на чет­ках маха-ман­тру Харе Криш­на, сле­до­вать прак­ти­ке пре­дан­но­сти, вста­вать рано утром, посе­щать ман­га­ла-ара­ти и каж­дый день читать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и «Бха­га­вад-гиту». Таким обра­зом чело­век очи­ща­ет­ся и осво­бож­да­ет­ся от мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния. Показ­ное пре­дан­ное слу­же­ние нико­му не помо­жет. Чело­век дол­жен стать чистым пре­дан­ным, сле­дуя прак­ти­ке пре­дан­но­сти. Толь­ко тогда он смо­жет обра­щать к пре­дан­но­му слу­же­нию дру­гих. Если про­по­вед­ник, зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, ведет себя достой­но, он смо­жет обра­щать дру­гих. Ина­че его про­по­ведь не даст ника­ко­го эффекта.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 24.98