Нек­тар свя­то­го имени

В этот век сан­кир­та­на-ягья, повто­ре­ние и пение свя­то­го име­ни Гос­по­да, важ­нее веди­че­ских риту­аль­ных жертвоприношений.

Резон­но спро­сить: если, повто­ряя свя­тое имя, мож­но лег­ко обре­сти вели­чай­шее бла­го, тогда зачем нуж­ны мно­го­чис­лен­ные веди­че­ские обря­ды и поче­му они так при­вле­ка­ют людей? Ответ дает­ся в этом сти­хе. Как ска­за­но в «Бха­га­вад-гите» (15.15), Веды надо изу­чать для того, что­бы при­бли­зить­ся к лотос­ным сто­пам Гос­по­да Криш­ны (ведаш ча сар­ва­ир ахам эва ведй­ах).

К сожа­ле­нию, нера­зум­ных людей при­вле­ка­ют пыш­ные веди­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Им нра­вит­ся наблю­дать пом­пез­ные цере­мо­нии, на кото­рые тра­тит­ся мно­го денег, или слу­шать, как испол­ня­ют­ся веди­че­ские гимны.

Порой в уго­ду таким людям нам тоже при­хо­дит­ся совер­шать подоб­ные веди­че­ские риту­а­лы, как это было на недав­нем откры­тии хра­ма Криш­ны-Бала­ра­мы во Врин­да­ване. Для этой цере­мо­нии нам при­шлось нани­мать мест­ных брах­ма­нов, так как жите­ли Врин­да­ва­на, и осо­бен­но смар­та-брах­ма­ны, не счи­та­ют евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских пре­дан­ных истин­ны­ми брахманами.

Пока брах­ма­ны совер­ша­ли эту доро­го­сто­я­щую ягью, пре­дан­ные из наше­го Обще­ства под бой мри­данг про­во­ди­ли сан­кир­та­ну, и я уве­рен, что это было гораз­до важ­нее всех веди­че­ских риту­а­лов. И веди­че­ские риту­а­лы, и сан­кир­та­на совер­ша­лись одновременно.

Риту­а­лы пред­на­зна­ча­лись для тех, кто хочет после смер­ти воз­не­стись на рай­ские пла­не­ты (джа­ди-кри­та-матир мад­ху-пушпи­тай­ам), а сан­кир­та­на про­во­ди­лась для чистых пре­дан­ных, жела­ю­щих достав­лять удо­воль­ствие Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Мы бы мог­ли огра­ни­чить­ся одной сан­кир­та­ной, но жите­ли Врин­да­ва­на не при­зна­ли бы это насто­я­щей цере­мо­ни­ей откры­тия храма.

Как ска­за­но в этом сти­хе, веди­че­ские обря­ды пред­на­зна­че­ны для тех, чей разум пле­нен цве­ти­стым язы­ком Вед, пре­воз­но­ся­щих кар­ми­че­ские обря­ды и риту­а­лы, кото­рые помо­га­ют под­нять­ся на выс­шие планеты.

Сей­час, в век Кали, вполне доста­точ­но про­во­дить сан­кир­та­ну. Пока пре­дан­ные, живу­щие в наших хра­мах, про­во­дят сан­кир­та­ну перед Боже­ством — осо­бен­но перед Боже­ством Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, — они будут оста­вать­ся совер­шен­ны­ми. Им не нуж­ны ника­кие дру­гие обря­ды и ритуалы.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 6.3.25

 

Текст для обсуждения

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, золо­тая ава­та­ра, явил­ся в Индии око­ло пяти­сот лет назад. В Индии суще­ству­ет обы­чай — когда рож­да­ет­ся ребе­нок, при­гла­ша­ют аст­ро­ло­га. Когда пять тысяч лет назад явил­ся Гос­подь Криш­на, Вер­хов­ная Лич­ность Бога, Его отец при­гла­сил Гар­га­му­ни, и тот ска­зал: «Это дитя вопло­ща­лось рань­ше в телах трех цве­тов, Его тело было крас­но­го и золо­ти­сто­го цве­та, а теперь оно тем­но­го цве­та». В шастрах гово­рит­ся, что тело Криш­ны тем­но­го цве­та, напо­ми­на­ю­ще­го цвет тучи. А о Гос­по­де Чай­та­нье гово­рят, что это Криш­на, при­хо­дя­щий в теле золо­ти­сто­го цвета.

В веди­че­ской лите­ра­ту­ре есть мно­го сви­де­тельств, ука­зы­ва­ю­щих на то, что Чай­та­нья Маха­праб­ху — вопло­ще­ние Криш­ны, это под­твер­жда­ют и уче­ные, и пре­дан­ные. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что вопло­ще­ние Криш­ны (Бога) в нынеш­ний век — Кали-югу — будет посто­ян­но рас­ска­зы­вать о Кришне. Это вопло­ще­ние — Сам Криш­на, но, как пре­дан­ный Криш­ны, Он гово­рит о Самом Себе. И в этом веке цвет Его тела будет не темным.

Дру­гая осо­бен­ность этой ава­та­ры в том, что Его посто­ян­но сопро­вож­да­ют Его спут­ни­ки. На изоб­ра­же­нии Чай­та­ньи Маха­праб­ху вид­но, что за Ним все­гда сле­ду­ет мно­же­ство пою­щих пре­дан­ных. В «Бха­га­вад-гите» утвер­жда­ет­ся, что когда бы Гос­подь ни при­хо­дил, Он выпол­ня­ет две мис­сии. В «Бха­га­вад-гите» Криш­на гово­рит: «Когда бы Я ни являл­ся в этот мир, Моя мис­сия — осво­бо­дить бла­го­че­сти­вых пре­дан­ных и уни­что­жить демонов».

В этот век мис­сия Чай­та­ньи Маха­праб­ху оста­ет­ся той же — осво­бо­дить пре­дан­ных и уни­что­жить непре­дан­ных, демо­нов. Но в этот век у Него дру­гое ору­жие: не пали­ца, не диск, не какое-либо смер­то­нос­ное ору­жие, а дви­же­ние сан­кир­та­ны. Поло­жив нача­ло это­му дви­же­нию сан­кир­та­ны, Он уни­что­жал демо­ни­че­ский образ мыс­ли людей. В этом осо­бое зна­че­ние Гос­по­да Чайтаньи.

Итак, в «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что Гос­подь Чай­та­нья — вопло­ще­ние Бога в наш век. Как же покло­нять­ся Ему? Метод очень прост. Нуж­но толь­ко иметь изоб­ра­же­ние Гос­по­да Чай­та­ньи и Его спут­ни­ков. Гос­подь Чай­та­нья сто­ит в сере­дине, в окру­же­нии Сво­их глав­ных спут­ни­ков: Нитья­нан­ды, Адвай­ты, Гада­д­ха­ры и Шривасы.

Любой может дер­жать это изоб­ра­же­ние у себя дома, повто­рять ман­тру Харе Криш­на и тем самым покло­нять­ся Гос­по­ду Чай­та­нье. Метод прост. Но кто может сле­до­вать это­му про­сто­му мето­ду? Тот, у кого свет­лая голо­ва. Тот, кто про­сто дер­жит дома изоб­ра­же­ние Шри Чай­та­ньи Маха­прабху и повто­ря­ет Харе Криш­на, без осо­бо­го тру­да смо­жет понять Бога.

В наш век те, у кого доста­точ­но разу­ма, при­со­еди­ня­ют­ся к дви­же­нию сан­кир­та­ны и очень быст­ро прогрессируют.

Гос­по­да Чай­та­нью назы­ва­ют «золо­той ава­та­рой». Ава­та­ра зна­чит «тот, кто нис­шел, спу­стил­ся». Чело­век может спу­стить­ся с пято­го или с сото­го эта­жа зда­ния, так и ава­та­ра спус­ка­ет­ся с духов­ных пла­нет, нахо­дя­щих­ся в духов­ном небе.

Гос­подь Чай­та­нья, ава­та­ра это­го века, опи­сан в веди­че­ской лите­ра­ту­ре. Того, кто не име­ет при­зна­ков, ука­зан­ных в писа­ни­ях, нель­зя счи­тать ава­та­рой.

Криш­на Сам при­шел научить нас тому, как пре­дать­ся Ему. Послед­нее Его настав­ле­ние в «Бха­га­вад-гите» — «Пре­дай­ся Мне». Но муд­хи — него­дяи — отве­ти­ли: «Чего ради я дол­жен пре­да­вать­ся?» Поэто­му, хотя Чай­та­нья Маха­праб­ху — Сам Криш­на, на этот раз Он учит нас на прак­ти­ке, как испол­нить мис­сию «Бха­га­вад-гиты».

Чай­та­нья Маха­праб­ху ука­зы­ва­ет нам пря­мой путь дости­же­ния Бога. Рупа Госва­ми, глав­ный уче­ник Гос­по­да Чай­та­ньи, слу­жил мини­стром в пра­ви­тель­стве Бен­га­лии, но, уви­дев Чай­та­нью Маха­праб­ху, захо­тел при­со­еди­нить­ся к Его дви­же­нию. Он оста­вил пост мини­стра, при­со­еди­нил­ся к это­му дви­же­нию и, пре­дав­шись Гос­по­ду Чай­та­нье, воз­нес Ему пре­крас­ную молит­ву. В ней говорится:

намо маха-ваданй­айа    криш­на-пре­ма-пра­дайа те
криш­найа криш­на-чай­танйа-намне гау­ра-тви­ше намах

«Мой доро­гой Гос­подь, Ты — самое вели­ко­душ­ное из всех вопло­ще­ний». Поче­му? Криш­на-пре­ма-пра­дайа те: «Ты непо­сред­ствен­но даешь любовь к Богу. У Тебя нет иной цели. Твой метод столь чуде­сен, что чело­век может сра­зу же полю­бить Бога. Поэто­му Ты — самое вели­ко­душ­ное из всех вопло­ще­ний. Никто, кро­ме Само­го Криш­ны, не спо­со­бен даро­вать такое бла­го­сло­ве­ние. Поэто­му я гово­рю, что Ты — Криш­на». Криш­найа криш­на-чай­танйа-намне: «Ты — Сам Криш­на, но Ты при­нял имя Криш­ны Чай­та­ньи. Я пре­да­юсь Тебе».

Таков наш метод. Чай­та­нья Маха­праб­ху — Сам Криш­на, и Он учит, как с помо­щью очень про­сто­го мето­да раз­вить в себе любовь к Богу. Он гово­рит, что нуж­но про­сто повто­рять Харе Кришна.

харер нама харер нама харер нама­и­ва кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

«В этот век нуж­но все вре­мя повто­рять ман­тру Харе Криш­на. Ино­го пути нет».

Метод повто­ре­ния и пения ман­тры Харе Криш­на, пред­ло­жен­ный Гос­по­дом Чай­та­ньей и поз­во­ля­ю­щий достичь люб­ви к Богу, назы­ва­ет­ся сан­кир­та­ной. Сан­кир­та­на — сан­скрит­ское сло­во. Сам озна­ча­ет самй­ак — «пол­ный, завер­шен­ный», а кир­та­на — «про­слав­ле­ние» или «опи­са­ние». Таким обра­зом, пол­ное опи­са­ние под­ра­зу­ме­ва­ет пол­ное про­слав­ле­ние Все­выш­не­го, Выс­ше­го Пол­но­го Цело­го. Это не зна­чит, что чело­век может опи­сы­вать что угод­но или сла­вить кого угод­но, и это будет кир­та­ном. С точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки, это, может быть, и кир­тан, но в соот­вет­ствии с веди­че­ской систе­мой, кир­тан озна­ча­ет опи­са­ние выс­ше­го авто­ри­те­та, Абсо­лют­ной Исти­ны, Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Вот что такое кир­тан.

«Нау­ка само­осо­зна­ния», 5 гла­ва, с. 204–212

 

Зна­ком­ство с текстом

В чем заклю­ча­ет­ся сход­ство и раз­ли­чие меж­ду Гос­по­дом Криш­ной и Шри Чай­та­ньей Махапрабху?

Осмыс­ле­ние

  1. Как мож­но покло­нять­ся Гос­по­ду Чай­та­нье дома? Как харак­те­ри­зу­ют людей, кото­рые спо­соб­ны сле­до­вать это­му мето­ду? Почему?
  2. Поче­му Гос­по­да Чай­та­нью назы­ва­ют самым вели­ко­душ­ным из всех вопло­ще­ний Бога?
  3. Что такое сан­кир­та­на? Что она дает?

При­ме­не­ние

Что при­вле­ка­ет вас в мето­де, кото­рый дал Чай­та­нья Маха­праб­ху? Чем он отли­ча­ет­ся от обще­при­ня­то­го мето­да покло­не­ния Богу?

 

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­вед­ник очень дорог Господу

«Поэто­му, мои юные дру­зья, сыно­вья демо­нов, дей­ствуй­те так, что­бы доста­вить удо­воль­ствие Вер­хов­но­му Гос­по­ду, — тому, кто выше любых мате­ри­аль­ных поня­тий. Отбрось­те свои демо­ни­че­ские наклон­но­сти и не дели­те окру­жа­ю­щих на дру­зей и вра­гов. Будь­те доб­ро­же­ла­тель­ны и состра­да­тель­ны ко всем живым суще­ствам: про­ли­вай­те на них милость, уча их пре­дан­но слу­жить Господу».

Ком­мен­та­рий. В «Бха­га­вад-гите» (18.55) Сам Гос­подь гово­рит: бхак­тйа мам абхи­джа­на­ти йаван йаш час­ми таттва­тах — «Постичь Вер­хов­но­го Гос­по­да таким, какой Он есть, мож­но, толь­ко зани­ма­ясь пре­дан­ным служением».

Заклю­чи­тель­ное настав­ле­ние, кото­рое Маха­ра­джа Прахла­да дал сво­им школь­ным дру­зьям, сыно­вьям демо­нов, состо­я­ло в том, что они долж­ны посвя­тить себя пре­дан­но­му слу­же­нию, про­по­ве­дуя всем нау­ку созна­ния Кришны.

Про­по­ведь — луч­шее слу­же­ние Гос­по­ду. Гос­подь чрез­вы­чай­но дово­лен теми, кто слу­жит Ему, про­по­ве­дуя Его посла­ние. Он Сам под­твер­жда­ет это в «Бха­га­вад-гите» (18.69): на ча тасман ману­шй­е­шу каш­чин ме прийа-крит­та­мах — «Нет для Меня в этом мире слу­ги доро­же, чем он, и нико­гда не будет».

Если чело­век искренне ста­ра­ет­ся рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны, если он объ­яс­ня­ет дру­гим вели­чие Гос­по­да и про­слав­ля­ет Его, то, будь этот чело­век даже недо­ста­точ­но обра­зо­ван, он ста­но­вит­ся очень дорог Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Это и есть бхак­ти.

Тот, кто на бла­го всех людей, не раз­де­ляя их на дру­зей и вра­гов, про­по­ве­ду­ет созна­ние Криш­ны, достав­ля­ет Гос­по­ду удо­воль­ствие и тем самым испол­ня­ет свое пред­на­зна­че­ние. Вот поче­му Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху при­зы­вал всех ста­но­вить­ся пре­дан­ны­ми-гуру и про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны (йаре декха, таре каха криш­на-упа­де­ша). Это самый про­стой спо­соб постичь Вер­хов­ную Лич­ность Бога.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.6.24