Шри Намамрита — нектар святого имени
Шри Чайтанья Махапрабху раздавал нектар святого имени каждому
Гаура-Кришна, самый великодушный Верховный Господь, каждому — даже низшим из людей — раздавал богатства из Своих личных запасов. Богатство это — нектар любви к Нему и святое имя. Никогда до Господа Чайтаньи это богатство не раздавалось людям. Поэтому я предлагаю Ему почтительные поклоны.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.1
Текст для обсуждения
йе ту сарвани кармани
майи саннйасйа мат-парах
ананйенаива йoгена
мам дхйайанта упасате
тешам ахам самуддхарта
мритйу-самсара-сагарат
бхавами на чират партха
майй авешита-четасам
Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, — таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти.
Комментарий: Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпала великая удача, ибо Господь Сам без промедления освобождает их из плена материального существования. Занимаясь преданным служением, человек осознает, что Бог велик, а индивидуальная душа подвластна Ему. Её долг — служить Господу, и если она не будет делать этого, то ей придётся служить майе.
Как уже говорилось, постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Поэтому нужно безраздельно предаться Господу. Чтобы прийти к Кришне, необходимо полностью сосредоточить на Нем свой ум. Все, что мы делаем, нужно посвящать только Кришне. Неважно, что мы делаем, главное — делать это только для Кришны. В этом суть преданного служения. Единственное желание преданного — доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Цель всей его жизни — удовлетворить Кришну, и ради этого он готов пожертвовать всем, как это сделал Aрджуна на поле битвы Курукшетра. Метод очень прост: мы должны посвящать все свои действия Господу и в то же время повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти трансцендентные звуки привязывают преданного к Верховной Личности Бога.
В данном стихе Господь обещает без промедления освободить чистого преданного, целиком посвятившего себя служению Ему, из океана материальной жизни. Великие йоги-мистики по желанию с помощью йоги могут переместить свою душу на любую планету. Другие пользуются иными методами, но что касается преданного, то здесь ясно сказано: Господь Сам вызволяет его из материального плена. Преданному не нужно ждать, пока он сам обретёт большой духовный опыт, который поможет ему достичь духовного неба.
В «Вараха-пуране» есть такой стих:
найами парамам стханам
арчир-ади-гатим вина
гаруда-скандхам аропйа
йатхеччхам аниваритах
Смысл этого стиха в том, что преданному не нужно заниматься аштанга-йогой, чтобы перенестись на духовные планеты. Господь Сам позаботится об этом. Здесь Он ясно говорит, что Сам становится спасителем преданного. Всю заботу о ребёнке берут на себя его родители, поэтому малыш чувствует себя в полной безопасности. Точно так же преданному не нужно прилагать какие-то особые усилия, чтобы с помощью йоги попасть на другие планеты. Верховный Господь Сам по Своей великой милости прилетает за преданным на Гаруде и освобождает его из плена материального бытия. Человек, тонущий в океане, может изо всех сил бороться за жизнь и быть очень хорошим пловцом, но ему все равно не удастся спастись самому. Но если кто-то другой придёт к нему на помощь и вытащит из воды, то он спасётся без всяких усилий. Точно так же Господь спасает преданного из океана материальной жизни. Единственное, что нам нужно, — это воспользоваться несложным методом сознания Кришны и целиком посвятить себя преданному служению. Всякий разумный человек предпочтёт метод преданного служения всем прочим методам самоосознания. В «Нараянии» это подтверждается следующим образом:
йа ваи садхана-сампаттих
пурушартха-чатуштайе
тайа вина тад апноти
наро нарайанашрайах
Смысл этого стиха в том, что в кармической деятельности или философских поисках истины нет никакой пользы, потому что тот, кто предался Верховной Личности Бога, может получить все блага, которые приносят различные виды йоги, размышления о природе духа, ведические ритуалы и жертвоприношения, раздача милостыни и т.д. В этом особое преимущество преданного служения.
Просто повторяя святое имя Кришны — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — преданный Господа легко и радостно достигает высшей цели, которая остаётся недоступной для тех, кто идёт другими духовными путями.
В восемнадцатой главе, подводя итог всему сказанному в «Бхагавад-гите», Господь говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
Он призывает отказаться от всех прочих методов самоосознания и просто посвятить себя преданному служению в полном сознании Кришны. Только тогда мы сможем достичь высшего совершенства жизни. Не нужно бояться последствий грехов, совершенных в прошлом, потому что Сам Верховный Господь берет на Себя заботу о преданном. Поэтому не стоит тщетно пытаться самому спастись с помощью того или иного метода духовного самопознания. Пусть каждый найдёт прибежище у верховной и всемогущей Личности Бога, Кришны. В этом — высшее совершенство жизни.
«Бхагавад-гита», 12.6–7
Выделение
Какие качества мы должны развить, чтобы Кришна забрал нас к Себе?
Осмысление
- Как чистый преданный понимает свои взаимоотношения с Кришной и обязанности по отношению к Нему?
- Как мы можем достичь уровня такого понимания?
- Почему преданному не нужно заниматься другими видами деятельности, такими как совершение жертвоприношений ради получения материальных благ, развитие знания путём умозрительных рассуждений и занятия аштанга-йогой для обретения мистических совершенств.
- В чем заключается превосходство преданного служения над другими методами самоосознания?
- Каково высшее совершенство жизни? Может ли такого совершенства достичь грешник? Почему?
Применение
Расскажите о своём понимании этого стиха.
Проповедь — это сущность
Преданный, который, исполняя свой долг, занимается проповедью, всегда находится под защитой Господа
Наш истинный долг заключается в том, чтобы исполнить волю Верховной Личности Бога. Тот, кто твёрд в своей решимости сделать это, всегда находится в безопасности, где бы он ни был — в раю или в аду… Следуя указанию Шри Чайтаньи Махапрабху, преданные Господа Кришны занимаются проповеднической деятельностью во всех уголках земли. Им приходится постоянно встречаться с карми, но по милости Шри Чайтаньи Махапрабху материальная энергия не оказывает на них никакого влияния… Искренний преданный, который служит Господу Шри Чайтанье Махапрабху, всюду проповедуя Его учение, никогда не попадёт под влияние вишая-таранги, материального мира. Напротив, в своё время он возвратится под сень лотосных стоп Господа Шри Чайтаньи Махапрабху и будет жить вечно, наслаждаясь общением с Господом.
«Шримад Бхагаватам», 5.1.19