В настоящее время бхакти-врикша является одной из важных форм проповеди и духовного развития, подарок от предыдущего ачарьи, чтобы мы могли спастись из жестокой пучины Кали-юги. В этом году во время Фестиваля Гаура-пурнимы в Маяпуре, руководитель программы проповеди прихожанам в России, Ангира Муни дас вместе с другими преданными бхакти-врикши, неоднократно приглашали Гуру Махараджу (Е.С. Джаяпатака Свами) посетить Россию для участия в летнем фестивале бхакти-врикш.
До инсульта, Гуру Махараджа привык посещать Россию, по крайней мере, два раза в год, но, заболев, не смог приехать ни разу. Ангира Муни Прабху настаивал на подтверждении даты приезда, чтобы можно было начать подготовку к фестивалю. В России десятидневный фестиваль бхакти-врикш проходит два раза в год: один во время летних каникул в июле — августе, а другой во время новогодних праздников в декабре — январе.
Во время семинара бхакти-врикши в Маяпуре, Aнгира Mуни Прабху показал небольшую презентацию о прошлом зимнем фестивале. Уникальной изюминкой этого фестиваля была зимняя ратха-ятра, катание их Светлостей Шри Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры по заснеженным улицам на колеснице, оснащенной полозьями. Гуру Махараджа вдохновил русских преданных идеей зимней ратха-ятры во время одной из своих зимних поездок в Сибирь. Он увидел женщину, везущую своего маленького ребенка на санях. Тогда он сказал Aнгире Муни Прабху: «Вы можете точно также катать Божества зимой и называть это зимней ратха-ятрой». Да и Божества были одеты в плотные зимние одежды. Хмммммм … здесь такой леденящий холод. Лучше мы сбежим от зимы и вернемся к летнему фестивалю!
Все началось в 2006 году в Москве, всего лишь с одной группы бхакти-врикши, а сейчас их насчитывается уже около 233 по всей России, в которых принимают участие от 2500 до 3000 преданных. В одной только Москве 60 групп бхакти-врикши. Таким образом, по милости Господа Чайтаньи и Нитьянанды, Гуру Махараджа смог принять участие в летнем фестивале, который длился 7 дней. Правда, по состоянию здоровья он был вынужден пропустить первые три дня фестиваля. Виджай Венугопал прабху и Према Падмини матаджи являются частыми гостями бхакти-врикш в России, оказывая значительную помощь в их развитии. Они прибыли на фестиваль в тот же день, что и Гуру Махараджа. Всех нас довезли до деревни под названием Пушкино под Москвой, где преданным была выделена для фестиваля туристическая база советских времен, в том виде как она есть. Смотритель этой базы также является преданным. Это было очень живописное место, располагающееся в лесу, рядом с озером. Там имелось несколько зданий для размещения преданных, кафе, зал с алтарной и прочее.
Сами здания были в плачевном состоянии, но преданные провели много дней, чтобы довести все до блеска, потратив на это полтора миллиона рублей. Зал теперь выглядел очень красиво. На стенах весели картины и фотографии. Потолок был покрыт тканями, а пол пластиком. На красивом алтаре разместились домашние Божества, принадлежащие различным преданным — большие Божества Радха-Кришны, Лакшми-Нрисимхи, Гаура-Нитай, и много-много Божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Все Божества были красиво украшены и одеты, с крошечными серебряными стаканчиками воды перед Ними.
Около тысячи преданных присутствовали на фестивале. Помимо Гуру Махараджи многие старшие лидеры читали лекции. К их числу относятся Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа, Бхакти Чайтанья Свами Махараджа, Ачала дас брахмачари (региональный секретарь и чемпион по распространению книг, который является страстным покровителем бхакти-врикши в своем регионе — Золотом кольце). Выступали и другие известные преданные: Аударья Дхама Прабху, чьи семинары и веб-сайт о Ведах, Аюрведе и др., привлекают сотни русских людей и побуждают их вести жизнь в Сознании Кришны; Кришнадас Кавираджа Прабху, известный лидер санкиртаны из Москвы, и Говардхана Гопал Прабху. Каждый раз зал был наполнен преданными, которые слушали лекции с большим вниманием.
Виджая Венугопал Прабху и Према Падмини матаджи провели обучение лидеров групп, секторов и потенциальных лидеров. Целью этих семинаров было наделить их уверенностью и передать правильное настроение бхакти-врикши, обучить их тому, как руководить процессом и организовывать, а также научить, как быть уверенными и рассеивать сомнения участников групп. Во время занятий они давали советы, как достичь успеха в проповеди.
Самым удивительным на фестивале бхакти-врикши был энтузиазм его участников. Вся организация фестиваля, приготовление прасада, забота о преданных и многое другое служение — все было выполнено молодыми лидерами и членами бхакти-врикш из Москвы и других городов, многие из которых приехали на две недели раньше, чтобы подготовить место для фестиваля. На протяжении всего фестиваля большинство организаторов спали всего по несколько часов. В связи с тем, что в зданиях не было достаточно места, большинство преданных жили в палатках, несмотря на внезапные дожди и холодную погоду, что считается нормальным явлением для русского лета. И особенно впечатлило то, что такой аскетизм был свойственен «обычным» прихожанам!
Гуру Махараджа прибыл вечером 30 июля и его устроили в красивом доме Ранчора Прабху, который располагался рядом с территорией фестиваля, в соседней деревне. В тот день около 20 преданных пришли к Гуру Махарадже, чтобы получить даршан, а также, чтобы послужить Ему.
31 ИЮЛЯ – 6 АВГУСТА 2011. ПУШКИНО. ЛЕТНИЙ ФЕСТИВАЛЬ БХАКТИ-ВРИКШ
В 7.30 вечера Гуру Махараджа приехал на фестиваль. Преданные организовали очень теплый и сердечный прием. Гуру Махараджа въезжал на территорию турбазы под звуки мелодичного киртана, который заполнил весь воздух. Матаджи синхронно танцевали, а другие преданные осыпали лепестками автомобиль Гуру Махараджи.
Преданные танцевали с большим воодушевлением, то и дело восклицая «Харибол!». Так проявлялась их преданность. Такое чествование ждало Гуру Махараджу каждый раз, когда он въезжал в фестивальный городок или покидал его. Гуру Махараджа был глубоко тронут, видя воодушевление и энтузиазм преданных на протяжении всего фестиваля.
Во время лекции Гуру Махараджа рассказал о том, как его слуги были уже готовы отменить поездку на фестиваль из-за того, что он заболел в Великобритании. Но в последний момент врачи разрешили Гуру Махарадже отправиться в это путешествие, так что он очень счастлив находиться здесь, вместе со всеми преданными. Гуру Махараджа говорил о милости Господа Нитьянанды и Господа Гауранги, а также о том, как Шрила Прабхупада предсказал окончание Советского режима. Гурудев прославил служение Ангиры Муни Прабху, Виджая Венугопала Прабху и Према Падмини Матаджи. Он рассказал, как представляли бхакти-врикшу на столетии Прабхупады в 1996 году, и Ангира Муни Прабху серьезно отнесся к подготовке этой презентации. Виджай Венугопал Прабху и Према Падмини Матаджи помогали ему от имени Министерства Развития Общин. Гуру Махарадажа был очень рад видеть так много преданных бхакти-врикши, которые в течение многих лет помогали расширить и объединить русскую ятру. Многие участники фестиваля были новичками в сознании Кришны. Бхакти-врикша помогла как им, так и старшим преданным углубить свой духовный опыт и построить здоровые заимоотношения.
Бхакти Чайтанья Свами приехал к Гуру Махарадже в его резиденцию. Они кратко обсудили своё здоровье, проповедь в Южной Африке и России. Бхакти Чайтанья Свами с радостью сообщил Гуру Махарадже, что встретил на фестивале двух своих учеников. Они рассказали ему как вдвоем открыли одну группу бхакти-врикши в Казани, и теперь из этой одной группы образовалось девять групп. Джая! На прощанье Гуру Махарадажа подарил Бхакти Чайтанье Свами бутылочку с ароматическим маслом от Господа Нрсимхадевы.
После обеда Гуру Махараджа отвечал на вопросы примерно пятнадцати собравшихся преданных. Он провел довольно долгое время с ними. Когда Гуру Махарадажа стал выглядеть сонным, мы попросили его отдохнуть в своей комнате.
Каждый день после прасада Гуру Махарадажа благословлял преданных, касаясь головы каждого палочкой — зубной щеткой Господа Джаганнатхи из Пури. Все были глубоко тронуты, когда узнали об этой особой зубной щетке.
Гуру Махараджа тронул сердца каждого человека — начиная с лидеров и заканчивая молодыми участниками бхакти-врикши. Так, например, произошло с бхактини Лерой, девочкой со спутанными волосами. Со временем с ней произошли серьезные изменения и спутанные волосы стали длинными и ухоженными, и сейчас она выглядит как сияющая вайшнави. Любовь и энтузиазм преданных служить миссии Господа Чайтаньи в свою очередь глубоко тронули сердце Гуру Махараджи.
На следующий вечер Гуру Махараджа прибыл, чтобы дать лекцию. Как и в предыдущие дни, все в предвкушении ждали его появления, и не могли скрыть своей радости, когда Гуру Махараджа приехал. Как и до этого, Гуру Махараджу встречала группа танцующих и поющих преданных, которые расположились вдоль дороги. Преданные пели зажигательный киртан. В алтарной Эканатха Гаура Прабху пел душевные киртаны, создав насыщенную атмосферу, пока, наконец, не прибытил Гуру Махараджа. В этот вечер он рассказывал истории, связанные с Панихати, поскольку этот фестиваль должен был завершится чира-дахи-утсавой, также как это годами происходило в Атланте.
Гуру Махараджа привел описание невероятного киртана Господа Нитьянанды, который проходил в доме Шри Рагхавы Пандита. После завершения этого киртана, который продлился три месяца, дом и сад Рагхавы Пандита были полностью опустошены. В конце концов он попросил милостивого Нитьянанду Прабху продолжить киртан снаружи, а затем распространить его и в остальной Бенгалии. Так и произошло – киртан продолжался весь год!
В другие дни Гуру Махараджа говорил об инициациях в МОСК, о духовных учителях, и о том, что он хочет, чтобы больше учеников становились гуру. Состоялась инициация более 20 преданных. Мы также заслушали качества каждого из инициирующихся.
В предпоследний день состоялась грандиозная виваха-ягья (брачное жертвоприношение). Провели свадьбу восьми пар, а также помолвку, также для восьми пар. Для обеих групп была проведена ягья. Ангира Муни Прабху прославил каждую пару по очереди. Все они были участниками или лидерами бхакти-врикши! Кришна организовал так, что все незамужние матаджи, слуги-лидеры групп бхакти-врикши, встретили будущих мужей в своих группах.
Ачала дас брахмачари (региональный секретарь и чемпион по распространению книг, который является страстным покровителем бхакти-врикши в своем регионе — Золотом кольце) сказал: «Каждая из этих пар когда-то так или иначе участвовала в моих ночных киртанах на экадаши. Они просили о благословениях, чтобы найти хорошего супруга/супругу. Сначала, я подумал, что это майя. Но затем я прочитал в книге Шрилы Прабхупады подтверждение тому, что это не так. Тогда я начал давать свои благословения, и сейчас все они нашли свою «вторую половину»!
Вечером, накануне празднования Панихати, Кавери Матаджи, которая была одним из организаторов фестиваля, вместе с Према Падмини Матаджи, Эканатхом Гаурой Прабху и другими, получила указания и наставления Гуру Махараджи о том, как правильно организовать фестиваль Панихати. Преданные представили Гуру Махарадже список компонентов основных десяти блюд. Он сделал необходимые дополнения и дал своё окончательное одобрение. Гуру Махараджа сказал, что секрет успеха фестиваля Панихати зависит от милости Шримати Радхарани. Он сказал, что молиться Ей можно следующим образом: «Всё, что получается должным образом, происходит по Твоей милости. Во всём, что получается плохо виноваты лишь мы сами. Ты превращаешь всё в нектар. Мы хотим быть инструментами в Твоих руках».
На следующий день, начиная с шести утра, преданные начали резать разнообразные фрукты и овощи, описанные в рецептах. Часть продуктов была нужна для украшений. Вся кухня была полностью забита нарезанными фруктами и овощами: большие украшенные горшки на одном столе, нарезанные фрукты на другом, и огромные ёмкости для того, чтобы всё это смешивать. Нужно было приготовить 4 вида сгущённого молока, 4 вида йогурта и 2 вида соленого йогурта. Два русских знатных повара заведовали процессом приготовления, который продлился вплоть до двух часов дня. Интересно было наблюдать за тем горячим желанием, с которым преданные трудились, чтобы приготовить все блюда в соответствии с рецептурой Гуру Махараджи. Вся атмосфера наполнилась трансцендентной энергией, поскольку во время приготовления преданные постоянно молились Шримати Радхарани и повторяли: «Гауранга! Нитьянанда!» и « Радхе, Радхе!». Затем украшенные горшки поставили на алтарь. Всего получилось 40 горшков трех различных размеров. Снаружи все горшки были искусно разрисованы преданными. Гуру Махараджа дал замечательную лекцию об истории фестиваля Панихати. Затем он приблизился к алтарю, предложил бхогу Божествам, которая сопровождалась коротким арати.
Около половины горшков были розданы группам, собравшим пожертвования на покрытие расходов фестиваля. Вызывали каждого лидера группы и предлагали выбрать и забрать один горшок. Все горшки выглядели такими привлекательными! Преданным потребовалось определенное время, чтобы изучить горшки, пока они наконец, под одобрительные голоса собравшихся преданных, не приняли решения какой же горшок выбрать! Затем начался аукцион! Это был первый опыт проведения аукциона Панихати для русских преданных, но они очень быстро вошли во вкус. Проводил аукцион Ангира Муни Прабху.
После предложения арати, Гуру Махараджа сел в машину, готовый покинуть фестиваль и отправиться в аэропорт. Гуру Махарадже подарили пару горшочков, и отведав их, он поднял большой палец вверх, указывая на удовольствие от вкушенного только что прасада. Видя это, сотни и сотни собравшихся преданных стали толпиться вокруг машины, прося махапрасад. У Гуру Махараджи не было достаточно времени, чтобы вернуться и распространить прасад в алтарной, так что пришлось раздавать махапрасад на ходу. Пока мы медленно выезжали на машине с территории фестиваля, Гуру Махараджа продолжал распространять разнообразный ароматный прасад с фестиваля Панихати всем преданным, которые следовали за машиной или стояли вдоль дороги, по которой мы проезжали. Некоторые преданные шли за нашей машиной на протяжении почти километра. Таков был их энтузиазм!
В воскресенье на церемонии закрытия преданные делились своим опытом и осознанием, которое они получили на фестивале. Это заняло около двух часов. Затем последовало прославление всех преданных, которые занимались служением на фестивале, организовав всё — от «а» до «я». Каждому из них подарили небольшие сувениры: футболки с логотипом бхакти-врикши, картинки Божеств из Лондона и книги. Таким образом, фестиваль подошел к счастливому завершению.
По дороге с фестиваля к дому Ранчора Прабху Бхакта Джанаки Рам поделился своим впечатлением от первого посещения России. Он сказал: «Будучи индусом, я чувствую себя пристыженным из-за того, что не так серьёзен в своей духовной практике, как эти люди, которым наша культура и религия не родные. На этом фестивале у меня как будто заново открылись глаза».
Многие из нас почувствовали, что необходимо пригласить преданных из других стран мира, которые задействованы в проповеди и распространении бхакти-врикши. Посетив столь сердечный и теплый прием русских преданных бхакти-врикши они могли бы получить очень сильный источник вдохновения.
Харе Кришна!
Ваш слуга,
Маха Вараха дас