Для всех чле­нов вашей груп­пы этот семи­нар — важ­ный этап их духов­ной жиз­ни. Им пред­сто­ит оце­нить, чему они научи­лись за послед­ние несколь­ко меся­цев и насколь­ко они серьез­ны в созна­нии Криш­ны. Им пред­сто­ит взять на себя допол­ни­тель­ные обя­за­тель­ства, а зна­чит, еще немно­го пре­дать­ся Кришне.

За про­шед­шие меся­цы про­изо­шел сво­е­го рода отсев — кто-то ушел, кто-то при­со­еди­нил­ся… Это совер­шен­но есте­ствен­но, и не долж­но вызы­вать у вас бес­по­кой­ства. Конеч­но, нуж­но сле­дить, что­бы при­чи­ной ухо­да людей не ста­ло ваше соб­ствен­ное непра­виль­ное пове­де­ние. Но даже если вы дела­е­те все, что от вас зави­сит, в пер­вые шесть меся­цев такой отсев неиз­бе­жен, зато в кон­це у вас долж­ны остать­ся серьез­ные участ­ни­ки про­грам­мы, гото­вые при­нять обя­за­тель­ства уров­ня «Криш­на-садх­а­ка».

Не сто­ит при­гла­шать на про­грам­му нович­ков — веро­ят­но, им труд­но будет вос­при­нять настой­чи­вое тре­бо­ва­ние как мож­но ско­рее начать сле­до­вать всем регу­ли­ру­ю­щим принципам.

При­гла­си­те всех участ­ни­ков груп­пы и гостей. Сего­дня всем луч­ше сесть лицом к лек­то­ру, а не кру­гом, как обыч­но. На вся­кий слу­чай при­го­товь­те белую или чер­ную дос­ку с мар­ке­ром или мелом. Под­го­товь­те стол и стул для лек­то­ра, а так­же анке­ты для раз­да­чи в кон­це лекции.

 

Кир­тан: 20 минут

Попро­си­те стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти 20-минут­ный кир­тан.

 

Семи­нар: 90 минут

Криш­на-садх­а­ка (кон­цеп­ция семи­на­ра) 

Цели

  • Побу­дить участ­ни­ков груп­пы отка­зать­ся от одур­ма­ни­ва­ю­щих веществ.
  • Рас­ска­зать, поче­му необ­хо­ди­мо читать еже­днев­но как мини­мум восемь кру­гов маха-ман­тры.
  • Посе­щать допол­ни­тель­ные еже­не­дель­ные заня­тия по изу­че­нию «Бха­га­вад-гиты».
  • Рас­ска­зать о важ­но­сти соблю­де­ния эка­да­ши, покло­не­ния Тула­си и дру­гих аспек­тов сад­ха­на-бхак­ти.

Зада­чи. В кон­це заня­тия участ­ни­ки должны:

  • назвать по край­ней мере четы­ре при­чи­ны, по кото­рым сто­ит бро­сить упо­треб­ле­ние каких бы то ни было одур­ма­ни­ва­ю­щих веществ;
  • согла­сить­ся повто­рять 8 кру­гов джа­пы;
  • согла­сить­ся ходить на заня­тия по «Бха­га­вад-гите»;
  • при­нять про­цесс сад­ха­на-бхак­ти как необ­хо­ди­мое усло­вие духов­но­го про­грес­са и начать сле­до­вать ему.

Усло­вие: все эти обя­за­тель­ства пре­дан­ные долж­ны при­нять добровольно.

Кри­те­рии оценки

По край­ней мере, 75% пре­дан­ных, при­сут­ству­ю­щих на про­грам­ме, долж­ны быть гото­вы при­нять диплом уров­ня «Криш­на-садх­а­ка».

Оцен­ка: уст­ный опрос в кон­це лекции.

Под­го­тов­ка: для лек­ции о вре­де одур­ма­ни­ва­ю­щих веществ — фото­гра­фии счаст­ли­вых пре­дан­ных, заня­тых раз­но­об­раз­ной дея­тель­но­стью в созна­нии Кришны.

Что Кто Сред­ства Вре­мя, мин
Лек­ция, часть 1 Веду­щий 15
Моз­го­вой штурм Все при­сут­ству­ю­щие Чер­ная или белая доска 10
Лек­ция, часть 2 Веду­щий 2 спис­ка 15
Лек­ция, часть 2.1 Веду­щий Еще один спи­сок и фото­гра­фии преданных 15
Лек­ция, часть 3 Веду­щий 15
Рас­сказ преданных Двое пре­дан­ных: стар­ший и младший 10
Под­ве­де­ние ито­гов и отве­ты на вопросы Веду­щий 20

 

План заня­тия

Лек­ция, часть 1 

Азарт­ные игры дела­ют ум чело­ве­ка слиш­ком бес­по­кой­ным из-за пере­жи­ва­ний о при­бы­ли и постав­лен­ном рис­ке. Поэто­му это явля­ет­ся боль­шим пре­пят­стви­ем на пути пре­дан­но­го служения.

Пого­во­ри­те о вре­де неза­кон­но­го сек­са. Он рез­ко уси­ли­ва­ет жела­ние насла­ждать чув­ства, что рож­да­ет про­бле­мы со здо­ро­вьем, умом и эмо­ци­о­наль­ным само­чув­стви­ем, а кро­ме того, дела­ет невоз­мож­ным раз­ви­тие пре­дан­но­сти Богу, духа слу­же­ния и отре­шен­но­сти от материального.

Моз­го­вой штурм

Попро­си­те всех собрав­ших­ся поду­мать: 1) поче­му люди при­ни­ма­ют одур­ма­ни­ва­ю­щие веще­ства, 2) пагуб­ное вли­я­ние это­го. Попро­си­те кого-то запи­сы­вать при­ве­ден­ные аргу­мен­ты на дос­ке. В кон­це добавь­те то, что не прозвучало.

Лек­ция, часть 2

Подроб­нее рас­ска­жи­те об аргу­мен­тах, запи­сан­ных во вре­мя моз­го­во­го штур­ма. Исполь­зуй­те так­же сле­ду­ю­щие списки:

Спи­сок 1. При­чи­ны, по кото­рым люди при­бе­га­ют к одур­ма­ни­ва­ю­щим средствам

  • Борь­ба со скукой.
  • Забыть о проблемах.
  • Отстра­нить­ся от непри­ят­ной действительности.
  • Стать уве­рен­ным в себе, хотя бы на время.
  • Пло­хое общение.
  • Тре­бо­ва­ние обще­ства (во вре­мя вече­ри­нок и праздников).
  • При­выч­ка и зависимость.
  • Уход от реаль­но­сти в мир грез.
  • Сим­вол престижа.

Спи­сок 2. Послед­ствия при­ме­не­ния одур­ма­ни­ва­ю­щих средств

  • Зави­си­мость — нар­ко­ти­че­ская или срод­ни ей.
  • Вред здо­ро­вью.
  • Меша­ет нор­маль­но работать.
  • Без­раз­лич­ное отно­ше­ние к близким.
  • Пустая тра­та денег.
  • Похме­лье.
  • Невоз­мож­ность кон­тро­ля над собой.
  • Мно­гие пре­ступ­ле­ния совер­ша­ют­ся в состо­я­нии опьянения.
  • Про­бле­мы в семье.
  • Может появить­ся стрем­ле­ние к насилию.
  • Дур­ной при­мер для детей.
  • Лиша­ет ува­же­ния в нор­маль­ном обще­стве, и самоуважения.

Лек­ция, часть 3. Аль­тер­на­ти­ва одур­ма­ни­ва­ю­щим сред­ствам: стань­те счаст­ли­вы­ми бла­го­да­ря созна­нию Кришны

При­го­товь­те фото­гра­фии, пока­зы­ва­ю­щие раз­ные виды дея­тель­но­сти в созна­нии Криш­ны, кото­рые при­но­сят счастье:

  • Покло­не­ние домаш­ним Божествам
  • Кир­тан
  • При­ня­тие пра­са­да
  • Слу­ша­ние запи­сей кир­та­нов и лек­ций, напри­мер, в авто­мо­би­ле или во вре­мя домаш­ней работы
  • Меди­та­ция на Криш­ну на рабо­те или в инсти­ту­те (шко­ле)
  • Про­ве­де­ние нама-хат­ты дома и т.д.

Объ­яс­ни­те, что Криш­на — источ­ник все­го сча­стья, и несчаст­ны мы пото­му, что забы­ли о Нем. Мож­но исполь­зо­вать ана­ло­гию о малень­ком ребен­ке, раз­лу­чен­ном с мате­рью, кото­рый будет счаст­лив толь­ко рядом с ней. Поэто­му духов­ное раз­ви­тие через при­ня­тие все новых обя­за­тельств в созна­нии Криш­ны — наши шаги к Нему, и чем бли­же мы к Нему ста­но­вим­ся, тем боль­ше уве­ли­чи­ва­ет­ся наше духов­ное сча­стье; а сопут­ству­ю­щий это­му отказ от вред­ных при­вы­чек защи­ща­ет от про­блем материальных.

Лек­ция, часть 4

Рас­ска­жи­те о неко­то­рых аспек­тах сад­ха­на-бхак­ти — покло­не­ние Тула­си, соблю­де­ние эка­да­ши, уста­нов­ка домаш­не­го алта­ря и т.д. Какое бла­го это при­но­сит и как помо­га­ет в духов­ной жизни.

Рас­сказ преданных

Попро­си­те кого-нибудь из стар­ших пре­дан­ных, при­гла­шен­ных вами на про­грам­му, корот­ко рас­ска­зать о важ­но­сти посе­ще­ния допол­ни­тель­ных заня­тий по «Бха­га­вад-гите». Затем пусть какой-нибудь млад­ший пре­дан­ный поде­лит­ся сво­и­ми (поло­жи­тель­ны­ми) впе­чат­ле­ни­я­ми от этих занятий.

Под­ве­де­ние ито­гов и оценка

Рас­ска­жи­те о важ­но­сти повто­ре­ния свя­то­го име­ни — как это достав­ля­ет удо­воль­ствие Кришне и при­бли­жа­ет нас к Нему. А так­же, что уве­ли­че­ние чис­ла еже­днев­ных кру­гов — необ­хо­ди­мое усло­вие духов­но­го про­дви­же­ния. Про­чи­тай­те несколь­ко цитат из «Шри Намамриты».

Поин­те­ре­суй­тесь, есть ли вопро­сы о трудностях/препятствиях, меша­ю­щих повто­рять восемь кру­гов еже­днев­но. Ответь­те на них и дай­те прак­ти­че­ское реше­ние проблемы.

Рас­ска­жи­те, как мож­но сде­лать домаш­ний алтарь и про­во­дить ему неслож­ное покло­не­ние — пред­ла­гать пищу (напри­мер, фрук­ты), цве­ты и благовония.

Раз­дай­те анке­ты жела­ю­щим при­нять обе­ты уров­ня Криш­на-садх­а­ка. После это­го они уже могут полу­чить диплом, кото­рый им мож­но вру­чить во вре­мя пуб­лич­ной цере­мо­нии, либо на одной из хра­мо­вых программ.

 

Кон­троль­ный спи­сок для моду­ля «Криш­на-садх­а­ка»

Тре­тий модуль состо­ит из 8 заня­тий, кото­рые про­во­дят­ся в тече­ние 8 недель. После это­го моду­ля дают­ся вопро­сы — запол­ни­те при­ве­ден­ный ниже спи­сок, с помо­щью кото­ро­го вы смо­же­те оце­нить, про­дви­ну­лись ли чле­ны вашей груп­пы по основ­ным направ­ле­ни­ям хотя бы до уров­ня «Криш­на-садх­а­ка». «Криш­на-садх­а­ка» — повто­ре­ние не менее вось­ми кру­гов джа­пы еже­днев­но, воз­дер­жа­ние от одур­ма­ни­ва­ю­щих средств, мясо­еде­ния, азарт­ных игр и сек­са вне бра­ка, а так­же сле­до­ва­ние про­цес­су сад­ха­на-бхак­ти (уста­нов­ле­ние домаш­не­го алта­ря, соблю­де­ние эка­да­ши, покло­не­ние Тула­си и т.д.).

Вы долж­ны были запи­сы­вать подроб­ную инфор­ма­цию о чле­нах вашей груп­пы в отче­тах после каж­дой про­грам­мы. Это помо­жет вам лег­ко запол­нить кон­троль­ный спи­сок и под­твер­дить свои дости­же­ния. Если наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию, вы узна­е­те, чему сто­ит уде­лить осо­бое вни­ма­ние, точ­нее, чему вы уде­ли­ли недо­ста­точ­но вни­ма­ния. Про­смот­ри­те еще раз вступ­ле­ние, оно вам поможет.

Несмот­ря на все наши уси­лия, все­гда есть воз­мож­ность того, что наши резуль­та­ты не сов­па­дут с иде­а­лом. Ведь мы име­ем дело с людь­ми. У них есть сво­бо­да воли: они сами опре­де­ля­ют, с какой ско­ро­стью им про­грес­си­ро­вать в созна­нии Криш­ны. Мы же долж­ны делать все от нас зави­ся­щее, и в боль­шин­стве слу­ча­ев это вдох­но­вит их пре­да­вать­ся быст­рее. Но неуда­чи не долж­ны удру­чать вас, посколь­ку мы посто­ян­но совер­шен­ству­ем­ся. Это каса­ет­ся и того, как мы пре­да­ем­ся Кришне, и того, как учим­ся вдох­нов­лять на это дру­гих. Нет пре­де­ла совершенству.

Напи­ши­те да/нет в соот­вет­ству­ю­щей колон­ке справа

Посе­ща­ют ли вашу про­грам­му по край­ней мере 12–14 человек?
Все ли ходят регу­ляр­но? Сколь­ко непостоянных?
Участ­ву­ют ли они во всех частях встре­чи? Если нет, сколь­ко не участ­ву­ют и какие части обыч­но пропускаются?
Повто­ря­ют ли все чле­ны груп­пы хотя бы 8 кру­гов джа­пы еже­днев­но? Если нет, сколь­ко не повторяет?
Сколь­ко из них еще не чита­ют кни­ги Шри­лы Прабхупады?
Все ли выпол­ня­ют «домаш­нее зада­ние», в том чис­ле и по про­по­ве­ди? Если нет, сколь­ко не выполняет?
Все ли ста­биль­но ходят на допол­ни­тель­ные заня­тия? Сколь­ко не ходит?
Все ли сво­бод­но обща­ют­ся и чув­ству­ют себя с вами ком­форт­но? Если нет, сколь­ко не общается?
Все ли сле­ду­ют четы­рем регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам? Если нет, то сколько?
Все ли хотят при­нять уро­вень «Криш­на-садх­а­ка»? Если нет, сколь­ко не хочет?

Даже если у вас все­го одна или две помет­ки «нет» и вы уве­ре­ны, что про­де­ла­ли хоро­шую рабо­ту, вам все рав­но пред­сто­ит потру­дить­ся, что­бы под­нять всех сво­их под­опеч­ных до нуж­но­го уров­ня. Если око­ло поло­ви­ны груп­пы не сдви­ну­лось с места, вам сто­ит пере­смот­реть свою стра­те­гию. Обсу­ди­те это со стар­ши­ми про­по­вед­ни­ка­ми, попро­си­те их руко­вод­ства и помо­щи. Помни­те, что вы испол­ня­е­те роль роди­те­ля, а роди­те­ли обя­за­ны забо­тить­ся о каж­дом из сво­их детей!