Нек­тар свя­то­го имени

Объ­яс­не­ние сти­ха «харер нама» в «Бри­хан-нара­дия-пуране».

Как-то раз, вско­ре после это­го, Гос­подь съел несва­рен­ный рис, кото­рый дал Ему Шуклам­ба­ра Брах­ма­ча­ри, и подроб­но объ­яс­нил зна­че­ние сти­ха со сло­ва­ми харер нама из «Бри­хан-нара­дия-пура­ны».

В век Кали нет дру­го­го пути, нет дру­го­го пути, нет дру­го­го пути к пости­же­нию себя, кро­ме повто­ре­ния свя­то­го име­ни, повто­ре­ния свя­то­го име­ни, повто­ре­ния свя­то­го име­ни Гос­по­да Хари.

В век Кали вопло­ще­ни­ем Гос­по­да Криш­ны явля­ет­ся свя­тое имя Гос­по­да, маха-ман­тра Харе Криш­на. Про­сто бла­го­да­ря повто­ре­нию свя­то­го име­ни чело­век полу­ча­ет воз­мож­ность непо­сред­ствен­но общать­ся с Гос­по­дом. Любой, кто сле­ду­ет этим путем, несо­мнен­но, обре­тет освобождение.

В этом сти­хе для уси­ле­ния смыс­ла, что­бы было понят­но обыч­ным людям, три­жды повто­ре­но сло­во эва [«поис­ти­не»] и с той же целью три­жды повто­ря­ют­ся сло­ва харер нама [«свя­тое имя Господа»].

Сло­во кева­ла [«исклю­чи­тель­но»] накла­ды­ва­ет запрет на все дру­гие мето­ды совер­шен­ство­ва­ния, такие как путь зна­ния, мисти­че­ская йога, аске­за и дея­тель­ность во имя плодов.

В этом сти­хе ясно ска­за­но, что тот, кто избе­рет иной путь, не обре­тет осво­бож­де­ния. По этой при­чине в нем три­жды повто­ря­ет­ся: «ничто дру­гое, ничто дру­гое, ничто дру­гое». Эти сло­ва ука­зы­ва­ют на то, что суще­ству­ет толь­ко один истин­ный путь самоосознания.

Ком­мен­та­рий. Что­бы доне­сти нечто важ­ное до неда­ле­ко­го чело­ве­ка, нуж­но повто­рить это три­жды, напри­мер: «Ты дол­жен сде­лать это! Ты дол­жен сде­лать это! Ты дол­жен сде­лать это!». Поэто­му, что­бы мы серьез­но отнес­лись к это­му и смог­ли осво­бо­дить­ся от оков майи, «Бри­хан-нара­дия-пура­на» настой­чи­во под­чер­ки­ва­ет важ­ность повто­ре­ния свя­то­го имени…

В нашем Дви­же­нии созна­ния Криш­ны под­чер­ки­ва­ет­ся исклю­чи­тель­ная важ­ность повто­ре­ния ман­тры Харе Криш­на, тогда как те, кто не зна­ет, как достичь совер­шен­ства в Кали-югу, пыта­ют­ся идти путем зна­ния (гья­на-йоги), мисти­че­ской йоги, кар­ма-йоги или совер­ша­ют бес­по­лез­ную аске­зу. Такие люди лишь пона­прас­ну теря­ют вре­мя и сби­ва­ют с тол­ку сво­их после­до­ва­те­лей. Когда, высту­пая на пуб­ли­ке, мы откро­вен­но ука­зы­ва­ем на это, наши оппо­нен­ты него­ду­ют на нас. Но, сле­дуя настав­ле­ни­ям шастр, мы не можем идти на ком­про­мисс с так назы­ва­е­мы­ми гья­ни, йога­ми, кар­ми и тапа­сви. Когда они пыта­ют­ся дока­зать, что их прак­ти­ка столь же бла­го­твор­на, как и наша, мы вынуж­де­ны им воз­ра­жать, гово­ря, что наша дея­тель­ность хоро­ша, а их — нет. И это не про­яв­ле­ние нашей огра­ни­чен­но­сти, а ука­за­ние шастр. Мы не долж­ны откло­нять­ся от ука­за­ний свя­щен­ных писаний.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 17.20–25

 

Текст для обсуждения

Уче­ния ача­рьев

Ача­рья — это учи­тель веди­че­ско­го зна­ния. Он пере­да­ет уче­ние шастр и сам живет в соот­вет­ствии с ним. На пле­чи ача­рьев ложит­ся забо­та о парам­па­ре, пре­ем­ствен­но­сти веди­че­ско­го зна­ния, поэто­му они явля­ют­ся его истин­ны­ми представителями.

Шан­ка­ра

Шан­ка­ра (788–820 н. э.) был шива­и­том (после­до­ва­те­лем Шивы). Он родил­ся в южной Индии, в семье орто­док­саль­ных брах­ма­нов. Еще юно­шей он отрек­ся от мира и напи­сал две свои основ­ные рабо­ты: «Виве­ка-чин­та­ма­ни» и «Шари­ра­ка-бха­шья». Он мно­го путе­ше­ство­вал по Индии и умер в Гима­ла­ях, в воз­расте 32 лет.

В те вре­ме­на буд­дизм полу­чил под­держ­ку индий­ско­го импе­ра­то­ра Ашо­ки и был широ­ко рас­про­стра­нен на тер­ри­то­рии Индии. Шан­ка­ра стре­мил­ся рефор­ми­ро­вать и очи­стить рели­ги­оз­ную жизнь, вос­ста­но­вив авто­ри­тет веди­че­ских писа­ний, кото­рые Буд­да пол­но­стью отверг.

Интер­пре­та­ция Шан­ка­рой веди­че­ских писа­ний извест­на как адвай­та-ведан­та. Его уче­ние состо­ит в том, что джи­вы, живые суще­ства, сами явля­ют­ся Абсо­лют­ной Исти­ной (Параб­рах­ма­ном) и, в конеч­ном сче­те, в духов­ном бытии не суще­ству­ет раз­но­об­ра­зия, инди­ви­ду­аль­но­сти или лич­но­сти. Он учил тому, что пред­по­ла­га­е­мая инди­ви­ду­аль­ность, как Вер­хов­ной Лич­но­сти, так и джи­вы, лож­на. Фило­со­фию Шан­ка­ры ино­гда счи­та­ют ком­про­мис­сом меж­ду теиз­мом и ате­из­мом, так как невоз­мож­но было бы вос­ста­но­вить теи­сти­че­скую кон­цеп­цию веди­че­ской лите­ра­ту­ры сра­зу после ате­и­сти­че­ско­го уче­ния буддизма.

Рама­нуд­жа

Рама­нуд­жа (1017–1137 н. э.) был южно-индий­ским брах­ма­ном. Он мно­го про­по­ве­до­вал и путе­ше­ство­вал. Какое-то вре­мя он воз­глав­лял храм Виш­ну в Шри Ран­га­ме (Южная Индия). Он напи­сал три основ­ных ком­мен­та­рия: «Ведарт­ха Сан­гра­ха» (на Веды) «Шри бха­шья» (на «Ведан­та-сут­ру») и «Бха­га­вад-гита бха­шья» (на «Бха­га­вад-гиту»).

Он стал широ­ко изве­стен бла­го­да­ря силь­ной про­по­ве­ди вайш­на­виз­ма и сво­ей оппо­зи­ции фило­со­фии адвай­ты, или нед­вой­ствен­но­сти, кото­рую про­по­ве­до­вал Шанкара.

Уче­ние Рама­нуд­жи назы­ва­лось вишишта-адвай­та, или кон­цеп­ция каче­ствен­но­го един­ства души и Бога. Он учил тому, что меж­ду Параб­рах­ма­ном (Вер­хов­ным Брах­ма­ном, Богом) и джи­ва­ми (душа­ми) суще­ству­ет раз­ли­чие, при­чем Все­выш­не­го и джив свя­зы­ва­ют вза­и­мо­от­но­ше­ния, испол­нен­ные люб­ви. Вишишта-адвай­та учит, что Абсо­лют вклю­ча­ет в Себя и измен­чи­вое (мате­риальный мир и джи­вы), и неиз­мен­ное (транс­цен­дент­но­го Гос­по­да). Рама­нуд­жа учил, что по мило­сти Бога джи­ва может пере­сечь мате­ри­аль­ный мир и достичь веч­ной оби­те­ли Вишну.

Мад­хва

Как и Рама­нуд­жа, Мад­хва (1239–1319 н. э.) при­над­ле­жал к вайш­нав­ской тра­ди­ции и посвя­тил свою жизнь борь­бе с импер­со­наль­ной фило­со­фи­ей Шанкары.

«Пур­на­пра­гья-бха­шья» Мад­хва­ча­рьи поло­жи­ла осно­ву фило­со­фии, извест­ной как шуд­ха-двай­та (чистый дуа­лизм, или чистая двойственность).

В сво­ем уче­нии он опи­сы­вал три исти­ны — Вер­хов­но­го Гос­по­да, джи­ву и мате­ри­аль­ный мир. Еще более настой­чи­во, чем Рама­нуд­жа, он утвер­ждал, что Бог и джи­вы веч­но отлич­ны друг от дру­га. Он гово­рил, что Гос­подь транс­цен­ден­тен к мате­ри­аль­но­му миру, кото­рый явля­ет­ся порож­де­ни­ем Его низ­шей энер­гии. Джи­вы так­же отлич­ны от мате­рии, т.к. явля­ют­ся выс­шей духов­ной энер­ги­ей Гос­по­да. Мад­хва утвер­ждал, что, хотя джи­вы выше мате­рии, они отлич­ны от Гос­по­да и явля­ют­ся Его слу­га­ми, что Гос­подь неза­ви­сим, а джи­вы пол­но­стью зави­сят от Него. Мад­хва учил, что Гос­подь созда­ет, под­дер­жи­ва­ет и уни­что­жа­ет кос­ми­че­ское про­яв­ле­ние, но в то же вре­мя в сво­ей изна­чаль­ной фор­ме Криш­ны, Бха­га­ва­на, все­гда нахо­дит­ся выше про­яв­лен­ной и непро­яв­лен­ной мате­рии. Поми­мо это­го, Мад­хва объ­яс­нил, что каж­дый чело­век сам созда­ет соб­ствен­ную кар­му. И посред­ством бхак­ти мож­но изба­вить­ся от всей кар­мы и вер­нуть­ся в изна­чаль­ное поло­же­ние слу­ги Гос­по­да в веч­ном духов­ном мире.

Чай­та­нья Махапрабху

Теи­сти­че­ская фило­со­фия вайш­на­виз­ма (покло­не­ния Виш­ну, или Бха­га­ва­ну) Рама­нуд­жи и Мад­х­вы достиг­ла куль­ми­на­ции с при­хо­дом в Бен­га­лии в кон­це XVI в. Шри Криш­ны Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Фило­со­фия Чай­та­ньи Маха­праб­ху, ачинтья-бхе­да-абхе­да-таттва, завер­ши­ла раз­ви­тие фило­со­фии пре­дан­но­го слу­же­ния. Рама­нуд­жа был согла­сен с Шан­ка­рой, что Абсо­лют един, но, в отли­чие от него, гово­рил о раз­но­об­ра­зии в рам­ках тако­го един­ства. Мад­хва под­чер­ки­вал веч­ное раз­ли­чие Все­выш­не­го и джи­вы: он утвер­ждал, что раз­ли­чие это сохра­ня­ет­ся и после освобождения.

Чай­та­нья Маха­праб­ху, в свою оче­редь, под­черк­нул, что Вер­хов­ная Лич­ность и джи­ва не­постижимо еди­ны и раз­лич­ны одно­вре­мен­но (ачинтья бхе­да-абхе­да). Они рав­ны каче­ствен­но, но не количественно.

Чай­та­нья Маха­праб­ху (1486–1534 н. э.) родил­ся в Нава­дви­пе, в Бен­га­лии. Он отрек­ся от мира в воз­расте 24 лет. Его духов­ный учи­тель, Ишва­ра Пури, был уче­ни­ком Мад­ха­венд­ры Пури, при­над­ле­жа­ще­го к шко­ле Мад­х­вы. Его непо­сред­ствен­ные после­до­ва­те­ли (шесть Госва­ми: Рупа, Сана­та­на, Джи­ва, Гопа­ла Бхат­та, Раг­ху­натха Бхат­та и Раг­ху­натха Даса) соста­ви­ли обшир­ную литера­туру и доку­мен­таль­но закре­пи­ли фило­соф­скую систе­му Гос­по­да Чай­та­ньи в соот­вет­ствии со сви­де­тель­ством Вед. Сам Гос­подь Чай­та­нья напи­сал все­го восемь сти­хов, посвя­щен­ных пре­дан­но­сти Кришне. Его после­до­ва­те­ли счи­та­ют Гос­по­да Чай­та­нью Маха­праб­ху Самим Криш­ной, кото­рый низо­шел на зем­лю в обра­зе пре­дан­но­го слу­ги Господа.

«Очер­ки веди­че­ской лите­ра­ту­ры»

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. Кто такой ача­рья? Назо­ви­те ача­рьев, о кото­рых рас­ска­зы­ва­лось выше, а так­же рас­ска­жи­те о вре­ме­ни, когда они жили.
  2. Каков лите­ра­тур­ный вклад каж­до­го из этих ача­рьев?

Осмыс­ле­ние

  1. Чем фило­со­фия Шан­ка­ры отли­ча­ет­ся от дру­гих? Поче­му он про­по­ве­до­вал такую философию?
  2. Как Рама­нуд­жа изме­нил тео­рию Шанкары?
  3. Что гово­рил Мад­хва об отно­ше­ни­ях Бха­га­ва­на и джи­вы?
  4. Как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху объ­еди­нил фило­соф­ские заклю­че­ния Рама­нуд­жи и Мадхвы?

При­ме­не­ние

Какая из упо­мя­ну­тых фило­со­фий вам наи­бо­лее близ­ка? Почему?

 

Про­по­ведь — это сущность

Во вре­мя про­по­ве­ди пре­дан­ные долж­ны сми­рен­но и тер­пе­ли­во выслу­ши­вать воз­ра­же­ния оппонентов.

Рас­про­стра­няя сла­ву Гос­по­да, вайш­нав неред­ко стал­ки­ва­ет­ся с недоб­ро­же­ла­те­ля­ми, одна­ко Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху сове­ту­ет про­по­вед­ни­ку нико­гда не гне­вать­ся. Он учил: «Повто­рять имя Гос­по­да нуж­но очень сми­рен­но, счи­тая себя ниже соло­мы, лежа­щей на доро­ге. Надо стать тер­пе­ли­вей дере­ва, изба­вить­ся от гор­ды­ни и ко всем отно­сить­ся почти­тель­но. Лишь с таким умо­на­стро­е­ни­ем мож­но повто­рять свя­тое имя бес­пре­рыв­но». Про­по­вед­ник дол­жен быть сми­рен­нее тра­вы и тер­пе­ли­вее дере­ва, тогда на его пути не будет преград.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 6.4.5