Из кни­ги «Вет­ви Бхак­ти» Е.С. Джа­я­п­а­та­ки Свами

Почему программа называется «Бхакти-врикша»?

Автор «Чай­та­нья-чари­тамри­ты» про­во­дит образ­ное срав­не­ние Гос­по­да Чай­та­ньи и Его дви­же­ния с бхак­ти-врик­шей, дре­вом пре­дан­но­го слу­же­ния. Шри­ла Праб­ху­па­да пишет в девя­той гла­ве «Ади-лилы»:

«Шри Чай­та­нью Маха­праб­ху образ­но срав­ни­ва­ют и с самим дре­вом, и с его ство­лом… Дре­во раз­рос­лось на всю все­лен­ную, и каж­дый может вдох­нуть аро­мат его цве­тов. Таким обра­зом, дре­во Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху опья­ня­ет всех людей».

Шри­ла Праб­ху­па­да добавляет:

«Наше Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Криш­ны явля­ет­ся од­ной из вет­вей дре­ва Гос­по­да Чайтаньи».

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», «Ади-лила», 9.18.

Каж­дая малая груп­па пре­дан­ных явля­ет­ся веточ­кой бхак­ти-врик ши, гро­мад­но­го дре­ва пре­дан­но­го слу­же­ния Гос­по­да Чай­та­ньи. Груп­па «Бхак­ти-врик­ша» пред­став­ля­ет собой осо­бую разновид­ность нама-хат­ты, спо­соб­ную делить­ся и давать нача­ло новым груп­пам, подоб­но тому как ветвь дре­ва, достиг­нув опре­де­лен­ной тол­щи­ны, раз­рас­та­ет­ся на две новых. Вет­вей ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше, но все они свя­за­ны с изна­чаль­ным ство­лом. Этот пер­во­на­чаль­ный ствол — Сам Гос­подь Чай­та­нья, и любая неболь­шая веточ­ка дре­ва Чай­та­ньи может силь­но раз­рас­тись и дать нача­ло тыся­чам новых отрост­ков, побе­гов, листьев и т.д.

Мы явля­ем­ся частью дре­ва Гос­по­да Чай­та­ньи; мы при­над­ле­жим к вет­ви ИСККОН, а Шри­ла Праб­ху­па­да свя­зы­ва­ет нас с основ­ным стволом.

В раз­ных местах груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» назы­ва­ют­ся по-раз­но­му: «Бхак­ти-сан­га­ми», «Бхак­ти-врин­да­ми», и т.д. Суть не в этом. Глав­ное, что­бы они сле­до­ва­ли прин­ци­пам «Бхак­ти-врик­ши». Ино­гда такие груп­пы назы­ва­ют «клет­ка­ми». Клет­ки — это мель­чай­шие части­цы, из кото­рых состо­ит наше тело. Они вос­производят себя, делясь попо­лам. Подоб­ным же обра­зом рас­тут и «груп­пы-клет­ки»: они при­вле­ка­ют новых пре­дан­ных, а когда коли­че­ство их чле­нов дости­га­ет 15 чело­век, они делят­ся на две новых груп­пы. Мы пред­по­чи­та­ем тер­ми­ну «клет­ка» тер­мин «Бхак­ти-врик­ша», пото­му что он ука­зы­ва­ет на связь вет­вей со ство­лом, в то вре­мя как ана­ло­гия с клет­кой — лишь на деле­ние. Мы пред­по­чи­та­ем это назва­ние еще и пото­му, что его исполь­зо­вал Сам Гос­подь Чай­та­нья, тогда как тер­мин «клет­ка» вхож в упо­треб­ле­ние в раз­ных дру­гих орга­ни­за­ци­ях. Мы сле­ду­ем вайш­нав­ской тра­ди­ции, веди­че­ским писа­ни­ям, а в них при­во­дит­ся образ­ное срав­не­ние люб­ви к Богу с бхак­ти-врик­шей, дре­вом пре­дан­но­сти, поэто­му мы оста­но­ви­лись имен­но на этом названии.

Кто-то ска­жет: «Вы поза­им­ство­ва­ли этот прин­цип про­по­ве­ди у хри­сти­ан или еще у каких-то рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний». Нет, в дей­стви­тель­но­сти этот прин­цип был изве­стен нам с само­го нача­ла. Гос­подь Чай­та­нья путе­ше­ство­вал из дерев­ни в дерев­ню и обра­щал в созна­ние Криш­ны каж­до­го, кто оста­нав­ли­вал­ся послу­шать Его про­по­ведь. Тот, в свою оче­редь, посвя­щал в созна­ние Криш­ны еще пять семей, а каж­дая из них, в свой черед, дели­лась созна­ни­ем Криш­ны с пятью дру­ги­ми. Таким обра­зом, этот рост был более бур­ным, неже­ли обык­но­вен­ное деле­ние клет­ки: одна «клет­ка» дели­лась сра­зу на шесть частей, а не на две!

Поэто­му мы пред­по­чи­та­ем поль­зо­вать­ся тер­ми­ном «про­грам­ма Бхак­ти-врик­ша» или «про­по­ведь Бхак­ти-врик­ша», вме­сто того что­бы гово­рить «про­грам­ма Клет­ка». Дре­во берет нача­ло в малень­ком рост­ке, одна­ко вско­ре он пре­об­ра­зу­ет­ся в мощ­ный ствол с сот­ня­ми и тыся­ча­ми вет­вей и вето­чек. Точ­но так­же из малень­ко­го рост­ка про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» вырас­тет огром­ное дре­во люб­ви к Богу, как пред­ска­зы­вал Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тхакур.

Какова цель программы «Бхакти-врикша»?

Гос­подь Чай­та­нья гово­рит: «Я при­ка­зы­ваю каж­до­му чело­ве­ку в этой Все­лен­ной при­со­еди­нить­ся к Дви­же­нию созна­ния Криш­ны и рас­про­стра­нять его повсюду».

Глав­ная цель про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» — предо­ста­вить каж­до­му воз­мож­ность духов­но рас­ти в созна­нии Криш­ны и про­поведовать его дру­гим. Зани­ма­ясь духов­ной прак­ти­кой, чело­век раз­ви­ва­ет свое созна­ние Криш­ны. Но он дол­жен учить­ся помо­гать и дру­гим вста­вать на путь созна­ния Криш­ны, в том чис­ле уметь про­по­ве­до­вать тем, кто еще не зна­ком с этим духов­ным зна­ни­ем. Про­грам­ма «Бхак­ти-врик­ша» пред­на­зна­че­на для того, что­бы дать пре­дан­но­му воз­мож­ность обще­ния и духов­ной под­держ­ки. Когда же он вырас­тет и ста­нет более зре­лым пре­дан­ным, ему помо­гут начать гра­мот­но про­по­ве­до­вать. Невоз­мож­но выпол­нять настав­ле­ния Гос­по­да Чай­та­ньи, не проповедуя.

Что­бы все­го это­го добить­ся, нуж­но обра­тить осо­бое вни­ма­ние на обу­че­ние всех пре­дан­ных самым раз­ным аспек­там духов­ной прак­ти­ки и про­по­ве­ди. Для успеш­ной реа­ли­за­ции про­грам­мы необ­хо­ди­мо создать куль­ту­ру обу­че­ния, т.е. научить­ся брах­маническому, вайш­нав­ско­му под­хо­ду к серд­цам и умам людей. Надо обу­чать каж­до­го чле­на каж­дой груп­пы, устра­и­вая раз­ные семи­на­ры и кур­сы, при­вле­кать всех к уча­стию в пре­дан­ном слу­же­нии и изу­че­нию фило­со­фии, обра­щать вни­ма­ние на лич­ный рост пре­дан­но­го и помо­гать ему при­об­щать­ся к проповеди.

Что такое группа «Бхакти-врикша»?

Это неболь­шая груп­па при­хо­жан, кото­рая каж­дую неде­лю соби­ра­ет­ся вме­сте для сов­мест­ной прак­ти­ки созна­ния Криш­ны и обсуж­де­ния успе­хов в про­по­ве­ди за неде­лю. На встре­чах груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» пре­дан­ные обу­ча­ют­ся искус­ству ухо­да за сво­ей «лиа­ной пре­дан­но­сти» и учат­ся сотруд­ни­чать друг с дру­гом в выпол­не­нии пре­дан­но­го слу­же­ния. Каж­дый член груп­пы занят про­по­ве­дью, и за счет это­го груп­па рас­тет. По дости­же­нии коли­че­ства 15 чело­век груп­па делит­ся на две. Это поз­во­ля­ет сохра­нять ее неболь­шой раз­мер, что, в свою оче­редь, созда­ет теп­лую и дру­же­скую атмо­сфе­ру, несвой­ствен­ную для боль­ших собра­ний. Лидер-слу­га груп­пы и помощ­ник лиде­ра помо­га­ют сво­им под­опеч­ным забо­тить­ся друг о дру­ге. Когда пер­во­на­чаль­ная груп­па делит­ся на две новых, то пре­дан­ный, быв­ший до это­го помощ­ни­ком лиде­ра, сам ста­но­вит­ся лиде­ром одной из групп. Оба лиде­ра назна­ча­ют себе новых помощ­ни­ков. Деле­ние груп­пы вды­ха­ет в пре­дан­ных новую жизнь, уси­ли­ва­ет их жела­ние про­поведовать, побуж­да­ет новых лиде­ров брать ини­ци­а­ти­ву в свои руки.

Каж­дая груп­па «Бхак­ти-врик­ша» — это часть боль­ше­го со­общества пре­дан­ных, состо­я­ще­го из всех осталь­ных групп и замкну­то­го на храм или на руко­во­ди­те­лей про­по­ве­ди при­хо­жа­нам. Дея­тель­ность всех групп коор­ди­ни­ру­ет­ся, и каж­дый вновь при­соединяющийся про­хо­дит систе­ма­ти­че­ское обучение.

Гос­подь Чай­та­нья гово­рил о малень­ких группах:

даша-пан­ча­ми­ли’ ниджа два­ре­те башия
кир­та­на коро­хо сабе хате тали дия

«Я хочу, что­бы вы соби­ра­лись по 5–10 чело­век и, сидя на поро­ге сво­е­го дома, хло­па­ли в ладо­ши и вме­сте пели свя­тые име­на Господа».

«Чай­та­нья-бха­га­ва­та», Мад­хья-лила, 23.79.

 

Шри­ла Праб­ху­па­да объ­яс­нял, как мож­но обу­чать сра­зу боль­шое коли­че­ство уче­ни­ков. Нуж­но раз­де­лить всех на груп­пы, в каж­дой из кото­рых обу­че­ние воз­гла­вит самый опыт­ный из участников:

«…Таков метод обу­че­ния в Индии. За счет чего, по ваше­му, одно­му учи­те­лю у них уда­ет­ся справ­лять­ся с обу­че­ни­ем сотен уче­ни­ков? За счет того, что уче­ни­ки объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы, а затем более опыт­ный из них обу­ча­ет начи­на­ю­щих: «Пиши­те “а” вот так, а “б” — вот так». Он вполне может обу­чить тому, что уже уме­ет сам. И так груп­па за груп­пой. Таким обра­зом, один учи­тель может руко­во­дить сра­зу сот­ня­ми уче­ни­ков раз­но­го уров­ня. Это и есть орга­ни­за­ция. А не так, что я дол­жен все делать сам. Я не могу обу­чать каж­до­го лич­но. Да это и нера­зум­но. Для того нам и дан разум, что­бы уметь задей­ство­вать дру­гих. Вот в этом заклю­ча­ет­ся разум. И не надо гово­рить: «Я был занят и поэто­му не смог это­го сде­лать». Поче­му не смог? Где были твои помощ­ни­ки? Обу­чи помощ­ни­ков, и тогда и в твое отсут­ствие все будет идти сво­им чередом.

… Каж­дый дол­жен быть и учи­те­лем, и учеником».

Из бесе­ды, Париж, 31 июля 1976 г.

Каж­дый одно­вре­мен­но и учит­ся, и обучает

Лидер груп­пы забо­тит­ся обо всех чле­нах груп­пы, но кро­ме это­го к каж­до­му ново­му чле­ну при­креп­ля­ет­ся настав­ник, кото­рый чуть опыт­нее нович­ка в созна­нии Криш­ны. Настав­ник ста­но­вит­ся дру­гом и помощ­ни­ком сво­е­го под­опеч­но­го, что обес­пе­чи­ва­ет более тща­тель­ное наблю­де­ние за про­цес­сом обу­че­ния и лич­ным ростом каж­до­го ново­го чле­на груп­пы. Нет необ­хо­ди­мо­сти, что­бы назна­чен­ный помощ­ник был очень раз­вит духов­но. Он, воз­мож­но, сам при­шел в груп­пу все­го несколь­ко меся­цев назад. Одна­ко он уже может что-то дать сво­е­му под­опеч­но­му, делясь с ним тем, чему успел обу­чить­ся сам. Это при­не­сет поль­зу и ему само­му, так как он луч­ше усво­ит полу­чен­ные знания.

Еженедельная встреча

Еже­не­дель­ная встре­ча груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» состо­ит из шести частей: обще­ния и «лом­ки льда», кир­та­на, джа­пы, обсуж­де­ния фило­со­фии, обсуж­де­ния про­по­ве­ди и вку­ше­ния пра­са­да. Чле­ны груп­пы встре­ча­ют­ся один раз в неде­лю (толь­ко не в вос­кре­се­нье) дома у кого-то одно­го из них. Но быть чле­ном груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» не озна­ча­ет про­сто посе­щать еже­не­дель­ные встре­чи. Член груп­пы — это тот, кто живет иде­ей «Бхак­ти-ври­к­­ша» семь дней в неде­лю. Пре­дан­ные груп­пы и поми­мо ежене­дельных встреч обща­ют­ся друг с дру­гом, кро­ме того они вме­сте при­ни­ма­ют уча­стие в про­по­вед­ни­че­ских и про­чих программах.

На встре­чах груп­пы «Бхак­ти-врик­ша», вме­сто того что­бы заслу­ши­вать фор­маль­ную лек­цию, участ­ни­ки обсуж­да­ют друг с дру­гом важ­ные аспек­ты фило­со­фии созна­ния Криш­ны. Каж­дый при­ни­ма­ет уча­стие в обсуж­де­нии, каж­дый выска­зы­ва­ет свое мне­ние по задан­ной теме, делит­ся лич­ным опы­том и пыта­ет­ся понять, как мож­но при­ме­нить толь­ко что полу­чен­ные зна­ния в жиз­ни. Таким обра­зом, все при­ни­ма­ют уча­стие, и встре­чи напол­няются обще­ни­ем и радостью.

Не менее важ­на такая часть, как обсуж­де­ние проповеди.

Чле­ны груп­пы заслу­ши­ва­ют отче­ты друг дру­га о проповедниче­ской дея­тель­но­сти за преды­ду­щую неде­лю и стро­ят пла­ны про­по­ве­ди на будущее.

Ино­гда вме­сто обыч­ных встреч чле­ны груп­пы выез­жа­ют вме­сте на при­ро­ду, устра­и­ва­ют хари­на­мы и т.д. Но основ­ной фор­мой дея­тель­но­сти груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» оста­ют­ся ежене­дельные встречи.

Три формы жизни общины

Итак, каж­дая груп­па «Бхак­ти-врик­ша» соби­ра­ет­ся раз в неде­лю у кого-то дома. По вос­кре­се­ньям же все груп­пы соби­ра­ют­ся в хра­ме или (если его нет или он тес­но­ват) в дру­гом под­хо­дя­щем поме­ще­нии. На таких про­грам­мах про­во­дят­ся боль­шие кир­та­ны, стар­шие пре­дан­ные чита­ют лек­цию или устра­и­ва­ют учеб­ный семи­нар по какой-то теме. Это еще одна фор­ма сов­мест­но­го обще­ния прихожан.

А по осо­бым слу­ча­ям, таким, как Гау­ра-пур­ни­ма, Джан­ма­шта­ми или Ратха-ятра, соби­ра­ют­ся вме­сте уже все груп­пы реги­о­на или страны.

Мас­со­вые меро­при­я­тия, на кото­рых сот­ни и тыся­чи предан­ных поют вме­сте свя­тые име­на Гос­по­да, при­но­сят небы­ва­лую радость и вдох­но­ве­ние. Это чув­ство еди­не­ния с огром­ным чис­лом вайш­на­вов вряд ли дости­жи­мо в узком кру­гу груп­пы «Бхак­ти- врик­ша», поэто­му пре­дан­ные нуж­да­ют­ся и в том, и в дру­гом. Боль­шие про­грам­мы так­же дают широ­кие воз­мож­но­сти общать­ся и при­вле­кать к созна­нию Криш­ны новых людей.

Все три фор­мы обще­ния при­хо­жан: встре­чи малых групп, хра­мо­вые про­грам­мы и крупно­масштабные празд­ни­ки и фести­ва­ли — игра­ют важ­ную роль в жиз­ни пре­дан­ных. Встре­чи в ма-

лых груп­пах помо­га­ют нала­дить дру­же­ские, теп­лые отно­ше­ния в тес­ном кру­гу дру­зей, в то вре­мя как на вос­крес­ных про­грам­мах в хра­ме пре­дан­ные могут встре­тить­ся и пооб­щать­ся со мно­же­ством дру­гих пре­дан­ных. А во вре­мя круп­ных празд­ни­ков и фести­ва­лей, таких, как Ратха-ятра или еже­год­ный фести­валь в Май­а­пу­ре и Врин­да­ване, пре­дан­ные могут ощу­тить себя частью чего-то очень боль­шо­го и полу­чить вдох­но­ве­ние от обще­ния и сов­мест­но­го вос­пе­ва­ния с тыся­ча­ми дру­гих преданных.

Структура

Струк­ту­ра про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» повто­ря­ет организаци­онную схе­му, зало­жен­ную в осно­ву нама-хат­ты Шри­лы Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра. Это пира­ми­даль­ная струк­ту­ра, состо­я­щая из малых групп. Она напо­ми­на­ет опи­сан­ное в «Бха­га­вад-гите» ба­ньяновое дере­во, чьи вет­ви обра­ще­ны вниз, а кор­ни устрем­ле­ны в небо.

Каж­дые несколь­ко групп кури­ру­ют­ся лиде­ром-слу­гой сек­то­ра. Каж­дые несколь­ко таких кура­то­ров кон­тро­ли­ру­ют­ся слу­гой окру­га (вплоть до это­го уров­ня все они — при­хо­жане); далее могут быть добав­ле­ны еще несколь­ко уров­ней по мере роста общи­ны прихожан.

Клю­че­вая идея струк­ту­ры состо­ит в том, что­бы обес­пе­чить руко­вод­ство и отчет­ность на всех уров­нях про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша». Каж­дый лидер на каж­дом уровне струк­ту­ры дол­жен стре­мить­ся слу­жить пре­дан­ным, нахо­дя­щим­ся под его руковод­ством. Чем более высо­кое поло­же­ние он зани­ма­ет, тем силь­нее долж­но быть его настро­е­ние слу­же­ния преданным.

Общая стратегия проповеди

Общая стра­те­гия про­по­ве­ди вклю­ча­ет в себя три стадии:

  1. Кон­такт.
  2. Куль­ти­ви­ро­ва­ние и нала­жи­ва­ние отношений.
  3. При­ня­тие духов­ной жизни.

Эти три ста­дии дости­га­ют куль­ми­на­ции, когда чело­век присое­диняется к груп­пе «Бхак­ти-врик­ша» и серьез­но посвя­ща­ет себя духов­ной жиз­ни и про­по­ве­ди (или ста­но­вит­ся хра­мо­вым брах­ма­ча­ри). В про­по­ве­ди, осно­ван­ной на этой стра­те­гии, долж­ны при­ни­мать уча­стие как пре­дан­ные хра­ма, так и при­хо­жане. Помо­гать дру­гим ста­но­вить­ся на путь пре­дан­но­го слу­же­ния вполне может каж­дый. Кто-то, ска­жем, может нахо­дить инте­ре­су­ю­щих­ся и соби­рать их адре­са, кто-то — куль­ти­ви­ро­вать этих людей, завя­зы­вая с ними друж­бу, а кто-то — обу­чать их. Так посте­пен­но мож­но под­ве­сти чело­ве­ка к более серьез­но­му при­ня­тию духов­ной жиз­ни, и тут он уже, ско­рее все­го, при­со­еди­нит­ся к груп­пе «Бхак­ти-врик­ша». Важ­но, впро­чем, отме­тить, что не все могут сра­зу погру­зить­ся в необыч­ную атмо­сфе­ру груп­пы: кому-то может потре­бо­вать­ся боль­шее вре­мя, что­бы осво­ить­ся и по-насто­я­ще­му при­нять серд­цем систе­му цен­но­стей и стиль жиз­ни пре­дан­ных Кришны.

Программа «Бхакти-врикша» и храм

Шри­ла Праб­ху­па­да писал в пись­ме Тама­ла Кришне Маха­ра­джу от 1 июня 1969 года:

«То, что юно­ши и девуш­ки, живу­щие по сосед­ству, при­хо­дят помо­гать в хра­ме, — это заме­ча­тель­ный плод наших уси­лий. Мы откры­ва­ем хра­мы толь­ко для того, что­бы пока­зать сосе­дям, как каж­дый дом мож­но пре­вра­тить в неболь­шой храм.. Нет необходимос­ти, что­бы сот­ни и тыся­чи людей сели­лись в наших хра­мах. Но если наша про­по­ведь будет эффек­тив­ной, то сосе­ди, семей­ные люди, поже­ла­ют полу­чить посвя­ще­ние и сле­до­вать хра­мо­вой куль­ту­ре жиз­ни. Поэто­му вдох­нов­ляй посе­ти­те­лей, юно­шей и деву­шек, а так­же семей­ные пары, понять смысл жиз­ни и то, как они смо­гут жить мир­но и счаст­ли­во, сле­дуя у себя дома тако­му же мето­ду покло­не­ния, как и в храме».

Храм дол­жен быть таким местом, куда мож­но прий­ти и обу­чить­ся фило­со­фии созна­ния Криш­ны и покло­не­нию Боже­ствам, что­бы затем при­ме­нять изу­чен­ное в повсе­днев­ной жиз­ни дома. Если наши хра­мы будут оста­вать­ся оби­те­ля­ми «отре­шен­ных про­поведников», то они посте­пен­но ста­нут нико­му не нужными.

Очень важ­но для нас — дать при­хо­жа­нам понять, что руко­вод­ство хра­ма гото­во ока­зы­вать им вся­че­скую помощь и под­держ­ку. Стре­мить­ся к росту общи­ны при­хо­жан — это важ­ная зада­ча хра­ма. Если при­хо­жане чув­ству­ют, что они нуж­ны и что их любят, то они будут отве­чать хра­му тем же. Если же ими будут пре­не­бре­гать, то они тоже поте­ря­ют дове­рие и ува­же­ние к хра­му и не будут ока­зы­вать ему ника­кой под­держ­ки. В храм, кото­рый явля­ет­ся серд­цем духов­ной жиз­ни, кор­нем дре­ва бхак­ти, в кото­ром забо­тят­ся о при­хо­жа­нах и про­по­вед­ни­ках «Бхак­ти-врик­ши» и обу­ча­ют их, нико­го не нуж­но тянуть силой: все идут туда сами, пред­ла­га­ют свою помощь, дают щед­рые пожерт­во­ва­ния. И храм полу­ча­ет огром­ное бла­го, если у него есть такая посто­ян­но рас­ту­щая и горя­щая энту­зи­аз­мом общи­на прихожан.

При­хо­жане групп «Бхак­ти-врик­ша» актив­но участ­ву­ют в таких хра­мо­вых про­грам­мах, как вос­крес­ные пиры, празд­ни­ки, лек­ции, кир­та­ны и т.д., посколь­ку Боже­ства и покло­не­ние Им явля­ют­ся цен­тром жиз­ни вайш­нав­ской общи­ны. Храм дол­жен быть местом палом­ни­че­ства, серд­цем общи­ны, местом про­ве­де­ния раз­лич­ных сам­скар, цере­мо­ний бра­ко­со­че­та­ния и вайш­нав­ских празд­ни­ков — местом, куда люди при­хо­дят, что­бы очис­титься от мир­ской сквер­ны и полу­чить защи­ту в борь­бе про­тив майи.

Пер­вые груп­пы «Бхак­ти-врик­ша» напо­ми­на­ют малень­ких детей, кото­рые ост­ро нуж­да­ют­ся в забо­те и вни­ма­нии стар­ших. В нача­ле про­ве­де­ния про­грам­мы «Бхак­ти-врик­ша» не удаст­ся достичь зна­чи­тель­ных успе­хов без актив­но­го уча­стия представи­телей хра­ма. Важ­но обес­пе­чить пра­виль­ное руко­вод­ство общи­ной, что­бы все груп­пы при­хо­жан раз­ви­ва­лись в вер­ном направ­ле­нии, не откло­ня­ясь от высо­ких прин­ци­пов ИСККОН. По мере роста общи­ны при­хо­жан появят­ся новые уров­ни руко­вод­ства, и тогда пре­дан­ным хра­ма уже не будет нуж­ды уде­лять боль­шое вре­мя руко­вод­ству общиной.

Доро­гие руко­во­ди­те­ли хра­мов, попы­тай­тесь уви­деть этот огром­ный потен­ци­ал, зало­жен­ный в про­грам­ме «Бхак­ти-ври­к­­ша». Пожа­луй­ста, нач­ни­те внед­рять эту про­грам­му в жизнь и помо­ги­те ей стать на ноги. Тогда все хра­мы ИСККОН и все обще­ство в целом извле­кут огром­ное бла­го из этой заме­ча­тель­ной идеи.