Шри­ла Праб­ху­па­да (пол­ное имя Абхай Чара­на­ра­вин­да Бхак­ти­ве­дан­та Сва­ми Праб­ху­па­да) явля­ет­ся ача­рьей-осно­ва­те­лем Меж­ду­на­род­но­го обще­ства созна­ния Криш­ны. Это озна­ча­ет, что, хотя Дви­же­ние созна­ния Криш­ны суще­ство­ва­ло с древ­но­сти, при­нес это дви­же­ние на Запад имен­но он. Это было непро­стой и прак­ти­че­ски невы­пол­ни­мой зада­чей, с кото­рой смог спра­вить­ся толь­ко он, хотя ранее и дру­гие люди пред­при­ни­ма­ли попыт­ки сде­лать это. Поэто­му он явля­ет­ся осо­бен­ной лич­но­стью для каж­до­го из чле­нов это­го Движения.

Био­гра­фия А.Ч. Бхак­ти­ве­дан­ты Сва­ми Прабхупады

Цитаты Шрилы Прабхупады

«Шри Чай­та­нью Маха­праб­ху образ­но срав­ни­ва­ют и с самим дре­вом, и с его ство­лом… Дре­во раз­рос­лось на всю все­лен­ную, и каж­дый может вдох­нуть аро­мат его цве­тов. Таким обра­зом, дре­во Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху опья­ня­ет всех людей». (Чай­та­нья-чари­тамри­та, Ади-лила, 9‑я глава)

«Наше Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Криш­ны явля­ет­ся одной из вет­вей дре­ва Гос­по­да Чай­та­ньи». (Чай­та­нья-чари­тамри­та, Ади-лила, 9.18)

«…Таков метод обу­че­ния в Индии. За счет чего, по ваше­му, одно­му учи­те­лю у них уда­ет­ся справ­лять­ся с обу­че­ни­ем сотен уче­ни­ков? За счет того, что уче­ни­ки объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы, а затем более опыт­ный из них обу­ча­ет начи­на­ю­щих: «Пиши­те “а” вот так, а “б” — вот так». Он вполне может обу­чить тому, что уже уме­ет сам. И так груп­па за груп­пой. Таким обра­зом, один учи­тель может руко­во­дить сра­зу сот­ня­ми уче­ни­ков раз­но­го уров­ня. Это и есть орга­ни­за­ция. А не так, что я дол­жен все делать сам. Я не могу обу­чать каж­до­го лич­но. Да это и нера­зум­но. Для того нам и дан разум, что­бы уметь задей­ство­вать дру­гих. Вот в этом заклю­ча­ет­ся разум. И не надо гово­рить: «Я был занят и поэто­му не смог это­го сде­лать». Поче­му не смог? Где были твои помощ­ни­ки? Обу­чи помощ­ни­ков, и тогда и в твое отсут­ствие все будет идти сво­им чере­дом… Каж­дый дол­жен быть и учи­те­лем, и уче­ни­ком». (Из бесе­ды, Париж, 31 июля 1976 г.)

«Юно­ши и девуш­ки в Лон­доне пре­крас­но справ­ля­ют­ся. Мой Гуру Маха­ра­джа послал одно­го сан­нья­си, Сва­ми Бона Маха­ра­джу, про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны в Лон­доне, году в 1933. Три года Гуру Маха­ра­джа опла­чи­вал его пре­бы­ва­ние там, но, несмот­ря на все уси­лия, ему не уда­лось сде­лать ниче­го зна­чи­тель­но­го. Гуру Маха­ра­джа, недо­воль­ный, ото­звал его отту­да. Если срав­нить, так наши шесте­ро юно­шей и деву­шек не столь опыт­ны в изу­че­нии Ведан­ты и дру­гих веди­че­ских писа­ний, и они вовсе не сан­нья­си. Но они про­де­ла­ли гораз­до более весо­мую рабо­ту, чем уда­лось Бону Маха­ра­дже трид­цать пять лет назад. Один толь­ко этот факт под­твер­жда­ет сло­ва Гос­по­да Чай­та­ньи, что про­по­вед­ни­ком или учи­те­лем может быть и домо­хо­зя­ин, и сан­нья­си, и брах­ман, и шуд­ра, и кто угод­но, при усло­вии, что он зна­ет нау­ку о Кришне. А знать нау­ку о Кришне зна­чит слу­жить Кришне под руко­вод­ством истин­но­го духов­но­го учи­те­ля. Если мы слу­жим Кришне таким обра­зом, Он с радо­стью явля­ет Себя нам. Поэто­му мы долж­ны стро­го при­дер­жи­вать­ся веди­че­ско­го прин­ци­па: тому, кто обла­да­ет непо­ко­ле­би­мой верой в Криш­ну и духов­но­го учи­те­ля, толь­ко тако­му чело­ве­ку откры­ва­ет­ся нау­ка созна­ния Криш­ны. Тогда, став по-насто­я­ще­му све­ду­щи­ми в откро­ве­ни­ях созна­ния Криш­ны, мы смо­жем встре­тить­ся с любым про­тив­ни­ком и одер­жать побе­ду». (Пись­мо Хая­гри­ве, 31 янва­ря 1969 г.)

«Есть такая ман­тра: мукам каро­ти вача­лам пан­гум лан­г­хай­а­те гирим. Это зна­чит, что по мило­сти Криш­ны немой может ора­тор­ство­вать, как Демо­сфен, а хро­мой может перей­ти горы. Милость Криш­ны пре­крас­на и уди­ви­тель­на. Так что если у нас есть вера в слу­же­ние Кришне, нам не соста­вит тру­да гово­рить перед кем угод­но, когда в этом воз­ник­нет необ­хо­ди­мость. В исто­рии пре­дан­но­сти нема­ло упо­ми­на­ний о таких слу­ча­ях: даже пяти­лет­ние маль­чи­ки, такие, как Дхру­ва или Прахла­да, мог­ли пре­крас­но гово­рить». (Пись­мо Брах­ма­нан­де, 19 сен­тяб­ря 1969 г.)

«Ты полу­чишь отве­ты на все свои вопро­сы, если будешь про­сто читать наши кни­ги очень вни­ма­тель­но, регу­ляр­но повто­рять ман­тру и стро­го соблю­дать все пра­ви­ла и пред­пи­са­ния. Наш прин­цип состо­ит в том, что духов­ная нау­ка откры­ва­ет­ся пре­дан­но­му из серд­ца по мере того, как он пре­да­ет­ся Кришне». (Пись­мо Эка­я­ни, 25 июля 1970 г.)

«Прак­ти­че­ски гово­ря, наша фило­со­фия Криш­ны спа­сет мир в самый опас­ный момент, это точ­но. Сей­час вы про­сто сами при­об­ре­ти­те твер­дую убеж­ден­ность в этом и помо­гай­те мне рас­про­стра­нять это Дви­же­ние на бла­го все­го мира с пол­ной убеж­ден­но­стью и вни­ма­ни­ем. Таким обра­зом вы буде­те заня­ты выс­шим видом дея­тель­но­сти и очень ско­ро вер­не­тесь домой, к Богу, не сомне­вай­тесь в этом». (Пись­мо Вама­на­де­ве и Инди­ра даси, 8 декаб­ря 1971 г.)

«Наше дело — про­сто сеять семя пре­дан­но­го слу­же­ния всю­ду, где толь­ко мож­но, и давать каж­до­му чело­ве­ку почув­ство­вать вкус этой духов­ной, сла­дост­ной дея­тель­но­сти. Если мы сами глу­бо­ко убеж­де­ны в вер­но­сти фило­со­фии Криш­ны, тогда мы смо­жем вне­сти это семя пре­дан­но­го слу­же­ния в серд­ца людей, им нуж­но дать воз­мож­ность и вдох­но­ве­ние слу­шать Шри­мад-Бха­га­ва­там и повто­рять «Харе Криш­на», тогда, бла­го­да­ря тако­му поли­ву, семя про­рас­тет, и лиа­на нач­нет рас­ти. Сей­час ты взял на себя огром­ную ответ­ствен­ность — поса­дить семя созна­ния Криш­ны в Кар­диф­фе (Уэльс), и я думаю, если ты отне­сешь­ся к делу серьез­но и хлад­но­кров­но, Криш­на заме­тит тебя и даст тебе все воз­мож­но­сти. Таким обра­зом, посколь­ку ты ответ­ствен­ный лидер, Криш­на будет под­тал­ки­вать тебя, что­бы ты про­грес­си­ро­вал в созна­нии Криш­ны». (Пись­мо Кула­шек­ха­ре, 10 янва­ря 1972 г.)

«Что­бы серьез­но зани­мать­ся искус­ством осо­зна­ния Криш­ны, нам ниче­го не оста­ет­ся, как стать очень и очень ответ­ствен­ны­ми, посколь­ку этот мир полон раз­ных соблаз­нов, кото­рые будут посто­ян­но стас­ки­вать нас вниз. Если хотя бы несколь­ко чело­век будут под­дер­жи­вать чисто­ту это­го искус­ства, они смо­гут спа­сти осталь­ных от вели­чай­ших опас­но­стей. Я счи­таю, что ты и твои духов­ные бра­тья отно­сят­ся к тем немно­гим людям, что серьез­но вста­ли на путь воз­вра­ще­ния домой, к Богу, и теперь мы долж­ны поста­рать­ся сохра­нить это воз­вы­шен­ное поло­же­ние, и не отсту­пать, не пре­не­бре­гать наши­ми высо­чай­ши­ми стан­дар­та­ми прак­ти­ки пре­дан­но­го слу­же­ния. Таким обра­зом, метод чистой люб­ви к Богу, кото­рый дал Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху, и кото­рый я при­нес в запад­ные стра­ны, дол­жен посто­ян­но рас­про­стра­нять­ся все шире и шире, спа­сая людей. В про­тив­ном слу­чае он посте­пен­но угас­нет и пре­вра­тит­ся в нечто меха­ни­че­ское, как все осталь­ные так назы­ва­е­мые рели­ги­оз­ные дви­же­ния. Я очень на тебя наде­юсь. Пусть эта мысль при­даст тебе глу­бо­кой убеж­ден­но­сти в нашей фило­со­фии созна­ния Криш­ны и реши­мо­сти взять на себя пол­ную ответ­ствен­ность за обу­че­ние дру­гих в чисто­те». (Пись­мо Рана­д­хи­ре, 17 янва­ря 1972 г.)

«Я очень бла­го­да­рен Вам за то, что Вы с удо­воль­стви­ем изу­ча­е­те мои кни­ги. Мно­же­ство разум­ных моло­дых людей, подоб­ных Вам, изу­ча­ют эти кни­ги в кол­ле­джах и уни­вер­си­те­тах по все­му миру. На самом деле любой, кто пыта­ет­ся понять эти кни­ги, посте­пен­но ста­нет вели­ким, осо­знав­шим себя пре­дан­ным Гос­по­да Криш­ны. В этих кни­гах сохра­не­на изна­чаль­ная сила шастр, посколь­ку я ниче­го к ним не добав­лял и не пере­ина­чи­вал их по-сво­е­му. Я про­сто пред­ста­вил писа­ния — Бха­га­вад-гиту и Шри­мад-Бха­га­ва­там — таки­ми, как они есть. А посмот­ри­те, какое вли­я­ние они ока­зы­ва­ют на весь мир!» (Пись­мо мисс Недан­га­ди, 19 мар­та 1975 г.)

Для мно­гих при­хо­жан уча­стие в жиз­ни груп­пы Бхак­ти-врик­ша явля­ет­ся един­ствен­ным сред­ством спа­се­ния от оди­но­че­ства. Шри­ла Праб­ху­па­да пишет: «Оди­но­че­ство явля­ет­ся резуль­та­том нашей преды­ду­щей мате­ри­а­ли­стич­ной дея­тель­но­сти. Одна­ко для нович­ка в духов­ной прак­ти­ке оно не очень бла­го­при­ят­но. Майя посто­ян­но ата­ку­ет нас, и при пер­вом же удоб­ном слу­чае пус­ка­ет в ход свое жало. Поэто­му вна­ча­ле луч­ше не оста­вать­ся в оди­но­че­стве, а нахо­дить­ся в обще­стве чистых пре­дан­ных. Это защи­тит нас от воз­мож­ных напа­док майи». (Пись­мо Яду­нан­дане, 26 мар­та 1968 г.)