Пуб­ли­ка­ция рас­кры­ва­ет при­чи­ны фор­ми­ро­ва­ния наи­бо­лее успеш­ной в мире общи­ны бхак­ти-врикш. Мате­ри­ал состав­лен на осно­ве лек­ций Анги­ры Гау­ран­ги праб­ху в кон­це 2018 – нача­ле 2019 года. Ссыл­ки на лек­ции в Youtube при­ве­де­ны в кон­це пуб­ли­ка­ции. Соста­ви­тель: Антон Лавренов.

 

Причины успеха

Оман – мусуль­ман­ская стра­на, мало­из­вест­ная, не самая бога­тая, не самая боль­шая и не самая зна­ме­ни­тая в воен­ной исто­рии. Пер­вая при­чи­на, поче­му в этой стране воз­ник­ла самая успеш­ная в мире общи­на бхак­ти-врикш, заклю­ча­ет­ся в её правителе.

Кабус бен Саид (1940–2020) был сул­та­ном и пре­мьер-мини­стром Ома­на в 1972–2020 годах. Это уни­каль­ный пра­ви­тель по сво­им каче­ствам, и даже по его фото­гра­фи­ям в Интер­не­те вид­но, что у него оду­хо­тво­рён­ный взгляд муд­ре­ца.  В трид­ца­ти­лет­нем воз­расте он сверг сво­е­го отца и при­шел к вла­сти. Это был самый бес­кров­ный пере­во­рот в исто­рии.  Един­ствен­ным постра­дав­шим в резуль­та­те пере­во­ро­та был сам отец, кото­рый, узнав от при­шед­ших воен­ных о пере­во­ро­те, от воз­му­ще­ния поче­му-то выстре­лил себе в ногу. Отец был доволь­но сла­бо­ум­ным чело­ве­ком, поэто­му от него и хоте­ли изба­вить­ся. Он мир­но дожил свою жизнь, а моло­дой чело­век по име­ни Кабус начал править.

Прав­ле­ние сул­та­на Кабу­са силь­но отли­ча­лось от сти­ля прав­ле­ния дру­гих ближ­не­во­сточ­ных стран. Основ­ным дохо­дом Ома­на явля­ет­ся нефть, и на конец прав­ле­ния  сул­та­на Оман про­из­во­дил 1 млн. бар­ре­лей неф­ти в день. Посчи­тав сто­и­мость неф­ти в дол­ла­рах, мы полу­чим еже­днев­ный доход лич­но сул­та­на Кабу­са, пото­му что по зако­ну все нед­ра явля­ют­ся его лич­ной соб­ствен­но­стью. Сул­тан – чело­век с явно хоро­шей кар­мой, кото­рой он хоро­шо рас­по­ря­дил­ся. Он начал вкла­ды­вать в раз­ви­тие стра­ны, в её жите­лей. Из 3,5 мил­ли­о­нов жите­лей стра­ны нет нико­го, кто не был бы обя­зан лич­но сул­та­ну за что-то в сво­ей жиз­ни: кому-то сул­тан выда­вал бес­про­цент­ные кре­ди­ты на жильё, кому-то опла­чи­вал учё­бу, кому-то ещё как-то помо­гал, – сул­тан реаль­но забо­тил­ся обо всех жите­лях сво­ей стра­ны. Он постро­ил реаль­ный соци­а­лизм в одной отдель­но взя­той стране. Прав­ле­ние Кабу­са пока­зы­ва­ет, что отдель­ная лич­ность в исто­рии может иметь зна­че­ние. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный пра­ви­тель, так назы­ва­е­мый раджа-риши в кни­гах Шри­лы Праб­ху­па­ды, спо­со­бен изме­нить всю страну.

Кабус создал в стране осо­бую атмо­сфе­ру госте­при­им­ства и дру­же­лю­бия. Он осу­ще­ствил стро­и­тель­ство боль­шо­го коли­че­ства кра­си­вых мече­тей и кра­си­вых жилых зда­ний, пре­вра­тив Оман в архи­тек­тур­но при­вле­ка­тель­ную стра­ну. На стро­и­тель­ные рабо­ты сул­тан при­гла­шал индий­ских спе­ци­а­ли­стов. Индия с её огром­ным насе­ле­ни­ем неда­ле­ко, в ней мно­го ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Кабус пред­ло­жил очень выгод­ные усло­вия, и индий­ские спе­ци­а­ли­сты поеха­ли в Оман. Индий­цы постро­и­ли совре­мен­ные доро­ги, совре­мен­ные зда­ния, совре­мен­ную эко­но­ми­ку. Кабус создал для индий­цев ком­форт­ный режим про­жи­ва­ния, и сей­час в Омане по кон­трак­там про­жи­ва­ет пол­мил­ли­о­на индийцев.

Индий­цы в Омане могут испо­ве­до­вать свою рели­гию. Про­по­ве­до­вать мусуль­ма­нам запре­ще­но, но у себя дома никто не пре­пят­ству­ет. На ули­це нель­зя про­во­дить хари­на­мы и рас­про­стра­нять кни­ги. Имен­но поэто­му в Омане раз­ви­лась луч­шая в мире общи­на бхакти-врикш.

  1. Пер­вая при­чи­на – это сул­тан, кото­рый создал очень ком­форт­ные усло­вия для ино­стран­ных специалистов.
  2. Вто­рая при­чи­на – это инду­сы в чужой мусуль­ман­ской стране, кото­рые нуж­да­ют­ся в обще­нии друг с дру­гом. В чужой стране силь­ная носталь­гия, боль­ше хочет­ся общать­ся с сопле­мен­ни­ка­ми и объ­еди­нять­ся в груп­пы. В Омане индий­цы всё вре­мя ходят друг к дру­гу в гости: гото­вят вме­сте, поют вме­сте, вме­сте обсуж­да­ют фило­со­фию и события.
  3. Тре­тья при­чи­на – это Виджая Вену­го­пал праб­ху и матуш­ка Пре­ма Пад­ми­ни, кото­рый при­е­ха­ли в Оман в 1989 году, и были пер­вы­ми дву­мя пре­дан­ны­ми ИСККОН в этой стране. По жела­нию Джа­я­п­а­та­ки Маха­ра­джа они нача­ли про­по­ве­ды­вать, открыв сна­ча­ла боль­шую нама-хат­ту, а потом орга­ни­зо­вав бхакти-врикшу.
  4. Сам Джа­я­п­а­та­ка Маха­радж – чет­вёр­тая при­чи­на, пото­му что он в эту ятру вкла­ды­вал­ся, видя пер­спек­ти­вы. В девя­но­стые годы он при­ез­жал в Оман пять-шесть раз в год. Ни в какую стра­ну мира он так часто не при­ез­жал. Общи­ны в Омане и в Чоупа­ти – две луч­шие общи­ны ИСККОН в мире.
  5. Сле­ду­ю­щая при­чи­на в том, что лиде­ры окру­гов – это взрос­лые зре­лые пре­дан­ные, нахо­дя­щи­е­ся 20–30 лет в созна­нии Криш­ны. Стар­шин­ство пре­дан­но­го в этой общине мож­но уви­деть по тому, как пре­дан­ный чита­ет джапу.
  6. Ещё очень важ­ная при­чи­на в том, что оман­ские пре­дан­ные – это люди отно­ше­ний. Они живут в атмо­сфе­ре люб­ви. Это то, что спла­чи­ва­ет и раз­ви­ва­ет всю общину.
  7. Каче­ства, кото­рые наи­бо­лее ценят­ся и раз­ви­ва­ют­ся в общине – это сми­ре­ние и склон­ность к слу­же­нию (см. далее).

 

Структура общины

В оман­ской общине бхак­ти-врикш от 250 до 300 малых групп, объ­еди­нён­ных в 10 маха-окру­гов.  Это при­мер­но 5–6 тысяч чело­век. Соб­ствен­но, бхак­ти-врик­ша­ми в Омане назы­ва­ют толь­ко БВ1 (бхак­ти-врик­ши 1‑го уров­ня в Рос­сии). Маха-окру­га – это насто­я­щие соб­ствен­ные общи­ны с мно­ги­ми регу­ляр­но про­во­ди­мы­ми про­грам­ма­ми.  БВ2 в Омане – это обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы (ста­ди-клас­сы), кото­рые мож­но посе­щать на про­тя­же­нии всей жиз­ни, под­дер­жи­вая духов­ное обще­ние. Обыч­но ста­ди-клас­сы по Бха­га­вад-гите про­во­дят лиде­ры сек­то­ров, а ста­ди-клас­сы по Шри­мад Бха­га­ва­там про­во­дит лидер окру­га. Боль­шую роль игра­ют пят­нич­ные (в Рос­сии – вос­крес­ные) утрен­ние про­грам­мы с 6 до 10 утра, вклю­ча­ю­щие в себя сов­мест­ное ман­гал-ара­ти, джа­пу, гуру-пуд­жу, Шри­мад Бха­га­ва­там, объ­яв­ле­ния и ново­сти, раз­да­чу пра­са­да. Эти про­грам­мы дер­жат всю ятру вме­сте. В маха-окру­ге на пят­нич­ные утрен­ние про­грам­мы соби­ра­ет­ся 100–200 чело­век. В каж­дом маха-окру­ге от 20 до 35 групп БВ1, объ­еди­ня­ю­щих от 300 до 1000 человек.

В Омане лиде­рам окру­гов в сред­нем от 50 до 60 лет. В Рос­сии таких лиде­ров прак­ти­че­ски нет. Нашим лиде­рам в основ­ном 20–30 лет, а в Омане это пре­дан­ные с 20–30-летним ста­жем в созна­нии Криш­ны, боль­шин­ство их кото­рых начи­на­ло с бхак­ти-врик­ши Виджая Вену­го­па­ла праб­ху и матуш­ки Пре­мы Пард­ми­ни. Это зре­лые, серьёз­ные, успеш­ные в мате­ри­аль­ном плане пре­дан­ные, само­му моло­до­му из кото­рых 41 год.

Стра­те­ги­че­ское пла­ни­ро­ва­ние раз­ви­тия общи­ны в Омане нахо­дит­ся на таком же уровне как и в Москве, но есть отли­чие. Напри­мер, пока­за­тель­но, что когда надо было рас­хо­дить­ся после про­грам­мы, все нача­ли фото­гра­фи­ро­вать­ся и общать­ся, и в ито­ге полу­чил­ся «фести­валь люб­ви», про­дол­жав­ший­ся ещё часа пол­то­ра. Индий­цы под­хо­ди­ли к Анги­ре Гау­ран­ге праб­ху, выра­жа­ли свое почте­ние, свою любовь, про­си­ли при­ез­жать ещё, обни­ма­лись друг с дру­гом, сто­я­ли неболь­ши­ми груп­па­ми, что-то обсуж­да­ли. Это пока­за­ло, чем силь­на оман­ская общи­на и их чакра­па­ти. Это люди отно­ше­ний. И это намно­го важ­нее для них, чем стра­те­ги­че­ский менедж­мент. Они живут в атмо­сфе­ре люб­ви. Это то, что спла­чи­ва­ет и раз­ви­ва­ет всю общину.

Лиде­ры сек­то­ров – это так­же взрос­лые зре­лые пре­дан­ные по 15–20 лет в созна­нии Криш­ны, воз­рас­том от 40 до 50 лет в сред­нем. В Омане нет тен­ден­ции созда­вать сек­то­ра сра­зу после окон­ча­ния БВ1. Как пра­ви­ло, лиде­ры ведут БВ1 два, три, четы­ре цик­ла. И это им очень нра­вит­ся, они это дела­ют, пока стар­шие не ска­жут, что пора ста­но­вить­ся лиде­ром сектора.

Два отли­чия от Рос­сии. Пер­вое  – сек­то­ра созда­ют­ся не сра­зу, а через 3–4 цик­ла, не рань­ше. Вто­рое – лиде­ры БВ1 не при­вя­за­ны к чле­нам сво­ей груп­пы. Нет идеи, что БВ1 – это отно­ше­ния на всю жизнь, что кон­крет­ная бхак­ти-врик­ша долж­на остать­ся сан­гой. Лиде­ры БВ1 лег­ко сво­их людей «отда­ют» в общи­ну, что­бы они там зани­ма­лись раз­ны­ми вида­ми служения.

Отно­ше­ния меж­ду людь­ми раз­ви­ва­ют­ся на раз­ных направ­ле­ни­ях: меж­ду чле­на­ми БВ1, меж­ду лиде­ром и чле­на­ми, меж­ду чле­на­ми и стар­ши­ми лиде­ра­ми, а так­же меж­ду всей общи­ной. В ито­ге участ­ни­ки БВ1 отож­деств­ля­ют себя не с кон­крет­ной БВ1, а со всем маха-окру­гом. Это отож­деств­ле­ние и оста­ёт­ся на всю жизнь, укреп­ля­ясь в актив­ном уча­стии в жиз­ни округа.

Глав­ный вопрос поезд­ки в Оман, кото­рый сто­ял перед Анги­рой Гау­ран­гой праб­ху: «Како­ва судь­ба тех пре­дан­ных, кото­рые закон­чи­ли БВ1?» Ответ был полу­чен такой: «Их судь­ба отсле­жи­ва­ет­ся, о них забо­тят­ся, но в основ­ном уже не на уровне БВ1».

Конеч­но, мож­но несколь­ко раз про­хо­дить БВ1, но при этом забо­та орга­ни­зо­ва­на таким обра­зом, что они ста­но­вят­ся чле­на­ми общи­ны, что озна­ча­ет три вещи:

  1. Пре­дан­ные регу­ляр­но ходят на пят­нич­ные встре­чи общины.
  2. Пре­дан­ные посе­ща­ют обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы (ста­ди-клас­сы) по Бха­га­вад-гите и Шри­мад Бхагаватам.
  3. Пре­дан­ные выби­ра­ют себе слу­же­ние, соот­вет­ству­ю­щее их при­ро­де, и зани­ма­ют­ся им под руко­вод­ством пре­дан­но­го, зани­ма­ю­щим­ся дан­ным слу­же­ни­ем в сек­то­ре или окру­ге. Пока идет БВ1, лиде­ры наблю­да­ют за при­ро­дой людей, что­бы понять, к чему они склон­ны, и ста­ра­ют­ся занять их этим видом служения.

В резуль­та­те после окон­ча­ния БВ1 у чле­нов груп­пы появ­ля­ет­ся глу­бо­кая при­вя­зан­ность к общине. Пре­дан­ные вовле­че­ны в жизнь общи­ны, совер­ша­ют посиль­ное слу­же­ние, и поэто­му могут про­дол­жать быть счаст­ли­вы­ми в созна­нии Кришны.

 

Проповедь

В Омане очень силь­ное настро­е­ние про­по­ве­ди. Про­по­ведь идёт очень актив­но.  Про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы про­хо­дят посто­ян­но. То, что в Омане назы­ва­ют нама-хат­та­ми  –  это про­грам­мы для необ­ра­зо­ван­ных индий­цев, кото­рые живут в рабо­чих лаге­рях. Пре­дан­ные регу­ляр­но при­ез­жа­ют в рабо­чие лаге­ря, поют кир­та­ны, раз­да­ют пра­сад, чита­ют неболь­шие лек­ции, там же рас­про­стра­ня­ют кни­ги и про­во­дят хари­на­мы. На эти про­грам­мы каж­дую неде­лю при­хо­дит поряд­ка несколь­ких сотен человек.

В месяц Кар­ти­ка про­во­дят­ся про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы по домам. Каж­дый день в каж­дом рай­оне про­хо­ди­ли пред­ло­же­ния фитиль­ков. Это важ­ный про­по­вед­ни­че­ский инстру­мент. Инду­сы люди бла­го­че­сти­вые, поэто­му они гото­вы при­хо­дить и покло­нять­ся, что­бы полу­чить какое-то бла­го. Кар­ти­ка – это повод про­во­дить квар­тир­ные про­грам­мы,  зна­ко­мить­ся с новы­ми индий­ца­ми, заво­дить отно­ше­ния, и затем при­гла­шать их на дей­ству­ю­щие бхак­ти-врик­ши. Это их вари­ант бхак­ти-врикш нуле­во­го уров­ня в России.

В Рос­сии эти вещи часто про­ти­во­по­став­ля­ют­ся – или гуна бла­го­сти, или про­по­ведь созна­ния Криш­ны – или коли­че­ство, или каче­ство. Или мы ста­ра­ем­ся при­влечь боль­ше людей кос­вен­ной про­по­ве­дью об улуч­ше­нии жиз­ни через гуну бла­го­сти, или мы углуб­ля­ем­ся неболь­шой груп­пой в вайш­нав­скую куль­ту­ру. В Омане нет это­го про­ти­во­по­став­ле­ния, там эти вещи хоро­шо соче­та­ют­ся. Соче­та­ют­ся глу­бо­кая духов­ная прак­ти­ка, раз­ви­тие вайш­нав­ских качеств, глу­бо­кие вайш­нав­ские отно­ше­ния, и при этом посто­ян­ная про­по­ведь. Это, несо­мнен­но, то, чему мы долж­ны учиться.

Про­по­ве­ди спо­соб­ству­ет ком­пакт­ное про­жи­ва­ние насе­ле­ния. В сто­ли­ца Ома­на Мас­ка­те в любой конец мож­но дое­хать за 15 минут на машине – до цен­траль­но­го хра­ма и до любой из про­грамм. В про­ти­во­по­лож­ность это­му в Москве до про­грам­мы мож­но ехать, напри­мер, пол­то­ра часа, и это тре­бу­ет опре­де­лён­ных уси­лий от пре­дан­ных. В Омане все пере­ме­ща­ют­ся на маши­нах с кон­ди­ци­о­не­ра­ми,  люди живут в сосед­них домах и посто­ян­но ходят в гости друг к дру­гу. Это­го в Москве почти нет. Транс­порт­ная доступ­ность очень силь­но упро­ща­ет обще­ние – на любую встре­чу лег­ко попасть. У индий­ских рабо­чих на родине в Индии так­же слож­но доби­рать­ся до про­грамм, в круп­ных горо­дах огром­ные рас­сто­я­ния, и даже ещё боль­ше чем в Москве. Поэто­му доступ­ность про­грамм в Омане спо­соб­ству­ет успеш­но­му раз­ви­тию общи­ны. Если рань­ше бхак­ти-врик­ша была толь­ко в сто­ли­це Мас­ка­те, то сей­час бхак­ти-врик­ши про­во­дят­ся по всей стране. Раз­ные маха-окру­га кури­ру­ют раз­ные части стра­ны. Вез­де в Омане есть индий­ское население.

 

Пятничные программы

В своё вре­мя сул­та­ну Кабу­су было важ­но создать ком­форт­ные усло­вия для индий­цев, поэто­му по ини­ци­а­ти­ве сута­на при под­держ­ке гуд­жа­рат­ской общи­ны был постро­ен и  открыт в 1987 году Храм Криш­ны как бла­го­же­ла­тель­ный жест и при­гла­ше­ние для индий­ских спе­ци­а­ли­стов, что­бы они при­ез­жа­ли рабо­тать в Оман. Храм Криш­ны часто упо­ми­на­ет­ся в кни­ге «Ты можешь про­по­ве­до­вать» и в рас­ска­зах матуш­ки Пре­ма Пад­ми­ни, пото­му что этот храм дол­гое вре­мя был местом встре­чи всей общи­ны. В этом хра­ме есть зал для собра­ний на тыся­чу чело­век. Этот зал на дол­гое вре­мя стал основ­ным местом сбо­ра оман­ской общины.

В зале про­хо­ди­ли извест­ные про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Напри­мер, что­бы не бес­по­ко­ить мусуль­ман в кон­це девя­но­стых и в нача­ле двух­ты­сяч­ных годов в зале про­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые «под­поль­ные» Ратха-ятры, кото­рые посе­ща­ло до 8000 чело­век. Колес­ни­цу ката­ли по кру­гу на про­тя­же­нии несколь­ких часов. Гости при­хо­ди­ли, пели кир­тан, участ­во­ва­ли в про­цес­сии, вку­ша­ли пра­сад и ухо­ди­ли, сме­няя друг дру­га. Есте­ствен­но, при этом соби­ра­лись кон­так­ты, кото­рые ста­но­ви­лись источ­ни­ком раз­ви­тия бхак­ти-врикш на про­тя­же­нии цело­го года. Виджая Вену­го­пал праб­ху рас­ска­зы­вал, что пожерт­во­ва­ний, кото­рые соби­ра­лись на этой Ратха-ятре, хва­та­ло на целый год на покры­тие всех рас­хо­дов ятры, и так­же рас­ска­зы­вал, как за счет бхак­ти-врикш Ратха-ятра эффек­тив­но орга­ни­зо­вы­ва­лась все­го за две неде­ли. Наши Ратха-ятры даже мень­ше­го мас­шта­ба гото­вят­ся за пол­го­да, и это очень боль­шая голов­ная боль для орга­ни­за­то­ров – где взять людей, где взять сред­ства. А в Омане за счет орга­ни­зо­ван­ной общи­ны бхак­ти-врикш, за счёт систе­мы окру­гов всё дела­лось доста­точ­но про­сто. Соби­ра­лись лиде­ры маха-окру­гов и дели­ли всё слу­же­ние по маха-окру­гам: один округ отве­ча­ет за пра­сад, дру­гой – за гостей, тре­тий – за колес­ни­цу, чет­вёр­тый – за куль­тур­ную про­грам­му и так далее. Далее в окру­гах соби­ра­лись лиде­ры групп и раз­де­ля­ли слу­же­ние меж­ду груп­па­ми и сек­то­ра­ми. Таким обра­зом орга­ни­зо­ван­ная общи­на бхак­ти-врикш поз­во­ля­ет эффек­тив­но орга­ни­зо­вы­вать круп­ные программы.

Пят­нич­ные утрен­ние про­грам­мы – это та сила, кото­рая дер­жит ятру вме­сте. В нача­ле на пят­нич­ные про­грам­мы в Хра­ме Криш­ны соби­ра­лось по несколь­ку сот пре­дан­ных, и это была основ­ная про­грам­ма ятры, ана­лог нашей вос­крес­ной про­грам­мы, но у них про­грам­ма про­хо­дит по утрам. Про­грам­ма начи­на­ет­ся с ман­га­ла-ара­ти, затем сле­ду­ет сов­мест­ная джа­па, Шри­мад Бха­га­ва­там, все­воз­мож­ные объ­яв­ле­ния и ново­сти, поздрав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ния. Это точ­ка сбо­ра общи­ны. Эта про­грам­ма игра­ет для раз­ви­тия общи­ны не мень­шую роль, чем сами бхак­ти-врик­ши, они неразрывны.

Пят­нич­ные про­грам­мы дают чув­ство при­над­леж­но­сти. Бхак­ти-врик­ша по моду­лям длит­ся пол­то­ра года, даль­ше участ­ни­ки пере­хо­дят на обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы (ста­ди-клас­сы) или зани­ма­ют­ся слу­же­ни­ем, но при­над­леж­ность к общине опре­де­ля­ет­ся имен­но эти­ми еже­не­дель­ны­ми про­грам­ма­ми, в кото­рых все пре­дан­ные более-менее тра­ди­ци­он­но участ­ву­ют. Бхак­ти-врик­ша – это близ­кое обще­ние в неболь­шой груп­пе, и нуж­но, что­бы затем все бхак­ти-врик­шы соби­ра­лись вме­сте, и лиде­ры общи­ны име­ли воз­мож­ность про­по­ве­до­вать всем, созда­вая еди­ное настро­е­ние и одну идео­ло­гию, одну мис­сию. Все живут раз­ви­ти­ем бхак­ти-врикш и при этом регу­ляр­но полу­ча­ют обще­ние со стар­ши­ми – с пре­дан­ны­ми, кото­рые дают выс­шие при­о­ри­те­ты и цели в жизни.

Сей­час еди­ной пят­нич­ной про­грам­мы в Хра­ме Криш­ны уже не про­во­дит­ся, так как в общине ста­ло слиш­ком мно­го людей, в зале тес­но, и вла­сти начи­на­ют бес­по­ко­ить­ся. Появи­лось мно­го фили­а­лов в раз­ных горо­дах. Поэто­му пят­нич­ные про­грам­мы про­хо­дят по окру­гам или по сек­то­рам. Анги­ра Гау­ран­га праб­ху посе­тил одну из про­грамм на 100–150 чело­век. На про­грам­ме не было ни брах­ма­ча­ри, ни «про­фес­си­о­наль­ных» пре­дан­ных. Люди в зале были семей­ные, рабо­та­ю­щие, доста­точ­но про­стые по лицам, не все такие уж и интел­лек­ту­а­лы, но при этом все искренне поли и тан­це­ва­ли, взяв­шись за руки, и очень вни­ма­тель­но слу­ша­ли лек­цию по Шри­мад Бха­га­ва­там, кото­рую читал один из лиде­ров сек­то­ров это­го маха-окру­га. Дру­гой лидер сек­то­ра пере­во­дил. На вопрос: «Кто из вас повто­ря­ет 16 кру­гов ман­тры?» – прак­ти­че­ски все под­ня­ли руки. На вопрос: «Кто из вас явля­ет­ся лиде­ром бхак­ти-врик­ши?» – под­ня­ли руки чело­век 10. Лиде­ров сек­то­ров ока­за­лось двое. А на вопрос: «Кто из вас хочет вести бхак­ти-врик­шу в буду­щем?» –  к вели­кой радо­сти под­ня­ли руки все собрав­ши­е­ся. Это успех! Они все меди­ти­ру­ют на то, что рань­ше или поз­же каж­дый из них откро­ет свою груп­пу бхакти-врикши.

 

Джапа-марафоны

В самом нача­ле, когда ятра толь­ко воз­ни­ка­ла, матуш­ка Пре­ма Пад­ми­ни в один из госу­дар­ствен­ных празд­ни­ков пред­ло­жи­ла устро­ить джа­па-мара­фон. Пре­дан­ные собра­лись в одном зале и с утра до вече­ра про­сто повто­ря­ли ман­тру.  Всем это очень понра­ви­лось. Все повто­ри­ли намно­го боль­ше кру­гов, чем обыч­но, даже дети повто­ря­ли по сорок, по семь­де­сят кру­гов, а взрос­лые повто­ри­ли боль­ше ста кру­гов. И когда в сле­ду­ю­щий раз были госу­дар­ствен­ные празд­ни­ки, Виджая Вену­го­пал пра­бу и матуш­ка Пре­ма Пад­мни спро­си­ли: «А что вы хоти­те на этот раз, поехать на пик­ник к морю или на джа­па-мара­фон?» – то все еди­но­душ­но закри­ча­ли: «Джа­па-мара­фон! Джапа-марафон!»

С тех пор джа­па-мара­фон стал тра­ди­ци­ей ятры, и это очень мощ­ный инстру­мент в раз­ви­тии бхак­ти-врикш. На джа­па-мара­фоне пре­дан­ные все вме­сте повто­ря­ют мно­го кру­гов маха-ман­тры, не пре­ры­ва­ясь на пра­сад. Пра­сад под­го­тов­лен в кори­дор­чи­ке, мож­но вый­ти и что-то съесть. Про­цесс вос­пе­ва­ния в основ­ной ком­на­те не оста­нав­ли­ва­ет­ся в тече­ние все­го дня. Это даёт пре­дан­ным очень глу­бо­кий вкус к повто­ре­нию маха-ман­тры и опыт того, что мож­но повто­рять намно­го боль­ше, чем обыч­но. Поэто­му после таких мара­фо­нов те, кто ещё не повто­ря­ли 16 кру­гов, начи­на­ли повто­рять 16 кру­гов, а те, кто повто­рял 16 кру­гов, начи­на­ли чув­ство­вать более глу­бо­кий вкус к повто­ре­нию маха-манты.

Пер­вые годы раз­ви­тия бхак­ти-врикш в Москве мы пыта­лись прак­ти­ко­вать джа­па-мара­фо­ны, не на целый день, на пол­дня, – и это уда­ва­лось. Одна­ко потом эта прак­ти­ка зате­ря­лась, и зря. Джа­па-мара­фо­ны необ­хо­ди­мо про­во­дить, пото­му что это помо­га­ет в нашем основ­ном слу­же­нии на рын­ке свя­то­го име­ни – вос­пе­вать и рас­про­стра­нять свя­тое имя жите­лям Кали-юги.

Анги­ра Гау­ран­га праб­ху посе­тил джа­па-мара­фон одно­го из маха-окру­гов. Округ насчи­ты­вал поряд­ка 400 чело­век. Око­ло 50 из них были на джа­па-мара­фоне. Неко­то­рые были с семи часов утра до поло­ви­ны пер­во­го дня, неко­то­рые под­хо­ди­ли поз­же. Несколь­ко пре­дан­ных во вре­мя джа­па-мара­фо­на гото­ви­ли пра­сад на кухне. На мара­фоне была хоро­шая духов­ная атмо­сфе­ра, было вид­но, что пре­дан­ные повто­ря­ют маха-ман­тру сосре­до­то­чен­но, им это нра­вит­ся. Лидер окру­га ска­зал, что джа­па-мара­фон в окру­ге про­во­дит­ся в каж­дый госу­дар­ствен­ный выход­ной. Джа­па-мара­фон – это очень хоро­шая традиция.

 

Смирение и склонность к служению

Води­тель Анги­ры Гау­ран­ги праб­ху рас­ска­зал, что когда он пер­вый раз при­шёл на про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му, у него в руках была кни­га Мукун­да-мала-сто­т­ра (пес­ни вос­хва­ле­ния Гос­по­да), кото­рую он в то вре­мя читал. Лидер груп­пы посмот­рел на него и спросил:

– Что это такое?

– Кни­га, читаю Мукунду-малу-стотру.

– Отло­жи. Тебе не нуж­но боль­ше читать книг. Тебе нуж­но зани­мать­ся слу­же­ни­ем. Вот иди, посмот­ри в зале, пре­дан­ные заня­ты служением.

Он зашёл туда и уви­дел очень необыч­ную кар­ти­ну. В зале сиде­ли муж­чи­ны и мыли боль­шие кастрюли.  Он думал, что муж­чи­ны таким слу­же­ни­ем нико­гда не зани­ма­ют­ся. Но там сиде­ли муж­чи­ны из его бхак­ти-врик­ши, в том чис­ле лиде­ры, и в том чис­ле лидер окру­га, и они все вме­сте наравне меж­ду собой мыли боль­шие кастрюли. В даль­ней­шем лиде­ры созна­тель­но раз­ви­ва­ли в нём смирение.

Пре­дан­ные общи­ны гово­рят о том, что сми­ре­ние – это глав­ное каче­ство, это то, что нуж­но раз­ви­вать в пре­дан­ных, поэто­му они не стре­мят­ся ста­но­вить­ся лиде­ра­ми сек­то­ров и зани­мать какое-то поло­же­ние. Пре­дан­ные стре­мят­ся быть сми­рен­ны­ми слу­га­ми вайш­на­вов. Пре­дан­ные не хотят боль­ше оста­вать­ся в мате­ри­аль­ном мире, хотят пой­ти на Вай­кунт­ху, на Голо­ку Врин­да­ва­на, а для это­го необ­хо­ди­мо смирение.

Анги­ра Гау­ран­га праб­ху спро­сил пре­дан­ных в машине:

– А как дол­го вы лиде­ры бхакти-врикши?

– Ну, лет семь-восемь. Мы про­ве­ли уже три бхакти-врикши.

– И сколь­ко лиде­ров за эти годы вышло из ваших групп?

– Четы­ре семей­ные пары уже ведут свои бхакти-врикши.

– И вы их отда­ли на попе­че­ние ваше­го лиде­ра сек­то­ра, неуже­ли вам самим не хоте­лось стать лиде­ром сектора?

– Нет, мне важ­но не поло­же­ние, мне важ­но слу­же­ние. Если я буду стре­мить­ся к поло­же­нию, то это нега­тив­но повли­я­ет на моё духов­ное состо­я­ние. Поэто­му каж­дый дол­жен делать слу­же­ние на сво­ём уровне. Я делаю слу­же­ние на сво­ём уровне. Я очень рад затем пере­дать моих людей лиде­ру сек­то­ра, кото­рый намно­го более ква­ли­фи­ци­ро­ван, чем я, кото­ро­го я так силь­но ува­жаю, и кото­рый так мно­го сде­лал для меня.

Это один из клю­чей к успе­ху оман­ской общи­ны бхак­ти-врикш и то, что часто отсут­ству­ет у нас в Рос­сии. Это глу­бо­кое почте­ние лиде­ра груп­пы к лиде­ру сек­то­ру, и готов­ность без­ро­пот­но отда­вать сво­их чле­нов, не чув­ствуя их сво­ей соб­ствен­но­стью, кото­рую зара­бо­тал тяже­лым трудом.

Анги­ра Гау­ран­га праб­ху спросил:

– А как вы забо­ти­тесь о чле­нах вашей бхак­ти-врик­ши, вы сохра­ня­е­те отношения?

– Да, конеч­но, сохра­ня­ем отно­ше­ния. Мы видим­ся с ними еже­не­дель­но на пят­нич­ных про­грам­мах, на заня­ти­ях по Бха­га­вад-гите. И ещё нас всех объ­еди­ня­ет слу­же­ние. Все чле­ны общи­ны при­хо­дят на меро­при­я­тия и дела­ют слу­же­ние, и стар­шие и млад­шие вме­сте дела­ют одно и тоже слу­же­ние. Даже самые стар­шие пре­дан­ные так­же моют кастрюли, как и млад­шие, и это очень силь­но всех объ­еди­ня­ет и сплачивает.

– А по каким при­зна­кам вы опре­де­ля­е­те, кто из чле­нов вашей бхак­ти-врик­ши смо­жет быть лиде­ром группы?

Пре­дан­ный дал уди­ви­тель­ный ответ:

– Мы смот­рим на склон­но­сти к слу­же­нию. Кто спо­со­бен делать самое про­стое сми­рен­ное слу­же­ние – в том мы видим потен­ци­ал на то, что­бы стать лиде­ром бхакти-врикши.

(Вот это был, похо­же, ещё один ключ – сми­ре­ние и вкус к слу­же­нию, в том чис­ле к само­му простому.)

– А как скла­ды­ва­ет жизнь пре­дан­ных после бхак­ти-врик­ши, как скла­ды­ва­ет­ся их даль­ней­шее духов­ное общение?

– Они попа­да­ют на заня­тия по Бха­га­вад-гите и Шри­мад Бха­га­ва­там к стар­шим лиде­рам, при­хо­дят на пят­нич­ные про­грам­мы, и так­же зани­ма­ют­ся каким-то излюб­лен­ным для них видом слу­же­ния. Таким обра­зом их связь с ИСККОН и их духов­ный про­гресс продолжаются.

 

Видео

29 декаб­ря 2018 г. Анги­ра­Гау­ран­га пр. — О поезд­ке в Оман 2018

2 янва­ря 2019 г. Анги­ра Гау­ран­га д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=M9M1S1KYX2c

3 янва­ря 2019 г. Анги­ра Гау­ран­га д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=zPkfHvOJWMc

4 янва­ря 2019 г. Анги­ра Гау­ран­га д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=xUM4u3bsuV0

5 янва­ря 2019 г. Анги­ра Гау­ран­га д. — БВ в Омане. БВ.Перезагрузка
https://www.youtube.com/watch?v=3rtAUThzHyE