Шри Намамрита — Нектар святого имени
В отличие от имен обычных живых существ, имя Кришны неотлично от Него Самого.
Господь Чаитанйа сказал брахману: «Святое имя Господа, Его облик и личность — едины и неотличны. Между ними нет разницы. Поскольку все они абсолютны, они исполнены трансцендентного блаженства. Нет разницы между телом Кришны и Им Самим. Так же нет разницы между Им и Его именем. Что же касается обусловленных душ, у них все отдельно. Их имена отличны от тела, от изначального облика и т.д. Святое имя Кришны, Его трансцендентные качества и игры, как и Он Сам, равноправны. Все это духовно и исполнено блаженства».
Имя Кришны и Сам Кришна духовны. Все, связанное с Кришной, трансцендентно, исполнено блаженства и реально. Что же до обусловленного существа — его тело, как и имя, данное ему при рождении, отлично от души. Обусловленное живое существо отождествляет себя с материальными объектами, и это мешает ему достичь своего истинного положения. Хотя оно — вечный слуга Кришны, действует оно совсем иначе.
Сварупу, истинное «Я» живого существа, Шри Чайтанья Махапрабху описал так: дживера ‘сварупа’ хайа кришнера ‘нитйа-даса’ [Шри Чаитанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила, 20.108]. Обусловленная душа забыла о деятельности, свойственной ее изначальному положению. Но в случае с Кришной все обстоит иначе. Имя Кришны и Его личность идентичны. Для Кришны не существует майи, поскольку Он — не создание материи. Нет разницы между телом Кришны и Его душой. Кришна — душа и тело одновременно. Разница между душой и телом существует только для обусловленных душ.
Тело обусловленного существа отлично от души, а имя — отлично от тела. Допустим, человека зовут мистер Джон. Если мы позовем его по имени, он может и не появиться. Но когда мы произносим имя Кришны, Он тут же проявляется у нас на языке.
В «Падма-пуране» Кришна говорит: мад-бхакта йатра гайанти татра тиштхами нарада — «О Нарада, Я — там, где преданные повторяют Мое имя». Когда преданные повторяют святое имя Кришны — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — Господь Кришна тут же приходит.
Шри Чаитанйа-чаритамрита, Мадхья-лила, 17.131–32, 135
Текст для обсуждения
брахмарпанам брахма хавир
брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам
брахма-карма-самадхина
Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и все, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта.
Комментарий. В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны приводит человека к духовному совершенству. Есть много разных видов деятельности в сознании Кришны, и все они будут описаны в последующих стихах. Здесь же сформулирован сам принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленная душа, оскверненная соприкосновением с материей, вынуждена действовать в материальном мире. Однако ей необходимо вырваться из материального плена. Это можно сделать с помощью сознания Кришны. Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом — простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в «Бхагавад-гите». Этот метод обычно называют йаджней (ягьей, жертвоприношением), т.е. деятельностью, единственная цель которой — удовлетворение Вишну, или Кришны. Чем больше живых существ в материальном мире будут действовать в сознании Кришны, т.е. только ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет атмосфера этого мира, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны.
Слово брахма (Брахман) значит «духовный». Господь духовен по природе, поэтому лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджйоти, Его духовным сиянием. Все сущее покоится в брахмаджйоти, но, когда это джйоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий, его называют материальным. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны. Все, что приносится на огонь сознания Кришны, сам жертвенный огонь, или тот, кто принимает подношение, процесс принятия, человек, совершающий подношение, а также конечный результат — все это, вместе взятое, является Брахманом, или Абсолютной Истиной. Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Но материя, используемая в служении изначальной Абсолютной Истине, возвращается в свое исходное духовное состояние. Сознание Кришны — это метод, позволяющий преобразовать иллюзорное сознание в Брахман, Абсолют. Когда ум полностью погружен в сознание Кришны, он находится в состоянии транса (самадхи). Любое действие, совершенное в этом духовном сознании, называют йаджней (ягьей), жертвоприношением Абсолюту. Благодаря духовному сознанию жертвователь, подношение, принятие жертвенного дара, жрец, или тот, кто непосредственно совершает жертвоприношение, а также конечный результат жертвоприношения — все становится тождественным Абсолюту, Верховному Брахману. В этом суть метода сознания Кришны.
Бхагавад-гита, 4.24
Выделение
Что требуется для возвращения в духовный мир?
Осмысление
- Опишите материальное сознание.
- Опишите, как устраняется покров материи, приведите пример.
- Как деятельность в сознании Кришны становится абсолютной по своей природе?
- Каково совершенное жертвоприношение Абсолюту?
Применение
Как мы можем совершенствовать наше сознание Кришны, чтобы вся наша деятельность становилась более и более духовной?
Проповедь — это сущность
Господь доволен проповедником, проявляющим терпимость и милосердие.
Господь очень доволен Своим преданным, который, общаясь с другими людьми, проявляет терпение, милосердие, дружелюбие и беспристрастие.
Комментарий. Возвышенный преданный, достигший второй ступени совершенства в духовной практике, обязан вести себя так, как предписывает этот стих. Иногда преданным приходится страдать от нападок враждебно настроенных людей, поэтому здесь говорится, что продвинутый преданный должен быть терпеливым. Он также должен проявлять милосердие к невинным, но заблуждающимся людям. Милосердие преданного проявляется в том, что он проповедует невинным людям, помогая им встать на путь преданного служения. По природе все мы — вечные слуги Бога, поэтому долг преданного — пробуждать дремлющее в каждом человеке сознание Кришны. В этом проявляется милосердие преданного. В целом же на каждое живое существо он должен смотреть как на частицу Верховного Господа. Различные живые существа имеют тела разных видов и форм, однако, согласно «Бхагавад-гите», человек, обладающий подлинным знанием, одинаково относится ко всем живым существам. Преданный, проявляющий эти качества в общении с другими людьми, очень дорог Господу.
Шримад-Бхагаватам, 6.2.36–37, комм.