Somewhere In The Persian Gulf — «Где-то в Пер­сид­ском зали­ве» — 60-минут­ный доку­мен­таль­ный фильм фран­цуз­ско­го режис­сё­ра Васу­де­вы даса о зарож­де­нии Бхак­ти-врик­ши на Ближ­нем Востоке.

В анно­та­ции к видео гово­рит­ся, что в самом нача­ле два­дцать пер­во­го века где-то в рай­оне Пер­сид­ско­го зали­ва в при­бреж­ном горо­де, окру­жен­ном пусты­ней, появи­лось Боже­ство Джа­ган­натха. Гос­по­да пере­нес­ли на колес­ни­цу, и затем груп­па индий­ских эми­гран­тов вруч­ную тянет колес­ни­цу соглас­но древ­ней тра­ди­ции, так же, как и дома у Гос­по­да через Индий­ский оке­ан (в Джа­ган­натха Пури). С это­го начи­на­ет­ся фильм.

Этот фильм о пора­зи­тель­ном рас­про­стра­не­нии созна­ния Криш­ны, начав­ше­е­ся с двух чле­нов ИСККОН, — до двух тысяч прак­ти­ку­ю­щих пре­дан­ных все­го за одно деся­ти­ле­тие, все­го в одной стране Пер­сид­ско­го зали­ва. Виджая Вену­го­пал дас и его жена Пре­ма Пад­ми­ни деви даси нача­ли свою бхак­ти-врик­шу в 1988 году, про­во­дя неболь­шие про­грам­мы у себя дома.

Назва­ние стра­ны в филь­ме не упо­ми­на­ет­ся, так как стра­на явля­ет­ся стро­го ислам­ским госу­дар­ством. Инду­сы в этом филь­ме не пыта­ют­ся обра­тить мусуль­ман в свою веру, ува­жая мест­ные зако­ны. Суще­ству­ют зако­ны, запре­ща­ю­щие пуб­лич­ную демон­стра­цию и про­па­ган­ду неис­лам­ских обы­ча­ев. Отсю­да зага­доч­ное назва­ние доку­мен­таль­но­го филь­ма — «Где-то в Пер­сид­ском заливе».

Не смот­ря на эти обсто­я­тель­ства, под­ход Бхак­ти-врик­ши к про­по­ве­ди не огра­ни­чи­ва­ет­ся индий­ца­ми. Виджая Вену­го­пал дас объ­яс­ня­ет, что такой же под­ход был при­ме­нён и в несколь­ких стра­нах быв­ше­го СССР. «Там нет индий­цев», — гово­рит он, и тем не менее про­грам­ма Бхак­ти-врик­ша дока­за­ла свою эффек­тив­ность в Рос­сии, Арген­тине, Китае, и, как пока­за­но в этом филь­ме, на Ближ­нем Востоке.

В нена­зван­ной стране общи­на вырос­ла до 2000 чело­век за одно деся­ти­ле­тие. В сле­ду­ю­щие десять лет их чис­ло уве­ли­чи­лось до 5000. На момент пуб­ли­ка­ции филь­ма в 2014 году общи­на насчи­ты­ва­ла 8000 потря­са­ю­щих (так ска­за­но в ста­тье) чле­нов Бхак­ти-врик­ши, прак­ти­ку­ю­щих созна­ние Криш­ны. Не менее 1500 из них ини­ци­и­ро­ва­ны в ИСККОН, повто­ря­ют в день 16 кру­гов Маха-ман­тры Харе Криш­на  и сле­ду­ют четы­рем регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам: воз­дер­жи­ва­ют­ся от упо­треб­ле­ния мяса, инток­си­ка­ций, неза­кон­ных поло­вых отно­ше­ний и азарт­ных игр.

Автор филь­ма Васу­де­ва дас, дру­же­люб­ный фран­цуз, зна­ко­мит нас с груп­па­ми бхак­ти-врик­ши, создав­ши­ми это уди­ви­тель­ное явление.

Бхак­ти-врик­ши в стране объ­еди­не­ны в две боль­шие груп­пы, одна из кото­рых носит назва­ние «Матх­у­ра­деш», а дру­гая — «Симан­та­дви­па». В каж­дом горо­де есть десят­ки «яче­ек» — груп­пы бхак­ти-врик­ши по пят­на­дцать чело­век, кото­рые еже­не­дель­но соби­ра­ют­ся в доме одно­го из сво­их членов.

Каж­дая встре­ча про­во­дит­ся под руко­вод­ством слу­ги-лиде­ра, длит­ся один-два часа и состо­ит из семи частей. Начи­на­ет­ся встре­ча с лом­ки льда, во вре­мя кото­рой участ­ни­ки рас­ска­зы­ва­ют о собы­ти­ях сво­ей повсе­днев­ной жиз­ни и свя­зы­ва­ют их с Криш­ной. Затем сле­ду­ет кир­тан и чте­ние «Сла­вы свя­то­го име­ни». Затем участ­ни­ки сов­мест­но на чёт­ках повто­ря­ют один круг из 108 мантр Харе Криш­на. Далее чита­ют и обсуж­да­ют отры­вок из свя­щен­но­го писа­ния, чита­ют о важ­но­сти про­по­ве­ди, и, нако­нец, вме­сте вку­ша­ют прасад.

Через неко­то­рое вре­мя систе­ма­ти­че­ско­го про­грес­са в созна­нии Криш­ны участ­ни­ки откры­ва­ют свои соб­ствен­ные ячей­ки, наби­ра­ют новых людей, и, таким обра­зом, коли­че­ство бхак­ти-врикш и чле­нов общи­ны рас­тёт и растёт.

В общине суще­ству­ют и дру­гие воз­мож­но­сти раз­ви­тия созна­ния Криш­ны. Напри­мер, пре­дан­ные соби­ра­ют­ся вме­сте, что­бы про­чи­тать шест­на­дцать кру­гов ман­тры или посвя­тить целый день джа­па-мара­фо­ну. Мно­гие пре­дан­ные про­хо­дят семи­на­ры по вайш­нав­ско­му эти­ке­ту и грих­а­ста-ашра­му, про­хо­дят курс Бхак­ти-шаст­ры по кни­гам Шри­лы Праб­ху­па­ды и курс под­го­тов­ки учи­те­лей Мая­пур­ско­го инсти­ту­та. И, конеч­но же, мно­гие при­ни­ма­ют посвящение.

Общи­на Бхак­ти-врик­ши не толь­ко обес­пе­чи­ва­ет духов­ное обра­зо­ва­ние, но и охва­ты­ва­ет раз­лич­ные части жиз­ни чело­ве­ка, помо­га­ет обре­сти баланс. Бхак­ти-врик­ша — это фак­ти­че­ски семья. Напри­мер, участ­ни­ки по оче­ре­ди при­смат­ри­ва­ют за детьми, пока взрос­лые посе­ща­ют собра­ния. У детей есть свои соб­ствен­ные встре­чи с вопро­са­ми и отве­та­ми о Кришне, изу­че­ни­ем сти­хов, кир­та­ном. Орга­ни­зу­ют­ся моло­деж­ные лаге­ря, мат­чи по кри­ке­ту, пик­ни­ки на пля­же. В одном осо­бен­но вооду­шев­ля­ю­щем момен­те в филь­ме пока­за­но, как око­ло два­дца­ти пяти семей вме­сте едут на покры­тых гря­зью вело­си­пе­дах по пес­ча­ным дюнам и вме­сте про­во­дят кир­тан. Лиде­ры бхак­ти-врикш так­же пред­ла­га­ют кон­суль­та­ции, что­бы помочь участ­ни­кам в их жиз­ни и постро­е­нии отношений.

«Каж­дый счи­та­ет­ся частью семьи», — гово­рит Виджая Вену­го­пал дас в филь­ме. «Им помо­га­ют во всех сфе­рах жиз­ни. Если они столк­нут­ся с про­бле­ма­ми здо­ро­вья, эко­но­ми­че­ско­го поло­же­ния, духов­ной жиз­ни, то все­гда най­дёт­ся кто-нибудь, кто смо­жет им помочь. Суще­ству­ет целая систе­ма под­держ­ки преданных».

Виджая Вену­го­пал дас ука­зы­ва­ет, что в стране насчи­ты­ва­ет­ся уже три поко­ле­ния чле­нов Бхак­ти-врик­ши. «Семьи раз­ви­ва­лись, вырос­ло вто­рое поко­ле­ние, и они в свою оче­редь поже­ни­лись», — гово­рит он. «Теперь есть тре­тье поко­ле­ние моло­дых людей, кото­рые  посе­ща­ют про­грам­мы Бхак­ти-врик­ши. И эти отно­ше­ния в люб­ви про­дол­жа­ют­ся всю жизнь».

Участ­ни­ка­ми общин Матх­у­ра­деш и Симан­та­дви­па явля­ют­ся как бога­тые про­фес­си­о­на­лы, так и про­стые рабо­чие — стро­и­те­ли, порт­ные, парик­ма­хе­ры. Мно­гие оста­ви­ли свои семьи в Индии и рабо­та­ют по десять-две­на­дцать часов в день, что­бы зара­бо­тать и отпра­вить домой день­ги. До того, как при­со­еди­нить­ся к Бхак­ти-врик­ше, мно­гие чув­ство­ва­ли себя оди­но­ки­ми и пере­гру­жен­ны­ми рабо­той, ино­гда впа­да­ли в депрес­сию, при­бе­га­ли к алко­го­лю, куре­нию и азарт­ным играм. Но Бхак­ти-врик­ша дала им дом вда­ли от дома, под­ня­ла им настро­е­ние и пере­вер­ну­ла их жизнь.

Один из лиде­ров бхак­ти-врик­ши в филь­ме гово­рит, что новые участ­ни­ки часто при­хо­дят, пере­гру­жен­ные про­бле­ма­ми и забо­той о сво­их семьях и день­гах. Но вско­ре у них появ­ля­ют­ся новые дру­зья, они вос­ста­нав­ли­ва­ют связь со сво­ей индий­ской духов­ной куль­ту­рой, повто­ря­ют 12 или 16 кру­гов джа­пы в день и с сия­ю­щи­ми лица­ми гово­рят: «Про­бле­мы? У нас нет проблем».

Режис­сёр Васу­де­ва дас гово­рит, что съем­ка доку­мен­таль­но­го филь­ма была для него «осве­жа­ю­щим» опы­том, и наде­ет­ся, что фильм, кото­рый был выпу­щен в октяб­ре 2014 года, вдох­но­вит зри­те­лей, и, осо­бен­но, лиде­ров, заин­те­ре­со­ван­ных в раз­ви­тии духов­ных общин.

«Бхак­ти-врик­ша про­хо­дит во всех частях све­та, вклю­чая закры­тые стра­ны», — гово­рит Виджая Вену­го­пал в кон­це филь­ма Васу­де­вы. «По сво­ей при­ро­де Бхак­ти-врик­ша про­во­дит­ся очень тихо, дома, и почти никто не зна­ет, что там про­ис­хо­дит. Итак, она наби­ра­ет обо­ро­ты. Даже если суще­ству­ет угро­за демо­кра­тии, и в мире могут воз­ни­кать все­воз­мож­ные про­бле­мы, Бхак­ти-врик­ша уко­ре­ни­лась в обще­стве. Воз­мож­но, хра­мы могут запре­тить, но Бхак­ти-врик­ша будет про­цве­тать и в этих местах, пото­му что она не зави­сит от боль­ших затрат денег. Это про­сто что-то лич­ное, что про­ис­хо­дит дома и рас­про­стра­ня­ет­ся так, как это­го хотел Чай­та­нья Махапрабху».

Источ­ник: ISKCON News

Фильм на англий­ском язы­ке. Все бла­го­сло­ве­ния тому, кто сде­ла­ет перевод.