Для всех членов вашей группы этот семинар — важный этап их духовной жизни. Им предстоит оценить, чему они научились за последние несколько месяцев и насколько они серьезны в сознании Кришны. Им предстоит взять на себя дополнительные обязательства, а значит, еще немного предаться Кришне.
За прошедшие месяцы произошел своего рода отсев — кто-то ушел, кто-то присоединился… Это совершенно естественно, и не должно вызывать у вас беспокойства. Конечно, нужно следить, чтобы причиной ухода людей не стало ваше собственное неправильное поведение. Но даже если вы делаете все, что от вас зависит, в первые шесть месяцев такой отсев неизбежен, зато в конце у вас должны остаться серьезные участники программы, готовые принять обязательства уровня «Кришна-садхака».
Не стоит приглашать на программу новичков — вероятно, им трудно будет воспринять настойчивое требование как можно скорее начать следовать всем регулирующим принципам.
Пригласите всех участников группы и гостей. Сегодня всем лучше сесть лицом к лектору, а не кругом, как обычно. На всякий случай приготовьте белую или черную доску с маркером или мелом. Подготовьте стол и стул для лектора, а также анкеты для раздачи в конце лекции.
Киртан: 20 минут
Попросите старшего преданного провести 20-минутный киртан.
Семинар: 90 минут
Кришна-садхака (концепция семинара)
Цели
- Побудить участников группы отказаться от одурманивающих веществ.
- Рассказать, почему необходимо читать ежедневно как минимум восемь кругов маха-мантры.
- Посещать дополнительные еженедельные занятия по изучению «Бхагавад-гиты».
- Рассказать о важности соблюдения экадаши, поклонения Туласи и других аспектов садхана-бхакти.
Задачи. В конце занятия участники должны:
- назвать по крайней мере четыре причины, по которым стоит бросить употребление каких бы то ни было одурманивающих веществ;
- согласиться повторять 8 кругов джапы;
- согласиться ходить на занятия по «Бхагавад-гите»;
- принять процесс садхана-бхакти как необходимое условие духовного прогресса и начать следовать ему.
Условие: все эти обязательства преданные должны принять добровольно.
Критерии оценки
По крайней мере, 75% преданных, присутствующих на программе, должны быть готовы принять диплом уровня «Кришна-садхака».
Оценка: устный опрос в конце лекции.
Подготовка: для лекции о вреде одурманивающих веществ — фотографии счастливых преданных, занятых разнообразной деятельностью в сознании Кришны.
Что | Кто | Средства | Время, мин |
Лекция, часть 1 | Ведущий | — | 15 |
Мозговой штурм | Все присутствующие | Черная или белая доска | 10 |
Лекция, часть 2 | Ведущий | 2 списка | 15 |
Лекция, часть 2.1 | Ведущий | Еще один список и фотографии преданных | 15 |
Лекция, часть 3 | Ведущий | — | 15 |
Рассказ преданных | Двое преданных: старший и младший | — | 10 |
Подведение итогов и ответы на вопросы | Ведущий | — | 20 |
План занятия
Лекция, часть 1
Азартные игры делают ум человека слишком беспокойным из-за переживаний о прибыли и поставленном риске. Поэтому это является большим препятствием на пути преданного служения.
Поговорите о вреде незаконного секса. Он резко усиливает желание наслаждать чувства, что рождает проблемы со здоровьем, умом и эмоциональным самочувствием, а кроме того, делает невозможным развитие преданности Богу, духа служения и отрешенности от материального.
Мозговой штурм
Попросите всех собравшихся подумать: 1) почему люди принимают одурманивающие вещества, 2) пагубное влияние этого. Попросите кого-то записывать приведенные аргументы на доске. В конце добавьте то, что не прозвучало.
Лекция, часть 2
Подробнее расскажите об аргументах, записанных во время мозгового штурма. Используйте также следующие списки:
Список 1. Причины, по которым люди прибегают к одурманивающим средствам
- Борьба со скукой.
- Забыть о проблемах.
- Отстраниться от неприятной действительности.
- Стать уверенным в себе, хотя бы на время.
- Плохое общение.
- Требование общества (во время вечеринок и праздников).
- Привычка и зависимость.
- Уход от реальности в мир грез.
- Символ престижа.
Список 2. Последствия применения одурманивающих средств
- Зависимость — наркотическая или сродни ей.
- Вред здоровью.
- Мешает нормально работать.
- Безразличное отношение к близким.
- Пустая трата денег.
- Похмелье.
- Невозможность контроля над собой.
- Многие преступления совершаются в состоянии опьянения.
- Проблемы в семье.
- Может появиться стремление к насилию.
- Дурной пример для детей.
- Лишает уважения в нормальном обществе, и самоуважения.
Лекция, часть 3. Альтернатива одурманивающим средствам: станьте счастливыми благодаря сознанию Кришны
Приготовьте фотографии, показывающие разные виды деятельности в сознании Кришны, которые приносят счастье:
- Поклонение домашним Божествам
- Киртан
- Принятие прасада
- Слушание записей киртанов и лекций, например, в автомобиле или во время домашней работы
- Медитация на Кришну на работе или в институте (школе)
- Проведение нама-хатты дома и т.д.
Объясните, что Кришна — источник всего счастья, и несчастны мы потому, что забыли о Нем. Можно использовать аналогию о маленьком ребенке, разлученном с матерью, который будет счастлив только рядом с ней. Поэтому духовное развитие через принятие все новых обязательств в сознании Кришны — наши шаги к Нему, и чем ближе мы к Нему становимся, тем больше увеличивается наше духовное счастье; а сопутствующий этому отказ от вредных привычек защищает от проблем материальных.
Лекция, часть 4
Расскажите о некоторых аспектах садхана-бхакти — поклонение Туласи, соблюдение экадаши, установка домашнего алтаря и т.д. Какое благо это приносит и как помогает в духовной жизни.
Рассказ преданных
Попросите кого-нибудь из старших преданных, приглашенных вами на программу, коротко рассказать о важности посещения дополнительных занятий по «Бхагавад-гите». Затем пусть какой-нибудь младший преданный поделится своими (положительными) впечатлениями от этих занятий.
Подведение итогов и оценка
Расскажите о важности повторения святого имени — как это доставляет удовольствие Кришне и приближает нас к Нему. А также, что увеличение числа ежедневных кругов — необходимое условие духовного продвижения. Прочитайте несколько цитат из «Шри Намамриты».
Поинтересуйтесь, есть ли вопросы о трудностях/препятствиях, мешающих повторять восемь кругов ежедневно. Ответьте на них и дайте практическое решение проблемы.
Расскажите, как можно сделать домашний алтарь и проводить ему несложное поклонение — предлагать пищу (например, фрукты), цветы и благовония.
Раздайте анкеты желающим принять обеты уровня Кришна-садхака. После этого они уже могут получить диплом, который им можно вручить во время публичной церемонии, либо на одной из храмовых программ.
Контрольный список для модуля «Кришна-садхака»
Третий модуль состоит из 8 занятий, которые проводятся в течение 8 недель. После этого модуля даются вопросы — заполните приведенный ниже список, с помощью которого вы сможете оценить, продвинулись ли члены вашей группы по основным направлениям хотя бы до уровня «Кришна-садхака». «Кришна-садхака» — повторение не менее восьми кругов джапы ежедневно, воздержание от одурманивающих средств, мясоедения, азартных игр и секса вне брака, а также следование процессу садхана-бхакти (установление домашнего алтаря, соблюдение экадаши, поклонение Туласи и т.д.).
Вы должны были записывать подробную информацию о членах вашей группы в отчетах после каждой программы. Это поможет вам легко заполнить контрольный список и подтвердить свои достижения. Если наблюдается тенденция к снижению, вы узнаете, чему стоит уделить особое внимание, точнее, чему вы уделили недостаточно внимания. Просмотрите еще раз вступление, оно вам поможет.
Несмотря на все наши усилия, всегда есть возможность того, что наши результаты не совпадут с идеалом. Ведь мы имеем дело с людьми. У них есть свобода воли: они сами определяют, с какой скоростью им прогрессировать в сознании Кришны. Мы же должны делать все от нас зависящее, и в большинстве случаев это вдохновит их предаваться быстрее. Но неудачи не должны удручать вас, поскольку мы постоянно совершенствуемся. Это касается и того, как мы предаемся Кришне, и того, как учимся вдохновлять на это других. Нет предела совершенству.
Напишите да/нет в соответствующей колонке справа
Посещают ли вашу программу по крайней мере 12–14 человек? | |
Все ли ходят регулярно? Сколько непостоянных? | |
Участвуют ли они во всех частях встречи? Если нет, сколько не участвуют и какие части обычно пропускаются? | |
Повторяют ли все члены группы хотя бы 8 кругов джапы ежедневно? Если нет, сколько не повторяет? | |
Сколько из них еще не читают книги Шрилы Прабхупады? | |
Все ли выполняют «домашнее задание», в том числе и по проповеди? Если нет, сколько не выполняет? | |
Все ли стабильно ходят на дополнительные занятия? Сколько не ходит? | |
Все ли свободно общаются и чувствуют себя с вами комфортно? Если нет, сколько не общается? | |
Все ли следуют четырем регулирующим принципам? Если нет, то сколько? | |
Все ли хотят принять уровень «Кришна-садхака»? Если нет, сколько не хочет? |
Даже если у вас всего одна или две пометки «нет» и вы уверены, что проделали хорошую работу, вам все равно предстоит потрудиться, чтобы поднять всех своих подопечных до нужного уровня. Если около половины группы не сдвинулось с места, вам стоит пересмотреть свою стратегию. Обсудите это со старшими проповедниками, попросите их руководства и помощи. Помните, что вы исполняете роль родителя, а родители обязаны заботиться о каждом из своих детей!