Из кни­ги «Вет­ви Бхак­ти» Е.С. Джа­я­п­а­та­ки Свами

Зада­ча веду­ще­го про­по­вед­ни­ка — помо­гать под­чи­нен­ным ему или ей лиде­рам окру­гов. Зада­ча лиде­ров окру­гов — помо­гать ли­дерам сек­то­ров. Их зада­ча в свою оче­редь — помо­гать лиде­рам групп. А те долж­ны забо­тить­ся о чле­нах сво­их групп.

Раз­ни­ца заклю­ча­ет­ся в коли­че­стве пре­дан­ных, о кото­рых надо забо­тить­ся: у лиде­ра груп­пы — это 7–15 чело­век, у лиде­ра сек­то­ра — 30–40, у лиде­ра окру­га — 90–150, а у веду­ще­го пропо­ведника — 250–500. Дру­гие про­фес­си­о­наль­ные про­по­вед­ни­ки могут так­же помо­гать чем-то по мере необ­хо­ди­мо­сти, одна­ко ку­рировать лиде­ров окру­гов — это очень серьез­ная ответ­ствен­ность, тре­бу­ю­щая опре­де­лен­ной зре­ло­сти. Наблю­де­ние за состо­янием дел в окру­гах и их коор­ди­на­ция — это очень ответствен­ное слу­же­ние, кото­рое, несо­мнен­но, тре­бу­ет про­фес­си­о­наль­но­го проповедника.

В целом, идея раз­лич­ных уров­ней ответ­ствен­но­сти заклю­ча­ет­ся в том, что­бы облег­чить управ­ле­ние и при­об­щить каж­до­го чле­на груп­пы к прак­ти­че­ско­му пре­дан­но­му слу­же­нию и про­по­ве­ди, как заве­щал нам Сам Гос­подь Чайтанья:

«Я при­ка­зы­ваю каж­до­му чело­ве­ку в этой все­лен­ной присоеди­ниться к Дви­же­нию созна­ния Криш­ны и рас­про­стра­нять его повсюду».

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 9.36

Лиде­ры про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» долж­ны быть стабильны­ми в сво­ем служении:

«В посто­ян­ной смене руко­вод­ства нет ниче­го хоро­ше­го. Мы до­стигнем гораз­до боль­ших успе­хов, если будем оста­вать­ся на мес­те и рабо­тать… К чему эта неугомонность?

… Я имею в виду, что лиде­ры долж­ны согла­шать­ся обосновывать­ся на одном месте, даже если им при­дет­ся про­ра­бо­тать на нем всю жизнь. Таков иде­аль­ный лидер, созна­ю­щий, в чем его долг».

Из пись­ма Шри­лы Праб­ху­па­ды Хри­да­я­нан­де, 5 нояб­ря 1972 г.

Обучение

Каж­дый, кто отве­ча­ет за какую-либо функ­цию на опре­де­лен­ном уровне про­грам­мы, дол­жен иметь воз­мож­ность систе­ма­ти­че­ско­го обу­че­ния, уча­стия в семи­на­рах, прак­ти­че­ских заня­ти­ях и пла­но­вых тема­ти­че­ских встре­чах. Создать всю эту куль­ту­ру обу­че­ния будет зада­чей руко­вод­ства про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» (пре­зи­ден­та хра­ма, или реги­о­наль­но­го мини­стер­ства про­по­ве­ди при­хо­жа­нам, или руко­во­ди­те­ля про­грам­мы, или дру­гих пре­дан­ных, име­ю­щих соот­вет­ству­ю­щие пол­но­мо­чия). Без систе­ма­ти­че­ско­го обу­че­ния каж­до­го пре­дан­но­го «Бха­к­ти-врик­ша» не смо­жет стать про­цве­та­ю­щей программой.

Раз­ра­бот­ка обу­ча­ю­щих про­грамм вхо­дит в зада­чу Междуна­родного мини­стер­ства про­по­ве­ди при­хо­жа­нам ИСККОН, в то вре­мя как ответ­ствен­ность за орга­ни­за­цию и про­ве­де­ние этих про­грамм на местах ложит­ся на мест­ных авторитетов.

У каждого лидера есть обучающийся помощник

Про­грам­ма «Бхак­ти-врик­ша» рас­ши­ря­ет­ся очень быст­ро. Коли­че­ство групп за 6 меся­цев может удва­и­вать­ся. Поэто­му на каж­дом уровне (груп­па, сек­тор, округ и т. д.) посто­ян­но тре­бу­ет­ся мно­го новых лиде­ров. Отсю­да сле­ду­ет, что у каж­до­го лиде­ра обя­за­тель­но дол­жен быть помощ­ник, кото­рый пока явля­ет­ся уче­ни­ком, но вско­ре, как толь­ко появит­ся необ­хо­ди­мость в деле­нии груп­пы, созда­нии ново­го сек­то­ра или окру­га, он сам смо­жет стать лидером.