В 1995 году Е.С. Шри­ла Джа­я­п­а­та­ка Сва­ми, министр раз­ви­тия вайш­нав­ских общин ИСККОН, пред­ло­жил кон­цеп­цию «Бхак­ти-врик­ши».

Рас­сказ Е.С. Джа­я­п­а­та­ки Сва­ми из кни­ги «Вет­ви Бхакти»:

Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху гово­рил, что Его дви­же­ние сан­кир­та­ны охва­тит каж­дый город и каж­дую дерев­ню и весь мир будет навод­нен любо­вью к Богу. Повсю­ду Дви­же­ние созна­ния Криш­ны сде­ла­ет людей счаст­ли­вы­ми, осво­бо­дит их от по­вторяющихся рож­де­ний и смер­тей, от стра­да­ний, кото­рые при­чи­ня­ют людям болез­ни и ста­рость. Такой взгляд на вещи дал нам Его Боже­ствен­ная Милость Абхай Чара­на­ра­вин­да Бхак­ти­ве­дан­та Сва­ми Праб­ху­па­да. Мы были оче­вид­ца­ми того, как Шри­ла Праб­ху­па­да все свои уси­лия направ­лял на то, что­бы пога­сить пожар мате­ри­а­лиз­ма, сжи­га­ю­щий обу­слов­лен­ные души. В наше вре­мя страсть и неве­же­ство застав­ля­ют людей стра­дать боль­ше, чем когда бы то ни было, осо­бен­но в совре­мен­ных горо­дах Запа­да. Шри­ла Праб­ху­па­да ска­зал об этом еще во вре­мя сво­е­го пер­во­го при­бытия в Аме­ри­ку в 1965 году, когда сошел с тра­па кораб­ля в Бостоне. Его сло­ва лиш­ний раз дока­зы­ва­ют, насколь­ко вели­ко было его состра­да­ние, побу­див­шее его начать про­по­ведь в столь тяже­лых усло­ви­ях запад­но­го мира.

Неред­ко успех про­по­ве­ди Шри­лы Праб­ху­па­ды изме­ря­ют количест­вом хра­мов, ресто­ра­нов, ферм и все­го дру­го­го, что он создал и что «мож­но пощу­пать». Но Шри­ла Праб­ху­па­да все­гда повто­рял, что цель всех этих хра­мов и соору­же­ний — помочь людям пре­вра­тить в храм свой дом, научить их покло­нять­ся Кришне и прак­ти­ко­вать созна­ние Криш­ны у себя дома и сде­лать это основ­ной состав­ля­ю­щей сво­ей повсе­днев­ной жизни.

«Мы откры­ва­ем хра­мы толь­ко для того, что­бы пока­зать при­мер людям, живу­щим по сосед­ству, дать им понять, что они могут открыть малень­кий храм в каж­дом доме. Нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти в том, что­бы сот­ни и тыся­чи людей жили в наших хра­мах, одна­ко если наша про­по­ведь будет эф­фективной, то домо­хо­зя­е­ва, живу­щие по сосед­ству, будут стре­мить­ся полу­чить ини­ци­а­цию и сле­до­вать сти­лю хра­мо­вой жизни»

Из пись­ма Тама­ла Кришне от 1 июля 1969 г.

Я был столь удач­лив, что, после того как я воз­глав­лял хра­мы в Мон­ре­а­ле и Торон­то, Шри­ла Праб­ху­па­да послал меня в 1970 г. в Индию. В Индии прак­ти­че­ски каж­дый явля­ет­ся пре­дан­ным Криш­ны, и наша зада­ча там заклю­ча­лась в том, что­бы вдох­но­вить их вер­нуть­ся к сво­им изна­чаль­ным прин­ци­пам; мы не соби­ра­лись учить их чему-то ново­му для них. И здесь для меня ста­ло еще более оче­вид­ным, что наша мис­сия в про­по­ве­ди созна­ния Криш­ны заклю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что­бы наби­рать пре­дан­ных в наши хра­мы, но и в том, что­бы обу­чать людей прак­ти­ко­вать созна­ние Криш­ны у себя дома.

В 1977 году, после того, как на храм ИСККОН в Май­а­пу­ре напа­ла груп­па сби­тых с тол­ку мест­ных жите­лей, нам уда­лось мир­но ула­дить дело при помо­щи мас­со­во­го кир­та­на — про­цес­сии из 25 тысяч чело­век, кото­рая про­шла от Май­а­пур Чан­д­ро­дая Ман­ди­ра до сама­д­хи Чанд­ка­зи, а затем — до хра­ма Джа­ган­натхи. Эта вели­че­ствен­ная про­цес­сия вклю­ча­ла в себя 168 групп кир­та­на. И когда я понял, сколь мно­го жите­лей Нава­дви­па-дха­мы име­ют свои соб­ствен­ные груп­пы кир­та­на, это ста­ло для меня источ­ни­ком вели­ко­го вдох­но­ве­ния. Я осо­знал, что суще­ству­ет огром­ный потен­ци­ал, кото­рый еще не задей­ство­ван, что мно­же­ство людей поют ман­тру, но им не хва­та­ет духов­но­го руко­вод­ства Шри­лы Праб­ху­па­ды, что мы можем, если объ­еди­ним­ся, собрать огром­ные силы для распростране­ния Дви­же­ния созна­ния Криш­ны по всем горо­дам и дерев­ням. Я обра­тил­ся к Его Боже­ствен­ной Мило­сти Шри­ле Праб­ху­па­де с иде­ей созда­ния Орга­ни­за­ции сан­кир­та­ны ИСККОН, и он велел мне при­гла­шать мест­ных жите­лей на несколь­ко дней в наш храм, что­бы они мог­ли посмот­реть, как мы про­во­дим кир­тан и покло­не­ние, а затем начать под моим руководст­вом про­во­дить такие же духов­ные про­грам­мы, но в мини­а­тю­ре, у себя в деревне или город­ке. Тако­вы были настав­ле­ния Шри­лы Праб­ху­па­ды на про­тя­же­нии всей исто­рии ИСККОН: он хотел, что­бы хра­мы ста­ли цен­тра­ми обу­че­ния для пре­дан­ных, живу­щих дома, что­бы там они мог­ли учить­ся при­ме­нять прин­ци­пы созна­ния Криш­ны в сво­ей повсе­днев­ной жиз­ни и делать это в том же настро­е­нии покло­не­ния Кришне, кото­рое царит в хра­мах ИСККОН. Шри­ла Праб­ху­па­да так­же хотел, что­бы пре­дан­ные, живу­щие дома, про­по­ве­до­ва­ли, рас­про­стра­ня­ли бха­га­ва­та-дхар­му. И он нико­гда не гово­рил, что каж­дый дол­жен жить в храме.

Если мы обре­тем такое целост­ное виде­ние Дви­же­ния созна­ния Криш­ны, то мы обна­ру­жим, что вся кар­ти­на выгля­дит неза­кон­чен­ной без про­по­ве­ди в нама-хат­тах, про­хо­дя­щей парал­лель­но рас­про­стра­не­нию книг и дру­гим фор­ма­ми про­по­ве­ди, осу­ществ­ля­е­мым хра­мом. Тут-то для нас и ста­но­вит­ся оче­вид­ным, как имен­но Дви­же­ние созна­ния Криш­ны может зато­пить весь мир. Рабо­та с при­хо­жа­нам очень важ­на для того, что­бы все осталь­ные наши уси­лия в про­по­ве­ди обре­ли смысл, для того, что­бы Дви­же­ние созна­ния Криш­ны ста­ло той мощ­ной силой, кото­рая воис­ти­ну смо­жет изме­нить общество.

Одно из настав­ле­ний, дан­ных мне Шри­лой Праб­ху­па­дой, заклю­ча­лось в том, что­бы рас­ши­рять про­по­ведь созна­ния Криш­ны без­гра­нич­но. Поса­див мил­ли­о­ны семян, любой фер­мер ждет не дождет­ся, когда же они дадут всхо­ды и когда мож­но будет собрать уро­жай. Мил­ли­о­ны семян уже посе­я­ны нами в ходе рас­про­стра­не­ния книг, и про­по­ведь в нама-хат­тах — это та сила, кото­рая помо­жет этим семе­нам про­рас­ти. Она будет забо­тить­ся об этих малень­ких рост­ках, и в резуль­та­те те при­не­сут пло­ды, кото­рые затем мож­но будет пред­ло­жить Гос­по­ду Кришне.

Стре­мясь испол­нить настав­ле­ния Шри­лы Праб­ху­па­ды, мы достиг­ли неко­то­ро­го успе­ха, орга­ни­зо­вав более 1000 нама-хатт в Восточ­ной Индии, с цен­тром в Май­а­пу­ре. Эти груп­пы в общей слож­но­сти насчи­ты­ва­ют око­ло 20 тыс. актив­ных чле­нов, а чис­ло людей, кото­рые бла­го­да­ря этой про­грам­ме позна­ко­ми­лись с созна­ни­ем Криш­ны, исчис­ля­ет­ся сот­ня­ми тысяч. Одна­ко, по каким-то непо­нят­ным при­чи­нам пре­дан­ные на Запа­де дума­ют: «Ну, это же Индия, и это не пой­дет у нас здесь, на Запа­де». В пред­две­рие празд­но­ва­ния 100-летия Шри­лы Праб­ху­па­ды Коми­тет по под­го­тов­ке 100-летия созвал всех мини­стров ИСККОН для того, что­бы про­ве­сти иссле­дование и сфор­му­ли­ро­вать цели, а так­же выявить пре­пят­ствия, меша­ю­щие дости­же­нию этих целей. С это­го момен­та мы ста­ли систе­ма­ти­че­ски рабо­тать с руко­во­ди­те­ля­ми про­по­ве­ди при­хо­жа­нам по все­му миру и по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи нам посте­пен­но ста­ла откры­вать­ся про­грам­ма «Бхак­ти-врик­ша». Она явля­ет­ся как раз тем, чего не хва­та­ло пре­дан­ным, про­по­ве­ду­ю­щим в горо­дах Восто­ка и Запа­да. Было оче­вид­но, что нама-хат­ты типа домаш­них хра­мов, т.е. неболь­шие про­по­вед­ни­че­ские цен­тры, повто­ря­ю­щие про­грам­мы хра­мов ИСККОН, годят­ся для сель­ских обла­стей, но не для горо­дов, где уже име­ют­ся хра­мы ИСККОН. Это было бы про­сто двой­ной тра­той сил. Люди все­гда могут прий­ти в храм и послу­шать лек­цию, про­во­ди­мую намно­го более стар­шим пре­дан­ным, чем в нама-хат­те. Какой же тогда смысл орга­ни­зо­вы­вать нама-хат­ты в этом горо­де? Одна­ко, про­грам­ма «Бхак­ти-врик­ша» пока­зы­ва­ет, что встре­чи малень­ких групп при­хо­жан, про­во­ди­мые в допол­не­ние к хра­мо­вым про­грам­мам, име­ют огром­ное зна­че­ние. Груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» поз­во­ля­ют вовлечь при­хо­жан, дать им слу­же­ние, вдох­но­вить и обу­чить. Так­же они дают пре­дан­ным хра­ма пре­крас­ную воз­мож­ность про­по­ве­до­вать при­хо­жа­нам. А если мы орга­ни­зу­ем дело так, что наши серьез­ные при­хо­жане смо­гут занять пере­до­вые пози­ции про­по­ве­ди (в реаль­ном для них объ­е­ме), то у нас откро­ют­ся без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти для вовле­че­ния каж­до­го. В этом руко­вод­стве вы смо­же­те озна­ко­мить­ся с неко­то­ры­ми из тех многочислен­ных пре­иму­ществ, кото­рые предо­став­ля­ет такая фор­ма проповеди.

В «Чай­та­нья-Бха­га­ва­те» мы можем про­честь, что Гос­подь Чай­та­нья в то вре­мя, когда Его дви­же­ние подав­ля­лось Чанд­ка­зи, нака­зы­вал Сво­им после­до­ва­те­лям соби­рать­ся груп­па­ми по 5–10 чело­век на крыль­цах сво­их домов и хло­пая в ладо­ши петь «Харе Криш­на». И никто не мог их оста­но­вить. Таким обра­зом, для нас ста­но­вит­ся оче­вид­но, что, орга­ни­зо­вы­вая Свою про­по­ведь, Чай­та­нья Маха­праб­ху опи­рал­ся не толь­ко на боль­шие мас­сы людей, но и на малень­кие груп­пы. Каж­дое собра­ние — малень­кое оно или боль­шое — пре­сле­ду­ет свои осо­бые цели. В малень­ких собрани­ях пре­дан­ных Гос­подь Чай­та­нья обсуж­дал сокро­вен­ные момен­ты фило­со­фии. В то же вре­мя Он про­во­дил и огром­ные фести­ва­ли для тысяч людей, что­бы вдох­но­вить сра­зу огром­ное коли­че­ство пре­дан­ных: как новых, так и ста­рых, как начи­на­ю­щих, так и возвышенных.

Груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» обес­пе­чи­ва­ют самое важ­ное, что необ­хо­ди­мо для рас­про­стра­не­ния созна­ния Криш­ны. Когда все при­хо­жане актив­но участ­ву­ют в про­по­ве­ди, в рас­про­стра­не­нии посла­ния созна­ния Криш­ны и пыта­ют­ся при­во­дить в дви­же­ние новых людей, тогда, вме­сто посте­пен­но­го, ариф­ме­ти­че­ско­го роста, мы полу­ча­ем рост в геометричес­кой про­грес­сии. Мы можем удва­и­вать коли­че­ство пре­дан­ных каж­дый год и даже чаще, что и сове­то­вал нам делать Шри­ла Праб­ху­па­да. Руко­во­дя­щий Совет ИСККОН быст­ро оце­нил пре­иму­ще­ства тако­го под­хо­да к про­поведи и в 1996 году издал резо­лю­цию, реко­мен­ду­ю­щую всем хра­мам удва­и­вать каж­дый год коли­че­ство при­хо­жан, а для это­го начать про­грам­му «Бхак­ти-врик­ша». Неко­то­рые из хра­мов, исполь­зуя этот метод вовле­че­ния каж­до­го в Дви­же­ние сан­кир­та­ны Гос­по­да Чай­та­ньи, ста­ли удва­и­вать свою общи­ну при­хо­жан каж­дые 6 меся­цев. И теперь уже неслож­но понять, как мы смо­жем навод­нить мир созна­ни­ем Криш­ны. Так­же понят­ным ста­ло и то, как Гос­по­ду Нитья­нан­де уда­лось менее чем за 12 лет рас­пространить свое дви­же­ние нама-хат­ты столь широ­ко по всей Бен­га­лии, что Адвай­та Ача­рья даже ска­зал, что рынок уже запол­нен и что все при­ня­ли созна­ние Кришны.

Одним из источ­ни­ков вдох­но­ве­ния для раз­ра­бот­ки про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» был при­мер Шри­лы Праб­ху­па­ды, кото­рый исполь­зо­вал стиль «Бхак­ти-врик­ша», орга­ни­зуя свои пер­вые хра­мы. Обыч­но любой храм, чис­ло жите­лей кото­ро­го дости­га­ло 15–20 пре­дан­ных, делил­ся попо­лам и поло­ви­на пре­дан­ных отправ­ля­лась в какое-нибудь дру­гое место, с тем что­бы осно­вать новый храм. По мере того, как они нахо­ди­ли новых пре­дан­ных в этом месте, храм сно­ва делил­ся и поло­ви­на пре­дан­ных опять отправ­ля­лась откры­вать новый про­по­вед­ни­че­ский центр где-то в дру­гом месте. Деле­ние про­ис­хо­ди­ло не толь­ко в пре­де­лах одно­го горо­да, но так, что хра­мы откры­ва­лись и в новых горо­дах. Таким обра­зом, в тече­ние корот­ко­го вре­ме­ни коли­че­ство хра­мов ИСККОН достиг­ло 108. Этот прин­цип, кото­ро­му Шри­ла Праб­ху­па­да сле­до­вал для того, что­бы открыть свои 108 хра­мов, может быть исполь­зо­ван в орга­ни­за­ции групп «Бхак­ти-врик­ша» в любом горо­де. Так­же про­грам­ма «Бхак­ти-врик­ша» может эффек­тив­но допол­нять про­по­ведь уже суще­ству­ю­щих хра­мов и нама-хатт.