Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Если мы посто­ян­но будем вос­пе­вать маха-ман­тру, Криш­на будет защи­щать нас от гре­хов­ных реакций

Чело­век не может совер­шать гре­хов­ные поступ­ки и одно­вре­мен­но про­грес­си­ро­вать в созна­нии Криш­ны. Одна­ко Криш­на гово­рит: «ахам твам сар­ва-папеб­хьо мок­ша­и­шья­ми» (Б‑г, 18.66) «Пре­дай­ся Мне, и я избав­лю тебя от любых гре­хов­ных реакций».

Каж­дый из нас, жизнь за жиз­нью, ведая или не ведая того, совер­ша­ет гре­хов­ные поступ­ки. Мож­но наме­рен­но убить живот­ное, и это, есте­ствен­но, будет гре­хов­ным поступ­ком, одна­ко если даже совер­шить это нена­ме­рен­но, это так­же гре­хов­но. Идя по ули­це, мы можем неча­ян­но убить мно­го мура­вьев, а так­же, когда мы про­сто зани­ма­ем­ся повсе­днев­ны­ми дела­ми — когда гото­вим, наби­ра­ем воду, пере­ма­лы­ва­ем спе­ции с помо­щью сту­пы и пести­ка — мы уби­ва­ем мно­же­ство живых существ. Если мы не оста­ем­ся в созна­нии Криш­ны, мы под­ле­жим суро­во­му нака­за­нию за все эти непред­на­ме­рен­ные гре­хов­ные поступки.

Если ребе­нок по незна­нию при­кос­нет­ся к огню, озна­ча­ет ли это, что огонь про­стит дитя и не будет его жечь? Нет. Зако­ны при­ро­ды настоль­ко стро­ги, настоль­ко точ­ны, что и речи не может быть о послаб­ле­нии. Даже в обыч­ной жиз­ни незна­ние не осво­бож­да­ет от ответ­ствен­но­сти. Если мы при­дем в суд и ска­жем: «Я не знал, что это дей­ствие — пре­ступ­ле­ние» — такой довод не озна­ча­ет, что нас про­стят. Точ­но так же и неве­же­ство не явля­ет­ся оправ­да­ни­ем для нару­ше­ния зако­нов природы.

Сле­до­ва­тель­но, если мы дей­стви­тель­но хотим осво­бо­дить­ся от реак­ций за нашу гре­хов­ную жизнь, мы долж­ны быть созна­ю­щи­ми Криш­ну, тогда Криш­на осво­бо­дит нас от гре­хов­ных реак­ций. Поэто­му реко­мен­ду­ет­ся — кир­та­ния сада харих («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 17.31) — нуж­но посто­ян­но вос­пе­вать Харе Криш­на , Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, что­бы Криш­на спас нас.

«Молит­вы цари­цы Кун­ти»

 

Текст для обсуждения

йадж джнат­ва на пунар мохам
эвам йасй­а­си пандава
йена бху­танй ашешани
драк­шй­асй атманй атхо майи

Полу­чив от осо­знав­шей себя души истин­ное зна­ние, ты боль­ше нико­гда не впа­дешь в заблуж­де­ние, ибо это зна­ние помо­жет тебе уви­деть, что все живые суще­ства — части­цы Все­выш­не­го или, ины­ми сло­ва­ми, что все они пре­бы­ва­ют во Мне.

Ком­мен­та­рий. Полу­чив зна­ние от осо­знав­шей себя души, то есть от того, кто постиг духов­ную при­ро­ду вещей, чело­век пони­ма­ет, что все живые суще­ства — неотъ­ем­ле­мые части­цы Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, Гос­по­да Шри Криш­ны. Чув­ство сво­ей отде­лен­но­сти от Криш­ны назы­ва­ют май­ей (ма зна­чит «не», а йа — «это»). Неко­то­рые люди дума­ют, что мы никак не свя­за­ны с Криш­ной, что Криш­на — все­го лишь вели­кая исто­ри­че­ская лич­ность, а Абсо­лют — это без­лич­ный Брах­ман. Но на самом деле, как ска­за­но в «Бха­га­вад-гите», без­лич­ный Брах­ман — это сия­ние, исхо­дя­щее от тела Криш­ны. Будучи Вер­хов­ной Лич­но­стью Бога, Криш­на явля­ет­ся при­чи­ной все­го суще­го. В «Брах­ма-сам­хи­те» ясно ска­за­но, что Криш­на — это Вер­хов­ная Лич­ность Бога, при­чи­на всех при­чин. Мил­ли­о­ны вопло­ще­ний Гос­по­да — все­го лишь Его раз­лич­ные про­яв­ле­ния. Живые суще­ства — тоже про­яв­ле­ния Криш­ны. Фило­со­фы-май­а­ва­ди оши­боч­но счи­та­ют, что, раз­де­лив­шись на мно­же­ство частей, Криш­на пере­стал суще­ство­вать как отдель­ная лич­ность. Эта кон­цеп­ция, по сути, мате­ри­а­ли­стич­на. Из опы­та жиз­ни в мате­ри­аль­ном мире нам извест­но, что пред­мет, раз­де­лен­ный на части, утра­чи­ва­ет свою пер­во­на­чаль­ную фор­му. Одна­ко фило­со­фы-май­а­ва­ди не спо­соб­ны понять, что на абсо­лют­ном уровне один плюс один, так же как и один минус один, рав­ня­ет­ся одно­му. Тако­ва при­ро­да абсо­лют­но­го мира.

Лишен­ные абсо­лют­но­го зна­ния, мы сей­час нахо­дим­ся под покро­вом иллю­зии и пото­му счи­та­ем себя отде­лен­ны­ми от Криш­ны. Но хотя мы и явля­ем­ся отде­лен­ны­ми части­ца­ми Криш­ны, мы не отлич­ны от Него. Раз­ли­чия меж­ду тела­ми живых существ — это майя, а не реаль­ность. Все мы при­зва­ны достав­лять удо­воль­ствие Кришне. Толь­ко под вли­я­ни­ем майи Арджу­на мог поду­мать, что кров­ные узы, вре­мен­но свя­зы­ва­ю­щие его с род­ствен­ни­ка­ми, важ­нее его веч­ных духов­ных отно­ше­ний с Криш­ной. Суть уче­ния «Бха­га­вад-гиты» в том, что, будучи веч­ным слу­гой Криш­ны, живое суще­ство неот­де­ли­мо от Него, а ощу­ще­ние им сво­ей отде­лен­но­сти от Гос­по­да назы­ва­ет­ся май­ей. Живые суще­ства, как неотъ­ем­ле­мые части­цы Все­выш­не­го, име­ют осо­бое пред­на­зна­че­ние. Забыв о сво­ем пред­на­зна­че­нии, они с неза­па­мят­ных вре­мен вопло­ща­ют­ся в раз­лич­ных мате­ри­аль­ных телах: людей, живот­ных, полу­бо­гов и т.д. При­чи­на это­го в том, что они забы­ли о транс­цен­дент­ном слу­же­нии Гос­по­ду. Но, если чело­век, слу­жа Гос­по­ду, раз­ви­ва­ет в себе созна­ние Криш­ны, он может изба­вить­ся от этой иллю­зии. Толь­ко духов­ный учи­тель спо­со­бен дать чело­ве­ку это чистое зна­ние и помочь ему избе­жать оши­боч­ных пред­став­ле­ний о равен­стве обык­но­вен­но­го суще­ства с Криш­ной. Тот, кто обла­да­ет совер­шен­ным зна­ни­ем, пони­ма­ет, что Выс­шая Душа, Криш­на, есть выс­шее при­бе­жи­ще всех существ, и что, поки­нув это при­бе­жи­ще, они ока­за­лись во вла­сти иллю­зор­ной, мате­ри­аль­ной энер­гии и возо­мни­ли себя отде­лен­ны­ми от Криш­ны. Так, отож­де­ствив себя с раз­ны­ми мате­ри­аль­ны­ми фор­ма­ми, живые суще­ства забы­ли о Кришне. Но, когда заблуд­шее суще­ство вста­ет на путь созна­ния Криш­ны, перед ним откры­ва­ет­ся доро­га к осво­бож­де­нию, как ска­за­но в «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (2.10.6): мук­тир хит­ванй­атха-рупам сва­ру­пе­на вйа­ва­ст­хи­тих. Обре­сти осво­бож­де­ние — зна­чит занять свое есте­ствен­ное поло­же­ние, то есть стать веч­ным слу­гой Криш­ны (или обре­сти созна­ние Кришны).

«Бха­га­вад-Гита», 4.35

 

Выде­ле­ние

Какое зна­ние мы можем полу­чить от осо­знав­шей себя души?

Осмыс­ле­ние

  1. Что неко­то­рые люди непра­виль­но гово­рят о Кришне? Что, в соот­вет­ствии с их пони­ма­ни­ем, явля­ет­ся Абсо­лют­ной Истиной?
  2. Как объ­яс­ня­ет Абсо­лют­ную Исти­ну «Брах­ма-сам­хи­та»?
  3. Поче­му май­а­ва­ди счи­та­ют, что Криш­на раз­де­ля­ет­ся, когда рас­про­стра­ня­ет Себя в мно­го­чис­лен­ные экс­пан­сии? Пояс­ни­те с примером.
  4. Как мы дума­ем о себе, когда мы в майе?
  5. Когда мы по-насто­я­ще­му освобождены?

При­ме­не­ние

При­хо­ди­лось ли Вам бороть­ся с дву­мя лич­но­стя­ми, нахо­дя­щи­ми­ся в Вас, «мате­ри­аль­ной» и «духов­ной»? Поде­ли­тесь опы­том тако­го кон­флик­та. Какая лич­ность побе­ди­ла в итоге?

 

Про­по­ведь — это сущность

Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся как пожар и его невоз­мож­но остановить.

Жизнь чело­ве­ка пред­на­зна­че­на для осо­зна­ния Бога, одна­ко, к сожа­ле­нию, мате­ри­а­ли­сти­че­ская циви­ли­за­ция дела­ет акцент лишь на чув­ствах тела, не осо­зна­вая нали­чие жиз­нен­ной силы в теле. Как это ясно изла­га­ет­ся в Бха­га­вад-гите (дехи­но смин йатха дехе, Б.-г. 2.13), в теле нахо­дит­ся его вла­де­лец, жиз­нен­ная сила, кото­рая гораз­до важ­нее тела. Одна­ко чело­ве­че­ское обще­ство так силь­но дегра­ди­ро­ва­ло, что вме­сто осо­зна­ния жиз­нен­ной силы в теле люди заня­ты лишь внеш­ни­ми веща­ми. Тако­во несо­от­вет­ствие в осо­зна­нии чело­ве­че­ско­го долга.

Поэто­му Криш­на явил­ся или при­нял при­бе­жи­ще во чре­ве дви­же­ния созна­ния Криш­ны. Люди, подоб­ные Кам­се, поэто­му пре­бы­ва­ют в боль­шом бес­по­кой­стве и вся­че­ски пыта­ют­ся оста­но­вить это дви­же­ние, осо­бен­но в запад­ных стра­нах. Один поли­тик отме­тил, что дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, слов­но эпи­де­мия, и если его не оста­но­вить сра­зу же, то через десять лет оно захва­тит госу­дар­ствен­ную власть. Дей­стви­тель­но, дви­же­ние созна­ния Криш­ны обла­да­ет такой силой.

По утвер­жде­нию авто­ри­те­тов (Ч.ч. Ади 17.22), кали-кале нама-рупе криш­на-ава­та­ра: в этот век Криш­на явля­ет­ся в Харе Криш­на маха-ман­тре. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, слов­но пожар, по все­му миру и оно будет про­дол­жать рас­про­стра­нять­ся таким обра­зом. Люди, подоб­ные Кам­се, очень боят­ся, что дви­же­ние так быст­ро раз­ви­ва­ет­ся и что его при­ни­ма­ет моло­дое поко­ле­ние. Но так же, как Криш­на не мог быть убит Кам­сой, так и это дви­же­ние не может быть уни­что­же­но людь­ми, подоб­ны­ми Кам­се. Дви­же­ние будет все боль­ше и боль­ше раз­ви­вать­ся, если толь­ко лиде­ры дви­же­ния будут непо­ко­ле­би­мы в сво­ем созна­нии Криш­ны, стро­го соблю­дая регу­ли­ру­ю­щие прин­ци­пы и зани­ма­ясь сво­ей основ­ной дея­тель­но­стью — регу­ляр­ным вос­пе­ва­ни­ем Харе-Криш­на маха-ман­тры.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 10.2.20