К это­му вре­ме­ни ваша груп­па долж­на насчи­ты­вать око­ло 15 чело­век. Отно­ше­ния меж­ду ними долж­ны быть непри­нуж­ден­ные, а сов­мест­ные про­грам­мы — при­но­сить радость.

Уже не сто­ит при­гла­шать в вашу груп­пу новых людей, так как им может быть труд­но удер­жать­ся на общем уровне.

Но все же, если кто-то очень хочет при­со­еди­нить­ся к вам, а дру­гой под­хо­дя­щей груп­пы для него нет, може­те при­нять его в вашу. Крат­ко вве­ди­те его в курс дел: объ­яс­ни­те, что такое Дви­же­ние созна­ния Криш­ны, како­ва цель нашей жиз­ни, рас­ска­жи­те, что все мы — веч­ные души и т.п.

Во вре­мя обсуж­де­ния фило­со­фии вы може­те отса­дить нович­ков отдель­но и обсу­дить с ними темы преж­них недель. Може­те попро­сить их собрать­ся в дру­гой день, что­бы уде­лить им осо­бое вни­ма­ние и помочь им понять, что про­ис­хо­дит на про­грам­ме. Таким обра­зом, при­гла­шать новых людей мож­но, при усло­вии, что их не слиш­ком много.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Пра­бхупады за послед­нюю неде­лю, и попро­си­те об этом других.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Если бы вас попро­си­ли дать совет всем чле­нам этой груп­пы, что бы вы посоветовали?»

 

Кир­тан: 15 минут

Посто­ян­ные чле­ны груп­пы к это­му вре­ме­ни уже долж­ны научить­ся вести кир­тан. Вы може­те доба­вить в свой кир­тан еще несколь­ко про­стых мело­дий и учить чле­нов груп­пы играть на кара­та­лах, мри­дан­ге и т.д.

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Вна­ча­ле про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щую цитату.

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, чело­век полу­ча­ет осво­бож­де­ние, неза­ви­си­мо от касты, веро­ис­по­ве­да­ния, цве­та кожи и обще­ствен­но­го положения.

Мно­гих брах­ма­нов рас­пи­ра­ет от гор­до­сти отто­го, что они ари­сто­кра­ты и в боль­ших коли­че­ствах про­во­дят веди­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Это их чув­ство пре­вос­ход­ства осо­бен­но бро­са­ет­ся в гла­за в Южной Индии. По край­ней мере, так было пять­сот лет назад. Поло­жив нача­ло пению ман­тры Харе Криш­на, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху начал насто­я­щую рево­лю­цию про­тив этой брах­ма­ни­че­ской систе­мы. Повто­ряя свя­тое имя, чело­век полу­ча­ет осво­бож­де­ние, неза­ви­си­мо от касты, веро­ис­по­ве­да­ния, цве­та кожи и обще­ствен­но­го поло­же­ния. Пре­дан­ное слу­же­ние транс­цен­дент­но, и пото­му кто бы ни повто­рял Харе Криш­на маха-ман­тру, он тут же очи­ща­ет­ся. Здесь Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху наме­ка­ет Вал­лаб­хе Бхат­та­чарйе, что воз­вы­шен­ный брах­ман, кото­рый про­во­дит жерт­во­при­но­ше­ния и сле­ду­ет веди­че­ским прин­ци­пам, не дол­жен пре­не­бре­жи­тель­но отно­сить­ся к тому, кто пре­дан­но слу­жит Гос­по­ду, повто­ряя Его свя­тое имя.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.69

 

Повто­рив хором три раза Пан­ча-таттва ман­тру, вме­сте гром­ко про­чи­тай­те круг джа­пы. После это­го спро­си­те у чле­нов груп­пы, что они чув­ству­ют, повто­ряя дома восемь кру­гов джа­пы еже­днев­но. Попро­си­те одно­го или двух чело­век поде­лить­ся сво­и­ми осо­зна­ни­я­ми. Осталь­ных мож­но спра­ши­вать в тече­ние сле­ду­ю­щих недель.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Господа
и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

вита-рага-бхайа-крод­ха
ман-майа мам упашритах
баха­во джнана-тапаса
пута мад-бха­вам агатах

Осво­бо­див­шись от при­вя­зан­но­сти, стра­ха и гне­ва, сосре­до­то­чив на Мне ум и най­дя во Мне при­бе­жи­ще, мно­гие люди в про­шлом постиг­ли Меня. Так они очи­сти­лись от мате­ри­аль­ной сквер­ны и обре­ли транс­цен­дент­ную любовь ко Мне.

Ком­мен­та­рий. Как уже было ска­за­но, тому, в ком силь­ны мате­ри­аль­ные при­вя­зан­но­сти, очень труд­но постичь при­ро­ду Выс­шей Абсо­лют­ной Исти­ны. Обыч­но люди, при­вя­зан­ные к телес­ным пред­став­ле­ни­ям о жиз­ни, настоль­ко закос­не­ли в мате­ри­а­лиз­ме, что прак­ти­че­ски неспо­соб­ны понять, как Все­выш­ний может быть лич­но­стью. Такие мате­ри­а­ли­сты не могут даже пред­ста­вить себе, что суще­ству­ет нетлен­ное духов­ное тело, испол­нен­ное зна­ния и веч­но­го бла­жен­ства. Мате­ри­аль­ное тело брен­но, испол­не­но неве­же­ства и обре­че­но на нескон­ча­е­мые стра­да­ния. Поэто­му, услы­шав, что Гос­подь явля­ет­ся лич­но­стью, обла­да­ю­щей телом, мир­ские люди пере­но­сят на Него свои пред­став­ле­ния о теле. Для таких людей Все­выш­ний — это бес­край­ний мате­ри­аль­ный кос­мос, и пото­му они счи­та­ют Бога без­лич­ным. И посколь­ку их созна­ние сосре­до­то­че­но на мате­ри­аль­ном, их стра­шит сама мысль о том, что после осво­бож­де­ния они сохра­нят инди­ви­ду­аль­ность. Когда они слы­шат, что живые суще­ства в духов­ном мире тоже обла­да­ют инди­ви­ду­аль­но­стью, пер­спек­ти­ва сно­ва стать лич­но­стью пуга­ет их, поэто­му они пред­по­чи­та­ют рас­тво­рить­ся в без­лич­ной пусто­те. Такие люди часто срав­ни­ва­ют живые суще­ства с пузырь­ка­ми пены, исче­за­ю­щи­ми в оке­ан­ских вол­нах. По их мне­нию, пусто­та — это самый высо­кий уро­вень духов­но­го бытия, кото­ро­го мож­но достичь, лишив­шись инди­ви­ду­аль­но­сти. Подоб­ные кон­цеп­ции про­дик­то­ва­ны стра­хом и не опи­ра­ют­ся на истин­ное зна­ние о духов­ной реаль­но­сти. А мно­гие люди вооб­ще не верят в суще­ство­ва­ние духов­ной реаль­но­сти. Сби­тые с тол­ку оби­ли­ем про­ти­во­ре­чи­вых фило­соф­ских тео­рий и воз­зре­ний, они от доса­ды и гне­ва при­хо­дят к глу­по­му выво­ду о том, что выс­шей при­чи­ны бытия про­сто не суще­ству­ет и что все, в конеч­ном сче­те, есть пусто­та. Такие люди про­сто больны.

Итак, одни слиш­ком обре­ме­не­ны мате­ри­аль­ны­ми при­вя­зан­но­стя­ми и пото­му не испы­ты­ва­ют инте­ре­са к духов­ной жиз­ни, дру­гие меч­та­ют о сли­я­нии с выс­шим духов­ным быти­ем, а тре­тьи, озлоб­лен­ные заси­льем псев­до­ду­хов­ных уче­ний, ни во что не верят и утра­чи­ва­ют надеж­ду на спа­се­ние. Послед­ние нахо­дят при­бе­жи­ще в алко­го­ле или нар­ко­ти­ках и при­ни­ма­ют вызван­ные ими гал­лю­ци­на­ции за духов­ные виде­ния. Необ­хо­ди­мо изба­вить­ся от всех трех форм при­вя­зан­но­сти к мате­ри­аль­но­му миру: пре­не­бре­же­ния духов­ной жиз­нью, стра­ха стать духов­ной лич­но­стью и при­вер­жен­но­сти к фило­со­фии пусто­ты, в осно­ве кото­рой лежит разо­ча­ро­ва­ние в жиз­ни. Что­бы осво­бо­дить­ся от этих трех форм мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни, надо пол­но­стью пре­дать­ся Гос­по­ду, выпол­няя ука­за­ния истин­но­го духов­но­го учи­те­ля и сле­дуя пра­ви­лам пре­дан­но­го служения.

Выс­шей сту­пе­нью пре­дан­но­го слу­же­ния явля­ет­ся сту­пень бха­вы, транс­цен­дент­ной люб­ви к Богу. В «Бхак­ти-расамри­та-син­дху», трак­та­те, посвя­щен­ном нау­ке пре­дан­но­го слу­же­ния, сказано:

адау шрад­дха татах садху-
сан­го ’тха бхаджана-крийа
тато ’нарт­ха-ниврит­тих сйат
тато ништ­ха ручис татах

адха­сак­тис тато бхавас
татах пре­маб­хй­у­дан­ча­ти
садх­а­ка­нам айам премнах
пра­дурб­ха­ве бха­вет крамах

«Вна­ча­ле у чело­ве­ка долж­но воз­ник­нуть стрем­ле­ние к само­осо­зна­нию. Оно побу­дит его искать обще­ства людей, достиг­ших высо­ко­го духов­но­го уров­ня. Затем начи­на­ю­щий пре­дан­ный полу­ча­ет посвя­ще­ние у воз­вы­шен­но­го духов­но­го учи­те­ля и, сле­дуя его ука­за­ни­ям, начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем. Зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем под руко­вод­ством духов­но­го учи­те­ля, он осво­бож­да­ет­ся от всех мате­ри­аль­ных при­вя­зан­но­стей, ста­но­вит­ся посто­я­нен в духов­ной прак­ти­ке и обре­та­ет вкус к слу­ша­нию повест­во­ва­ний об Абсо­лют­ной Лич­но­сти Бога, Шри Кришне. Этот вкус помо­га­ет пре­дан­но­му раз­вить при­вя­зан­ность к созна­нию Криш­ны, кото­рая, уси­ли­ва­ясь, пре­вра­ща­ет­ся в бха­ву, началь­ную ста­дию транс­цен­дент­ной люб­ви к Богу.

Истин­ная любовь к Богу назы­ва­ет­ся пре­мой и явля­ет­ся выс­шей сту­пе­нью совер­шен­ства». На ста­дии пре­мы пре­дан­ный зани­ма­ет­ся транс­цен­дент­ным любов­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду непре­рыв­но. Таким обра­зом, когда чело­век, пере­хо­дя с одной сту­пе­ни пре­дан­но­го слу­же­ния на дру­гую и дей­ствуя под руко­вод­ством истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, посте­пен­но избав­ля­ет­ся от всех мате­ри­аль­ных при­вя­зан­но­стей, от бояз­ни сохра­нить духов­ную инди­ви­ду­аль­ность и от отча­я­ния, застав­ля­ю­ще­го его искать при­бе­жи­ще в фило­со­фии пусто­ты, он достиг­нет выс­шей сту­пе­ни совер­шен­ства. Тогда он в кон­це кон­цов полу­чит пра­во попасть в оби­тель Вер­хов­но­го Господа.

«Бха­га­вад-гита», 4.10

 

Выде­ле­ние

Како­вы каче­ства, необ­хо­ди­мые для дости­же­ния люб­ви к Богу?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му неко­то­рые люди боят­ся лич­ност­ной фор­мы Бога? Какую фор­му Бога они предпочитают?
  2. Поче­му неко­то­рых людей раз­дра­жа­ет духов­ная жизнь в любых ее про­яв­ле­ни­ях? В чем они нахо­дят прибежище?
  3. Поче­му неко­то­рые люди без­раз­лич­ны к духов­ной жизни?
  4. Как мож­но под­нять­ся над все­ми тре­мя фор­ма­ми мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни и достичь люб­ви к Богу?
  5. Крат­ко опи­ши­те одну за дру­гой ста­дии дости­же­ния люб­ви к Богу (пре­мы).

При­ме­не­ние

Убеж­де­ны ли Вы, что Бог, Криш­на, явля­ет­ся лич­но­стью и что дости­же­ние люб­ви к Нему — выс­шее совер­шен­ство жиз­ни? Поде­ли­тесь сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми о вашем буду­щем про­дви­же­нии в созна­нии Кришны.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те сле­ду­ю­щие отрывки.

Про­по­ведь — это сущность

Истин­ный пре­дан­ный удру­чен, видя пла­чев­ное состо­я­ние мира.

Истин­ный пре­дан­ный Гос­по­да Криш­ны все­гда испы­ты­ва­ет боль, видя, в каком состо­я­нии нахо­дит­ся мир. Шри­ла Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Тха­кур часто гово­рил: «В этом мире нет недо­стат­ка ни в чем, кро­ме созна­ния Криш­ны». Так видят мир все чистые пре­дан­ные. Из-за того, что чело­ве­че­ско­му обще­ству недо­ста­ет созна­ния Криш­ны, люди, погру­зив­ши­е­ся в оке­ан неве­же­ства и чув­ствен­ных насла­жде­ний, испы­ты­ва­ют ужас­ные муки. И пре­дан­ный не может не скор­беть, наблю­дая такое поло­же­ние вещей в мире.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 13.67, комм.

Пре­дан­ный не удо­вле­тво­рен лишь соб­ствен­ным спа­се­ни­ем. Из состра­да­ния к дру­гим он начи­на­ет про­по­ве­до­вать, и Криш­на обес­пе­чи­ва­ет ему осо­бую защиту.

Чело­век, осо­знав­ший Криш­ну, осво­бож­да­ет­ся от оков майи, и он дол­жен про­яв­лять состра­да­ние ко всем, кто томит­ся у нее в пле­ну. Участ­ни­ки Дви­же­ния созна­ния Криш­ны долж­ны забо­тить­ся не толь­ко о себе, но и о бла­ге всех и каж­до­го. Высот созна­ния Криш­ны достиг тот, кто раде­ет не о соб­ствен­ном спа­се­нии, а о спа­се­нии дру­гих, и поэто­му ста­ра­ет­ся рас­ши­рять Дви­же­ние созна­ния Криш­ны. Тако­му воз­вы­шен­но­му пре­дан­но­му не гро­зит паде­ние, ибо Криш­на все­гда и вез­де будет защи­щать его. В этом суть Дви­же­ния созна­ния Кришны.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 6.2.36–37, комм.

 

Так как боль­шин­ство пре­дан­ных уже достиг­ли уров­ня криш­на-садх­а­ка, мож­но воз­ло­жить на них боль­ше про­по­вед­ни­че­ских обязательств.

Стар­шим чле­нам груп­пы мож­но дать сле­ду­ю­щие зада­ния: обзва­ни­вать новых участ­ни­ков про­грам­мы «Вет­ви бхак­ти»; осве­дом­лять­ся в тече­ние неде­ли об их бла­го­по­лу­чии, посте­пен­но вдох­нов­ляя их повто­рять джа­пу; ходить к ним в гости, что­бы пооб­щать­ся и воодушевить.

Млад­шие же могут пытать­ся при­гла­шать на про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы, празд­ни­ки или про­грам­мы вйу­ха сво­их кол­лег по рабо­те, сосе­дей, дру­зей, род­ствен­ни­ков и т.д. После неболь­шой под­го­то­ви­тель­ной рабо­ты их мож­но под­клю­чить к одной из дру­гих суще­ству­ю­щих групп бхак­ти-врик­ши (если они не пере­пол­не­ны). В про­тив­ном слу­чае, сле­ду­ет подо­ждать, пока в тече­ние 24 недель появят­ся новые лиде­ры, спо­соб­ные вести новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, и кого-то мож­но будет при­гла­сить туда.

Обсу­див про­по­ведь, про­ве­ден­ную за послед­нюю неде­лю, раз­дай­те участ­ни­кам груп­пы пору­че­ния на сле­ду­ю­щую и запи­ши­те их. Спро­си­те пре­дан­ных о пла­нах про­по­ве­ди на сле­ду­ю­щую неде­лю и дай­те новые задания.

Обсу­ди­те все сомне­ния и вопро­сы, воз­ник­шие отно­си­тель­но проповеди.

Вы може­те так­же вовлечь всех участ­ни­ков груп­пы в рас­про­стра­не­ние книг, запи­сей кир­та­нов и лек­ций, пра­са­да и бла­го­во­ний, пред­ло­жив им рас­про­стра­нять их сво­им дру­зьям и знакомым.

 

Пра­сад: 20 минут

Пусть чле­ны груп­пы сами пол­но­стью орга­ни­зу­ют раз­да­чу пра­са­да. Они могут выпол­нять это слу­же­ние по оче­ре­ди, чере­ду­ясь каж­дую неде­лю. Тогда это не будет посто­ян­ной забо­той кого-то одно­го и даст воз­мож­ность каж­до­му участ­во­вать в этом слу­же­нии. Но не нуж­но нико­го застав­лять, ищи­те добровольцев.

Если дети вызы­ва­ют­ся читать ман­тры перед пра­са­дом, мож­но поз­во­лить им сде­лать это. Пре­дан­ные долж­ны повто­рять за ними каж­дую стро­ку. Во вре­мя пра­са­да вы може­те пооб­щать­ся с чле­на­ми группы.