С это­го вре­ме­ни мы немно­го сме­ща­ем акцен­ты в обу­че­нии. Отныне, на про­тя­же­нии шести меся­цев, чле­нам груп­пы пред­сто­ит научить­ся тому, как быть успеш­ны­ми руко­во­ди­те­ля­ми и зре­лы­ми пре­дан­ны­ми, что­бы при­нять на себя руко­вод­ство соб­ствен­ной груп­пой и под­нять­ся на уро­вень гуру-ашрая. При нали­чии пра­виль­но­го умо­на­стро­е­ния и исполь­зо­ва­нии вер­ных мето­дов это не так уж и трудно.

Цере­мо­нию шик­ша, на кото­рой участ­ни­кам про­грам­мы будут вру­че­ны дипло­мы, луч­ше про­ве­сти на вос­крес­ной про­грам­ме или любом дру­гом празд­ни­ке, где соби­ра­ют­ся пре­дан­ные вашей ятры. Это поз­во­лит участ­ни­кам про­грам­мы полу­чить милость, одоб­ре­ние и бла­го­сло­ве­ния стар­ших вайш­на­вов. А при­зна­ние дру­ги­ми их духов­ных дости­же­ний силь­но вдох­но­вит этих пре­дан­ных на даль­ней­ший про­гресс в духов­ной жизни.

Подроб­но­сти о про­ве­де­нии этой цере­мо­нии вы може­те узнать из посо­бий и дипло­мов про­грам­мы шик­ша.

Конеч­но, ваш резуль­тат может быть далек от иде­а­ла, опи­сан­но­го здесь. При­чи­ной тому могут быть раз­ли­чия в куль­тур­ном уровне и лич­ных каче­ствах ваших под­опеч­ных, а так­же непред­ви­ден­ные обсто­я­тель­ства. Но, будь­те уве­ре­ны, «охо­тясь на носо­ро­га», вы пой­ма­е­те по край­ней мере оле­ня. Под­стре­лив носо­ро­га, вы ста­не­те ува­жа­е­мым чело­ве­ком, а если даже потер­пи­те в этом неуда­чу, все рав­но оста­не­тесь достой­ны ува­же­ния, пото­му что цель ваша была высока.

Необ­хо­ди­мо орга­ни­зо­вать (через слуг-лиде­ров сек­то­ров или стар­ших пре­дан­ных, если такие есть) регу­ляр­ные учеб­ные заня­тия по «Бха­га­вад-гите». Они долж­ны про­во­дить­ся в день, когда нет встреч групп Бхак­ти-врик­ши. Боль­шин­ство участ­ни­ков про­грам­мы долж­ны быть гото­вы уде­лить допол­ни­тель­ный день для более глу­бо­ко­го изу­че­ния шастр. Хотя мно­гие из них, веро­ят­но, и дома чита­ют кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды, подоб­ные заня­тия учат их пра­виль­но пони­мать и при­ме­нять в жиз­ни, при­ве­ден­ные в этих кни­гах настав­ле­ния, а так­же помо­га­ют участ­ни­кам про­грам­мы быст­рее про­грес­си­ро­вать духовно.

Такие учеб­ные заня­тия могут посе­щать и те, кто еще не достиг уров­ня криш­на-садх­а­ка.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Пра­бхупады за послед­нюю неде­лю, и попро­си­те об этом дру­гих. К это­му вре­ме­ни боль­шин­ство чле­нов груп­пы уже долж­ны читать кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды и делить­ся про­чи­тан­ным на еже­не­дель­ной про­грам­ме. Это, несо­мнен­но, уве­ли­чит их жела­ние читать кни­ги и рас­ска­зы­вать о про­чи­тан­ном дру­гим участ­ни­кам сво­ей груп­пы. Это будет спо­соб­ство­вать спло­че­нию груп­пы, помо­жет ее участ­ни­кам уве­рен­нее изла­гать свои мыс­ли и повы­сит уро­вень их зна­ний. Все чле­ны груп­пы долж­ны каж­дую неде­лю исправ­но посе­щать про­грам­мы бхак­ти-врик­ши.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Если бы вы мог­ли задать один вопрос Шри­ле Праб­ху­па­де, что бы вы спро­си­ли?» На этот вопрос мож­но отве­тить пись­мен­но, перед обсуж­де­ни­ем, что­бы отве­ты не вли­я­ли друг на друга.

 

Кир­тан: 15 минут

Посто­ян­ные чле­ны груп­пы к это­му вре­ме­ни уже долж­ны научить­ся вести кир­тан. Вы може­те доба­вить в свой кир­тан еще несколь­ко про­стых мело­дий и учить чле­нов груп­пы играть на кара­та­лах, мри­дан­ге и т.д.

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Зна­че­ние име­ни «Криш­на»

«Криш­на» озна­ча­ет «Все­при­вле­ка­ю­щий». Бог при­вле­ка­ет всех, это и есть опре­де­ле­ние Бога. Мы зна­ко­мы со мно­ги­ми изоб­ра­же­ни­я­ми Криш­ны и видим, что Он при­вле­ка­ет коров, телят, птиц, зве­рей, дере­вья, рас­те­ния и даже воду во Врин­да­ване. Он при­вле­ка­ет пас­туш­ков, гопи, Маха­ра­джу Нан­ду, Пан­да­вов и все чело­ве­че­ское обще­ство. Поэто­му если Богу и мож­но дать какое-то опре­де­лен­ное имя, то этим име­нем долж­но быть имя «Криш­на».

«Нау­ка само­осо­зна­ния», часть 1

Зна­че­ние име­ни «Рама»

[Криш­на гово­рит Йога­майе:] «А сын Рохи­ни, посколь­ку Он будет пере­не­сен из лона Дева­ки в лоно Рохи­ни, про­сла­вит­ся под име­нем Сан­кар­ша­ны. Его будут звать Рамой
за Его спо­соб­ность радо­вать всех оби­та­те­лей Гоку­лы и Балаб­хад­рой за Его огром­ную физи­че­скую силу».

Ком­мен­та­рий. Здесь пере­чис­ле­ны неко­то­рые при­чи­ны, по кото­рым Бала­ра­му назы­ва­ют Сан­кар­ша­ной, Бала­ра­мой, а ино­гда Рамой. Порой люди не согла­ша­ют­ся с тем, что в Маха-ман­тре — Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — сло­во «Рама» отно­сит­ся к Бала­ра­ме. Но, хотя пре­дан­ные Гос­по­да Рамы могут с этим не согла­шать­ся, им сле­ду­ет знать, что меж­ду Бала­ра­мой и Гос­по­дом Рамой нет раз­ни­цы. В дан­ном сти­хе «Шри­мад-Бха­га­ва­там» ясно ска­за­но, что Бала­ра­му так­же зовут Рама (раме­ти). Ста­ло быть, мож­но с пол­ным осно­ва­ни­ем назы­вать Гос­по­да Бала­ра­му Гос­по­дом Рамой. Джа­я­де­ва Госва­ми тоже гово­рит о трех Рамах: Пара­шу­ра­ме, Рагху­па­ти Раме и Бала­ра­ме. Каж­дый из Них — Рама.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 10.2.13

Име­нем «Рама» обра­ща­ют­ся к Гос­по­ду Бала­ра­ме и Гос­по­ду Нитьянанде

В маха-ман­тре Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе имя «Рама» под­ра­зу­ме­ва­ет Бала­ра­му. Посколь­ку Нитья­нан­да явля­ет­ся экс­пан­си­ей Бала­ра­мы, то «Рама» отно­сит­ся к Гос­по­ду Нитья­нан­де. Таким обра­зом, Харе Криш­на, Харе Рама — это обра­ще­ние не толь­ко к Кришне и Бала­ра­ме, но и к Гос­по­ду Чай­та­нье и Нитьянанде.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Вве­де­ние

 Зна­че­ние име­ни «Харе»

 Повто­ряя Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, мы фак­ти­че­ски обра­ща­ем­ся к Гос­по­ду и Его энер­гии, Харе. Хара — это внут­рен­няя энер­гия Криш­ны, кото­рую оли­це­тво­ря­ет Шри­ма­ти Рад­ха­ра­ни или Лакш­ми. Поэто­му вайш­на­вы покло­ня­ют­ся Радхе—Кришне, Лакшми—Нараяне и Сите—Раме. Про­из­но­ся Харе Криш­на Маха-ман­тру, мы сна­ча­ла обра­ща­ем­ся к внут­рен­ней энер­гии Криш­ны, Харе:
«О Рад­ха­ра­ни! О Хара! О энер­гия Господа!»

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы, сына Девах­у­ти», гла­ва 14

 

Повто­рив хором три раза Пан­ча-таттва ман­тру, вме­сте гром­ко про­чи­тай­те круг джа­пы. После это­го спро­си­те у чле­нов груп­пы, что они чув­ству­ют, повто­ряя дома восемь кру­гов джа­пы еже­днев­но. Попро­си­те одно­го или двух чело­век поде­лить­ся сво­и­ми осо­зна­ни­я­ми. Осталь­ных мож­но спра­ши­вать в тече­ние сле­ду­ю­щих недель.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

дравйа-йадж­нас тапо-йаджна
йога-йадж­нас татхапаре
сва­д­хй­айа-джна­на-йадж­наш ча
йатай­ах самшита-вратах

Одни обре­та­ют про­свет­ле­ние, жерт­вуя свою соб­ствен­ность, дру­гие — совер­шая аске­ти­че­ские подви­ги, зани­ма­ясь вось­ми­сту­пен­ча­той йогой или изу­чая Веды ради обре­те­ния духов­но­го зна­ния. Все они стро­го хра­нят свои обеты.

Ком­мен­та­рий. Жерт­во­при­но­ше­ния мож­но раз­де­лить на несколь­ко кате­го­рий. Одни люди жерт­ву­ют свою соб­ствен­ность, зани­ма­ясь бла­го­тво­ри­тель­но­стью. В Индии бога­тые ком­мер­сан­ты и чле­ны цар­ских семейств откры­ва­ют раз­но­го рода бла­го­тво­ри­тель­ные заве­де­ния, такие, как дхар­ма-шала, анна-кшет­ра, атит­хи-шала, анатха­лая и видья-пит­ха. В дру­гих стра­нах так­же есть мно­го бес­плат­ных боль­ниц, домов пре­ста­ре­лых и дру­гих бла­го­тво­ри­тель­ных заве­де­ний, кото­рые бес­плат­но раз­да­ют пищу, дают обра­зо­ва­ние неиму­щим и т.п. Все эти виды бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти назы­ва­ют дра­вья­майя-ягьей. Есть так­же люди, кото­рые, стре­мясь занять более высо­кое поло­же­ние, то есть попасть на рай­ские пла­не­ты, пре­да­ют­ся аске­зе, испол­няя такие суро­вые обе­ты, как чанд­ра­я­на и чатур­ма­сья. Напри­мер, чело­век, дав­ший обет чатур­ма­сьи, не дол­жен брить­ся четы­ре меся­ца в году (с июля по октябрь), ему запре­ще­но есть опре­де­лен­ные виды про­дук­тов, при­ни­мать пищу чаще, чем раз в день, и выхо­дить из дома. Так, жерт­вуя удоб­ства­ми, чело­век совер­ша­ет тапо­майя-ягью. Люди дру­гой кате­го­рии зани­ма­ют­ся раз­лич­ны­ми вида­ми мисти­че­ской йоги: йогой Патан­джа­ли, цель кото­рой — погру­зить­ся в бытие Абсо­лю­та, хатха-йогой или аштан­га-йогой, поз­во­ля­ю­щей овла­деть неко­то­ры­ми мисти­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми. А еще кто-то регу­ляр­но совер­ша­ет палом­ни­че­ство по всем свя­тым местам. Подоб­ные виды дея­тель­но­сти полу­чи­ли назва­ния йога-ягьи, жерт­во­при­но­ше­ний, совер­ша­е­мых ради обре­те­ния раз­лич­ных совер­шенств в мате­ри­аль­ном мире. Кто-то изу­ча­ет веди­че­ские писа­ния, глав­ным обра­зом Упа­ни­ша­ды и «Ведан­та-сут­ру», или же фило­со­фию санк­хьи. Такие виды дея­тель­но­сти назы­ва­ют сва­д­хьяя-ягьей, жерт­во­при­но­ше­ни­ем, кото­рое состо­ит в изу­че­нии свя­щен­ных писаний.

Все эти йоги с усер­ди­ем совер­ша­ют раз­лич­ные виды жерт­во­при­но­ше­ний, что­бы под­нять­ся на более высо­кий уро­вень бытия. Одна­ко метод созна­ния Криш­ны уни­ка­лен, ибо он дает чело­ве­ку воз­мож­ность непо­сред­ствен­но слу­жить Вер­хов­но­му Гос­по­ду. Ни одно из пере­чис­лен­ных выше жерт­во­при­но­ше­ний не помо­жет чело­ве­ку обре­сти созна­ние Криш­ны — это воз­мож­но лишь по мило­сти Гос­по­да и Его чистых пре­дан­ных. Сле­до­ва­тель­но, метод созна­ния Криш­ны выше всех осталь­ных мето­дов самоосознания.

«Бха­га­вад-гита», 4.28

 

Выде­ле­ние

Назо­ви­те раз­лич­ные виды жерт­во­при­но­ше­ний, кото­рые люди совер­ша­ют, что­бы воз­вы­сить­ся. По воз­мож­но­сти, исполь­зуй­те сан­скрит­ские названия.

Осмыс­ле­ние

  1. Опи­ши­те раз­лич­ные виды жерт­во­при­но­ше­ний и их результаты.
  2. Что обще­го меж­ду выше­упо­мя­ну­ты­ми вида­ми жерт­во­при­но­ше­ний? Чем созна­ние Криш­ны отли­ча­ет­ся от них?
  3. Какое бла­го при­но­сит слу­же­ние Богу?

При­ме­не­ние

Уве­ре­ны ли вы, что рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны — луч­шая бла­го­тво­ри­тель­ность? Ответ обоснуйте.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Вайш­нав про­яв­ля­ет состра­да­ние к греш­ным, стра­да­ю­щим существам

Прахла­да Маха­ра­джа — иде­аль­ный вайш­нав, неиз­мен­но мило­серд­ный к греш­ни­кам, стра­да­ю­щим в аду мате­ри­аль­ной жиз­ни. Поэто­му пре­дан­но­го Криш­ны назы­ва­ют пара-дук­ха-дук­хи кри­пам­буд­хих — «тот, кто испол­нен состра­да­ния ко всем живым суще­ствам и явля­ет­ся оке­а­ном мило­сер­дия». Все чистые пре­дан­ные Гос­по­да, подоб­но Прахла­де Маха­ра­дже, испол­не­ны состра­да­ния к греш­ни­кам и при­хо­дят в мате­ри­аль­ные мир, что­бы спа­сти их. Они тер­пе­ли­во пере­но­сят все­воз­мож­ные труд­но­сти и лише­ния, так как тер­пе­ние — одно из непре­мен­ных качеств вайш­на­ва, стре­мя­ще­го­ся выз­во­лить всех греш­ни­ков из ада мате­ри­аль­ной жиз­ни. Поэто­му к вайш­на­вам обра­ща­ют­ся с такой молитвой:

ван­чха-кал­па­та­руб­хй­аш ча
кри­па-син­дхубйа эва ча
пати­та­нам паванебхйо
вайш­на­веб­хйо намо намах

«Я в почте­нии скло­ня­юсь перед все­ми вайш­на­ва­ми, слу­га­ми Гос­по­да. Подоб­ные дере­вьям жела­ний, они спо­соб­ны испол­нить жела­ния каж­до­го и пол­ны состра­да­ния к пад­шим душам».

Глав­ной забо­той вайш­на­ва явля­ет­ся спа­се­ние пад­ших душ.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.21.47

 

Так как боль­шин­ство пре­дан­ных уже достиг­ли уров­ня криш­на-садх­а­ка, мож­но воз­ло­жить на них боль­ше про­по­вед­ни­че­ских обязательств.

Стар­шим чле­нам груп­пы мож­но дать сле­ду­ю­щие зада­ния: обзва­ни­вать новых участ­ни­ков про­грам­мы «Вет­ви бхак­ти»; осве­дом­лять­ся в тече­ние неде­ли об их бла­го­по­лу­чии, посте­пен­но вдох­нов­ляя их повто­рять джа­пу; ходить к ним в гости, что­бы пооб­щать­ся и воодушевить.

Млад­шие же могут пытать­ся при­гла­шать на про­грам­мы сво­их кол­лег по рабо­те, сосе­дей, дру­зей, род­ствен­ни­ков и т.д.

Обсу­див про­по­ведь, про­ве­ден­ную за послед­нюю неде­лю, раз­дай­те участ­ни­кам груп­пы пору­че­ния на сле­ду­ю­щую и запи­ши­те их. Спро­си­те пре­дан­ных о пла­нах про­по­ве­ди на сле­ду­ю­щую неде­лю и дай­те новые задания.

Обсу­ди­те все сомне­ния и вопро­сы, воз­ник­шие отно­си­тель­но проповеди.

Вы може­те так­же вовлечь всех участ­ни­ков груп­пы в рас­про­стра­не­ние книг, пред­ло­жив им попро­бо­вать рас­про­стра­нить кни­ги их дру­зьям и знакомым.

 

Пра­сад: 20 минут

Пусть чле­ны груп­пы сами пол­но­стью орга­ни­зу­ют раз­да­чу пра­са­да. Они могут выпол­нять это слу­же­ние по оче­ре­ди, чере­ду­ясь каж­дую неде­лю. Тогда это не будет посто­ян­ной забо­той кого-то одно­го и даст воз­мож­ность каж­до­му участ­во­вать в этом слу­же­нии. Но не нуж­но нико­го застав­лять, ищи­те добровольцев.

Если дети вызы­ва­ют­ся читать ман­тры перед пра­са­дом, мож­но поз­во­лить им сде­лать это. Пре­дан­ные долж­ны повто­рять за ними каж­дую строку.

Во вре­мя пра­са­да вы може­те пооб­щать­ся с чле­на­ми группы.