Нек­тар свя­то­го имени

В Кали-югу, вме­сто того, что­бы пре­да­вать­ся умо­зри­тель­ным рас­суж­де­ни­ям, луч­ше обра­тить­ся к мето­ду, кото­рый дал нам Гос­подь Чай­та­нья — повто­ре­нию Харе Кришна.

В пору дождей по вече­рам над вер­хуш­ка­ми дере­вьев мож­но уви­деть мно­же­ство свет­ля­ков, мер­ца­ю­щих, как огонь­ки. Одна­ко небес­ные све­ти­ла, звез­ды и луна в это вре­мя не вид­ны. Точ­но так же в Кали-югу ате­и­сты и греш­ни­ки выдви­га­ют­ся на пер­вый план, а те, кто истин­но сле­ду­ет пред­пи­са­ни­ям Вед и стре­мит­ся к духов­но­му осво­бож­де­нию, нахо­дят­ся в тени.

Нынеш­няя эпо­ха, Кали-юга, для живых существ подоб­на сезо­ну дождей, когда небо затя­ну­то туча­ми. В это вре­мя под­лин­ное зна­ние отсту­па­ет под натис­ком мате­ри­аль­ной циви­ли­за­ции. Умству­ю­щие фило­со­фы, ате­и­сты и изоб­ре­та­те­ли псев­до­ре­ли­ги­оз­ных уче­ний вид­ны всем, как огонь­ки свет­ля­ков, а те, кто стро­го сле­ду­ет пред­пи­са­ни­ям Вед и ука­за­ни­ям свя­щен­ных писа­ний, скры­ты за туча­ми Кали-юги.

Люди долж­ны научить­ся поль­зо­вать­ся све­том насто­я­щих небес­ных све­тил: солн­ца, луны и звезд. Они не долж­ны доволь­ство­вать­ся огонь­ка­ми свет­ля­ков. Ведь свет­ля­ки не спо­соб­ны рас­се­ять ноч­ную тьму. Но даже в сезон дождей небо ино­гда очи­ща­ет­ся от туч, и ста­но­вят­ся вид­ны звез­ды, луна и солн­це. Подоб­но это­му, у Кали-юги тоже есть свои пре­иму­ще­ства. Порой в Кали-югу мож­но услы­шать, как участ­ни­ки дви­же­ния Гос­по­да Чай­та­ньи, осно­ван­но­го на уче­нии Вед, поют вели­кую песнь осво­бож­де­ния — ман­тру Харе Криш­на. Люди, стре­мя­щи­е­ся к под­лин­но­му све­ту, долж­ны вос­поль­зо­вать­ся теми бла­га­ми, кото­рые несет им это дви­же­ние, вме­сто того что­бы обра­щать взо­ры в сто­ро­ну умству­ю­щих фило­со­фов и атеистов.

«Криш­на, Вер­хов­ная Лич­ность Бога»

 

Текст для обсуждения

Гос­подь и Его энер­гии. Как объ­яс­ня­ет Ишо­па­ни­шад, все, что мы видим вокруг себя — как живое, так и нежи­вое — нахо­дит­ся во вла­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да. Гос­подь Криш­на гово­рит об этом в «Бха­га­вад-гите» (9.10): Его энер­гии управ­ля­ют всем сущим. В «Виш­ну-пуране» ска­за­но: «Подоб­но тому как от огня во все сто­ро­ны исхо­дит свет и теп­ло, так и все миро­зда­ние пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие энер­гий, исхо­дя­щих из Вер­хов­но­го Гос­по­да». Напри­мер, Солн­це во все­лен­ной толь­ко одно, но его свет и теп­ло рас­про­стра­ня­ют­ся всю­ду. Так же и Вер­хов­ный Гос­подь рас­про­стра­ня­ет Свои мате­ри­аль­ные и духов­ные энер­гии по Сво­е­му творению.

Поло­же­ние Криш­ны. В Ишо­па­ни­шад гово­рит­ся: «Даже не поки­дая Сво­ей оби­те­ли, Бог пере­дви­га­ет­ся быст­рее мыс­ли и может обо­гнать всех бегу­щих. К Нему не спо­соб­ны при­бли­зить­ся даже могу­ще­ствен­ные полу­бо­ги. Оста­ва­ясь на одном и том же месте, Он власт­ву­ет над теми, кто посы­ла­ет вет­ра и дожди. В Сво­ем совер­шен­стве Бог не зна­ет Себе равных».

То же самое гово­рит­ся в «Брах­ма-сам­хи­те» (5.37). Хотя Криш­на пре­бы­ва­ет на Голо­ке Врин­да­ване, в то же вре­мя Он нахо­дит­ся в серд­цах всех живу­щих. На Голо­ке у Криш­ны нет ника­ких обя­зан­но­стей. Он про­сто насла­жда­ет­ся там обще­ством Сво­их роди­те­лей, пас­ту­шек и пас­туш­ков, коров и телят. Он совер­шен­но сво­бо­ден, а Его при­бли­жен­ные обла­да­ют даже еще боль­шей сво­бо­дой, пото­му что, когда им гро­зит так назы­ва­е­мая опас­ность, Криш­на бес­по­ко­ит­ся о том, как защи­тить их. Что же каса­ет­ся самих Его при­бли­жен­ных, то у них нет ника­ких беспокойств.

Они дума­ют так: «Криш­на с нами. Он защи­тит нас». Когда пять тысяч лет назад Криш­на явил Свои игры во Врин­да­ване, в Индии, Он каж­дый день со Сво­и­ми дру­зья­ми-пас­туш­ка­ми пас телят и коров в лесу на бере­гу Яму­ны, и Кам­са вре­мя от вре­ме­ни посы­лал како­го-нибудь демо­на убить Криш­ну и Его дру­зей. Но несмот­ря на это, пас­туш­ки не пре­кра­ща­ли сво­их игр, так как были уве­ре­ны, что Криш­на защи­тит их. Это и есть духов­ная жизнь, и начи­на­ет­ся она с вру­че­ния себя Кришне.

Вру­чить себя Кришне — зна­чит обла­дать непо­ко­ле­би­мой верой в то, что Он может защи­тить от любой опас­но­сти. Пер­вое, что нуж­но сде­лать — это при­нять то, что бла­го­при­ят­ству­ет пре­дан­но­му слу­же­нию. Затем нуж­но отка­зать­ся от все­го, что пре­пят­ству­ет пре­дан­но­му слу­же­нию. После это­го при­дет уве­рен­ность в том, что мы можем все­гда рас­счи­ты­вать на защи­ту и под­держ­ку Криш­ны. Стро­го гово­ря, Он и так ока­зы­ва­ет защи­ту и под­держ­ку всем и каж­до­му, и это — неоспо­ри­мый факт. Одна­ко, нахо­дясь под чара­ми майи, или иллю­зии, мы дума­ем, что защи­ща­ем и обес­пе­чи­ва­ем себя сами.

О пре­дан­ных Криш­на забо­тит­ся лич­но, тогда как обыч­ные живые суще­ства нахо­дят­ся на попе­че­нии внеш­ней энер­гии Криш­ны, Майи-деви. Майя-деви — пред­ста­ви­тель­ни­ца Криш­ны, ответ­ствен­ная за нака­за­ние обу­слов­лен­ных душ. Нечто подоб­ное мож­но видеть в любом госу­дар­стве: о зако­но­по­слуш­ных граж­да­нах госу­дар­ство забо­тит­ся само, а пре­ступ­ни­ка­ми зани­ма­ет­ся служ­ба испол­не­ния наказаний.

«Зако­ны при­ро­ды»

 

Знакомство с текстом

Где пре­бы­ва­ет Гос­подь Криш­на? Каким обра­зом управ­ля­ет Он всем сущим?

Осмысление

  1. При­ве­ди­те несколь­ко утвер­жде­ний, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, что Криш­на явля­ет­ся Богом, Вер­хов­ной Личностью.
  2. Поче­му, вру­чив себя Кришне, мы можем изба­вить­ся от всех бес­по­койств? Пояс­ни­те на примере.
  3. Как на прак­ти­ке про­яв­ля­ет­ся вру­че­ние себя Кришне?
  4. На чьем попе­че­нии нахо­дят­ся те, кто не пре­дан Кришне? На какое обра­ще­ние могут они рассчитывать?

Применение

Вспом­ни­те какую-нибудь ситу­а­цию, кото­рая вызва­ла у вас силь­ное вол­не­ние или тре­во­гу. Как вы реа­ги­ро­ва­ли тогда на эту ситу­а­цию? Счи­та­е­те ли вы, что посту­пи­ли тогда непра­виль­но? Почему?

 

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­вед­ник очень дорог Господу

«Поэто­му, мои юные дру­зья, сыно­вья демо­нов, дей­ствуй­те так, что­бы доста­вить удо­воль­ствие Вер­хов­но­му Гос­по­ду, — тому, кто выше любых мате­ри­аль­ных поня­тий. Отбрось­те свои демо­ни­че­ские наклон­но­сти и не дели­те окру­жа­ю­щих на дру­зей и вра­гов. Будь­те доб­ро­же­ла­тель­ны и состра­да­тель­ны ко всем живым суще­ствам: про­ли­вай­те на них милость, уча их пре­дан­но слу­жить Господу».

В «Бха­га­вад-гите» (18.55) Сам Гос­подь гово­рит: бхак­тйа мам абхи­джа­на­ти йаван йаш час­ми таттва­тах — «постичь Вер­хов­но­го Гос­по­да таким, какой Он есть, мож­но, толь­ко зани­ма­ясь пре­дан­ным служением».

Заклю­чи­тель­ное настав­ле­ние, кото­рое Маха­ра­джа Прахла­да дал сво­им школь­ным дру­зьям, сыно­вьям демо­нов, состо­я­ло в том, что они долж­ны посвя­тить себя пре­дан­но­му слу­же­нию, про­по­ве­дуя всем нау­ку созна­ния Кришны.

Про­по­ведь — луч­шее слу­же­ние Гос­по­ду. Гос­подь чрез­вы­чай­но дово­лен теми, кто слу­жит Ему, про­по­ве­дуя Его посла­ние. Он Сам под­твер­жда­ет это в «Бха­га­вад-гите» (18.69): на ча тасман ману­шй­е­шу каш­чин ме прийа-крит­та­мах — «нет для Меня в этом мире слу­ги доро­же, чем он, и нико­гда не будет».

Если чело­век искренне ста­ра­ет­ся рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны, если он объ­яс­ня­ет дру­гим вели­чие Гос­по­да и про­слав­ля­ет Его, то, будь этот чело­век даже недо­ста­точ­но обра­зо­ван, он ста­но­вит­ся очень дорог Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Это и есть бхак­ти. Тот, кто на бла­го всех людей, не деля их на дру­зей и вра­гов, про­по­ве­ду­ет созна­ние Криш­ны, достав­ля­ет Гос­по­ду удо­воль­ствие и тем самым испол­ня­ет свое предназначение.

Вот поче­му Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху при­зы­вал всех ста­но­вить­ся пре­дан­ны­ми-гуру и про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны (йаре декха, таре каха криш­на-упа­де­ша). Это самый про­стой спо­соб постичь Вер­хов­ную Лич­ность Бога. Когда пре­дан­ный про­по­ве­ду­ет, и он сам, и те, к кому он обра­ща­ет­ся, чув­ству­ют удо­вле­тво­ре­ние. Так мож­но при­не­сти мир и покой все­му человечеству.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.6.24