Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Гос­подь Шри Криш­на при­шел как Гос­подь Чай­та­нья для того, что­бы рас­про­стра­нить про­цесс вос­пе­ва­ния — самый лег­кий спо­соб для дости­же­ния выс­ше­го совер­шен­ства жиз­ни в этот век.

Из мно­гих тысяч осо­знав­ших себя людей толь­ко один или два поис­ти­не осво­бож­де­ны. И из мно­гих тысяч таких осво­бож­ден­ных лич­но­стей толь­ко один или два чело­ве­ка зна­ют, кто такой Криш­на. То есть понять Криш­ну не так-то просто.

Поэто­му в этот век Кали, век неве­же­ства и хао­са, осво­бож­де­ние ста­но­вит­ся недо­ступ­ным прак­ти­че­ски для всех. Чело­век дол­жен через мно­гое прой­ти, что­бы стать сна­ча­ла циви­ли­зо­ван­ным, потом рели­ги­оз­ным и затем ему сле­ду­ет занять­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью и жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, что­бы под­нять­ся на плат­фор­му зна­ния, затем на уро­вень осво­бож­де­ния и нако­нец, после осво­бож­де­ния, понять, кто такой Криш­на… В сущ­но­сти, этот про­цесс не так-то прост в век Кали. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» дает­ся опи­са­ние людей это­го века. Гово­рит­ся, что про­дол­жи­тель­ность их жиз­ни очень мала, они склон­ны быть лени­вы­ми и глу­пы­ми и подол­гу спать. А когда они не спят, они заня­ты зара­ба­ты­ва­ни­ем денег. Для духов­ной дея­тель­но­сти у них оста­ет­ся мак­си­мум два часа, так где же надеж­да на духов­ное пони­ма­ние? Так­же гово­рит­ся, что даже если у лич­но­сти есть потреб­ность к духов­но­му про­грес­су, то мно­го­чис­лен­ные псев­до­ду­хов­ные обще­ства гото­вы исполь­зо­вать его. Люди дан­но­го века счи­та­ют­ся так­же неудач­ли­вы­ми. У них мно­го труд­но­стей при удо­вле­тво­ре­нии основ­ных жиз­нен­ных потреб­но­стей, таких как еда, обо­ро­на, сово­куп­ле­ние и сон, кото­рые удо­вле­тво­ря­ют даже живот­ные. Даже если люди удо­вле­тво­ря­ют эти потреб­но­сти в этот век, они все­гда обес­по­ко­е­ны воз­мож­но­стью вой­ны, либо защи­щая себя от агрес­со­ра, либо участ­вуя в напа­де­нии. Ко все­му про­че­му, в Кали-югу посто­ян­ное бес­по­кой­ство при­чи­ня­ют болез­ни и эко­но­ми­че­ские про­бле­мы. Поэто­му Гос­подь Шри Криш­на счи­тал, что для людей дан­но­го века невоз­мож­но достичь совер­шен­ства ста­дии осво­бож­де­ния, сле­дуя пра­ви­лам и предписаниям.

Поэто­му по сво­ей бес­при­чин­ной мило­сти Шри Криш­на при­шел как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху и рас­про­стра­нил сред­ство дости­же­ния наи­выс­ше­го совер­шен­ства жиз­ни и духов­но­го экс­та­за, повто­ряя Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/ Харе Рама. Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Этот про­цесс вос­пе­ва­ния наи­бо­лее прак­ти­чен и он не зави­сит от того, осво­бож­ден ли чело­век или нет, нахо­дит­ся ли он в бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях для духов­ной жиз­ни или нет — кто бы ни начал этот про­цесс, он сра­зу очи­ща­ет­ся. Поэто­му этот про­цесс назы­ва­ет­ся пави­т­рам (чистый). Более того, тот, кто обра­ща­ет­ся к это­му про­цес­су созна­ния Криш­ны, осво­бож­да­ет­ся от всех семян скры­тых реак­ций на свои гре­хов­ные поступ­ки. Подоб­но тому, как огонь пре­вра­ща­ет в пепел все, что попа­да­ет в него, этот про­цесс пре­вра­ща­ет в пепел все гре­хов­ные реак­ции наших про­шлых жизней.

«Раджа-видья, Царь зна­ния»

 

Текст для обсуждения

Созна­ние Криш­ны — это не про­сто вера, это наука.

Пер­вый шаг — понять раз­ни­цу меж­ду живым телом и мерт­вым. В чем состо­ит эта раз­ни­ца? Раз­ни­ца в том, что когда кто-либо уми­ра­ет, духов­ная душа, или жиз­нен­ная сила, поки­да­ет тело. И пото­му тело явля­ет­ся «мерт­вым». Итак, есть два объ­ек­та: один — это тело, а дру­гой — жиз­нен­ная сила, нахо­дя­ща­я­ся в этом теле.

Чело­век дол­жен понять, что он явля­ет­ся душой, а не телом.

Напри­мер, мла­де­нец вырас­та­ет, ста­но­вит­ся маль­чи­ком, маль­чик — юно­шей, юно­ша пре­вра­ща­ет­ся во взрос­ло­го чело­ве­ка, а затем ста­но­вит­ся ста­ри­ком. И все это вре­мя, хотя тело про­хо­дит изме­не­ния от мла­ден­ца до ста­ри­ка, чело­век ощу­ща­ет себя той же лич­но­стью. Тело меня­ет­ся, но вла­де­лец тела, т.е. душа, оста­ет­ся неизменным.

То есть когда ваше тело уни­что­жа­ет­ся, вы не уми­ра­е­те. Вы полу­ча­е­те дру­гое тело, подоб­но тому, как вы меня­е­те паль­то или рубаш­ку. Если вы вдруг при­де­те ко мне зав­тра в дру­гой рубаш­ке и дру­гом паль­то, озна­ча­ет ли это, что вы — дру­гая лич­ность? Нет. Подоб­но это­му, когда вы уми­ра­е­те, меня­ет­ся тело, а вы, духов­ная душа внут­ри тела, оста­е­тесь неиз­мен­ной. Это нуж­но понять. Толь­ко тогда мож­но про­грес­си­ро­вать в нау­ке созна­ния Кришны.

Духов­ная душа недо­ступ­на для вос­при­я­тия наши­ми мате­ри­аль­ны­ми гла­за­ми. Она име­ет раз­ме­ры ато­ма. После раз­ру­ше­ния гру­бо­го тела, состо­я­ще­го из чувств, кро­ви, костей, жира и т.д., тон­кое тело, состо­я­щее из ума, разу­ма и эго, про­дол­жа­ет суще­ство­вать. И в момент смер­ти это тон­кое тело пере­но­сит кро­шеч­ную духов­ную душу в новое гру­бое тело.

Этот про­цесс подо­бен рас­про­стра­не­нию аро­ма­та. Никто не видит, отку­да исхо­дит запах розы, но мы зна­ем, что его при­но­сит ветер. Мы не видим, каким обра­зом, но это про­ис­хо­дит. Подоб­но это­му, про­цесс пере­се­ле­ния души очень тонок. В соот­вет­ствии с состо­я­ни­ем ума в момент смер­ти, кро­шеч­ная духов­ная душа вхо­дит в лоно опре­де­лен­ной мате­ри через семя отца, и затем душа раз­ви­ва­ет­ся в опре­де­лен­ный тип тела, рож­да­е­мый мате­рью. Это может быть чело­ве­че­ское суще­ство; это может быть кош­ка, соба­ка или кто угодно.

Вы веч­ны. Про­сто в соот­вет­ствии с вашей дея­тель­но­стью вы меня­е­те тела. Поэто­му важ­но знать, как оста­но­вить этот про­цесс, как вер­нуть­ся в свое изна­чаль­ное, духов­ное тело. Тако­во созна­ние Кришны.

«Нау­ка само­осо­зна­ния»

 

Выде­ле­ние

В чем раз­ни­ца меж­ду живым и мерт­вым телом?

Осмыс­ле­ние

  1. Объ­яс­ни­те на при­ме­ре, как мы можем понять, что, меняя тела, мы, тем не менее, оста­ем­ся веч­ной душой.
  2. Объ­яс­ни­те, как душа пере­се­ля­ет­ся из одно­го тела в дру­гое после смерти.
  3. Поче­му мы полу­ча­ем раз­ные типы тел?
  4. Когда мы можем оста­но­вить про­цесс сме­ны тел?

При­ме­не­ние

Уте­ша­ет ли вас мысль о том, что вы — веч­ная душа? Поде­ли­тесь впечатлениями.

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь нис­хо­дит как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, что­бы осво­бо­дить весь мир.

Адвай­та Ача­рья все­гда был погло­щен мыс­ля­ми о том, как спа­сти пад­шие души все­го мира. «Мир полон непре­дан­ны­ми, — думал он. — Как же их осво­бо­дить?» Пол­ный реши­мо­сти спа­сти все пад­шие души, Адвай­та Ача­рья решил заста­вить Криш­ну низой­ти на Землю.

При­няв этот обет, он начал покло­нять­ся Гос­по­ду водой Ган­ги и листья­ми Тула­си. Подоб­но это­му, Хари­дас Тха­кур вос­пе­вал в сво­ей пеще­ре на бере­гу Ган­ги так­же с наме­ре­ни­ем заста­вить Криш­ну низой­ти на Зем­лю. Бла­го­да­ря пре­дан­но­му слу­же­нию этих двух лич­но­стей Гос­подь Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху явил­ся в виде инкар­на­ции. Так он про­по­ве­до­вал свя­тое имя Гос­по­да и экс­та­ти­че­скую любовь к Кришне для того, что­бы при­не­сти осво­бож­де­ние все­му миру.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Антья-лила, 3.223–226