Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

В наш век жизнь людей корот­ка, и им труд­но дает­ся пони­ма­ние духов­но­сти. В дей­стви­тель­но­сти чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для позна­ния духов­ных цен­но­стей, но так как в эту эпо­ху все рож­да­ют­ся шуд­ра­ми, то ни у кого нет к тако­му про­цес­су инте­ре­са. Люди забы­ли истин­ную цель жизни.

Сло­во ман­да озна­ча­ет «глу­пый» или «пло­хой», и каж­дый в наш век либо глу­пый, либо пло­хой, или и то и дру­гое сра­зу. Люди неудач­ли­вы и обес­по­ко­е­ны очень мно­ги­ми фак­то­ра­ми. Как гово­рит­ся в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», со вре­ме­нем дожди пере­ста­нут выпа­дать, резуль­та­том чего будет нехват­ка пищи. Пра­ви­тель­ство будет взи­мать высо­кие нало­ги. При­зна­ки дан­но­го века, пред­ска­зан­ные в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», в какой-то сте­пе­ни про­яв­ля­ют­ся уже сейчас.

Так как Кали-юга — очень небла­го­при­ят­ный век, Чай­та­нья Маха­праб­ху, кото­рый явля­ет­ся Самим Криш­ной, реко­мен­ду­ет всем про­сто вос­пе­вать Харе Кришна:

харер нама харер нама харер нама­и­ва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха

«В этот век Кали для духов­но­го про­дви­же­ния нет ино­го пути, нет ино­го пути, нет ино­го пути, чем вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни, вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни, вос­пе­ва­ние свя­то­го име­ни» («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила 17.21, цита­та из «Бри­хан-нара­дия-пура­ны»).

Этот про­цесс не выду­ман Чай­та­ньей Маха­праб­ху, тако­во настав­ле­ние шастр, Пуран. Про­цесс в Кали-югу очень прост — нуж­но про­сто вос­пе­вать маха-ман­тру Харе Криш­на.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы, сына Девах­у­ти»

 

Текст для обсуждения

Двое детей рож­да­ют­ся в один и тот же день, в одно и то же вре­мя. Роди­те­ли пер­во­го ребен­ка бога­ты, обра­зо­ван­ны и они в тече­ние несколь­ких лет с нетер­пе­ни­ем жда­ли появ­ле­ния пер­вен­ца. Их ребе­нок, маль­чик, смыш­лен, здо­ров и кра­сив, и его ждет бле­стя­щее буду­щее. Несо­мнен­но, судь­ба бла­го­склон­на к нему.

Вто­рой ребе­нок появ­ля­ет­ся на свет совсем в дру­гом мире. Его мать бро­си­ли во вре­мя бере­мен­но­сти. И в бед­но­сти, в кото­рой она ока­за­лась, она не чув­ству­ет энту­зи­аз­ма вырас­тить свое боль­ное дитя. Жиз­нен­ный путь полон труд­но­стей и испы­та­ний, кото­рые будет нелег­ко преодолеть.

Мир полон подоб­ных про­ти­во­ре­чий; вопи­ю­щая неспра­вед­ли­вость неред­ко вызы­ва­ет вопро­сы: «Как судь­ба может быть так жесто­ка? Чем Джордж и Мэри заслу­жи­ли сле­по­го ребен­ка? Они хоро­шие люди! Бог так несправедлив!»

Но зако­ны реин­кар­на­ции поз­во­ля­ют взгля­нуть на жизнь шире, т.е. с точ­ки зре­ния веч­но­сти. С этой пер­спек­ти­вы одна корот­кая жизнь — это не нача­ло наше­го суще­ство­ва­ния, а все­го лишь миг. И так мож­но понять, что, каза­лось бы, бла­го­че­сти­вый чело­век на самом деле стра­да­ет от реак­ций небла­го­че­сти­вых поступ­ков, совер­шен­ных им в этой жиз­ни или в прошлой.

Такое широ­кое виде­ние все­лен­ской спра­вед­ли­во­сти поз­во­ля­ет уви­деть, как каж­дая душа сама несет ответ­ствен­ность за свою кар­му.

Наши поступ­ки подоб­ны семе­нам. Сна­ча­ла мы их совер­ша­ем, или сажа­ем семе­на, а со вре­ме­нем они при­но­сят пло­ды, т.е. реакции.

Подоб­ные реак­ции могут при­но­сить удо­воль­ствия или стра­да­ния живо­му суще­ству, кото­рое может в свою оче­редь либо улуч­шать харак­тер, либо все боль­ше упо­доб­лять­ся животным.

Пре­ступ­ник попа­да­ет в тюрь­му в резуль­та­те созна­тель­но­го нару­ше­ния зако­на, но дру­гой чело­век может быть в соста­ве Вер­хов­но­го суда бла­го­да­ря сво­е­му пре­вос­ход­но­му испол­не­нию обязанностей.

Это осо­бое бла­го­сло­ве­ние чело­ве­че­ской жиз­ни — даже если кому-либо суж­де­но жесто­ко стра­дать вслед­ствие небла­го­че­сти­вых поступ­ков этой или про­шлой жиз­ни, он может изме­нить свою кар­му, всту­пив на путь созна­ния Криш­ны. Душа в чело­ве­че­ском теле нахо­дит­ся в сере­дине эво­лю­ци­он­но­го пути. С это­го уров­ня живое суще­ство может выбрать дегра­да­цию или осво­бож­де­ние от реинкарнации.

Если в тече­ние жиз­ни живое суще­ство про­дви­га­ет­ся до опре­де­лен­но­го уров­ня в духов­ном про­грес­се, то в сле­ду­ю­щей жиз­ни ему дает­ся шанс про­дол­жить с того же уров­ня. Гос­подь гово­рит сво­е­му уче­ни­ку Арджуне в «Бха­га­вад-гите»: «На этом пути (созна­ния Криш­ны) нет ни потерь, ни пора­же­ний, и даже незна­чи­тель­ное про­дви­же­ние по это­му пути может защи­тить от вели­кой опас­но­сти (воз­вра­ще­ния в сле­ду­ю­щей жиз­ни в фор­ме, ниже чело­ве­че­ской)». Таким обра­зом, душа может раз­ви­вать свои веч­ные духов­ные каче­ства в тече­ние мно­гих жиз­ней до того момен­та, когда ей не нуж­но будет уже боль­ше рож­дать­ся в мате­ри­аль­ном теле, когда она вер­нет­ся обрат­но в свой изна­чаль­ный дом в духов­ном мире.

«Воз­вра­ще­ние. Нау­ка реин­кар­на­ции»

 

Выде­ле­ние

При­ве­ди­те при­ме­ры раз­ли­чий, нера­вен­ства, кото­рые мы можем наблю­дать в насла­жде­ни­ях и стра­да­ни­ях людей.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му даже бла­го­че­сти­вые люди ино­гда страдают?
  2. Объ­яс­ни­те, поче­му каж­дый чело­век несет ответ­ствен­ность за свою кар­му.
  3. Как мы можем пре­одо­леть свои стра­да­ния и плохую кар­му?
  4. Какие пре­иму­ще­ства дает путь созна­ния Кришны?

При­ме­не­ние

  1. Вери­ли ли вы ранее в реин­кар­на­цию? Почему?
  2. Хоте­ли бы вы поме­нять свою кар­му? Дума­е­те ли вы, что созна­ние Криш­ны помо­жет вам в этом? Поче­му вы так считаете?

 

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь созна­ния Криш­ны — про­яв­ле­ние под­лин­но­го мило­сер­дия к живым существам.

«Если живое суще­ство раз­ви­ло созна­ние Криш­ны и мило­сти­во к окру­жа­ю­щим и если оно достиг­ло совер­шен­ства в транс­цен­дент­ной нау­ке само­осо­зна­ния, такое живое суще­ство, несо­мнен­но, полу­ча­ет осво­бож­де­ние из мате­ри­аль­но­го существования».

В дан­ном сти­хе сло­во дайа джи­ве­шу, озна­ча­ю­щее милость к дру­гим живым суще­ствам, ука­зы­ва­ет на то, что живое суще­ство долж­но быть мило­сти­вым к дру­гим, если оно хочет про­грес­си­ро­вать в само­осо­зна­нии. Это озна­ча­ет, что живые суще­ства долж­ны рас­про­стра­нять это зна­ние после дости­же­ния совер­шен­ства и пони­ма­ния сво­е­го поло­же­ния в каче­стве веч­но­го слу­ги Криш­ны. Такая про­по­ведь озна­ча­ет про­яв­ле­ние под­лин­ной мило­сти к живым суще­ствам. Дру­гие виды гума­ни­тар­ной дея­тель­но­сти могут при­но­сить вре­мен­ную поль­зу живым суще­ствам, но посколь­ку живое суще­ство явля­ет­ся духов­ной душой, то, в конеч­ном сче­те, про­явить под­лин­ную милость к нему мож­но, лишь открыв ему зна­ние о его духов­ной природе.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.29.1