«О, когда же наста­нет этот день, когда счаст­ли­вые англи­чане, рус­ские, нем­цы и аме­ри­кан­цы возь­мут фла­ги, мри­дан­ги и кара­та­лы и вый­дут с кир­та­ной на ули­цы сво­их горо­дов. Когда же при­дет этот день?» (Пред­ска­за­ние Шри­лы Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра из кни­ги «Шри­ла Праб­ху­па­да-лиламри­та» Сат­сва­ру­пы Госва­ми 1.3)

Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур раз­вер­нул в орий­ских и бен­галь­ских дерев­нях про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му, назвав её нама-хат­та. Груп­пы нама-хат­ты путе­ше­ство­ва­ли из дерев­ни в дерев­ню по всей Бен­га­лии, Ориссе, а так­же реги­о­ну Вра­джа. Груп­пы вклю­ча­ли в себя испол­ни­те­лей кир­та­нов и про­по­вед­ни­ков, высту­пав­ших с лек­ци­я­ми по фило­со­фии гаудия-вайш­на­виз­ма. Нама-хат­ты име­ли боль­шой успех и сыг­ра­ли зна­чи­тель­ную роль в рас­про­стра­не­нии уче­ния Гос­по­да Чай­та­ньи сре­ди сель­ско­го насе­ле­ния и бен­галь­ской эли­ты. К нача­лу XX века в Бен­га­лии дей­ство­ва­ло уже более 500 нама-хатт.

Струк­ту­ра про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» сов­па­да­ет с орга­ни­за­ци­он­ной схе­мой, зало­жен­ной в осно­ву нама-хат­ты Шри­лы Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра. Общий прин­цип таков: в каж­дой груп­пе есть лидер-слу­га, несколь­ко таких групп кури­ру­ют­ся еще одним пре­дан­ным (Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур назы­ва­ет его упа­ча­к­ра-пати), каж­дые несколь­ко таких кура­то­ров кон­тро­ли­ру­ют­ся в свою оче­редь еще одним пре­дан­ным (чак­ра-па­ти), и так далее; при­чем, допол­ни­тель­ные уров­ни появ­ля­ют­ся по мере роста общи­ны прихожан.

Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур преду­смот­рел 7 уров­ней. Их назва­ния были таковы:

  1. упа­ча­к­ра (сек­тор из 3–5 групп);
  2. чак­ра (округ из 9–15 групп);
  3. маха-чак­ра (36 групп);
  4. мала (108 групп);
  5. ман­да­ла (объ­еди­ня­ет 3–4 малы);
  6. маха-ман­да­ла (3 ман­да­лы);
  7. таран­га (3 маха-ман­да­лы);
  8. пла­ван (108 мал);
  9. маха-пла­ван (все, что боль­ше, чем пла­ван).

 

Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур (1838–1914), сын Шри Анан­да Чанд­ра Дат­ты (чья родо­слов­ная вос­хо­дит к Шри Пуру­шот­та­ма Дат­те) и Шри­ма­ти Джа­гат-мохи­ни Деви, родил­ся в Вос­кре­се­нье, вто­ро­го сен­тяб­ря 1838 года в Бир­на­га­ре (извест­но­го так­же как Ула Грам), в Надии, что в Запад­ной Бен­га­лии, в доме сво­е­го зна­ме­ни­то­го дедуш­ки по мате­рин­ской линии, Шри Ишвар Чанд­ра Мусто­фи. Его нарек­ли «Кеда­ра­натха».

Детство

Он рос в бога­том семей­стве дедуш­ки, в Бир­на­га­ре — кра­си­вой и про­цве­та­ю­щей деревне, кото­рую насе­ля­ли счаст­ли­вые и без­за­бот­ные жите­ли. Всю­ду, на садо­вых тро­пин­ках и воз­ле бас­сей­нов (гхат), зву­ча­ли смех, музы­ка, сти­хи и сказ­ки. Шри Кеда­ра­натх был любим и облас­кан, он лег­ко заво­дил дру­зей сре­ди домо­чад­цев и дере­вен­ских жите­лей. Будучи чрез­вы­чай­но разум­ным ребен­ком, он дру­жил и со мно­ги­ми взрос­лы­ми, зада­вая им мас­су вопро­сов. Осо­бую пыт­ли­вость он про­яв­лял в сфе­ре духов­ной — более все­го он рас­спра­ши­вал о при­ро­де Боже­ствен­но­го и при­ро­де живо­го суще­ства, а так­же о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях того и дру­го­го. К сожа­ле­нию, его вопро­сы вызы­ва­ли боль­шей частью непо­ни­ма­ние, сму­щая тех к кому они относились.

Его необы­чай­ный писа­тель­ский дар про­яв­лял себя с ран­не­го дет­ства. Что­бы услы­шать Рама­я­ну или Махаб­ха­ра­ту он мог отпра­вить­ся куда угод­но. С шести лет он иссле­до­вал фак­ты и исто­рии этих эпо­сов. А когда ему испол­ни­лось девять, он при­сту­пил к изу­че­нию астрологии.

Деся­ти­лет­но­го Шри Кеда­ра­натха пере­пол­ня­ли вопро­сы духов­но­го пла­на, он зада­вал их самым раз­ным людям — скуль­пто­ру, вая­ю­щем боже­ство Дур­ги, мусуль­ма­ни­ну, охра­ня­ю­ще­му каз­ну его деда, сво­е­му школь­но­му учи­те­лю, дяде и мно­гим дру­гим. Он опи­сал эти бесе­ды в сво­ей авто­био­гра­фии, в свой­ствен­ной ему исклю­чи­тель­но занят­ной и яркой мане­ре ска­зи­те­ля. В его серд­це чув­ство­ва­лась твер­дая вера в еди­ную лич­ность Гос­по­да, он знал, что Им дол­жен быть Рама или Криш­на. С малых лет он был увле­чен повто­ре­ни­ем име­ни Рама.

Юность

В один­на­дцать лет Шри Кеда­ра­натх поки­нул отчий дом, а в две­на­дцать, соглас­но выбо­ру мате­ри, уже был женат на сво­ей пер­вой супру­ге, доче­ри Шри Мад­ху­су­дан Мит­ры. Гово­ря об обсто­я­тель­ствах сво­ей дет­ской супру­же­ской жиз­ни (неред­кой в те дале­кие дни) он упо­доб­лял её «игре в кук­лы». И все же, вос­при­ни­мая ситу­а­цию в таком све­те, он, тем не менее, ей не противился.

Свое пер­вич­ное обра­зо­ва­ние он полу­чил в Сан­скрит толе (началь­ная шко­ла), где его обу­чи­ли сан­скри­ту, бен­га­ли и ариф­ме­ти­ке. Поз­же, когда маль­чи­ку испол­ни­лось семь лет, дед, Шри Мусто­фи Маха­шай, отпра­вил его в «Криш­на­на­гар Кол­ледж», англий­скую сред­нюю шко­лу Криш­на­на­га­ра. Шри Кеда­ра­натха отли­чал­ся зна­ни­ем англий­ско­го язы­ка, полу­чая поощ­ре­ния и награды.

Несколь­ко поз­же один обра­зо­ван­ный гос­по­дин орга­ни­зо­вал в Уле, в гости­ной дома дяди, Шри Кеда­ра­натха, англий­скую шко­лу. И сно­ва Шри Кеда­ра­натх демон­стри­ро­вал успе­хи в чте­нии и декла­ма­ции, не менее пре­успе­вая в бен­га­ли и мате­ма­ти­ке. Его созна­ние было сосре­до­то­че­но на духов­ном. Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур писал: «Уже в то вре­мя, когда еще был жив мой отец, меня зани­ма­ли мыс­ли о том — чем явля­ет­ся этот мир, и — кто мы?» Эти два вопро­са вла­де­ли мною с деся­ти лет. Сего­дня я пола­гал, что знаю ответ, а зав­тра — сомне­вал­ся снова».

Когда Шри Кеда­ра­натху испол­ни­лось четыр­на­дцать, его дед, Шри Мусто­фи Маха­шай, поки­нул мир. Тогда он, со сво­ей мате­рью, Шри­ма­ти Джа­гат-мохи­ни Деви, отпра­вил­ся в Каль­кут­ту, где его дядя по мате­рин­ской линии, Каши­пра­сад Гхош, пред­ло­жил Шри­ма­ти Джа­гат-мохи­ни Деви с детьми жить в его доме, сто­я­щем на углу Хедуа и Бедан Стрит. Ей не хоте­лось жить в Каль­кут­те, поэто­му, оста­вив Шри Кеда­ра­натха с дядей, она вер­ну­лась в Улу.

Шри Каши­пра­сад Гхош был высо­ко­об­ра­зо­ван­ным чело­ве­ком, хоро­шо извест­ным в интел­лек­ту­аль­ных кру­гах Каль­кут­ты. Он устро­ил Шри Кеда­ра­натха в мест­ную шко­лу, назы­ва­е­мую «Индий­ский Бла­го­тво­ри­тель­ный Инсти­тут», где тот обу­чал­ся четы­ре года, демон­стри­руя все это вре­мя отлич­ное зна­ние англий­ско­го язы­ка. Неко­то­рые его ста­тьи на англий­ском были опуб­ли­ко­ва­ны в пре­стиж­ной газе­те «Хин­ду Интелидженс».

Студенческие годы

В 1856 году Шри Кеда­ра­натх посту­пил в Хин­ду Скул, в даль­ней­шем — Уни­вер­си­тет Каль­кут­ты. В чис­ле его одно­класс­ни­ков были Шри Сатй­енд­ра Натх Тагор и Шри Ганенд­ра Натх Тагор (бра­тья извест­но­го поэта, Шри Рабин­дра Натх Таго­ра, лау­ре­а­та Нобе­лев­ской Пре­мии 1913-го года). Мно­гие интел­лек­ту­а­лы Хин­ду Скул — про­фес­сор Клинт, пре­по­доб­ный Дафф и Кешав Чанд­ра Сен (впо­след­ствии лидер сек­ты импер­со­на­ли­стов «Брах­ма Самадж») — были впе­чат­ле­ны его лите­ра­тур­ным даром и заме­ча­тель­ным зна­ни­ем англий­ско­го. Тогда же он позна­ко­мил­ся с чле­ном Бри­тан­ско­го Пар­ла­мен­та Геор­гом Томп­со­ном, кото­рый обу­чал его ора­тор­ско­му искусству.

В 1856 году в свои 18 лет Шри Кеда­ра­натх пуб­ли­ку­ет кни­гу англий­ской поэ­зии, «Порий­ед». Пре­по­доб­ный Дафф и дру­гие высо­ко оце­ни­ли его труд и вдох­нов­ля­ли про­дол­жить лите­ра­тур­ное твор­че­ство. Неко­то­рые из его англий­ских сти­хов были изда­ны в жур­на­ле «Биб­лио­теч­ный Бюл­ле­тень». Шри Кеда­ра­натх мно­го читал, его инте­ре­со­ва­ли кни­ги на сан­скри­те, бен­га­ли, а так­же, евро­пей­ские авто­ры — Хйум, Адди­сон, Кар­лайл, Хаз­литт, Мако­лей, Гете, Кант, Шопен­гау­эр и Воль­тер. Чле­ны Бри­та­но-Индий­ско­го Обще­ства неиз­мен­но вос­хи­ща­лись его высо­ко­уче­ны­ми речами.

Он иссле­до­вал раз­лич­ные рели­гии: кон­цеп­цию без­лич­но­го Брах­ма­на, Хри­сти­ан­ство и Ислам. Осо­бен­но его зани­ма­ли Биб­лия и Коран, кро­ме того он изу­чал рабо­ты Чан­нин­га, Нью­ме­на и Тео­до­ра Пар­ке­ра. В авто­био­гра­фии Шри Кеда­ра­натх писал, что за лич­ност­ную кон­цеп­цию Бога пред­по­чи­тал Бра­мо­из­му Христианство.

Сре­ди его близ­ких дру­зей был и стар­ший сын Маха­ри­ши Дебенд­ра­натх Таго­ра, Шри Дви­дженд­ра­натх Тагор (стар­ший брат поэта Рабин­дра­натх Таго­ра). Вме­сти они изу­чи­ли мно­же­ство книг по фило­со­фии и рели­гии. Шри Кеда­ра­натх назы­вал Шри Дви­дженд­ра­натха Таго­ра «Бада Дада» (боль­шой брат), отме­чая в сво­ей авто­био­гра­фии, как высо­ко ценил сво­бо­до­мыс­лие «Бада Дада» и их по-насто­я­ще­му близ­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния. Поз­же он опро­верг­нет мно­же­ство импер­со­на­лист­ских аргу­мен­тов «Бада Дада» в сво­ей духов­ной новел­ле «Пре­ма Прадипа».

Шри Джаганнатха Пури

В 1858 году, 20 лет­ний Шри Кеда­ра­натх отпра­вил­ся в Джа­ган­натха Пури. По пути, желая наве­стить сво­е­го деда по отцу, Радж­вал­лабх Дат­ту, он оста­но­вил­ся в Чху­ти­гра­ме. Шри Радж­вал­лабх Дат­та бла­го­сло­вил вну­ка, пред­ска­зав, что одна­жды тот ста­нет воз­вы­шен­ным Вайш­на­вом. Вско­ре его дед оста­вил мир. В Пури Шри Кеда­ра­натх про­шел ква­ли­фи­ка­ци­он­ную комис­сию после чего полу­чил рабо­ту учи­те­ля в Куттаке.

Поз­же, извест­ный бен­галь­ский уче­ный, пре­по­да­ва­тель и соци­аль­ный рефо­ма­тор Ишвар Чанд­ра Видй­а­са­гар, учи­тель и настав­ник Шри Кеда­ра­натха, реко­мен­до­вал его на долж­ность дирек­то­ра шко­лы в Бхадра­ке. Там, в Бхадра­ке, родил­ся его пер­ве­нец, Анан­да Прасад.

В 1860 году, на англий­ском язы­ке, Шри Кеда­ра­натх пишет свою «Матхи Ориссы», кото­рая была высо­ко оце­не­на исто­ри­ком Сэром Уилья­мом Хан­те­ром. Сле­ду­ю­щая его рабо­та назы­ва­лась «Биджан­грам», бен­галь­ская нериф­мо­ван­ная поэ­ма, напи­сан­ная под впе­чат­ле­ни­ем, уви­ден­ной опу­сто­шён­ной эпи­де­ми­ей дерев­ни его дет­ства. Былая кра­со­та, аура про­цве­та­ния и без­за­бот­но­сти окру­жа­ю­щая Улу, состав­ля­ла печаль­ный кон­траст с разо­рен­ной болез­нью и уны­лой дей­стви­тель­но­стью. Его мастер­ство про­яви­ло себя в обра­зах и язы­ке поэ­мы, остав­ля­ю­щей яркое и неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние в созна­нии читателя.

Зрелость

В 1866 году Шри Кеда­ра­натх посту­па­ет на граж­дан­скую служ­бу и, в воз­расте 28 лет, полу­ча­ет долж­ность помош­ни­ка судьи и нало­го­во­го инспек­то­ра в Чап­ре. Там, у одно­го мусуль­ма­ни­на, он изу­ча­ет урду и пер­сид­ский. В мар­те 1868 года 30 лет­не­го Шри Кеда­ра­натха назна­ча­ют Помош­ни­ком Судьи в Динапуре.

Мест­ный зем­ле­вла­де­лец, Камал Лочан Райа, был потом­ком Рама­нан­да Васу, сле­до­вав­ше­го путем Вайш­на­вов, дан­ным Шри­ма­ном Маха­праб­ху. По этой при­чине Камал Лочан Райа покро­ви­тель­ство­вал иде­ям и прак­ти­кам Гаудийа Вайш­на­вов. Шри Кеда­ра­натх с вели­кой радо­стью общал­ся с мест­ны­ми Вайш­на­ва­ми и был счаст­лив най­ти копии Шри Чаи­танйа-чари­тамри­ты и бен­галь­ский пере­вод Шри­мад Бха­га­ва­там, а так­же Бхак­та-мала. Читая Шри Чаи­танйа-чари­тамри­ту сно­ва и сно­ва, он все более про­ни­кал­ся лич­но­стью Шри­ма­на Маха­праб­ху, про­во­дя часы за изу­че­ни­ем и раз­мыш­ле­ни­я­ми о пути без­упреч­ных Вайш­на­вов. В сво­ей авто­био­гра­фии он пишет: «С тех пор я стал думать о Шри Чаи­танйа Деве как о Все­выш­нем Гос­по­де. Семе­на веры Вайш­на­вам про­рос­ли и уко­ре­ни­лись в моем серд­це в то самое вре­мя. Я мог читать Писа­ния Вайш­на­вов днем и ночью». Он с вели­ким усер­ди­ем обра­щал­ся со сво­и­ми вопро­са­ми к Гос­по­ду и молил Его о милости.

Вско­ре он был пере­ве­дён в Чам­па­ран, а несколь­ко меся­цев спу­стя — в Пури, где его пре­дан­ность пути Шри­ма­на Маха­праб­ху при­об­ре­ла стре­ми­тель­ный рост. (В дей­стви­тель­но­сти, изу­ча­ю­щим Вайш­на­визм пре­дель­но ясно, что Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра — веч­но сво­бод­ная сущ­ность и посто­ян­ный спут­ник Шри­ма­на Маха­праб­ху. Поэто­му не каж­дый согла­сит­ся с утвер­жде­ни­ем, что он стал вели­ким пре­дан­ным Шри­ма­на Маха­праб­ху в какой-то опре­де­лён­ный момент сво­ей жиз­ни, даже если внешне это будет выгля­деть имен­но так. К тому же, с момен­та его зна­ком­ства с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми Шри­ма­на Маха­праб­ху до пер­вых его пуб­ли­ка­ций и про­по­ве­ди чисто­го Вайш­на­виз­ма про­шло совсем немно­го вре­ме­ни, при том, что его зна­ние и пони­ма­ние Вайш­на­виз­ма было прак­ти­че­ски бес­ко­неч­ным. Вряд ли спо­со­бен чело­век узнать и понять так мно­го в столь корот­кий срок.)

По доро­ге в Пури Шри Кеда­ра­натх был погло­щён впе­чат­ле­ни­я­ми и мыс­ля­ми о Шри­мане Маха­праб­ху. Он с нетер­пе­ни­ем ожи­дал при­бы­тия в город, где Шри­ман Маха­праб­ху про­вёл послед­ние два­дцать четы­ре года жиз­ни. Кни­ги об играх Шри­ма­на Маха­праб­ху, Шри Чаи­танйа Чари­тамри­та и Шри Чаи­танйа Бха­га­ва­та, были неиз­мен­ны­ми това­ри­ща­ми Шри Кеда­ра­натха. Он изу­чал и дру­гие Вайш­нав­ские тек­сты, в том чис­ле Шри­мад Бха­га­ва­там с ком­мен­та­ри­я­ми Шрид­ха­ра Сва­ми. Тогда же, в обще­стве сту­ден­тов из Пури — Гопи­натх Пан­ди­та, Хари­ха­ра­да­са Пан­ди­та, Мар­кан­дейа Пан­ди­та и дру­гих, уже зна­ю­щих фило­со­фию Нйайа и Ведан­ты — Шри Кеда­ра­натх при­сту­па­ет к изу­че­нию Шри­мад Бха­га­ва­там. Вме­сте с тем он уде­ля­ет вни­ма­ние и тру­дам шести Госва­ми. Тео­ло­ги и пыт­ли­вые умы с вели­ким инте­ре­сом вни­ма­ли обсуж­де­ни­ям Вайш­нав­ской фило­со­фии на еже­днев­ных собра­ни­ях, слу­чав­ших­ся в хра­ме Шри Джаганнатха.

В 1874 году, в Пури, на 36 году жиз­ни у Шри Кеда­ра­натха родил­ся его чет­вёр­тый сын, Шри Бимал Пра­са­да (Шри­ла Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Тха­кур Праб­ху­па­да). Шри Кеда­ра­натх оста­вал­ся в Пури в тече­ние пяти лет. Впо­след­ствии он рабо­тал в раз­лич­ных рай­о­нах Бен­га­лии и посе­тил основ­ные свя­ты­ни Вайшнавов.

Мировой судья

В 1878 году его пере­ве­ли в Нарал, окру­га Джессор, где в свои 40 лет он при­об­рёл сла­ву миро­во­го судьи-Вайш­на­ва. Мно­гие испол­ни­те­ли кир­та­нов при­хо­ди­ли спеть для него свои бхад­жа­ны. Там, в 1880, он опуб­ли­ко­вал Криш­на Сам­хи­ту, а год спу­стя — сбор­ник соб­ствен­ных сти­хов, Калй­а­на Кал­па­та­ру. Криш­на Сам­хи­та была высо­ко оце­не­на всей Индией.

В Нара­ле Шри Кеда­ра­натх полу­ча­ет ини­ци­а­цию у Шри Бипи­на Виха­ри Госва­ми и твер­до сле­ду­ет всем Вайш­нав­ским прак­ти­кам. Он реша­ет заин­те­ре­со­вать обра­зо­ван­ных бен­галь­цев Гаудийа Вайш­на­виз­мом, и для это­го начи­на­ет изда­вать в Бен­га­лии первую еже­ме­сяч­ную Вайш­нав­скую газе­ту «Сад­жан Тошани».

Про­ве­дя в Нара­ле три года, он отпра­вил­ся в трёх­лет­нее палом­ни­че­ство в Алла­ха­бад, Айод­хйу, Бена­рес, Врин­да­ван и т.д. Во Врин­да­ване он встре­тил Шри­лу Баба­джи Маха­ра­джа, счи­тав­ше­го­ся лиде­ром Гаудийа Вайш­на­вов. Шри­ла Баба­джи Маха­ра­джа стал про­вод­ни­ком его духа и помош­ни­ком в его мис­сии. В 1886 году госва­ми Врин­да­ва­на при­сво­и­ли 48 лет­не­му Кеда­ра­натху имя Бхактивинода.

Ранее он опуб­ли­ко­вал свою Шри Чаи­танйа Гиту от име­ни Сач­чи­да­нан­да Пре­ма­лан­ка­ра, в свя­зи с этим теперь его ста­ли назы­вать Сач­чи­да­нан­да Бхак­ти­ви­но­да Тхакурой.

Сокровищница Вайшнавов

Вско­ре Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур при­сту­па­ет к осу­ществ­ле­нию вели­чай­шей мис­сии сво­ей жиз­ни — про­по­ве­ди Гаудийа Вайш­на­виз­ма посред­ством книг и лек­ций. Он осно­вал изда­тель­ство «Сокро­вищ­ни­ца Вайш­на­вов», кото­рое выпус­ка­ло кни­ги с изло­же­ни­ем вайш­нав­ской фило­со­фии на санскрите.

Он взял­ся пред­ста­вить вни­ма­нию про­све­щён­но­го сооб­ще­ства фило­соф­скую систе­му гаудийа-вайш­на­вов в ясной и инте­рес­ной фор­ме. Его стиль отли­чал­ся изыс­кан­ным вку­сом, лег­ко­стью, выра­зи­тель­но­стью и про­сто­той. Он был боль­шим масте­ром бен­галь­ской про­зы, став­шей в его руках иде­аль­ным сред­ством выра­же­ния науч­ных кон­цеп­ций в доступ­ной и при­вле­ка­тель­ной форме.

Быв­ший про­фес­сор Уни­вер­си­те­та Каль­кут­ты, широ­ко извест­ный под псев­до­ни­мом Вана­ра­си­натх Бха­ра­д­вадж, напи­сал кни­гу о выда­ю­щем­ся вкла­де Шри Кеда­ра­натх Дат­ты в бен­галь­скую лите­ра­ту­ру IXX — XX веков. Он назвал его «непо­знан­ным гени­ем бен­галь­ской литературы».

В сво­ей рабо­те «Шри Чаи­танйа Шик­шамри­та» он объ­еди­ня­ет в еди­ное целое фило­со­фию гаудия-вайш­на­вов и идеи дру­гих школ. Впо­след­ствии он опуб­ли­ко­вал Бха­га­ват-гиту с ком­мен­та­ри­я­ми Вишва­натх Чакра­вар­ти, снаб­див её соб­ствен­ны­ми пояс­не­ни­я­ми на бен­га­ли, Расик-ра-джа­на, а так­же Криш­на Виджайа, Гуна­радж Кха­на. Мно­гие обра­зо­ван­ные люди, пред­став­ля­ю­щие раз­лич­ные клас­сы обще­ства, были его учениками.

Навадвипа

Одна­жды Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра уви­дел сон, в кото­ром Шри­ман Маха­праб­ху велел ему послу­жить Нава­дви­пе — пре­дан­но­му забве­нию месту рож­де­ния Гос­по­да Шри Чай­та­ньи. Вско­ре за этим Шри­лу Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра пере­во­дят в Криш­на­на­гар на долж­ность Окруж­но­го Судьи; он отпра­вил­ся туда с вели­кой радо­стью, окры­лён­ный надеж­дой отыс­кать место рож­де­ния сво­е­го воз­люб­лен­но­го, Шри­ма­на Маха­праб­ху. Еще в Пури он доста­ет кни­ги Нара­ха­ри Чакра­вар­ти (Бхак­ти­рат­на­ка­ра) и Пара­ма­нан­ды Даса, кото­рые очень помог­ли его архео­ло­ги­че­ским поискам.

С вели­ки­ми уси­ли­я­ми он дости­га­ет успе­ха — иссле­дуя Писа­ния и рас­спра­ши­вая об исто­рии окрест­но­стей мест­ных жите­лей, Бхак­ти­ви­но­да нахо­дит точ­ное место рож­де­ния Шри­ма­на Маха­праб­ху. В поис­ках ему помо­га­ли слу­жа­щие адми­ни­стра­ции, зем­ле­ме­ры, инже­не­ры и кар­ты. Кро­ме того он зару­чил­ся под­держ­кой наи­бо­лее почи­та­е­мо­го пре­дан­но­го Вайш­на­ва того вре­ме­ни, Шри­лы Джа­ганнт­ха Даса Баба­джи Маха­ра­джа. На встре­че в Криш­на­на­га­ре, в при­сут­ствии мно­гих пре­дан­ных Вайш­на­вов, бого­сло­вов и интел­лек­ту­а­лов, Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра предо­ста­вил собрав­шим­ся свои выво­ды отно­си­тель­но рас­по­ло­же­ния места рож­де­ния Шри­ма­на Маха­праб­ху. Собра­ние было пол­но­стью удо­вле­тво­ре­но его иссле­до­ва­ни­я­ми и со всем ува­же­ни­ем согла­си­лось помочь ему опре­де­лить это место. В том же году Бхак­ти­ви­но­да Тка­ку­ра пуб­ли­ку­ет свою Нава­двип Дхам Махат­мйа, про­слав­ля­ю­щую каж­дый из ост­ро­вов Навадвипы.

В 1984 году он учре­жда­ет «Шри Нава­двип Дха­ма Пра­ча­ри­ни Саб­ха» (Обще­ство Сла­вы Шри Нава­двип Дха­мы), предо­ста­вив управ­ле­ние Обще­ством его пре­зи­ден­ту, прин­цу Три­пу­ры. Уси­ли­я­ми сооб­ще­ства в месте явле­ния Маха­праб­ху был воз­двиг­нут храм и уста­нов­ле­ны боже­ства Шри Шри Гау­ра-Виш­ну­прийа. С тех пор там ведут­ся еже­днев­ные бого­слу­же­ния и устра­и­ва­ют­ся регу­ляр­ные фести­ва­ли. Тогда же в честь зна­ме­на­тель­но­го собы­тия состо­я­лось гран­ди­оз­ное празд­не­ство, собрав­шее тыся­чи преданных.

Шри­ла Тха­ку­ра Маха­шайа осно­вал «Шри Май­а­пур Сева Самит» (Орга­ни­за­ция Слу­же­ния Шри Май­а­пу­ру) Воз­вы­шен­ные Вайш­на­вы, а так­же мно­гие име­ни­тые граж­дане Бен­га­лии ста­ли чле­на­ми это­го сообщества.

Так было уста­нов­ле­но под­лин­ное место явле­ния Шри­ма­на Маха­праб­ху. Всю свою жизнь он уде­лял осо­бое вни­ма­ние раз­ви­тию Шрид­хам Май­а­пу­ра — его уси­ли­я­ми и после­ду­ю­щи­ми ста­ра­ни­я­ми Шри­лы Бхак­ти­сид­дхан­ты Сара­сва­ти Тха­ку­ра Праб­ху­па­ды, Шрид­хам Май­а­пур стал горо­дом храмов.

Проповедь в путешествиях

В 1896 году 58 лет­ний Шри­ла Тха­ку­ра Маха­шайа начал про­по­ве­до­вать путе­ше­ствуя. Пер­вым, по при­гла­ше­нию Маха­ра­джи Три­пу­ра, он посе­тил штат Три­пу­ра, где про­чел лек­цию собрав­шим­ся там фило­со­фам и интел­лек­ту­а­лам. В пер­вый день он гово­рил о чистом Вайш­на­виз­ме и про­слав­лял Хари­нам, сле­ду­ю­щие два дня были посвя­ще­ны играм Шри­ма­на Маха­праб­ху. Духов­но ищу­щие люди Три­пу­ра, нико­гда преж­де не слы­шав­шие подоб­но­го изло­же­ния, осо­зна­ли всю кра­со­ту идеи Вайшнавов.

Поки­нув Три­пур, Шри­ла Тха­ку­ра Маха­шайа про­по­ве­до­вал по дерев­ням Бен­га­лии и в окрест­но­стях Каль­кут­ты. В то же вре­мя он пишет и изда­ет про­из­ве­де­ния Вайш­нав­ской лите­ра­ту­ры. Его кни­ги при­влек­ли мно­же­ство чита­те­лей, ему была пред­ло­же­на честь стать чле­ном Ази­ат­ско­го Коро­лев­ско­го Обще­ства (RAS), в Лондоне.

Извест­ный уче­ный и писа­тель, осно­ва­тель и изда­тель «Амри­та Базар Пат­ри­ка» Каль­кут­ты, Шишир Кумар Гхош, про­чтя неко­то­рые из книг Шри­лы Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра, стал его боль­шим поклон­ни­ком и после­до­ва­те­лем, он часто при­хо­дил послу­шать его хари-катху. Он пред­ла­гал Шри­ле Бхак­ти­ви­но­де Тха­ку­ру рас­ши­рить про­по­ведь в Каль­кут­те. Шишир Кумар Гхош, имев­ший огром­ное вли­я­ние во всех интел­лек­ту­аль­ных сооб­ще­ствах Каль­кут­ты, назы­вал его «седь­мым Госвами».

Отли­ча­ю­щая Бхак­ти­ви­но­ду скром­ность и свя­тость, его глу­бо­чай­шее пони­ма­ние писа­ний и бес­ком­про­мисс­ное утвер­жде­ние под­лин­но Вайш­нав­ской идеи, кото­рую он под­дер­жи­вал сво­им обра­зом жиз­ни и про­по­ве­дью (ачар и пра­чар) — очень ско­ро при­нес­ли Шри­ле Бхак­ти­ви­но­ду Тха­ку­ре широ­кую известность.

Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра был весь­ма пло­до­твор­ным авто­ром, его перу при­над­ле­жит мно­же­ство про­из­ве­де­ний Вайш­нав­ской лите­ра­ту­ры. Его поэ­зия и про­за сви­де­тель­ству­ют о выда­ю­щим­ся лите­ра­тур­ном даре. Его стиль во мно­гом опе­ре­жал свое вре­мя. Никто из ачарй­ев не изла­гал Вайш­нав­скую фило­со­фию таким про­стым и крайне при­вле­ка­тель­ным бен­галь­ским язы­ком. Даже в наши дни его кни­ги лег­ко понят­ны боль­шин­ству чита­те­лей. Он осно­ва­тель­но и систе­ма­тич­но опи­сы­ва­ет мно­гие Вайш­нав­ские прак­ти­ки, кото­рые каж­дый пре­дан­ный дол­жен знать пре­тво­ряя в жизнь.

В нача­ле XX века, для прак­ти­ки и про­по­ве­ди пре­дан­но­го слу­же­ния, Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра устра­и­ва­ет соб­ствен­ный Бхак­ти Кут­хи в Пуро­шот­та­ма Дха­ме (Джа­ган­натха Пури). Поз­же он создаст еще один бхад­жан кутир, в Шри Год­ру­ме, Нава­двип Дха­мы, под назва­ни­ем Шри Свананда-сукханда-куджа.

Шри­ла Гау­ра­ки­шо­ра Дас Баба­джи, глу­бо­ко ува­жав­ший Шри­лу Тха­кур Маха­шаю, часто наве­щал его, они мог­ли часа­ми обсуж­дать друг с дру­гом хари катху. Шри­ла Баба­джи Маха­радж вооду­шев­лял и дру­гих пре­дан­ных пре­дать­ся лотос­ным сто­пам Шри­лы Тха­ку­ра Маха­шаи. Видя сле­ду­ю­щим ача­рьей в линии Гаудийа Вайш­на­вов Шри­лу Сара­сва­ти Тха­ку­ра, Шри­ла Тха­ку­ра Маха­шая зна­чи­тель­но под­дер­жи­вал его про­по­вед­ни­че­скую мис­сию сво­им опы­том и рекомендациями.

В 1908 70 лет­ний Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра при­нял пара­ма­хам­са веша (обла­че­ние отре­чен­но­го Вайш­на­ва). Два­дцать тре­тье­го июня 1914 года, в день ухо­да Шри Гада­д­ха­ра Тха­ку­ра, на 76 году жиз­ни Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур оста­вил этот мир, что­бы при­мкнуть к полу­ден­ным играм Шри Шри Радха-Кришны.

Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур поко­рил серд­ца бен­галь­цев и при­влек их к Вайш­на­виз­му мило­стью сво­ей транс­цен­дент­ной лич­но­сти, силой лите­ра­тур­но­го дара и широ­кой про­по­ве­дью. О его ухо­де скор­бе­ла вся Бен­га­лия, одна­ко Вайш­на­вы зна­ли, что мис­сия Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра будет про­дол­же­на его достой­ным после­до­ва­те­лем, Праб­ху­па­дой Шри­лой Бхак­ти­сид­дхан­той Сара­сва­ти Тхакурой.