Все, что вы хоте­ли узнать о Бхак­ти-врик­ше, но боя­лись спро­сить. Ста­тья Анги­ры Гау­ран­ги д., 2009 год.

Хра­мы ИСККОН долж­ны ста­рать­ся еже­год­но удва­и­вать коли­че­ство сво­их при­хо­жан, обу­чая их и пере­да­вая им пол­но­мо­чия посред­ством неболь­ших групп нама-хат­ты Бхакти-врикша.

Резо­лю­ция Джи-би-си за номе­ром 96.414 (1995 год)

Как наи­луч­шим обра­зом раз­ви­вать наши вайш­нав­ские общи­ны? Как поза­бо­тить­ся о каж­дом новом пре­дан­ном, при­хо­дя­щем в наше Дви­же­ние? Что необ­хо­ди­мо для того, что­бы ста­рые пре­дан­ные с года­ми не теря­ли свой энту­зи­азм, а про­дол­жа­ли счаст­ли­во раз­ви­вать­ся в созна­нии Криш­ны? Отве­том явля­ет­ся Бхакти-врикша!

Эта неболь­шая бро­шю­ра посвя­ще­на вопро­сам и отве­там о про­грам­ме Бхак­ти-врик­ша. В сооб­ще­стве вайш­на­вов до сих пор нет опре­де­лен­но­го мне­ния по пово­ду Бхак­ти-врик­ши. С одной сто­ро­ны, Бхак­ти-врик­ша вызы­ва­ет инте­рес и любо­пыт­ство. С дру­гой сто­ро­ны – опре­де­лен­ный страх и непри­я­тие. Она кажет­ся чем-то фор­маль­ным, заор­га­ни­зо­ван­ным или про­сто неис­пол­ни­мым… Имен­но с этим свя­зан иро­ни­че­ский под­за­го­ло­вок этой бро­шю­ры. (В девя­но­стые годы изда­вал­ся такой жур­нал для деву­шек-под­рост­ков с под­за­го­лов­ком: «Все, что вы хоте­ли узнать о сек­се, но боя­лись спро­сить».) На самом деле, хотя о Бхак­ти-врик­ше часто гово­рят, мало кто дей­стви­тель­но зна­ет, что это такое…

Тер­мин «Бхак­ти-врик­ша» («дере­во бхак­ти») ввел в сере­дине 90‑х годов Шри­ла Джа­я­п­а­та­ка Сва­ми Маха­радж, министр раз­ви­тия вайш­нав­ских общин ИСККОН, что­бы опи­сать систе­му рас­ту­щих и деля­щих­ся малых групп. Основ­ные прин­ци­пы про­грам­мы были изло­же­ны им в учеб­ни­ке «Вет­ви бхак­ти». Мно­гие пре­дан­ные в раз­ных кон­цах мира тогда вдох­но­ви­лись этой про­грам­мой и нача­ли пытать­ся ее при­ме­нять. Одна­ко пол­но­го успе­ха Бхак­ти-врик­ша достиг­ла тогда толь­ко в одной ятре – Матх­у­ра­деш (Оман), где Е.М. Виджай Вену­го­пал праб­ху и мата­джи Пре­ма Пад­ми­ни, начав про­по­ведь вдво­ем, за несколь­ко лет созда­ли общи­ну, насчи­ты­ва­ю­щую более 3 тысяч вайш­на­вов. В дру­гих стра­нах, в том чис­ле в Рос­сии, раз­ви­тие Бхак­ти-врик­ши тогда затор­мо­зи­лось или потер­пе­ло фиа­ско – имен­но с этим свя­за­но то, что в вайш­нав­ском лек­си­коне сло­во «Бхак­ти-врик­ша» при­об­ре­ло иро­ни­че­ский или нега­тив­ный отте­нок (как сим­вол несбыв­ших­ся ожиданий).

Одна­ко послед­ние пару лет ситу­а­ция с Бхак­ти-врик­шей начи­на­ет менять­ся, как по все­му миру, так и в Рос­сии. Виджая Вену­го­пал праб­ху и мата­джи Пре­ма Пад­ми­ни поки­ну­ли Оман (общи­на там про­дол­жа­ет успеш­но раз­ви­вать­ся даже в их отсут­ствие) и по ука­за­нию Шри­лы Джа­я­п­а­та­ки Сва­ми нача­ли путе­ше­ство­вать по все­му миру, обу­чая пре­дан­ных искус­ству Бхак­ти-врик­ши на осно­ве сво­е­го опы­та и тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ной методики.

Уди­ви­тель­ный успех раз­ви­тия Бхак­ти-врик­ши за послед­ний год в Москве (две мос­ков­ские груп­пы поро­ди­ли уже 15 новых – а все­го в Москве и обла­сти сей­час более 30 Бхак­ти-врикш и они про­дол­жа­ют успеш­но рас­ти), а так­же несколь­ких дру­гих горо­дах Рос­сии — побуж­да­ет нас, не откла­ды­вая, начать сно­ва актив­но про­па­ган­ди­ро­вать эту про­грам­му и обу­чать искус­ству ее про­ве­де­ния всех желающих.

Вре­мя доро­го! Любая ятра, кото­рая все­рьез нач­нет сле­до­вать этой про­грам­ме, исполь­зуя мето­ди­ку и руко­вод­ство Виджая Вену­го­па­ла праб­ху и мата­джи Пре­ма Пад­ми­ни, может рас­счи­ты­вать на уди­ви­тель­ный рост и обнов­ле­ние в бли­жай­шее вре­мя. И, что еще более важ­но, эта про­грам­ма спо­соб­на ожи­вить и напол­нить новым вдох­но­ве­ни­ем духов­ную жизнь мно­гих пре­дан­ных, дав им веч­но све­жий вкус уча­стия в мис­сии Гос­по­да Чай­та­ньи Махапрабху!

Я посвя­щаю эту сми­рен­ную попыт­ку про­сла­вить милость Гос­по­да Гау­ран­ги, при­хо­дя­щую к нам в фор­ме Бхак­ти-врик­ши, ача­рье-осно­ва­те­лю ИСККОН Шри­ле Праб­ху­па­де, мое­му дик­ша-гуру Шри­ле Праб­ха­виш­ну Сва­ми Маха­ра­джу, мое­му шик­ша-гуру Шри­ле Джа­я­п­а­та­ке Сва­ми Маха­ра­джу и всем осталь­ным моим учи­те­лям и духов­ным настав­ни­кам. Имен­но бла­го­да­ря им эта рабо­та может нести что-то цен­ное. Все же недо­стат­ки этой рабо­ты явля­ют­ся лишь след­стви­ем мое­го несо­вер­шен­ства. Я зара­нее при­но­шу мои изви­не­ния тем вайш­на­вам, кото­рых могут чем-то задеть неко­то­рые излишне ост­рые фор­му­ли­ров­ки, допу­щен­ные мною с целью ярче под­черк­нуть основ­ные мыс­ли и положения.

В любом слу­чае, я хотел бы все­гда оста­вать­ся сми­рен­ным слу­гой всех вайш­на­вов, Анги­ра Муни дас, министр раз­ви­тия нама-хат­ты СНГ

Часть 1. Вопросы и ответы о Бхакти-врикше

1. Что же такое Бхакти-врикша?

Бхак­ти-врик­ша – это наи­бо­лее пол­ная и наи­бо­лее дина­мич­ная мето­ди­ка раз­ви­тия вайш­нав­ских общин в совре­мен­ном мире. На самом деле, она абсо­лют­но есте­ствен­на. Мы про­сто ста­ра­ем­ся лич­ност­но поза­бо­тить­ся о каж­дом начи­на­ю­щем пре­дан­ном, вклю­чая его в малую груп­пу духов­но­го обще­ния; в этой груп­пе мы обу­ча­ем его осно­вам фило­со­фии и прак­ти­ки созна­ния Криш­ны – и затем про­сим его делать то же самое по отно­ше­нию к сле­ду­ю­ще­му поко­ле­нию новых пре­дан­ных, про­дол­жая забо­тить­ся о нем и обу­чать его. Бла­го­да­ря это­му вайш­нав­ская общи­на посто­ян­но рас­тет, сохра­няя при этом лич­ност­ную забо­ту о каж­дом пре­дан­ном. И что самое глав­ное, каж­дый пре­дан­ный полу­ча­ет важ­ную мис­сию в Дви­же­нии Гос­по­да Чай­та­ньи, кото­рая поз­во­лит ему духов­но рас­ти на про­тя­же­нии всей жизни!

2. В чем суть Бхакти-врикши?

Суть Бхак­ти-врик­ши – это пере­да­ча мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи. Имен­но с этим свя­за­ны ее уди­ви­тель­ные резуль­та­ты. Все, что тре­бу­ет­ся от нас, — это про­сто пове­рить в реаль­ную силу этой мило­сти и начать пере­да­вать эту веру дру­гим. Гос­подь Чай­та­нья очень мило­стив к каж­до­му, кто готов взять на себя забо­ту о духов­ном воз­вы­ше­нии людей это­го мира. И пото­му, начав зани­мать­ся Бхак­ти-врик­шей, мы очень быст­ро смо­жем почув­ство­вать на себе Его милость, кото­рая в про­тив­ном слу­чае мог­ла бы оста­вать­ся для нас про­сто теорией.

3. В чем секреты успеха Бхакти-врикши?

Бхак­ти-врик­ша – очень глу­бо­кая про­грам­ма, и в ней есть мно­го сек­ре­тов. Назо­вем несколь­ко главных:

А) Целе­устрем­лен­ность. Начав вести Бхак­ти-врик­шу, мы не долж­ны остав­лять это ни пи каких усло­ви­ях. Мы долж­ны верить в успех и искать пути пре­одо­ле­ния любых воз­ни­ка­ю­щих препятствий.

Б) Тер­пе­ние. Лидер Бхак­ти-врик­ши дол­жен быть очень тер­пе­лив. Даже если кажет­ся, что наши уси­лия не при­но­сят ника­ких резуль­та­тов, — мы долж­ны про­дол­жать при­кла­ды­вать усилия.

В) Сми­ре­ние. Имея дело с начи­на­ю­щи­ми пре­дан­ны­ми, нам при­дет­ся ино­гда тер­петь их гру­бость или непо­чти­тель­ность. Но заво­е­вать их серд­ца мы смо­жем толь­ко нашим смирением.

Г) Состра­да­ние. Мы долж­ны искренне стре­мить­ся дать созна­ние Криш­ны каж­до­му чело­ве­ку, с кото­рым сво­дит нас судь­ба – и долж­ны быть гото­вы жерт­во­вать сво­им ком­фор­том ради этого.

Т.е. мы видим, что сек­ре­та­ми успе­ха Бхак­тив-врик­ши явля­ет­ся нали­чие у лиде­ра груп­пы основ­ных вайш­нав­ских качеств. Вопрос: что делать, если их нет? Ответ: начи­нать вести Бхак­ти-врик­шу! Сама про­грам­ма Бхак­ти-врик­ши, т.е. необ­хо­ди­мость для лиде­ра раз­ви­вать отно­ше­ния с раз­лич­ны­ми пре­дан­ны­ми — млад­щи­ми, рав­ны­ми и стар­ши­ми – и при­во­дят к раз­ви­тию у него этих цен­ней­ших вайш­нав­ских качеств. Т.е. Бхак­ти-врик­ша по сути явля­ет­ся эффек­тив­ной сад­ха­ной для раз­ви­тия качеств вайшнава!

4. Действительно ли каждый может стать лидером группы?

Как ни стран­но, да. Обыч­но, когда мы гово­рим, что лиде­ром может быть не каж­дый, а толь­ко тот, кто обла­да­ет при­ро­дой лиде­ра (так­же, как не каж­дый может быть музы­кан­том или уче­ным) – мы име­ем в виду неко­то­рое мате­ри­аль­ное каче­ство. Но лидер­ство в Бхак­ти-врик­ше явля­ет­ся все­це­ло духов­ным – а духов­ная при­ро­да всех людей оди­на­ко­ва! Дело в том, что лидер в Бхак­ти-врик­ше – это слу­га. А стрем­ле­ние слу­жить – это есте­ствен­ное каче­ство вайш­на­ва! И это каче­ство само собой про­яв­ля­ет­ся в пре­дан­ном по мере его духов­но­го про­грес­са, осо­бен­но если он посто­ян­но видит вокруг при­ме­ры тако­го слу­же­ния. Поэто­му в куль­ту­ре Бхак­ти-врик­ши это стрем­ле­ние слу­жить есте­ствен­но пере­да­ет­ся каж­до­му ново­му поко­ле­нию пре­дан­ных от слуг-лиде­ров преды­ду­ще­го поколения.

Хри­сти­ан­ские яче­еч­ные церк­ви (кото­рые дей­ству­ют на прин­ци­пах, схо­жих с Бхак­ти-врик­шей) одна­жды про­ве­ли иссле­до­ва­ние, что­бы выяс­нить, какие фак­то­ры опре­де­ля­ют успех лиде­ра-слу­ги груп­пы. Резуль­та­ты это­го иссле­до­ва­ния ока­за­лись очень инте­рес­ны­ми! Выяс­ни­лось, что на успех лиде­ра-слу­ги не вли­я­ют его пол, воз­раст, соци­аль­ное поло­же­ние, уро­вень обра­зо­ва­ния и т.д. – т.е. вооб­ще не вли­я­ет ни один из мате­ри­аль­ных фак­то­ров! А опре­де­ля­ют его успех фак­то­ры все­це­ло духов­ные, из них пер­вые два места зани­ма­ют: уро­вень духов­ной прак­ти­ки лиде­ра и его регу­ляр­ная молит­ва за чле­нов группы!

5. Может ли Бхакти-врикша работать в России? Или она годится только для Индии?

Как пока­зы­ва­ет опыт, может! Бхак­ти-врик­ша может рабо­тать в любой точ­ке мира, так как она все­це­ло осно­вы­ва­ет­ся на духов­ных, а не мате­ри­аль­ных меха­низ­мах. Мы же не счи­та­ем, что в каких-то частях мира не будет рабо­тать маха-ман­тра? Мы уве­ре­ны, что свя­тое имя и милость Гос­по­да Чай­та­ньи дей­ству­ют повсю­ду! Так же повсю­ду в мире люди нуж­да­ют­ся в люб­ви и забо­те – а это основ­ные мето­ды, кото­ры­ми дей­ству­ет Бхак­ти-врик­ша. В этом смыс­ле Бхак­ти-врик­ша уни­вер­саль­на. Отли­чать­ся в раз­ных местах может толь­ко ско­рость рас­про­стра­не­ния Бхак­ти-врик­ши. Она зави­сит от нали­чия серьез­ных пре­дан­ных, гото­вых посвя­тить себя этой про­грам­ме, и от того, как мно­го новых людей при­хо­дит в этом месте в созна­ние Кришны.

Инте­рес­но, что по оцен­ке Виджая Вену­го­па­ла праб­ху и мата­джи Пре­ма Пад­ми­ни, Рос­сия явля­ет­ся сей­час самым бла­го­при­ят­ным местом в мире для раз­ви­тия Бхак­ти-врик­ши. По их про­гно­зам, имен­но в Рос­сии сле­ду­ет ожи­дать в бли­жай­шие годы наи­бо­лее мас­со­во­го рас­про­стра­не­ния Бхак­ти-врик­ши, затем по сто­пам Рос­сии после­ду­ет Индия и затем все осталь­ные стра­ны мира!

6. Почему именно Бхакти-врикша? Мы знаем много разных программ: нама-хатта, наставнические группы и т.д. – как насчет них?

Любая про­грам­ма забо­ты о пре­дан­ных хоро­ша. Но Бхак­ти-врик­ша явля­ет­ся, в неко­то­ром смыс­ле, вен­цом всех про­грамм, это самая эффек­тив­ная про­грам­ма раз­ви­тия общи­ны, извест­ная на сего­дняш­ний день в ИСККОН. Она вклю­ча­ет в себя домаш­ний уют, свой­ствен­ный нама-хат­там, лич­ност­ную забо­ту о пре­дан­ных, свой­ствен­ную настав­ни­че­ским груп­пам – но добав­ля­ет к это­му куль­ти­ви­ро­ва­ние в каж­дом пре­дан­ном про­по­вед­ни­че­ско­го духа и систе­ма­ти­че­скую под­го­тов­ку новых лидеров!

7. Вы подчеркиваете важность Бхакти-врикши – а что, другие виды проповеди теперь не важны?

Надо понять, что Бхак­ти-врик­ша – это не один из мно­гих видов про­по­ве­ди. Все виды про­по­ве­ди – рас­про­стра­не­ние книг, хари­на­мы, фести­ва­ли, семи­на­ры по раз­ным обла­стям веди­че­ской куль­ту­ры — все­гда сохра­ня­ют свою акту­аль­ность. Но Бхак­ти-врик­ша – это, ско­рее, мето­ди­ка раз­ви­тия вайш­нав­ской общи­ны. Это то, как мы можем поза­бо­тить­ся о все воз­рас­та­ю­щем пото­ке новых пре­дан­ных, при­хо­дя­щих в наше обще­ство бла­го­да­ря нашим мно­го­чис­лен­ным про­по­вед­ни­че­ским про­грам­мам. Но при этом Бхак­ти-врик­ша не про­сто помо­га­ет новым пре­дан­ным адап­ти­ро­вать­ся в вайш­нав­ской общине – она вос­пи­ты­ва­ет их как новых энер­гич­ных про­по­вед­ни­ков, кото­рые актив­но вклю­ча­ют­ся во все виды про­по­ве­ди ИСККОН. Так что бла­го­да­ря Бхак­ти-врик­ше уве­ли­чи­ва­ет­ся и рас­про­стра­не­ние книг, и коли­че­ство хари­нам, фести­ва­лей, семи­на­ров и всех осталь­ных про­по­вед­ни­че­ских про­грамм. Плюс к это­му добав­ля­ет­ся еще и типич­но бхак­ти-врик­шев­ский тип про­по­ве­ди – при­вле­че­ние новы­ми пре­дан­ны­ми сво­их род­ствен­ни­ков, дру­зей и знакомых!

8. Не приведет ли развитие Бхакти-врикши к росту количества, в ущерб качеству?

Вся кра­со­та Бхак­ти-врик­ши в том, что в ней коли­че­ство невоз­мож­но без каче­ства. Весь рост Бхак­ти-врик­ши про­ис­хо­дит толь­ко за счет духов­ной энер­гии – ника­кая мате­ри­аль­ная сила не заста­вит людей регу­ляр­но при­хо­дить на встре­чи груп­пы и выпол­нять там какое-то слу­же­ние. Поэто­му, если вы хоти­те вести Бхак­ти-врик­шу успеш­но – вы вынуж­де­ны духов­но рас­ти. А посколь­ку в кон­цеп­ции Бхак­ти-врик­ши под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что все чле­ны груп­пы долж­ны рань­ше или поз­же стать лиде­ра­ми новых групп – то всем участ­ни­кам Бхак­ти-врикш не оста­ет­ся ниче­го дру­го­го, как при­кла­ды­вать уси­лия для сво­е­го духов­но­го роста.

Да, общи­на Бхак­ти-врикш быст­ро рас­тет коли­че­ствен­но – но это про­ис­хо­дит толь­ко за счет духов­но­го роста лиде­ров и дру­гих актив­ных участ­ни­ков этой общи­ны. В слу­чае же при­хо­жан, про­сто посе­ща­ю­щих лек­ции в хра­ме, — их духов­ный рост обыч­но быва­ет чрез­вы­чай­но медленным.

9. Не является ли программа Бхакти-врикша слишком формальной (все расписано по минутам, неделям, месяцам)?

Мы же не счи­та­ем фор­маль­ны­ми про­грам­мы, уста­нов­лен­ные во всех хра­мах Шри­лой Праб­ху­па­дой: в 7–00 при­вет­ствие Божеств, в 7–15 гуру-пуд­жа, в 7–45 лек­ция по «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и т.д.? Это про­сто сад­ха­на! А сад­ха­на необ­хо­ди­ма для кон­тро­ля ума. Сло­во «уче­ник» (по англий­ски, disciple) – и озна­ча­ет «тот, кто сле­ду­ет дис­ци­плине». В этом очень важ­ное отли­чие Бхак­ти-врик­ши – она целе­на­прав­лен­но раз­ви­ва­ет в пре­дан­ных каче­ства уче­ни­ков, без кото­рых невоз­мож­но ника­кое про­дви­же­ние в духов­ной жиз­ни. При этом она рас­ши­ря­ет сад­ха­ну с инди­ви­ду­аль­но­го уров­ня до уров­ня сооб­ще­ства вайш­на­вов, обу­чая пре­дан­ных тому, как пра­виль­но стро­ить отно­ше­ния с рав­ны­ми, стар­ши­ми и млад­ши­ми и посвя­щая их в искус­ство проповеди.

Но при этом сад­ха­на груп­пы Бхак­ти-врик­ши не явля­ет­ся сухой и меха­нич­ной – вся она про­ни­за­на отно­ше­ни­я­ми люб­ви и друж­бы меж­ду пре­дан­ны­ми. Опыт­ный лидер Бхак­ти-врик­ши нико­гда не сле­ду­ет пра­ви­лам фор­маль­но – он все­гда вни­ма­те­лен к чув­ствам и настро­е­нию чле­нов группы.

10. В Бхакти-врикше начинающие преданные получают свое вайшнавское образование от молодых лидеров, которые сами знают еще не так много. Не лучше ли обучаться у более квалифицированных преданных?

Смысл Бхак­ти-врик­ши – не в пере­да­че тео­ре­ти­че­ских зна­ний. Бхак­ти-врик­ша обу­ча­ет тому, как жить в созна­нии Криш­ны – в реаль­ной ситу­а­ции совре­мен­но­го боль­шо­го горо­да, про­дол­жая испол­нять все свои семей­ные и соци­аль­ные обя­зан­но­сти. Научить­ся это­му мож­но толь­ко от того, кто живет так же. И обу­че­ние это может про­ис­хо­дить толь­ко в усло­ви­ях малень­кой груп­пы, дру­же­ско­го обще­ния и лич­ност­ной забо­ты. Тут не помо­гут ни лек­ции, ни учеб­ные курсы…

Да, лиде­ры Бхак­ти-врикш могут быть начи­на­ю­щи­ми пре­дан­ны­ми. Но неко­то­рым важ­ным вещам за свои 2–3 года в созна­нии Криш­ны они уже обу­чи­лись — тому, как повто­рять еже­днев­но шест­на­дцать кру­гов маха-ман­тры и соблю­дать четы­ре регу­ли­ру­ю­щих прин­ци­па. Они поня­ли, насколь­ко важ­но регу­ляр­но общать­ся с пре­дан­ны­ми и как здо­ро­во выпол­нять какое-то слу­же­ние и про­по­ве­до­вать. И посколь­ку их жизнь бла­го­да­ря это­му ради­каль­но изме­ни­лась – их вера в эти про­стые осно­вы созна­ния Криш­ны очень силь­на! И имен­но это­му они и могут научить новых чле­нов групп! Что же каса­ет­ся углуб­лен­но­го изу­че­ния фило­со­фии, то обу­че­ние в Бхак­ти-врик­ше явля­ет­ся непре­рыв­ным и про­дол­жа­ет­ся на про­тя­же­нии всей жиз­ни – поэто­му у чле­нов общи­ны Бхак­ти-врикш будет еще мно­го воз­мож­но­стей прой­ти все необ­хо­ди­мые фило­соф­ские кур­сы. И при этом, посколь­ку они все­гда про­дол­жа­ют слу­жить и участ­во­вать в мис­сии, их пони­ма­ние фило­со­фии все­гда будет более живым и дей­ствен­ным, а не сухим и теоретическим…

Да, может быть, это и было бы непло­хо, что­бы все нович­ки обу­ча­лись созна­нию Криш­ны от очень опыт­ных пре­дан­ных… Но о сколь­ких нович­ках может такой опыт­ный пре­дан­ный поза­бо­тить­ся лич­но? А про­сто­го чте­ния лек­ций, как мы уже объ­яс­ня­ли, здесь недостаточно…

В кон­це кон­цов, это и есть спо­соб обу­че­ния в тра­ди­ци­он­ной веди­че­ской гуру­ку­ле – стар­шие уче­ни­ки обу­ча­ют млад­ших (и при этом обу­ча­ют­ся сами). На этом же прин­ци­пе – обу­чать­ся, обу­чая дру­гих – осно­ва­на и извест­ная сво­и­ми фено­ме­наль­ны­ми резуль­та­та­ми шко­ла Щетинина…

11. Способны ли молодые преданные, ведущие Бхакти-врикши, действительно позаботиться о людях?

Как пока­зы­ва­ет опыт, могут. Это свя­за­но с тем, что прой­дя цикл обу­че­ния в Бхак­ти-врик­ше, они сами полу­чи­ли мно­го люб­ви и забо­ты от сво­их настав­ни­ков – и теперь им хочет­ся поде­лить­ся тем, что они полу­чи­ли. Они есте­ствен­ным обра­зом начи­на­ют вос­про­из­во­дить в сво­ем пове­де­нии те образ­цы, кото­рые они виде­ли в Бхак­ти-врик­ше, будучи ее начи­на­ю­щи­ми членами.

При этом надо отме­тить, что пре­дан­ные в Бхак­ти-врик­ше рас­тут очень быст­ро. В кон­це кон­цов, духов­ный про­гресс ведь не изме­ря­ет­ся коли­че­ством лет, про­ве­ден­ных в созна­нии Криш­ны. Он изме­ря­ет­ся уров­нем веры и энту­зи­аз­ма. А они у выпуск­ни­ков хоро­шей Бхак­ти-врик­ши обыч­но очень высоки!

12. Новички часто бывают полны энтузиазма в свои первые годы в сознании Кришны… Сохранят ли они свой энтузиазм лет через 10–15, когда анартхи начнут в массовом порядке вылезать из их сердца?

В Бхак­ти-врик­ше осво­бож­де­ние от анартх про­ис­хо­дит намно­го быст­рее. Для это­го не нуж­но ждать 10–15 лет… Анарт­хи сго­ра­ют здесь в огне пре­дан­но­го слу­же­ния, в огне про­по­ве­ди и забо­ты о людях. Милость, кото­рую полу­ча­ют пре­дан­ные, посвя­ща­ю­щие себя раз­ви­тию Бхак­ти-врик­ши, очень вели­ка – и она поз­во­ля­ет намно­го лег­че про­хо­дить все испы­та­ния на пути духов­но­го роста. Кро­ме того, пре­дан­ные в Бхак­ти-врик­ше нико­гда не оста­ют­ся наедине со сво­и­ми про­бле­ма­ми – рядом с ними все­гда нахо­дят­ся их настав­ни­ки и их дру­зья в созна­нии Криш­ны, гото­вые в любую мину­ту прий­ти на помощь. Они все­гда оста­ют­ся частью живой вайш­нав­ской общи­ны – и это дела­ет духов­ную жизнь намно­го более радост­ной и счаст­ли­вой. Для того же, кто пыта­ет­ся спра­вить­ся со сво­и­ми анарт­ха­ми в оди­ноч­ку, эта зада­ча может ока­зать­ся чрез­вы­чай­но сложной.

13. Где взять новых людей для Бхакти-врикши?

Да, без новых людей Бхак­ти-врик­ша невоз­мож­на. Что­бы начать груп­пу, нуж­но обя­за­тель­но иметь несколь­ко нович­ков – даль­ше груп­па будет раз­ви­вать­ся уже за счет про­по­ве­ди этих нович­ков, кото­рые могут при­ве­сти в груп­пу сво­их дру­зей и зна­ко­мых (осо­бен­но лег­ко это полу­ча­ет­ся у сту­ден­тов). Но где взять эти пер­вые несколь­ко нович­ков? Намно­го лег­че это сде­лать в боль­шой ятре, где новые люди так или ина­че при­хо­дят в храм. Их мож­но най­ти так­же на про­грам­мах, посвя­щен­ных веди­че­ской куль­ту­ре. В малень­кой ятре это может ока­зать­ся сложнее…

Но, так или ина­че, кто ищет – тот най­дет! Криш­на обя­за­тель­но при­шлет новых людей, если мы искрен­но хотим о них поза­бо­тить­ся! (Ино­гда, кажет­ся, что Криш­на толь­ко и ждет, когда же мы нач­нем серьез­но зани­мать­ся Бхак­ти-врик­шей – и как буд­то под­ни­ма­ет шлаг­баум, запус­кая в нашу общи­ну целое поко­ле­ние новых пре­дан­ных – моло­дых, серьез­ных, разум­ных и актив­ных!) В любом слу­чае, что­бы най­ти новых людей, нуж­но про­по­ве­до­вать. Орга­ни­зуй­те в сво­ем горо­де какие-то лек­ции и семи­на­ры. Это могут быть и семи­на­ры по веди­че­ской фило­со­фии, и по при­клад­ным обла­стям веди­че­ских зна­ний: аюрве­да, пси­хо­ло­гия, йога, кули­на­рия… Делай­те что-нибудь! И искрен­ние, ищу­щие души обя­за­тель­но появятся.

14. К каким результатам может привести развитие Бхакти-врикши в наших ятрах?

Если серьез­но начать зани­мать­ся Бхак­ти-врик­шей – то за несколь­ко лет ятра может пол­но­стью пре­об­ра­зить­ся. Она силь­но вырас­тет коли­че­ствен­но, а глав­ное – изме­нит­ся все умо­на­стро­е­ние! Уйдут апа­тия, разо­ча­ро­ван­ность, кон­флик­ты, сплет­ни, финан­со­вые и орга­ни­за­ци­он­ные про­бле­мы – все, что харак­тер­но для ятр, застыв­ших в сво­ем раз­ви­тии. Тако­во Дви­же­ние Гос­по­да Чай­та­ньи – оно не тер­пит стаг­на­ции: или мы раз­ви­ва­ем­ся, или загни­ва­ем. Тре­тье­го здесь не дано! Бхак­ти-врик­ша может выве­сти всю ятру на путь дина­мич­но­го раз­ви­тия, поро­див поко­ле­ние новых энту­зи­а­стич­ных пре­дан­ных и ожи­вив духов­ную жизнь мно­гих «ста­рых преданных».

15. Как начать Бхакти-врикшу и в нашей ятре?

Все и все­гда начи­на­ет­ся с энту­зи­а­стов. Долж­ны появить­ся хотя бы несколь­ко пре­дан­ных, гото­вых серьез­но посвя­тить себя раз­ви­тию Бхак­ти-врик­ши. Луч­ше все­го, если это будут непо­сред­ствен­ные руко­во­ди­те­ли ятры. Если же нет – по край­ней мере, тем, кто будет начи­нать Бхак­ти-врик­шу в ятре, нуж­но будет зару­чить­ся бла­го­сло­ве­ни­ем руко­во­ди­те­лей. Это «дере­во бхак­ти» рас­тет толь­ко в атмо­сфе­ре чистых вайш­нав­ских отно­ше­ний, сво­бод­ных от вся­кой политики.

Тем, кто соби­ра­ет­ся начать Бхак­ти-врик­шу, сле­ду­ет сна­ча­ла тща­тель­но изу­чить семи­на­ры и кни­ги на эту тему – Бхак­ти-врик­ша это очень «высо­ко­тех­но­ло­гич­ная про­грам­ма», ее нель­зя сде­лать тяп-ляп, кое-как… Все нуж­но делать очень точ­но и правильно!

Начать мож­но со стар­то­вой груп­пы для под­го­тов­ки лиде­ров (в нее могут вой­ти несколь­ко опыт­ных пре­дан­ных, жела­ю­щих обу­чить­ся искус­ству веде­ния Бхак­ти-врик­ши). Затем, через 2–3 меся­ца, эти пер­вые лиде­ры могут набрать свои груп­пы из нович­ков – и про­грам­ма будет запу­ще­на! Важ­но, одна­ко, что­бы и даль­ше эти пер­вые лиде­ры регу­ляр­но обща­лись меж­ду собой, обме­ни­ва­ясь опы­том и помо­гая друг другу.

16. Как сделать Бхакти-врикшу в нашей ятре успешной?

Тео­ре­ти­че­ски, мож­но попы­тать­ся исполь­зо­вать какие-то свои соб­ствен­ные учеб­ные про­грам­мы – сле­дуя Бхак­ти-врик­ше как обще­му прин­ци­пу малень­ких деля­щих­ся групп… Но, как пока­зы­ва­ет опыт, что­бы достичь успе­ха, луч­ше исполь­зо­вать мате­ри­а­лы Виджая Вену­го­па­ла праб­ху и мата­джи Пре­ма Пад­ми­ни – и чем точ­нее мы сле­ду­ем их мето­ди­кам, тем боль­ше ока­зы­ва­ет­ся успех! При­чи­на это­го в том, что их 64-недель­ный курс Бхак­ти-врик­ши – это не про­сто одна из воз­мож­ных учеб­ных про­грамм. В этот курс вло­жен 15-лет­ний опыт раз­ви­тия самой успеш­ной «бхак­ти-врик­ше­ской ятры» мира! Кро­ме того, игра­ет роль бла­го­сло­ве­ние чистых преданных…

Мы пони­ма­ем, что сде­лать успеш­ную Бхак­ти-врик­шу в новой ятре, начав с нуля, совсем непро­сто. На этом пути обя­за­тель­но воз­ник­нет мно­же­ство труд­но­стей и пре­пят­ствий… Поэто­му очень важ­но обще­ние меж­ду пре­дан­ны­ми, пыта­ю­щи­ми­ся делать Бхак­ти-врик­шу, в мас­шта­бах всей стра­ны. Созда­ние Бхак­ти-врик­ши подоб­но раз­жи­га­нию кост­ра – сна­ча­ла он может дол­го тлеть и дымить, и потом вдруг появ­ля­ет­ся чистое пла­мя! Поэто­му про­ще заго­реть­ся от тех, кто уже горит…

Имен­но с этой целью мы созда­ли Мини­стер­ство раз­ви­тия Бхак­ти-врик­ши в Рос­сии и Все­рос­сий­скую ассо­ци­а­цию Бхак­ти-врикш — что­бы объ­еди­нить уси­лия пре­дан­ных и помочь каж­до­му, искренне стре­мя­ще­му­ся раз­жечь огонь Бхак­ти-врик­ши. В этой бро­шю­ре Вы най­де­те теле­фон «горя­чей линии» Бхак­ти-врик­ши, эл. адре­са и коордн­на­ты сай­та. Дей­ству­ет все­рос­сий­ская эл. рас­сыл­ка по Бхак­ти-врик­ше, регу­ляр­но про­во­дят­ся семи­на­ры в раз­ных кон­цах стра­ны и два раза в год в Под­мос­ко­вье пла­ни­ру­ет­ся про­во­дить Все­рос­сий­ский фести­валь Бхак­ти-врик­ши. (Пер­вый такой Фести­валь, полу­чив­ший имя Лес­но­го, состо­ял­ся в июле 2009 года. Вы може­те изу­чить его видео­ма­те­ри­а­лы, при­об­ре­тя дис­ки или зай­дя на сайт www.vedamedia.ru).

По всем при­зна­кам, рево­лю­ция Бхак­ти-врик­ши в Рос­сии начи­на­ет­ся. Не опоз­дай­те вско­чить на под­нож­ку это­го ско­ро­го поез­да, летя­ще­го в Духов­ный Мир! Бхак­ти-врик­ша – это уди­ви­тель­ное при­клю­че­ние, это нек­тар­ная лила Гос­по­да Гау­ран­ги и Гос­по­да Нитья­нан­ды – и каж­до­му, кто риск­нет при­нять в ней уча­стие, не при­дет­ся ску­чать до кон­ца это­го воплощения!

 

Часть 2. Принципы Бхакти-врикши в книгах, письмах и беседах Шрилы Прабхупады

кали-йуге йуга-дхар­ма – наме­ра прачара
татха лаги’ пита-вар­на чаитанйаватара

Рели­гия эпо­хи Кали – про­по­ведь свя­то­го име­ни. Толь­ко ради того, что­бы про­сла­вить свя­тое имя, Гос­подь явил­ся в обли­ке Шри Чай­та­ньи – ава­та­ры жел­то­го цвета.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади, 3.40

 

Поток люб­ви к Богу раз­лил­ся повсю­ду и погло­тил всех: ста­ри­ков, моло­дых, жен­щин и детей.

Ком­мен­та­рий: Содер­жи­мое вскры­той сокро­вищ­ни­цы люб­ви к Богу могу­чим пото­ком затоп­ля­ет всю зем­лю. Обыч­но после сезо­на дождей в Шрид­ха­ме Мая­пу­ре начи­на­ет­ся боль­шое навод­не­ние. Это слу­жит сим­во­лом того, что место рож­де­ния Гос­по­да Чай­та­ньи ста­нет источ­ни­ком навод­не­ния люб­ви к Богу, кото­рое зато­пит мир и помо­жет всем: ста­ри­кам, моло­дым, жен­щи­нам и детям. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны, осно­ван­ное Шри Чай­та­ньей Маха­праб­ху, настоль­ко могу­ще­ствен­но, может охва­тить весь мир и при­влечь всех людей, жела­ю­щих обре­сти любовь к Богу.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади, 7.25

 

Гос­подь при­нес на зем­лю испол­ня­ю­щее все жела­ния дре­во пре­дан­но­го слу­же­ния и стал рас­тить его. Сна­ча­ла Он поса­дил семя и начал поли­вать его водой Сво­их желаний.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади, 9.9

 

«Все части это­го дере­ва обла­да­ют духов­ным созна­ни­ем, и пото­му по мере сво­е­го роста они рас­про­стра­ня­ют­ся на весь мир. Я здесь един­ствен­ный садов­ник. Сколь­ко мест смо­гу я обой­ти? Сколь­ко пло­дов смо­гу собрать и роздать?»

Ком­мен­та­рий: Здесь Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху ука­зы­ва­ет на то, что рас­про­стра­нять ман­тру Харе Криш­на нуж­но сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми мно­гих людей. Хотя Он – Сам Гос­подь, Вер­хов­ная Лич­ность, Он сокру­ша­ет­ся: «Как Я могу дей­ство­вать в оди­ноч­ку? Как Я один могу собрать эти пло­ды и раз­дать их повсю­ду?» Это ука­зы­ва­ет на то, что пре­дан­ные всех уров­ней долж­ны общи­ми уси­ли­я­ми рас­про­стра­нять маха-ман­тру Харе Криш­на, неза­ви­си­мо от вре­ме­ни, места или обстоятельств.

«Мне одно­му будет труд­но собрать и раз­дать пло­ды, и при этом, Я подо­зре­ваю, кто-то их полу­чит, а кто-то нет. Поэто­му Я при­ка­зы­ваю каж­до­му чело­ве­ку во все­лен­ной при­со­еди­нить­ся к Дви­же­нию созна­ния Криш­ны и про­по­ве­до­вать его повсюду».

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади, 9.33–36

 

Каж­дый, кто слы­шал, как Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху про­из­но­сит „Хари! Хари!“, и сам начи­нал повто­рять свя­тые име­на Гос­по­да Хари и Гос­по­да Криш­ны. Все эти люди, горя жела­ни­ем видеть Шри Чай­та­нью, отправ­ля­лись сле­дом за ним. Вре­мя от вре­ме­ни Гос­подь обни­мал их и, наде­лив духов­ной силой, про­сил вер­нуть­ся домой.

Ком­мен­та­рий: В «Амри­та-пра­ва­ха-бха­шье» Шри­ла Бхак­ти­ве­но­да Тха­кур объ­яс­ня­ет, что упо­мя­ну­тая здесь духов­ная сила — это энер­гия насла­жде­ния и энер­гия зна­ния. Эти две энер­гии дают воз­мож­ность зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем. Гос­подь Криш­на или Его пред­ста­ви­тель, чистый пре­дан­ный, могут по сво­ей мило­сти наде­лить эти­ми дву­мя энер­ги­я­ми любо­го. Обре­тя эти энер­гии, чело­век спо­со­бен стать чистым пре­дан­ным Гос­по­да. Каж­дый, на кого Гос­подь Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху про­ли­вал Свою милость, полу­чал эту бхак­ти-шак­ти. Так по мило­сти Бога после­до­ва­те­ли Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху обре­та­ли воз­мож­ность про­по­ве­до­вать созна­ние Кришны.

Каж­дый из этих наде­лен­ных духов­ной силой людей воз­вра­щал­ся в свою дерев­ню. Не пере­ста­вая повто­рять свя­тое имя Криш­ны, он то сме­ял­ся, то рыдал, то танцевал.

Эти упол­но­мо­чен­ные Гос­по­дом Чай­та­ньей люди про­си­ли всех, кого они виде­ли, повто­рять свя­тое имя Криш­ны. Так все в их деревне тоже ста­но­ви­лись чисты­ми пре­дан­ны­ми Вер­хов­но­го Господа.

Ком­мен­та­рий: Для того, что­бы стать упол­но­мо­чен­ным про­по­вед­ни­ком, необ­хо­ди­мо снис­кать милость Гос­по­да Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху или Его пре­дан­но­го, духов­но­го учи­те­ля. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо про­сить всех повто­рять маха-ман­тру. Так мож­но обра­тить дру­гих в вайш­на­визм, пока­зав им, как стать чистым пре­дан­ным Вер­хов­но­го Господа.

Жите­ли раз­ных дере­вень, при­шед­шие посмот­реть на тако­го упол­но­мо­чен­но­го пре­дан­но­го, ста­но­ви­лись таки­ми же, как он, про­сто уви­дев его и удо­сто­ив­шись его мило­сти­во­го взгля­да. Когда каж­дый из этих ново­об­ра­щен­ных вайш­на­вов воз­вра­щал­ся домой, он, в свою оче­редь, обра­щал в вайш­на­вов сво­их одно­сель­чан. А когда на встре­чу с ними при­хо­ди­ли жите­ли дру­гих дере­вень, они так­же ста­но­ви­лись преданными.

Эти наде­лен­ные духов­ной силой люди шли из одной дерев­ни в дру­гую, и так все жите­ли Южной Индии ста­ли пре­дан­ны­ми. Подоб­ным обра­зом мно­гие сот­ни людей, встре­тив­шись по пути с Гос­по­дом и побы­вав в его объ­я­ти­ях, ста­ли вайшнавами.

В какую бы дерев­ню Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху ни захо­дил про­сить мило­сты­ню, на встре­чу с ним соби­ра­лось мно­го людей. По мило­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да, Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, все они ста­но­ви­лись пре­дан­ны­ми высо­чай­ше­го уров­ня. Впо­след­ствии они ста­ли духов­ны­ми учи­те­ля­ми, или настав­ни­ка­ми, и осво­бо­ди­ли весь мир.

Так Гос­подь дошел до южной око­неч­но­сти Индий­ско­го полу­ост­ро­ва, обра­тив все про­вин­ции в вайшнавизм.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья, 7.99¬108, с комментариями.

 

йаре декха, таре каха ‘криш­на’ упадеша
ама­ра агй­айа гуру хана тара’ эи деша

Про­си всех испол­нять настав­ле­ния Гос­по­да Шри Криш­ны, изло­жен­ные в „Бха­га­вад-гите“ и „Шри­мад-Бха­га­ва­там“. Таким обра­зом стань духов­ным учи­те­лем и поста­рай­ся спа­сти всех в этих краях.

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху далее ска­зал брах­ма­ну Кур­ме: «Если ты посту­пишь, как Я ска­зал, твоя мир­ская жизнь в семье не поме­ша­ет тво­е­му духов­но­му раз­ви­тию. Более того, если ты будешь сле­до­вать этим пред­пи­са­ни­ям, мы сно­ва встре­тим­ся здесь, точ­нее, ты нико­гда не рас­ста­нешь­ся со Мной».

Ком­мен­та­рий: Такую воз­мож­ность име­ет каж­дый. Того, кто про­сто выпол­ня­ет настав­ле­ния Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху под руко­вод­ством Его пред­ста­ви­те­ля и повто­ря­ет ман­тру Харе Криш­на, по мере воз­мож­но­сти уча это­му дру­гих, нико­гда не кос­нет­ся сквер­на мир­ско­го обра­за жиз­ни. При этом не важ­но, живет такой чело­век в свя­том месте, напри­мер, во Врин­да­ване, Нава­дви­пе, Джа­ган­натха-Пури, или в каком-нибудь евро­пей­ском горо­де, где пре­об­ла­да­ет мате­ри­а­лизм. Если пре­дан­ный сле­ду­ет настав­ле­ни­ям Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, то он нахо­дит­ся в обще­стве Гос­по­да. Где бы ни жил такой пре­дан­ный, он пре­вра­ща­ет это место во Врин­да­ван и Нава­дви­пу. Это озна­ча­ет, что мате­ри­а­лизм не может затро­нуть его. Таков сек­рет успе­ха тех, кто раз­ви­ва­ет в себе созна­ние Кришны.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья, 7.128, 129, комментарий.

 

Мож­но вести семей­ную жизнь, быть вра­чом, инже­не­ром, кем угод­но. Это не име­ет ника­ко­го зна­че­ния. Един­ствен­ное, что тре­бу­ет­ся — это выпол­нять настав­ле­ния Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, повто­рять маха-ман­тру Харе Криш­на и учить сво­их род­ствен­ни­ков и дру­зей прин­ци­пам „Бха­га­вад-гиты“ и „Шри­мад-Бха­га­ва­там“. Живя дома, сле­ду­ет выра­бо­тать в себе кро­тость и сми­ре­ние, как того хотел Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху. Так мож­но достичь в жиз­ни духов­но­го успеха.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья, 7.130, комментарий

 

Гос­подь Чай­та­нья учил, что чело­ве­ку необя­за­тель­но менять свое поло­же­ние, но при этом он дол­жен слу­шать, как рас­ска­зы­ва­ют о Кришне чистые пре­дан­ные, и про­по­ве­до­вать людям уче­ние Криш­ны. Гос­подь Чай­та­нья гово­рил: «Все вы долж­ны стать духов­ны­ми учи­те­ля­ми. Ваш долг  рас­ска­зы­вать о Кришне и Его настав­ле­ни­ях каж­до­му встреч­но­му». Имен­но это и явля­ет­ся целью Меж­ду­на­род­но­го обще­ства созна­ния Криш­ны. Мы не при­зы­ва­ем людей что-то изме­нить в сво­ей жиз­ни преж­де, чем при­со­еди­нить­ся к нам. Напро­тив, мы при­гла­ша­ем каж­до­го при­хо­дить к нам и петь вме­сте с нами Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, так как зна­ем, что, если чело­век будет повто­рять свя­тые име­на и слу­шать о Кришне, его жизнь изме­нит­ся: он уви­дит все в новом све­те и его жизнь увен­ча­ет­ся успехом.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.7.44, комментарий.

 

Маха­ра­джа Прит­ху воз­ра­зил, ска­зав, что, если его под­дан­ный, будь то муж­чи­на, жен­щи­на или евнух, не про­яв­ля­ет состра­да­ния к сво­им ближ­ним, царь может каз­нить его или ее, и эту казнь нель­зя счи­тать убий­ством. Что каса­ет­ся духов­ной дея­тель­но­сти, то пре­дан­но­го, кото­рый забо­тит­ся толь­ко о себе и не рас­ска­зы­ва­ет дру­гим о вели­чии Криш­ны, нель­зя счи­тать пре­дан­ным пер­во­го клас­са. Тот, кто из состра­да­ния к невин­ным людям, ниче­го не зна­ю­щим о Кришне, зани­ма­ет­ся про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­стью, сто­ит гораз­до выше. В молит­ве, обра­щен­ной к Гос­по­ду, Прахла­да Маха­ра­джа гово­рит, что не стре­мит­ся к осво­бож­де­нию и не хочет ухо­дить из мате­ри­аль­но­го мира до тех пор, пока не будут спа­се­ны все пад­шие души. Но даже в мате­ри­аль­ной жиз­ни тот, кто не забо­тит­ся о бла­ге сво­их ближ­них, будет нака­зан Вер­хов­ным Гос­по­дом или одним из Его вопло­ще­ний, таким, как Маха­ра­джа Притху.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.17.26, комментарий.

 

Пожа­луй­ста, при­ми мои благословения.

Я полу­чил твое пись­мо от 29 мая 1969 г. Я рад это­му изве­стию, что дея­тель­ность наше­го хра­ма при­но­сит хоро­шие резуль­та­ты. То, что юно­ши и девуш­ки, живу­щие по сосед­ству, при­хо­дят помо­гать в хра­ме, — это заме­ча­тель­ный плод наших уси­лий. Мы откры­ва­ем хра­мы толь­ко для того, что­бы пока­зать сосе­дям, как каж­дый дом мож­но пре­вра­тить в неболь­шой храм. Нет необ­хо­ди­мо­сти, что­бы сот­ни и тыся­чи людей сели­лись в наших хра­мах. Но если наша про­по­ведь будет эффек­тив­ной, то сосе­ди, семей­ные люди, поже­ла­ют полу­чить посвя­ще­ние и сле­до­вать хра­мо­вой куль­ту­ре жиз­ни. Поэто­му вдох­нов­ляй посе­ти­те­лей, юно­шей и деву­шек, а так­же семей­ные пары, понять смысл жиз­ни и то, как они смо­гут жить мир­но и счаст­ли­во, сле­дуя у себя дома тако­му же мето­ду покло­не­ния, как и в храме.

Пись­мо Тама­ла Кришне, 1 июня 1969 г.

 

Мы хотим пока­зать все­му миру, что слу­же­ние Кришне не явля­ет­ся чем-то скуч­ным и одно­об­раз­ным. Если у вас есть жела­ние, вы смо­же­те слу­жить Кришне в любом поло­же­нии. Слу­жить Кришне и при­бли­зить­ся к Нему могут биз­не­сме­ны, юри­сты, худож­ни­ки, уче­ные, музы­кан­ты, фило­со­фы, даже воры и мошен­ни­ки — все. Гос­подь Криш­на очень добр. Надо про­сто при­нять пред­пи­сан­ный метод, поз­во­ля­ю­щий при­бли­зить­ся к Нему. Когда я гово­рю о ворах и мошен­ни­ках, я не имею в виду, что пре­дан­ный Криш­ны — тоже вор и мошен­ник. Смысл заклю­ча­ет­ся в том, что даже воры и мошен­ни­ки могут встать на путь созна­ния Криш­ны и сде­лать свою жизнь возвышенной.

Пись­мо Гар­га­му­ни, 11 нояб­ря 1969 г.

 

Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур — иде­аль­ный гуру. Он не был сан­нья­си  он был грих­аст­ха, домо­хо­зя­ин, жил с семьей, женой и детьми. И, тем не менее, он был гуру. Каж­дый может стать гуру.

… Нуж­но про­сто пра­виль­но орга­ни­зо­вать себя. Не сле­ду­ет думать: «Посколь­ку я грих­аст­ха, домо­хо­зя­ин, я не могу стать про­по­вед­ни­ком. Это заня­тие для сан­нья­си или брах­ма­ча­ри. Нет. Это заня­тие для всех. Мир стра­да­ет из-за недо­стат­ка знаний.

… Итак, на при­ме­ре его жиз­ни и дея­ний мы видим, что про­по­вед­ни­ком мож­но быть на любой ста­дии жиз­ни. Неваж­но, каков ваш статус.

Лек­ция на день явле­ния Бхак­ти­ви­но­ды Тха­ку­ра, Лон­дон, 23 сен­тяб­ря 1969 г.

 

Шри­ла Праб­ху­па­да: Если вы ста­ви­те это усло­вие, что сна­ча­ла нуж­но обре­сти необ­хо­ди­мую ква­ли­фи­ка­цию, а затем толь­ко начи­нать про­по­ве­до­вать, то до про­по­ве­ди дело так и не дойдет.

Утрен­няя про­гул­ка, Бом­бей, 30 сен­тяб­ря 1975 г.

 

Наша про­по­ведь про­ста. Криш­на гово­рит, что Он Все­выш­ний, и мы гово­рим: «Криш­на — Все­выш­ний». Вот и все. Мы про­сто повто­ря­ем. Мы ниче­го не при­ду­мы­ва­ем от себя. Зачем что-то при­ду­мы­вать? Я несо­вер­ше­нен. Что бы я ни при­ду­мал, все будет несо­вер­шен­но. Луч­ше повто­рять сло­ва тех, кто совер­ше­нен. В этом мис­сия Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Он ска­зал: «Каж­дый из вас дол­жен стать гуру и осво­бо­дить как мож­но боль­ше людей из ваше­го окру­же­ния: семью или сосе­дей, общи­ну или всю нацию». Ама­ра агьяя гуру хана тара эй деша. Не име­ет зна­че­ния, сколь велик круг ваше­го обще­ния: вы долж­ны стать гуру и осво­бо­дить их. «Осво­бо­дить» — зна­чит «осво­бо­дить от неве­же­ства»… Надо учить их: «Вы — не тело. Вы — душа. Цель жиз­ни совер­шен­но в дру­гом». Это про­све­ще­ние. … Итак, мы долж­ны сле­до­вать по это­му пути. Ста­но­ви­тесь гуру и осво­бож­дай­те окру­жа­ю­щих вас людей. Но гово­ри­те толь­ко авто­ри­тет­ные сло­ва, сло­ва Криш­ны. Тогда это будет действовать.

… Суть нашей про­по­ве­ди в том, что мы гово­рим: «У нас есть посла­ние Криш­ны. Внем­ли­те же ему». Раз­ве это слож­но? Если вы буде­те вни­ма­тель­но изу­чать «Бха­га­вад-гиту», осмыс­ли­вать ее и часто обра­щать­ся к ней, это будет дей­ство­вать. Криш­на гово­рит: ман-мана бха­ва мад-бха­кто мад-йаджи мам-намас­ку­ру. И мы учим: «Все­гда думай­те о Кришне. Стань­те пре­дан­ны­ми, слу­жи­те Ему и выра­жай­те Ему свое почте­ние». Что­бы повто­рить это, вовсе не нуж­но быть вели­ким уче­ным. Это может сде­лать любой, даже ребе­нок. Так мы обу­ча­ем. Так что тут слож­но­го? Неуже­ли это труд­но? Поче­му бы вам не начать это? Поче­му ваши боль­шие-пре­боль­шие про­грам­мы не при­но­сят ника­ких резуль­та­тов? Нач­ни­те эту про­стую про­грам­му и про­по­ве­дуй­те повсюду.

Вечер­ний дар­шан, Хри­ши­кеш, 11 мая 1977 г.

 

«Все чле­ны дви­же­ния Чай­та­ньи Маха­праб­ху, не важ­но, кто они  муж­чи­ны или жен­щи­ны  явля­ют­ся проповедниками».

Пись­мо Каран­д­ха­ре, 6 октяб­ря 1973 г

 

Чело­век не может стать отре­чен­ным сра­зу же, он дол­жен подой­ти к это­му посте­пен­но, шаг за шагом. Если не будет долж­но­го обу­че­ния, то… Сей­час вот мы рас­про­стра­ня­ем мил­ли­о­ны этих книг, и они их чита­ют- но как мно­го из них ста­но­вит­ся пре­дан­ны­ми? Необ­хо­ди­ма под­го­тов­ка… Что­бы помочь им стать пре­дан­ны­ми Криш­ны, нуж­но обу­чать их.

Вечер­ний дар­шан, Бом­бей, 14 авгу­ста 1976 г.

 

Шри­ла Праб­ху­па­да: … Таков метод обу­че­ния в Индии. За счет чего, по ваше­му, одно­му учи­те­лю у них уда­ет­ся справ­лять­ся с обу­че­ни­ем сотен уче­ни­ков? За счет того, что уче­ни­ки объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы, а затем более опыт­ный из них обу­ча­ет начи­на­ю­щих: «Пиши­те “а” вот так, а “б”  вот так». Он вполне может обу­чить тому, что уже уме­ет сам. И так груп­па за груп­пой. Таким обра­зом, один учи­тель может руко­во­дить сра­зу сот­ня­ми уче­ни­ков раз­но­го уров­ня. Это и есть орга­ни­за­ция. А не так, что я дол­жен все делать сам. Я не могу обу­чать каж­до­го лич­но. Да это и нера­зум­но. Для того нам и дан разум, что­бы уметь задей­ство­вать дру­гих. Вот в этом заклю­ча­ет­ся разум. И не надо гово­рить: «Я был занят и поэто­му не смог это­го сде­лать». Поче­му не смог? Где были твои помощ­ни­ки? Обу­чи помощ­ни­ков, и тогда и в твое отсут­ствие все будет идти сво­им чередом.

… Каж­дый дол­жен быть и учи­те­лем, и учеником.

Из бесе­ды, Париж, 31 июля 1976 г.

 

Раме­шва­ра: «…могут ли все люди стать преданными?»

Праб­ху­па­да: «О, да! Сто­про­цент­ны­ми преданными…»

Бесе­да в поез­де, Индия, 11 янва­ря 1977 г.

 

«…Сей­час нам надо сотруд­ни­чать друг с дру­гом для того, что­бы Дви­же­ние созна­ния Криш­ны утвер­ди­лось как самое глав­ное из всех дви­же­ний. Тако­ва моя просьба».

Пись­мо Бала­ван­те, 13 декаб­ря 1972 г.

 

Раме­шва­ра: «Праб­ху­па­да гово­рил на про­шлой неде­ле, что в буду­щем исто­ри­ки будут изу­чать этот отре­зок исто­рии чело­ве­че­ства, что­бы оце­нить, насколь­ко наше Дви­же­ние изме­ни­ло мир. Он ска­зал, что в буду­щем они будут ука­зы­вать на этот пери­од, на пере­ме­ны, про­изо­шед­шие в мире».

Праб­ху­па­да: «Да. Это новое Воз­рож­де­ние. Исто­ри­че­ское возрождение».

 

Часть 3. Цитаты из других источников, позволяющие лучше понять настроение Бхакти-врикши

В каком-то смыс­ле, настро­е­ние Бхак­ти-врик­ша – это суть настро­е­ния любо­го воис­ти­ну духов­но­го чело­ве­ка. Здесь мы при­во­дим, выбран­ные почти наугад, цита­ты пред­ста­ви­те­лей самых раз­ных духов­ных тра­ди­ций, кото­рые на наш взгляд хоро­шо выра­жа­ют настро­е­ние Бхакти-врикши.

Молитва святого Франциска Ассизского

Гос­по­ди, сде­лай меня ору­ди­ем Сво­е­го мира.
Там, где нена­висть, дай мне сеять любовь,
Где оби­да – прощение,
Где сомне­ние – веру,
Где отча­я­ние – надежду,
Где тьма – свет,
Где скорбь – радость.

О, Боже­ствен­ный Владыка,
Сде­лай так, что­бы я не столько
Искал уте­ше­ния, сколь­ко утешал,
Не столь­ко искал пони­ма­ния, сколь­ко понимал,
Не столь­ко стре­мил­ся быть люби­мым, сколь­ко любил.
Ибо, отда­вая, мы получаем,
Про­щая, полу­ча­ем про­ще­ние сами и,
Уми­рая, рож­да­ем­ся к жиз­ни вечной.

 

Делай это все равно. Мать Тереза

Люди часто быва­ют глу­пы и упря­мы, эго­цен­трич­ны и нелогичны.
Все рав­но про­щай их.

Если ты добр, люди будут обви­нять тебя в том, что под мас­кой доб­ро­ты ты скры­ва­ешь корысть.
Все рав­но оста­вай­ся добрым.

Если ты добил­ся успе­ха, тебя будут окру­жать при­твор­ные дру­зья и под­лин­ные враги.
Все рав­но доби­вай­ся успеха.

Если ты честен и прям, люди будут обма­ны­вать тебя.
Все рав­но будь чест­ным и прямым.

То, что ты стро­ишь годы, кто-то раз­ру­шит за одну ночь.
Все рав­но строй.

Если ты спо­ко­ен и счаст­лив, тебе будут завидовать.
Все рав­но оста­вай­ся счастливым.

То доб­ро, кото­рое ты дела­ешь сего­дня, зав­тра люди забудут.
Все рав­но делай добро.

Отдай миру самое луч­шее из того, что у тебя есть, и мир попро­сит еще.
Все рав­но отда­вай самое лучшее.

Друг мой, в кон­це кон­цов, то, что ты дела­ешь, все рав­но нуж­но не людям.
ЭТО НУЖНО ТОЛЬКО ТЕБЕ И БОГУ.

 

Лев Толстой

«Чтоб стать счаст­ли­вым, надо одно — любить, и любить с само­от­вер­же­ни­ем, любить всех и все, рас­ки­ды­вать на все сто­ро­ны пау­ти­ну люб­ви: кто попа­дет­ся, того и брать».

 

Послесловие

Насту­пи­ла Новая Эпо­ха, к кото­рой вы долж­ны при­спо­саб­ли­вать ваше созна­ние бук­валь­но на ходу. Пото­му что тот ритм, кото­рый вас ожи­да­ет в бли­жай­шем буду­щем, потре­бу­ет от вас всех ваших уси­лий, всей вашей устрем­лен­но­сти, все­го огня ваших сер­дец. Поэто­му даже если вам кажет­ся, что вокруг вас ниче­го не изме­ни­лось и все оста­ет­ся по-преж­не­му, не верь­те гла­зам сво­им. Все изме­ни­лось! И все изме­ни­лось так реши­тель­но и бес­по­во­рот­но, что не хва­тит ника­кой вашей фан­та­зии, что­бы пред­ста­вить себе те изме­не­ния, кото­рые гря­дут и кото­рые уже про­ис­хо­дят, но пока еще не вид­ны вашим физи­че­ским гла­зам. Очень ско­ро и вы, каж­дый, нахо­дясь в сво­ем горо­де и в сво­ей стране, почув­ству­е­те те изме­не­ния, кото­рые начались.

Когда вы искренне раду­е­тесь дости­же­ни­ям окру­жа­ю­щих вас людей, то вы полу­ча­е­те в копил­ку соб­ствен­ных дости­же­ний дости­же­ния каж­до­го из людей, успе­хам кото­рых вы искренне раду­е­тесь. Таким обра­зом вы може­те при­умно­жить свои сокро­ви­ща на небе­сах. Вы може­те вооб­ще ниче­го не делать сами, а толь­ко помо­гать и искренне радо­вать­ся дости­же­ни­ям дру­гих. И вы нара­бо­та­е­те гораз­до боль­ше заслуг, чем даже тогда, когда буде­те все свои уси­лия при­кла­ды­вать к борь­бе со сво­и­ми лич­ны­ми недостатками.