В насто­я­щее вре­мя бхак­ти-врик­ша явля­ет­ся одной из важ­ных форм про­по­ве­ди и духов­но­го раз­ви­тия, пода­рок от преды­ду­ще­го ача­рьи, что­бы мы мог­ли спа­стись из жесто­кой пучи­ны Кали-юги.  В этом году во вре­мя Фести­ва­ля Гау­ра-пур­ни­мы в Мая­пу­ре, руко­во­ди­тель про­грам­мы про­по­ве­ди при­хо­жа­нам в Рос­сии, Анги­ра Муни дас вме­сте с дру­ги­ми пре­дан­ны­ми бхак­ти-врик­ши, неод­но­крат­но при­гла­ша­ли Гуру Маха­ра­джу (Е.С. Джа­я­п­а­та­ка Сва­ми) посе­тить Рос­сию для уча­стия в лет­нем фести­ва­ле бхакти-врикш.

До инсуль­та, Гуру Маха­ра­джа при­вык посе­щать Рос­сию, по край­ней мере, два раза в год, но, забо­лев, не смог при­е­хать ни разу. Анги­ра Муни Праб­ху наста­и­вал на под­твер­жде­нии даты при­ез­да, что­бы мож­но было начать под­го­тов­ку к фести­ва­лю. В Рос­сии деся­ти­днев­ный фести­валь бхак­ти-врикш про­хо­дит два раза в год: один во вре­мя лет­них кани­кул в июле — авгу­сте, а дру­гой во вре­мя ново­год­них празд­ни­ков в декаб­ре — январе.

Во вре­мя семи­на­ра бхак­ти-врик­ши в Мая­пу­ре, Aнги­ра Mуни Праб­ху пока­зал неболь­шую пре­зен­та­цию о про­шлом зим­нем фести­ва­ле. Уни­каль­ной изю­мин­кой это­го фести­ва­ля была зим­няя ратха-ятра, ката­ние их Свет­ло­стей Шри Джа­ган­натхи, Бала­де­вы и Суб­хад­ры по засне­жен­ным ули­цам на колес­ни­це, осна­щен­ной поло­зья­ми. Гуру Маха­ра­джа вдох­но­вил рус­ских пре­дан­ных иде­ей зим­ней ратха-ятры во вре­мя одной из сво­их зим­них поез­док в Сибирь. Он уви­дел жен­щи­ну, везу­щую сво­е­го малень­ко­го ребен­ка на санях. Тогда он ска­зал Aнги­ре Муни Праб­ху: «Вы може­те точ­но так­же катать Боже­ства зимой и назы­вать это зим­ней ратха-ятрой». Да и Боже­ства были оде­ты в плот­ные зим­ние одеж­ды. Хмммммм … здесь такой леде­ня­щий холод. Луч­ше мы сбе­жим от зимы и вер­нем­ся к лет­не­му фестивалю!

Все нача­лось в 2006 году в Москве, все­го лишь с одной груп­пы бхак­ти-врик­ши, а сей­час их насчи­ты­ва­ет­ся уже око­ло 233 по всей Рос­сии, в кото­рых при­ни­ма­ют уча­стие от 2500 до 3000 пре­дан­ных. В одной толь­ко Москве 60 групп бхак­ти-врик­ши. Таким обра­зом, по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи и Нитья­нан­ды, Гуру Маха­ра­джа смог при­нять уча­стие в лет­нем фести­ва­ле, кото­рый длил­ся 7 дней. Прав­да, по состо­я­нию здо­ро­вья он был вынуж­ден про­пу­стить пер­вые три дня фести­ва­ля. Виджай Вену­го­пал праб­ху и Пре­ма Пад­ми­ни мата­джи явля­ют­ся часты­ми гостя­ми бхак­ти-врикш в Рос­сии, ока­зы­вая зна­чи­тель­ную помощь в их раз­ви­тии. Они при­бы­ли на фести­валь в тот же день, что и Гуру Маха­ра­джа. Всех нас довез­ли до дерев­ни под назва­ни­ем Пуш­ки­но под Моск­вой, где пре­дан­ным была выде­ле­на для фести­ва­ля тури­сти­че­ская база совет­ских вре­мен, в том виде как она есть. Смот­ри­тель этой базы так­же явля­ет­ся пре­дан­ным. Это было очень живо­пис­ное место, рас­по­ла­га­ю­ще­е­ся в лесу, рядом с озе­ром. Там име­лось несколь­ко зда­ний для раз­ме­ще­ния пре­дан­ных, кафе, зал с алтар­ной и прочее.

Сами зда­ния были в пла­чев­ном состо­я­нии, но пре­дан­ные про­ве­ли мно­го дней, что­бы дове­сти все до блес­ка, потра­тив на это пол­то­ра мил­ли­о­на руб­лей.  Зал теперь выгля­дел очень кра­си­во. На сте­нах весе­ли кар­ти­ны и фото­гра­фии. Пото­лок был покрыт тка­ня­ми, а пол пла­сти­ком. На кра­си­вом алта­ре раз­ме­сти­лись домаш­ние Боже­ства, при­над­ле­жа­щие раз­лич­ным пре­дан­ным — боль­шие Боже­ства Рад­ха-Криш­ны,  Лакш­ми-Нри­сим­хи, Гау­ра-Нитай, и мно­го-мно­го Божеств Джа­ган­натхи, Бала­де­вы и Суб­хад­ры. Все Боже­ства были кра­си­во укра­ше­ны и оде­ты, с кро­шеч­ны­ми сереб­ря­ны­ми ста­кан­чи­ка­ми воды перед Ними.

Око­ло тыся­чи пре­дан­ных при­сут­ство­ва­ли на фести­ва­ле. Поми­мо Гуру Маха­ра­джи  мно­гие стар­шие лиде­ры чита­ли лек­ции. К их чис­лу отно­сят­ся Бхак­ти Вигья­на Госва­ми Маха­ра­джа, Бхак­ти Чай­та­нья Сва­ми Маха­ра­джа,  Ача­ла дас брах­ма­ча­ри (реги­о­наль­ный сек­ре­тарь и чем­пи­он по рас­про­стра­не­нию книг, кото­рый явля­ет­ся страст­ным покро­ви­те­лем бхак­ти-врик­ши в сво­ем реги­оне — Золо­том коль­це). Высту­па­ли и дру­гие извест­ные пре­дан­ные: Ауда­рья Дха­ма Праб­ху, чьи семи­на­ры и веб-сайт о  Ведах, Аюрве­де и др., при­вле­ка­ют сот­ни рус­ских людей и побуж­да­ют их вести жизнь в Созна­нии Криш­ны; Криш­на­дас Кави­ра­джа Праб­ху, извест­ный лидер сан­кир­та­ны из Моск­вы, и Говар­д­ха­на Гопал Праб­ху. Каж­дый раз зал был напол­нен пре­дан­ны­ми, кото­рые слу­ша­ли лек­ции с боль­шим вниманием.

Виджая Вену­го­пал Праб­ху и Пре­ма Пад­ми­ни мата­джи про­ве­ли обу­че­ние лиде­ров групп, сек­то­ров и потен­ци­аль­ных лиде­ров. Целью этих семи­на­ров было наде­лить их уве­рен­но­стью и пере­дать пра­виль­ное настро­е­ние бхак­ти-врик­ши, обу­чить их тому, как руко­во­дить про­цес­сом и орга­ни­зо­вы­вать, а так­же научить, как быть уве­рен­ны­ми и рас­се­и­вать сомне­ния участ­ни­ков групп. Во вре­мя заня­тий они дава­ли сове­ты, как достичь успе­ха в проповеди.

Самым уди­ви­тель­ным на фести­ва­ле бхак­ти-врик­ши был энту­зи­азм его участ­ни­ков. Вся орга­ни­за­ция фести­ва­ля, при­го­тов­ле­ние пра­са­да, забо­та о пре­дан­ных и мно­гое дру­гое слу­же­ние — все было выпол­не­но моло­ды­ми лиде­ра­ми и чле­на­ми бхак­ти-врикш из Моск­вы и дру­гих горо­дов, мно­гие из кото­рых при­е­ха­ли на две неде­ли рань­ше, что­бы под­го­то­вить место для фести­ва­ля. На про­тя­же­нии все­го фести­ва­ля боль­шин­ство орга­ни­за­то­ров спа­ли все­го по несколь­ко часов. В свя­зи с тем, что в зда­ни­ях не было доста­точ­но места, боль­шин­ство пре­дан­ных жили в палат­ках, несмот­ря на вне­зап­ные дожди и холод­ную пого­ду, что  счи­та­ет­ся нор­маль­ным явле­ни­ем для рус­ско­го лета. И осо­бен­но впе­чат­ли­ло  то, что такой аске­тизм был свой­стве­нен «обыч­ным» прихожанам!

Гуру Маха­ра­джа при­был вече­ром 30 июля и его устро­и­ли в кра­си­вом  доме Ран­чо­ра Праб­ху, кото­рый рас­по­ла­гал­ся рядом с тер­ри­то­ри­ей фести­ва­ля, в сосед­ней деревне. В тот день око­ло 20 пре­дан­ных при­шли к Гуру Маха­ра­дже, что­бы полу­чить дар­шан, а так­же, что­бы послу­жить Ему.

31 ИЮЛЯ – 6 АВГУСТА 2011. ПУШКИНО. ЛЕТНИЙ ФЕСТИВАЛЬ БХАКТИ-ВРИКШ

В 7.30 вече­ра Гуру Маха­ра­джа при­е­хал на фести­валь. Пре­дан­ные орга­ни­зо­ва­ли очень теп­лый и сер­деч­ный при­ем. Гуру Маха­ра­джа въез­жал на тер­ри­то­рию тур­ба­зы под зву­ки мело­дич­но­го кир­та­на, кото­рый запол­нил весь воз­дух. Мата­джи син­хрон­но тан­це­ва­ли, а дру­гие  пре­дан­ные осы­па­ли лепест­ка­ми авто­мо­биль Гуру Махараджи.

Пре­дан­ные тан­це­ва­ли с боль­шим вооду­шев­ле­ни­ем, то и дело вос­кли­цая «Хари­бол!». Так про­яв­ля­лась их пре­дан­ность. Такое чество­ва­ние жда­ло Гуру Маха­ра­джу каж­дый раз, когда он въез­жал в фести­валь­ный горо­док или поки­дал его. Гуру Маха­ра­джа был глу­бо­ко тро­нут, видя вооду­шев­ле­ние и энту­зи­азм пре­дан­ных на про­тя­же­нии все­го фестиваля.

Во вре­мя лек­ции Гуру Маха­ра­джа рас­ска­зал о том, как его слу­ги были уже гото­вы отме­нить поезд­ку на фести­валь из-за того, что он забо­лел в Вели­ко­бри­та­нии. Но в послед­ний момент вра­чи раз­ре­ши­ли Гуру Маха­ра­дже отпра­вить­ся в это путе­ше­ствие, так что он очень счаст­лив нахо­дить­ся здесь, вме­сте со все­ми пре­дан­ны­ми. Гуру Маха­ра­джа гово­рил о мило­сти Гос­по­да Нитья­нан­ды и Гос­по­да Гау­ран­ги, а так­же о том, как Шри­ла Праб­ху­па­да пред­ска­зал окон­ча­ние Совет­ско­го режи­ма. Гуру­дев про­сла­вил слу­же­ние Анги­ры Муни Праб­ху, Виджая Вену­го­па­ла Праб­ху и Пре­ма Пад­ми­ни Мата­джи. Он рас­ска­зал, как пред­став­ля­ли бхак­ти-врик­шу на сто­ле­тии Праб­ху­па­ды в 1996 году, и Анги­ра Муни Праб­ху серьез­но отнес­ся к под­го­тов­ке этой пре­зен­та­ции. Виджай Вену­го­пал Праб­ху и Пре­ма Пад­ми­ни Мата­джи помо­га­ли ему от име­ни Мини­стер­ства Раз­ви­тия Общин. Гуру Маха­ра­да­жа был очень рад видеть так мно­го пре­дан­ных бхак­ти-врик­ши, кото­рые в тече­ние мно­гих лет помо­га­ли рас­ши­рить и объ­еди­нить рус­скую ятру. Мно­гие участ­ни­ки фести­ва­ля были нович­ка­ми в созна­нии Криш­ны. Бхак­ти-врик­ша помог­ла как им, так  и стар­шим пре­дан­ным углу­бить свой духов­ный опыт и постро­ить здо­ро­вые заимоотношения.

Бхак­ти Чай­та­нья Сва­ми при­е­хал к Гуру Маха­ра­дже в его рези­ден­цию. Они крат­ко обсу­ди­ли своё здо­ро­вье, про­по­ведь в Южной Афри­ке и Рос­сии. Бхак­ти Чай­та­нья Сва­ми с радо­стью сооб­щил Гуру Маха­ра­дже, что встре­тил на фести­ва­ле двух сво­их уче­ни­ков. Они рас­ска­за­ли ему как вдво­ем откры­ли одну груп­пу бхак­ти-врик­ши в Каза­ни, и теперь из этой одной груп­пы обра­зо­ва­лось девять групп. Джая! На про­ща­нье Гуру Маха­ра­да­жа пода­рил Бхак­ти Чай­та­нье Сва­ми буты­лоч­ку с аро­ма­ти­че­ским мас­лом от Гос­по­да Нрсимхадевы.

После обе­да Гуру Маха­ра­джа отве­чал на вопро­сы при­мер­но пят­на­дца­ти собрав­ших­ся пре­дан­ных. Он про­вел доволь­но дол­гое вре­мя с ними. Когда Гуру Маха­ра­да­жа стал выгля­деть сон­ным, мы попро­си­ли его отдох­нуть в сво­ей комнате.

Каж­дый день после пра­са­да Гуру Маха­ра­да­жа бла­го­слов­лял пре­дан­ных, каса­ясь голо­вы каж­до­го палоч­кой — зуб­ной щет­кой Гос­по­да Джа­ган­натхи из Пури. Все были глу­бо­ко тро­ну­ты, когда узна­ли об этой осо­бой зуб­ной щетке.

Гуру Маха­ра­джа тро­нул серд­ца каж­до­го чело­ве­ка — начи­ная с лиде­ров и закан­чи­вая моло­ды­ми участ­ни­ка­ми бхак­ти-врик­ши. Так, напри­мер, про­изо­шло с бхак­тин Лерой, девоч­кой со спу­тан­ны­ми воло­са­ми. Со вре­ме­нем с ней про­изо­шли серьез­ные изме­не­ния и спу­тан­ные воло­сы ста­ли длин­ны­ми и ухо­же­ны­ми, и сей­час она выгля­дит как сия­ю­щая вайш­на­ви. Любовь и энту­зи­азм пре­дан­ных слу­жить мис­сии Гос­по­да Чай­та­ньи в свою оче­редь глу­бо­ко тро­ну­ли серд­це Гуру Махараджи.

На сле­ду­ю­щий вечер Гуру Маха­ра­джа при­был, что­бы дать лек­цию. Как и в преды­ду­щие дни, все в пред­вку­ше­нии жда­ли его появ­ле­ния, и не мог­ли скрыть сво­ей радо­сти, когда Гуру Маха­ра­джа при­е­хал. Как и до это­го, Гуру Маха­ра­джу встре­ча­ла груп­па тан­цу­ю­щих и пою­щих пре­дан­ных, кото­рые рас­по­ло­жи­лись вдоль доро­ги. Пре­дан­ные пели зажи­га­тель­ный кир­тан. В алтар­ной Эка­натха Гау­ра Праб­ху пел душев­ные кир­та­ны, создав  насы­щен­ную атмо­сфе­ру, пока, нако­нец, не при­бы­тил Гуру Маха­ра­джа. В этот вечер он рас­ска­зы­вал исто­рии, свя­зан­ные с Пани­ха­ти, посколь­ку этот фести­валь дол­жен был завер­шит­ся чира-дахи-утса­вой, так­же как это года­ми про­ис­хо­ди­ло в Атланте.

Гуру Маха­ра­джа при­вел опи­са­ние неве­ро­ят­но­го кир­та­на Гос­по­да Нитья­нан­ды, кото­рый про­хо­дил в доме Шри Раг­ха­вы Пан­ди­та. После завер­ше­ния это­го кир­та­на, кото­рый про­длил­ся три меся­ца, дом и сад Раг­ха­вы Пан­ди­та были пол­но­стью опу­сто­ше­ны. В кон­це кон­цов он попро­сил  мило­сти­во­го Нитья­нан­ду Праб­ху про­дол­жить кир­тан сна­ру­жи, а затем рас­про­стра­нить его и в осталь­ной Бен­га­лии. Так и про­изо­шло – кир­тан про­дол­жал­ся весь год!

В дру­гие дни Гуру Маха­ра­джа гово­рил об ини­ци­а­ци­ях в МОСК, о духов­ных учи­те­лях, и о том, что он хочет, что­бы боль­ше уче­ни­ков ста­но­ви­лись гуру. Состо­я­лась ини­ци­а­ция более 20 пре­дан­ных. Мы так­же заслу­ша­ли каче­ства каж­до­го из инициирующихся.

В пред­по­след­ний день состо­я­лась гран­ди­оз­ная вива­ха-ягья (брач­ное жерт­во­при­но­ше­ние). Про­ве­ли сва­дьбу вось­ми пар, а так­же помолв­ку, так­же для вось­ми пар. Для обе­их групп была про­ве­де­на ягья. Анги­ра Муни Праб­ху про­сла­вил каж­дую пару по оче­ре­ди. Все они были участ­ни­ка­ми или лиде­ра­ми бхак­ти-врик­ши! Криш­на орга­ни­зо­вал так, что все неза­муж­ние мата­джи, слу­ги-лиде­ры групп бхак­ти-врик­ши, встре­ти­ли буду­щих мужей в сво­их группах.

Ача­ла дас брах­ма­ча­ри (реги­о­наль­ный сек­ре­тарь и чем­пи­он по рас­про­стра­не­нию книг, кото­рый явля­ет­ся страст­ным покро­ви­те­лем бхак­ти-врик­ши в сво­ем реги­оне — Золо­том коль­це) ска­зал: «Каж­дая из этих пар когда-то так или ина­че участ­во­ва­ла в моих ноч­ных кир­та­нах на эка­да­ши. Они про­си­ли о бла­го­сло­ве­ни­ях, что­бы най­ти хоро­ше­го супруга/супругу. Сна­ча­ла, я поду­мал, что это майя. Но затем я про­чи­тал в кни­ге Шри­лы Праб­ху­па­ды под­твер­жде­ние тому, что это не так. Тогда я начал давать свои бла­го­сло­ве­ния, и сей­час все они нашли свою «вто­рую половину»!

Вече­ром, нака­нуне празд­но­ва­ния Пани­ха­ти, Каве­ри Мата­джи, кото­рая была одним из орга­ни­за­то­ров фести­ва­ля, вме­сте с Пре­ма Пад­ми­ни Мата­джи, Эка­натхом Гау­рой Праб­ху и дру­ги­ми, полу­чи­ла ука­за­ния и настав­ле­ния Гуру Маха­ра­джи о том, как пра­виль­но орга­ни­зо­вать фести­валь Пани­ха­ти.  Пре­дан­ные пред­ста­ви­ли Гуру Маха­ра­дже спи­сок ком­по­нен­тов основ­ных деся­ти блюд. Он сде­лал необ­хо­ди­мые допол­не­ния и дал своё окон­ча­тель­ное одоб­ре­ние. Гуру Маха­ра­джа ска­зал, что сек­рет успе­ха фести­ва­ля Пани­ха­ти зави­сит от мило­сти Шри­ма­ти Рад­ха­ра­ни. Он ска­зал, что молить­ся Ей мож­но сле­ду­ю­щим обра­зом: «Всё, что полу­ча­ет­ся долж­ным обра­зом, про­ис­хо­дит по Тво­ей мило­сти. Во всём, что полу­ча­ет­ся пло­хо  вино­ва­ты лишь мы сами. Ты пре­вра­ща­ешь всё в нек­тар. Мы хотим быть инстру­мен­та­ми в Тво­их руках».

На сле­ду­ю­щий день, начи­ная с шести утра, пре­дан­ные нача­ли резать раз­но­об­раз­ные фрук­ты и ово­щи, опи­сан­ные в рецеп­тах. Часть про­дук­тов была нуж­на для укра­ше­ний. Вся кух­ня была пол­но­стью заби­та наре­зан­ны­ми фрук­та­ми и ово­ща­ми: боль­шие укра­шен­ные горш­ки на одном сто­ле, наре­зан­ные фрук­ты на дру­гом, и огром­ные ёмко­сти для того, что­бы всё это сме­ши­вать. Нуж­но было при­го­то­вить 4 вида сгу­щён­но­го моло­ка, 4 вида йогур­та и 2 вида соле­но­го йогур­та. Два рус­ских знат­ных пова­ра заве­до­ва­ли про­цес­сом при­го­тов­ле­ния, кото­рый про­длил­ся вплоть до двух часов дня. Инте­рес­но было наблю­дать за тем горя­чим жела­ни­ем, с кото­рым пре­дан­ные тру­ди­лись, что­бы при­го­то­вить все блю­да  в соот­вет­ствии с рецеп­ту­рой Гуру Маха­ра­джи. Вся атмо­сфе­ра напол­ни­лась транс­цен­дент­ной энер­ги­ей, посколь­ку во вре­мя при­го­тов­ле­ния пре­дан­ные посто­ян­но моли­лись Шри­ма­ти Рад­ха­ра­ни  и повто­ря­ли: «Гау­ран­га! Нитья­нан­да!» и « Рад­хе, Рад­хе!».  Затем укра­шен­ные горш­ки поста­ви­ли на алтарь. Все­го полу­чи­лось 40 горш­ков трех раз­лич­ных раз­ме­ров. Сна­ру­жи все горш­ки были искус­но раз­ри­со­ва­ны пре­дан­ны­ми. Гуру Маха­ра­джа дал заме­ча­тель­ную лек­цию  об исто­рии фести­ва­ля Пани­ха­ти. Затем  он при­бли­зил­ся к алта­рю, пред­ло­жил бхо­гу Боже­ствам, кото­рая сопро­вож­да­лась корот­ким арати.

Око­ло поло­ви­ны горш­ков были роз­да­ны груп­пам, собрав­шим пожерт­во­ва­ния на покры­тие рас­хо­дов фести­ва­ля. Вызы­ва­ли каж­до­го лиде­ра груп­пы и пред­ла­га­ли выбрать и забрать один гор­шок. Все горш­ки выгля­де­ли таки­ми при­вле­ка­тель­ны­ми! Пре­дан­ным потре­бо­ва­лось опре­де­лен­ное вре­мя, что­бы изу­чить горш­ки, пока они нако­нец, под одоб­ри­тель­ные голо­са собрав­ших­ся пре­дан­ных, не при­ня­ли реше­ния какой же гор­шок выбрать! Затем начал­ся аук­ци­он! Это был пер­вый опыт про­ве­де­ния аук­ци­о­на Пани­ха­ти для рус­ских пре­дан­ных, но они очень быст­ро вошли во вкус. Про­во­дил аук­ци­он Анги­ра Муни Прабху.

После пред­ло­же­ния ара­ти, Гуру Маха­ра­джа сел в маши­ну, гото­вый поки­нуть фести­валь и отпра­вить­ся в аэро­порт. Гуру Маха­ра­дже пода­ри­ли пару гор­шоч­ков, и отве­дав их, он под­нял боль­шой палец вверх, ука­зы­вая на удо­воль­ствие от вку­шен­но­го толь­ко что пра­са­да. Видя это, сот­ни и сот­ни собрав­ших­ся пре­дан­ных ста­ли тол­пить­ся вокруг маши­ны, про­ся маха­пра­сад. У Гуру Маха­ра­джи не было доста­точ­но вре­ме­ни, что­бы вер­нуть­ся и рас­про­стра­нить пра­сад в алтар­ной, так что при­шлось раз­да­вать маха­пра­сад на ходу. Пока мы мед­лен­но выез­жа­ли на машине с тер­ри­то­рии фести­ва­ля, Гуру Маха­ра­джа про­дол­жал рас­про­стра­нять раз­но­об­раз­ный аро­мат­ный пра­сад с фести­ва­ля Пани­ха­ти всем пре­дан­ным, кото­рые сле­до­ва­ли за маши­ной или сто­я­ли вдоль доро­ги, по кото­рой мы про­ез­жа­ли. Неко­то­рые пре­дан­ные шли за нашей маши­ной на про­тя­же­нии почти кило­мет­ра. Таков был их энтузиазм!

В вос­кре­се­нье на цере­мо­нии закры­тия пре­дан­ные дели­лись сво­им опы­том и осо­зна­ни­ем, кото­рое они полу­чи­ли на фести­ва­ле. Это заня­ло око­ло двух часов. Затем после­до­ва­ло про­слав­ле­ние всех пре­дан­ных, кото­рые зани­ма­лись слу­же­ни­ем на фести­ва­ле, орга­ни­зо­вав всё —  от «а» до «я». Каж­до­му из них пода­ри­ли неболь­шие суве­ни­ры: фут­бол­ки с лого­ти­пом бхак­ти-врик­ши, кар­тин­ки Божеств из Лон­до­на и кни­ги. Таким обра­зом, фести­валь подо­шел к счаст­ли­во­му завершению.

По доро­ге с фести­ва­ля к дому Ран­чо­ра Праб­ху Бхак­та Джа­на­ки Рам поде­лил­ся сво­им впе­чат­ле­ни­ем от пер­во­го посе­ще­ния Рос­сии. Он ска­зал: «Будучи инду­сом, я чув­ствую себя при­сты­жен­ным из-за того, что не так серьё­зен в сво­ей духов­ной прак­ти­ке, как эти люди, кото­рым наша куль­ту­ра и рели­гия не род­ные. На этом фести­ва­ле у меня как буд­то зано­во откры­лись глаза».

Мно­гие из нас почуство­ва­ли, что необ­хо­ди­мо при­гла­сить пре­дан­ных из дру­гих стран мира, кото­рые задей­ство­ва­ны в про­по­ве­ди и рас­про­стра­не­нии бхак­ти-врик­ши. Посе­тив столь сер­деч­ный и теп­лый при­ем рус­ских пре­дан­ных бхак­ти-врик­ши они мог­ли бы полу­чить очень силь­ный источ­ник вдохновения.

Харе Криш­на!

Ваш слу­га,
Маха Вара­ха дас