Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Харе Криш­на ман­тра — луч­шая из молитв.

Пока чело­век нахо­дит­ся в пре­де­лах огра­ни­чен­ной сфе­ры кар­ми­че­ской дея­тель­но­сти или зани­ма­ет­ся спе­ку­ля­тив­ны­ми рас­суж­де­ни­я­ми, он, может быть, и спо­со­бен изу­чать тео­ре­ти­че­ское зна­ние «Ведан­та-сут­ры» и учить ему дру­гих, но постичь выс­шую веч­ную транс­цен­ден­таль­ную зву­ко­вую виб­ра­цию Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе он не смо­жет. Но тому, кто достиг совер­шен­ства в повто­ре­нии транс­цен­ден­таль­ной виб­ра­ции Харе Криш­на, не нуж­но отдель­но изу­чать фило­со­фию «Ведан­та-сут­ры». В соот­вет­ствии с уче­ни­ем Чай­та­ньи Маха­праб­ху, истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, все, кто вос­при­ни­ма­ет транс­цен­ден­таль­ную виб­ра­цию как отлич­ную от Вер­хов­но­го Гос­по­да и ста­ра­ет­ся стать фило­со­фом-май­я­ва­ди или зна­то­ком «Ведан­та-сут­ры» — про­сто глуп­цы. Изу­че­ние «Ведан­та-сут­ры» сво­и­ми соб­ствен­ны­ми сила­ми — это оче­ред­ное про­яв­ле­ние глу­по­сти. Но тот, кто почув­ство­вал вкус к повто­ре­нию транс­цен­ден­таль­ной виб­ра­ции, воис­ти­ну достиг цели Ведан­ты. В свя­зи с этим осо­бен­но поучи­тель­ны два сти­ха из «Шри­мад-Бха­га­ва­там». Смысл пер­во­го из них в том, что даже если низ­ко­рож­ден­ный чело­век занят повто­ре­ни­ем транс­цен­ден­таль­ной виб­ра­ции, то сле­ду­ет пони­мать, что он уже совер­шил все виды аскез и жерт­во­при­но­ше­ний, при­нял все фор­мы отре­че­ния и изу­чил все «Брах­ма-сут­ры». Бла­го­да­ря это­му он стал спо­со­бен повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Смысл вто­ро­го состо­ит в том, что тот, кто повто­ря­ет два сло­га Ха-ри, дол­жен счи­тать­ся изу­чив­шим все Веды: Риг-веду, Атхар­ва-веду, Яджур-веду и Сама-веду.

«Уче­ние Гос­по­да Чай­та­ньи»

 

Текст для обсуждения

чан­ча­лам хи манах кришна
пра­матхи бала­вад дридхам
тасй­а­хам нигра­хам манйе
вай­ор ива су-душкарам

Ум непо­сед­лив, неистов, упрям и необы­чай­но силен, о Криш­на, и, мне кажет­ся, укро­тить его труд­нее, чем оста­но­вить ветер.

Ком­мен­та­рий. Ум так силен и упрям, что порой берет верх над разу­мом, хотя по идее дол­жен под­чи­нять­ся ему. В повсе­днев­ной жиз­ни чело­ве­ку при­хо­дит­ся пре­одо­ле­вать мно­же­ство пре­пят­ствий, и ему, без­услов­но, очень труд­но дер­жать ум в пови­но­ве­нии. Обык­но­вен­ный чело­век может пытать­ся оди­на­ко­во отно­сить­ся к дру­зьям и вра­гам, но в конеч­ном сче­те у него ниче­го не полу­чит­ся, посколь­ку обуз­дать ум труд­нее, чем сдер­жать ура­ган­ный ветер. В Ведах (Катха-упа­ни­шад, 1.3.3–4) сказано:

атма­нам ратхи­нам виддхи
шари­рам ратхам эва ча
буд­дхим ту саратхим виддхи
манах пра­гра­хам эва ча

индрий­а­ни хай­ан ахур
вишай­амс тешу го-чаран
атмендрийа-мано-йук­там
бхок­тетй ахур манишинах

«Инди­ви­ду­аль­ная душа сидит на колес­ни­це мате­ри­аль­но­го тела, кото­рой управ­ля­ет воз­ни­ца-разум. Ум — это вож­жи в руках воз­ни­цы, а чув­ства — лоша­ди. Под воз­дей­стви­ем ума и чувств живое суще­ство то раду­ет­ся, то стра­да­ет. Так утвер­жда­ют вели­кие муд­ре­цы». Разум создан для того, что­бы руко­во­дить умом, но ум столь силен и упрям, что неред­ко берет верх даже над разу­мом, подоб­но тому как ост­рая инфек­ция ино­гда ока­зы­ва­ет­ся силь­нее самых силь­ных лекарств. Обуз­дать ум мож­но, зани­ма­ясь йогой, но для Арджу­ны, жив­ше­го в миру, это было не по силам. Что же тогда гово­рить о совре­мен­ных людях? Арджу­на исполь­зу­ет здесь очень удач­ное срав­не­ние: никто не в силах оста­но­вить ветер. Но усми­рить бес­по­кой­ный ум еще труд­нее. Самый лег­кий метод, поз­во­ля­ю­щий совла­дать с умом, дал людям Гос­подь Чай­та­нья. Он велел им очень сми­рен­но повто­рять «Харе Криш­на», вели­кую ман­тру, дару­ю­щую осво­бож­де­ние. Са ваи манах криш­на-пада­ра­вин­дай­ох: надо думать толь­ко о Кришне. Лишь тогда ум смо­жет успо­ко­ить­ся, и ничто уже не выве­дет его из равновесия.

«Бха­га­вад-гита», 6.34

 

Выде­ле­ние

Опи­ши­те ана­ло­гию, в кото­рой наше тело и мы сами срав­ни­ва­ют­ся с колес­ни­цей и возничим.

Осмыс­ле­ние

  1. Что нуж­но, что­бы кон­тро­ли­ро­вать ум?
  2. Поче­му управ­лять умом так трудно?
  3. Опи­ши­те, как лег­че все­го кон­тро­ли­ро­вать ум, по мне­нию Гос­по­да Чай­та­ньи Махапрабху?

При­ме­не­ние

Поде­ли­тесь сво­им опы­том того, как созна­ние Криш­ны помо­га­ет вам кон­тро­ли­ро­вать ум.

 

Про­по­ведь — это сущность

Сила про­по­вед­ни­ка — в чистоте.

Наше Дви­же­ние созна­ния Криш­ны созда­но для этой цели. Мы хотим дать миру чистых пре­дан­ных, что­бы дру­гие люди мог­ли полу­чить бла­го, обща­ясь с ними. Таким обра­зом, чис­ло чистых пре­дан­ных воз­рас­та­ет. Про­фес­си­о­наль­ные про­по­вед­ни­ки не могут дать миру чистых пре­дан­ных. Толь­ко чистый пре­дан­ный может обра­щать дру­гих к чисто­му пре­дан­но­му слу­же­нию. Поэто­му для всех про­по­вед­ни­ков наше­го Дви­же­ния созна­ния Криш­ны важ­но сна­ча­ла стать чисты­ми пре­дан­ны­ми и сле­до­вать регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам: отка­зу от неза­кон­но­го сек­са, упо­треб­ле­ния в пищу мяса, азарт­ных игр и одур­ма­ни­ва­ю­щих средств. Они долж­ны регу­ляр­но повто­рять на чет­ках маха-ман­тру Харе Криш­на, сле­до­вать прак­ти­ке пре­дан­но­сти, вста­вать рано утром, посе­щать ман­га­ла-ара­ти и каж­дый день читать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и «Бха­га­вад-гиту». Таким обра­зом чело­век очи­ща­ет­ся и осво­бож­да­ет­ся от мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния. Показ­ное пре­дан­ное слу­же­ние нико­му не помо­жет. Чело­век дол­жен стать чистым пре­дан­ным, сле­дуя прак­ти­ке пре­дан­но­сти. Толь­ко тогда он смо­жет обра­щать к пре­дан­но­му слу­же­нию дру­гих. Если про­по­вед­ник, зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, ведет себя достой­но, он смо­жет обра­щать дру­гих. Ина­че его про­по­ведь не даст ника­ко­го эффекта.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 24.98