Публикация раскрывает причины формирования наиболее успешной в мире общины бхакти-врикш. Материал составлен на основе лекций Ангиры Гауранги прабху в конце 2018 – начале 2019 года. Ссылки на лекции в Youtube приведены в конце публикации. Составитель: Антон Лавренов.
Причины успеха
Оман – мусульманская страна, малоизвестная, не самая богатая, не самая большая и не самая знаменитая в военной истории. Первая причина, почему в этой стране возникла самая успешная в мире община бхакти-врикш, заключается в её правителе.
Кабус бен Саид (1940–2020) был султаном и премьер-министром Омана в 1972–2020 годах. Это уникальный правитель по своим качествам, и даже по его фотографиям в Интернете видно, что у него одухотворённый взгляд мудреца. В тридцатилетнем возрасте он сверг своего отца и пришел к власти. Это был самый бескровный переворот в истории. Единственным пострадавшим в результате переворота был сам отец, который, узнав от пришедших военных о перевороте, от возмущения почему-то выстрелил себе в ногу. Отец был довольно слабоумным человеком, поэтому от него и хотели избавиться. Он мирно дожил свою жизнь, а молодой человек по имени Кабус начал править.
Правление султана Кабуса сильно отличалось от стиля правления других ближневосточных стран. Основным доходом Омана является нефть, и на конец правления султана Оман производил 1 млн. баррелей нефти в день. Посчитав стоимость нефти в долларах, мы получим ежедневный доход лично султана Кабуса, потому что по закону все недра являются его личной собственностью. Султан – человек с явно хорошей кармой, которой он хорошо распорядился. Он начал вкладывать в развитие страны, в её жителей. Из 3,5 миллионов жителей страны нет никого, кто не был бы обязан лично султану за что-то в своей жизни: кому-то султан выдавал беспроцентные кредиты на жильё, кому-то оплачивал учёбу, кому-то ещё как-то помогал, – султан реально заботился обо всех жителях своей страны. Он построил реальный социализм в одной отдельно взятой стране. Правление Кабуса показывает, что отдельная личность в истории может иметь значение. Квалифицированный правитель, так называемый раджа-риши в книгах Шрилы Прабхупады, способен изменить всю страну.
Кабус создал в стране особую атмосферу гостеприимства и дружелюбия. Он осуществил строительство большого количества красивых мечетей и красивых жилых зданий, превратив Оман в архитектурно привлекательную страну. На строительные работы султан приглашал индийских специалистов. Индия с её огромным населением недалеко, в ней много квалифицированных специалистов. Кабус предложил очень выгодные условия, и индийские специалисты поехали в Оман. Индийцы построили современные дороги, современные здания, современную экономику. Кабус создал для индийцев комфортный режим проживания, и сейчас в Омане по контрактам проживает полмиллиона индийцев.
Индийцы в Омане могут исповедовать свою религию. Проповедовать мусульманам запрещено, но у себя дома никто не препятствует. На улице нельзя проводить харинамы и распространять книги. Именно поэтому в Омане развилась лучшая в мире община бхакти-врикш.
- Первая причина – это султан, который создал очень комфортные условия для иностранных специалистов.
- Вторая причина – это индусы в чужой мусульманской стране, которые нуждаются в общении друг с другом. В чужой стране сильная ностальгия, больше хочется общаться с соплеменниками и объединяться в группы. В Омане индийцы всё время ходят друг к другу в гости: готовят вместе, поют вместе, вместе обсуждают философию и события.
- Третья причина – это Виджая Венугопал прабху и матушка Према Падмини, который приехали в Оман в 1989 году, и были первыми двумя преданными ИСККОН в этой стране. По желанию Джаяпатаки Махараджа они начали проповедывать, открыв сначала большую нама-хатту, а потом организовав бхакти-врикшу.
- Сам Джаяпатака Махарадж – четвёртая причина, потому что он в эту ятру вкладывался, видя перспективы. В девяностые годы он приезжал в Оман пять-шесть раз в год. Ни в какую страну мира он так часто не приезжал. Общины в Омане и в Чоупати – две лучшие общины ИСККОН в мире.
- Следующая причина в том, что лидеры округов – это взрослые зрелые преданные, находящиеся 20–30 лет в сознании Кришны. Старшинство преданного в этой общине можно увидеть по тому, как преданный читает джапу.
- Ещё очень важная причина в том, что оманские преданные – это люди отношений. Они живут в атмосфере любви. Это то, что сплачивает и развивает всю общину.
- Качества, которые наиболее ценятся и развиваются в общине – это смирение и склонность к служению (см. далее).
Структура общины
В оманской общине бхакти-врикш от 250 до 300 малых групп, объединённых в 10 маха-округов. Это примерно 5–6 тысяч человек. Собственно, бхакти-врикшами в Омане называют только БВ1 (бхакти-врикши 1‑го уровня в России). Маха-округа – это настоящие собственные общины с многими регулярно проводимыми программами. БВ2 в Омане – это образовательные программы (стади-классы), которые можно посещать на протяжении всей жизни, поддерживая духовное общение. Обычно стади-классы по Бхагавад-гите проводят лидеры секторов, а стади-классы по Шримад Бхагаватам проводит лидер округа. Большую роль играют пятничные (в России – воскресные) утренние программы с 6 до 10 утра, включающие в себя совместное мангал-арати, джапу, гуру-пуджу, Шримад Бхагаватам, объявления и новости, раздачу прасада. Эти программы держат всю ятру вместе. В маха-округе на пятничные утренние программы собирается 100–200 человек. В каждом маха-округе от 20 до 35 групп БВ1, объединяющих от 300 до 1000 человек.
В Омане лидерам округов в среднем от 50 до 60 лет. В России таких лидеров практически нет. Нашим лидерам в основном 20–30 лет, а в Омане это преданные с 20–30-летним стажем в сознании Кришны, большинство их которых начинало с бхакти-врикши Виджая Венугопала прабху и матушки Премы Пардмини. Это зрелые, серьёзные, успешные в материальном плане преданные, самому молодому из которых 41 год.
Стратегическое планирование развития общины в Омане находится на таком же уровне как и в Москве, но есть отличие. Например, показательно, что когда надо было расходиться после программы, все начали фотографироваться и общаться, и в итоге получился «фестиваль любви», продолжавшийся ещё часа полтора. Индийцы подходили к Ангире Гауранге прабху, выражали свое почтение, свою любовь, просили приезжать ещё, обнимались друг с другом, стояли небольшими группами, что-то обсуждали. Это показало, чем сильна оманская община и их чакрапати. Это люди отношений. И это намного важнее для них, чем стратегический менеджмент. Они живут в атмосфере любви. Это то, что сплачивает и развивает всю общину.
Лидеры секторов – это также взрослые зрелые преданные по 15–20 лет в сознании Кришны, возрастом от 40 до 50 лет в среднем. В Омане нет тенденции создавать сектора сразу после окончания БВ1. Как правило, лидеры ведут БВ1 два, три, четыре цикла. И это им очень нравится, они это делают, пока старшие не скажут, что пора становиться лидером сектора.
Два отличия от России. Первое – сектора создаются не сразу, а через 3–4 цикла, не раньше. Второе – лидеры БВ1 не привязаны к членам своей группы. Нет идеи, что БВ1 – это отношения на всю жизнь, что конкретная бхакти-врикша должна остаться сангой. Лидеры БВ1 легко своих людей «отдают» в общину, чтобы они там занимались разными видами служения.
Отношения между людьми развиваются на разных направлениях: между членами БВ1, между лидером и членами, между членами и старшими лидерами, а также между всей общиной. В итоге участники БВ1 отождествляют себя не с конкретной БВ1, а со всем маха-округом. Это отождествление и остаётся на всю жизнь, укрепляясь в активном участии в жизни округа.
Главный вопрос поездки в Оман, который стоял перед Ангирой Гаурангой прабху: «Какова судьба тех преданных, которые закончили БВ1?» Ответ был получен такой: «Их судьба отслеживается, о них заботятся, но в основном уже не на уровне БВ1».
Конечно, можно несколько раз проходить БВ1, но при этом забота организована таким образом, что они становятся членами общины, что означает три вещи:
- Преданные регулярно ходят на пятничные встречи общины.
- Преданные посещают образовательные программы (стади-классы) по Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам.
- Преданные выбирают себе служение, соответствующее их природе, и занимаются им под руководством преданного, занимающимся данным служением в секторе или округе. Пока идет БВ1, лидеры наблюдают за природой людей, чтобы понять, к чему они склонны, и стараются занять их этим видом служения.
В результате после окончания БВ1 у членов группы появляется глубокая привязанность к общине. Преданные вовлечены в жизнь общины, совершают посильное служение, и поэтому могут продолжать быть счастливыми в сознании Кришны.
Проповедь
В Омане очень сильное настроение проповеди. Проповедь идёт очень активно. Проповеднические программы проходят постоянно. То, что в Омане называют нама-хаттами – это программы для необразованных индийцев, которые живут в рабочих лагерях. Преданные регулярно приезжают в рабочие лагеря, поют киртаны, раздают прасад, читают небольшие лекции, там же распространяют книги и проводят харинамы. На эти программы каждую неделю приходит порядка нескольких сотен человек.
В месяц Картика проводятся проповеднические программы по домам. Каждый день в каждом районе проходили предложения фитильков. Это важный проповеднический инструмент. Индусы люди благочестивые, поэтому они готовы приходить и поклоняться, чтобы получить какое-то благо. Картика – это повод проводить квартирные программы, знакомиться с новыми индийцами, заводить отношения, и затем приглашать их на действующие бхакти-врикши. Это их вариант бхакти-врикш нулевого уровня в России.
В России эти вещи часто противопоставляются – или гуна благости, или проповедь сознания Кришны – или количество, или качество. Или мы стараемся привлечь больше людей косвенной проповедью об улучшении жизни через гуну благости, или мы углубляемся небольшой группой в вайшнавскую культуру. В Омане нет этого противопоставления, там эти вещи хорошо сочетаются. Сочетаются глубокая духовная практика, развитие вайшнавских качеств, глубокие вайшнавские отношения, и при этом постоянная проповедь. Это, несомненно, то, чему мы должны учиться.
Проповеди способствует компактное проживание населения. В столица Омана Маскате в любой конец можно доехать за 15 минут на машине – до центрального храма и до любой из программ. В противоположность этому в Москве до программы можно ехать, например, полтора часа, и это требует определённых усилий от преданных. В Омане все перемещаются на машинах с кондиционерами, люди живут в соседних домах и постоянно ходят в гости друг к другу. Этого в Москве почти нет. Транспортная доступность очень сильно упрощает общение – на любую встречу легко попасть. У индийских рабочих на родине в Индии также сложно добираться до программ, в крупных городах огромные расстояния, и даже ещё больше чем в Москве. Поэтому доступность программ в Омане способствует успешному развитию общины. Если раньше бхакти-врикша была только в столице Маскате, то сейчас бхакти-врикши проводятся по всей стране. Разные маха-округа курируют разные части страны. Везде в Омане есть индийское население.
Пятничные программы
В своё время султану Кабусу было важно создать комфортные условия для индийцев, поэтому по инициативе сутана при поддержке гуджаратской общины был построен и открыт в 1987 году Храм Кришны как благожелательный жест и приглашение для индийских специалистов, чтобы они приезжали работать в Оман. Храм Кришны часто упоминается в книге «Ты можешь проповедовать» и в рассказах матушки Према Падмини, потому что этот храм долгое время был местом встречи всей общины. В этом храме есть зал для собраний на тысячу человек. Этот зал на долгое время стал основным местом сбора оманской общины.
В зале проходили известные проповеднические программы. Например, чтобы не беспокоить мусульман в конце девяностых и в начале двухтысячных годов в зале проходили знаменитые «подпольные» Ратха-ятры, которые посещало до 8000 человек. Колесницу катали по кругу на протяжении нескольких часов. Гости приходили, пели киртан, участвовали в процессии, вкушали прасад и уходили, сменяя друг друга. Естественно, при этом собирались контакты, которые становились источником развития бхакти-врикш на протяжении целого года. Виджая Венугопал прабху рассказывал, что пожертвований, которые собирались на этой Ратха-ятре, хватало на целый год на покрытие всех расходов ятры, и также рассказывал, как за счет бхакти-врикш Ратха-ятра эффективно организовывалась всего за две недели. Наши Ратха-ятры даже меньшего масштаба готовятся за полгода, и это очень большая головная боль для организаторов – где взять людей, где взять средства. А в Омане за счет организованной общины бхакти-врикш, за счёт системы округов всё делалось достаточно просто. Собирались лидеры маха-округов и делили всё служение по маха-округам: один округ отвечает за прасад, другой – за гостей, третий – за колесницу, четвёртый – за культурную программу и так далее. Далее в округах собирались лидеры групп и разделяли служение между группами и секторами. Таким образом организованная община бхакти-врикш позволяет эффективно организовывать крупные программы.
Пятничные утренние программы – это та сила, которая держит ятру вместе. В начале на пятничные программы в Храме Кришны собиралось по нескольку сот преданных, и это была основная программа ятры, аналог нашей воскресной программы, но у них программа проходит по утрам. Программа начинается с мангала-арати, затем следует совместная джапа, Шримад Бхагаватам, всевозможные объявления и новости, поздравления, благословения. Это точка сбора общины. Эта программа играет для развития общины не меньшую роль, чем сами бхакти-врикши, они неразрывны.
Пятничные программы дают чувство принадлежности. Бхакти-врикша по модулям длится полтора года, дальше участники переходят на образовательные программы (стади-классы) или занимаются служением, но принадлежность к общине определяется именно этими еженедельными программами, в которых все преданные более-менее традиционно участвуют. Бхакти-врикша – это близкое общение в небольшой группе, и нужно, чтобы затем все бхакти-врикшы собирались вместе, и лидеры общины имели возможность проповедовать всем, создавая единое настроение и одну идеологию, одну миссию. Все живут развитием бхакти-врикш и при этом регулярно получают общение со старшими – с преданными, которые дают высшие приоритеты и цели в жизни.
Сейчас единой пятничной программы в Храме Кришны уже не проводится, так как в общине стало слишком много людей, в зале тесно, и власти начинают беспокоиться. Появилось много филиалов в разных городах. Поэтому пятничные программы проходят по округам или по секторам. Ангира Гауранга прабху посетил одну из программ на 100–150 человек. На программе не было ни брахмачари, ни «профессиональных» преданных. Люди в зале были семейные, работающие, достаточно простые по лицам, не все такие уж и интеллектуалы, но при этом все искренне поли и танцевали, взявшись за руки, и очень внимательно слушали лекцию по Шримад Бхагаватам, которую читал один из лидеров секторов этого маха-округа. Другой лидер сектора переводил. На вопрос: «Кто из вас повторяет 16 кругов мантры?» – практически все подняли руки. На вопрос: «Кто из вас является лидером бхакти-врикши?» – подняли руки человек 10. Лидеров секторов оказалось двое. А на вопрос: «Кто из вас хочет вести бхакти-врикшу в будущем?» – к великой радости подняли руки все собравшиеся. Это успех! Они все медитируют на то, что раньше или позже каждый из них откроет свою группу бхакти-врикши.
Джапа-марафоны
В самом начале, когда ятра только возникала, матушка Према Падмини в один из государственных праздников предложила устроить джапа-марафон. Преданные собрались в одном зале и с утра до вечера просто повторяли мантру. Всем это очень понравилось. Все повторили намного больше кругов, чем обычно, даже дети повторяли по сорок, по семьдесят кругов, а взрослые повторили больше ста кругов. И когда в следующий раз были государственные праздники, Виджая Венугопал прабу и матушка Према Падмни спросили: «А что вы хотите на этот раз, поехать на пикник к морю или на джапа-марафон?» – то все единодушно закричали: «Джапа-марафон! Джапа-марафон!»
С тех пор джапа-марафон стал традицией ятры, и это очень мощный инструмент в развитии бхакти-врикш. На джапа-марафоне преданные все вместе повторяют много кругов маха-мантры, не прерываясь на прасад. Прасад подготовлен в коридорчике, можно выйти и что-то съесть. Процесс воспевания в основной комнате не останавливается в течение всего дня. Это даёт преданным очень глубокий вкус к повторению маха-мантры и опыт того, что можно повторять намного больше, чем обычно. Поэтому после таких марафонов те, кто ещё не повторяли 16 кругов, начинали повторять 16 кругов, а те, кто повторял 16 кругов, начинали чувствовать более глубокий вкус к повторению маха-манты.
Первые годы развития бхакти-врикш в Москве мы пытались практиковать джапа-марафоны, не на целый день, на полдня, – и это удавалось. Однако потом эта практика затерялась, и зря. Джапа-марафоны необходимо проводить, потому что это помогает в нашем основном служении на рынке святого имени – воспевать и распространять святое имя жителям Кали-юги.
Ангира Гауранга прабху посетил джапа-марафон одного из маха-округов. Округ насчитывал порядка 400 человек. Около 50 из них были на джапа-марафоне. Некоторые были с семи часов утра до половины первого дня, некоторые подходили позже. Несколько преданных во время джапа-марафона готовили прасад на кухне. На марафоне была хорошая духовная атмосфера, было видно, что преданные повторяют маха-мантру сосредоточенно, им это нравится. Лидер округа сказал, что джапа-марафон в округе проводится в каждый государственный выходной. Джапа-марафон – это очень хорошая традиция.
Смирение и склонность к служению
Водитель Ангиры Гауранги прабху рассказал, что когда он первый раз пришёл на проповедническую программу, у него в руках была книга Мукунда-мала-стотра (песни восхваления Господа), которую он в то время читал. Лидер группы посмотрел на него и спросил:
– Что это такое?
– Книга, читаю Мукунду-малу-стотру.
– Отложи. Тебе не нужно больше читать книг. Тебе нужно заниматься служением. Вот иди, посмотри в зале, преданные заняты служением.
Он зашёл туда и увидел очень необычную картину. В зале сидели мужчины и мыли большие кастрюли. Он думал, что мужчины таким служением никогда не занимаются. Но там сидели мужчины из его бхакти-врикши, в том числе лидеры, и в том числе лидер округа, и они все вместе наравне между собой мыли большие кастрюли. В дальнейшем лидеры сознательно развивали в нём смирение.
Преданные общины говорят о том, что смирение – это главное качество, это то, что нужно развивать в преданных, поэтому они не стремятся становиться лидерами секторов и занимать какое-то положение. Преданные стремятся быть смиренными слугами вайшнавов. Преданные не хотят больше оставаться в материальном мире, хотят пойти на Вайкунтху, на Голоку Вриндавана, а для этого необходимо смирение.
Ангира Гауранга прабху спросил преданных в машине:
– А как долго вы лидеры бхакти-врикши?
– Ну, лет семь-восемь. Мы провели уже три бхакти-врикши.
– И сколько лидеров за эти годы вышло из ваших групп?
– Четыре семейные пары уже ведут свои бхакти-врикши.
– И вы их отдали на попечение вашего лидера сектора, неужели вам самим не хотелось стать лидером сектора?
– Нет, мне важно не положение, мне важно служение. Если я буду стремиться к положению, то это негативно повлияет на моё духовное состояние. Поэтому каждый должен делать служение на своём уровне. Я делаю служение на своём уровне. Я очень рад затем передать моих людей лидеру сектора, который намного более квалифицирован, чем я, которого я так сильно уважаю, и который так много сделал для меня.
Это один из ключей к успеху оманской общины бхакти-врикш и то, что часто отсутствует у нас в России. Это глубокое почтение лидера группы к лидеру сектору, и готовность безропотно отдавать своих членов, не чувствуя их своей собственностью, которую заработал тяжелым трудом.
Ангира Гауранга прабху спросил:
– А как вы заботитесь о членах вашей бхакти-врикши, вы сохраняете отношения?
– Да, конечно, сохраняем отношения. Мы видимся с ними еженедельно на пятничных программах, на занятиях по Бхагавад-гите. И ещё нас всех объединяет служение. Все члены общины приходят на мероприятия и делают служение, и старшие и младшие вместе делают одно и тоже служение. Даже самые старшие преданные также моют кастрюли, как и младшие, и это очень сильно всех объединяет и сплачивает.
– А по каким признакам вы определяете, кто из членов вашей бхакти-врикши сможет быть лидером группы?
Преданный дал удивительный ответ:
– Мы смотрим на склонности к служению. Кто способен делать самое простое смиренное служение – в том мы видим потенциал на то, чтобы стать лидером бхакти-врикши.
(Вот это был, похоже, ещё один ключ – смирение и вкус к служению, в том числе к самому простому.)
– А как складывает жизнь преданных после бхакти-врикши, как складывается их дальнейшее духовное общение?
– Они попадают на занятия по Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам к старшим лидерам, приходят на пятничные программы, и также занимаются каким-то излюбленным для них видом служения. Таким образом их связь с ИСККОН и их духовный прогресс продолжаются.
Видео
29 декабря 2018 г. АнгираГауранга пр. — О поездке в Оман 2018
2 января 2019 г. Ангира Гауранга д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=M9M1S1KYX2c
3 января 2019 г. Ангира Гауранга д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=zPkfHvOJWMc
4 января 2019 г. Ангира Гауранга д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=xUM4u3bsuV0
5 января 2019 г. Ангира Гауранга д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=3rtAUThzHyE