Нек­тар свя­то­го имени

Мы долж­ны повто­рять ман­тру Харе Криш­на, что­бы очи­стить свое серд­це от вожде­ле­ния и жадности.

Сей­час миром дви­жут кама и лоб­ха. Кама зна­чит «вожде­ле­ние», а лоб­ха — «жад­ность». Люди поме­ша­ны на сек­се и день­гах, в резуль­та­те чего в их серд­цах ско­пи­лась грязь, кото­рую необ­хо­ди­мо удалить.

Чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для того, что­бы изба­вить­ся от гря­зи в серд­це, но где тот уни­вер­си­тет или кол­ледж, в кото­ром бы учи­ли нау­ке очи­ще­ния созна­ния? Научить­ся это­му мож­но толь­ко в Обще­стве созна­ния Криш­ны. Криш­на нахо­дит­ся в нашем серд­це, кото­рое покры­то сло­ем гря­зи, и Он Сам помо­га­ет нам очи­стить его.

Нашта-прай­е­шв абхад­ре­шу нитй­ам бха­га­ва­та-севайа. («Шри­мад-Бха­га­ва­там» 1.2.18). Для это­го мы долж­ны регу­ляр­но слу­шать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и повто­рять ман­тру Харе Криш­на — эти два вида дея­тель­но­сти реко­мен­до­вал Шри Чай­та­нья Махапрабху.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы, сына Девах­у­ти», 9 глава

 

Текст для обсуждения

Бед­няк тоже может быть мате­ри­а­ли­стом, а бога­тый — очень духов­ным. Духов­ная жизнь не зави­сит ни от бед­но­сти, ни от богат­ства. Духов­ная жизнь транс­цен­дент­на. Возь­мем, к при­ме­ру, Арджу­ну. Он при­над­ле­жал к цар­ско­му роду, но, тем не менее, был чистым пре­дан­ным Бога. И в «Бха­га­вад-гите» (4.2) Шри Криш­на гово­рит: эвам парам­па­ра-прап­там имам раджар­шайо видух — «Эта выс­шая нау­ка пере­да­ва­лась по цепи уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти — так пости­га­ли ее свя­тые цари». В про­шлом все цари, кото­рые были свя­ты­ми, были све­ду­щи­ми в духов­ной нау­ке. Таким обра­зом, духов­ная жизнь не зави­сит от мате­ри­аль­но­го поло­же­ния чело­ве­ка. В каком бы мате­ри­аль­ном поло­же­нии чело­век ни нахо­дил­ся — будь он царь или нищий — он спо­со­бен понять, что такое духов­ная жизнь. Как пра­ви­ло, люди не зна­ют, что такое духов­ная жизнь.

Духов­ная жизнь начи­на­ет­ся с того момен­та, когда вы пони­ма­е­те, что вы не тело. Это зна­ме­ну­ет нача­ло духов­ной жиз­ни. Уви­дев раз­ли­чие меж­ду собой и сво­им телом, вы начи­на­е­те пони­мать, что вы — духов­ная душа.

Сна­ча­ла нуж­но объ­яс­нить людям, кто они такие: тело или нечто дру­гое? С это­го начи­на­ет­ся обра­зо­ва­ние. Сей­час каж­до­го при­уча­ют к мыс­ли, что он — тело. Толь­ко пото­му, что кто-то слу­чай­но полу­ча­ет тело аме­ри­кан­ца, он дума­ет: «Я — аме­ри­ка­нец». С таким же успе­хом мож­но думать: «Я— крас­ная рубаш­ка», толь­ко на том осно­ва­нии, что вы носи­те крас­ную рубаш­ку. Вы не крас­ная рубаш­ка, вы — чело­век. Так и это тело — нечто вро­де рубаш­ки или паль­то на истин­ной лич­но­сти — духов­ной душе. Если мы отли­ча­ем себя толь­ко по сво­ей телес­ной «рубаш­ке» или «паль­то», это зна­чит, что у нас нет духов­но­го образования.

В «Бха­га­вад-гите» ука­зы­ва­ет­ся, что в этом и состо­ит истин­ное обра­зо­ва­ние. Его мы полу­ча­ем, когда зада­ем­ся вопро­сом, поче­му смерть при­хо­дит, несмот­ря на наше неже­ла­ние уми­рать. Это насто­я­щие вопро­сы. Мы не хотим ста­реть. Поче­му же ста­рость насти­га­ет нас? У нас мно­го про­блем, но эта про­бле­ма — квинт­эс­сен­ция всех остальных.

Что­бы раз­ре­шить эту про­бле­му, Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху реко­мен­ду­ет повто­рять и петь ман­тру Харе Криш­на. Как толь­ко бла­го­да­ря повто­ре­нию этой ман­тры Харе Криш­на наше серд­це очи­стит­ся, пыла­ю­щее пла­мя наше­го мате­ри­аль­но­го суще­ство­ва­ния, изоби­лу­ю­ще­го про­бле­ма­ми, угас­нет. Как это про­ис­хо­дит? Очи­стив свое серд­це, мы пой­мем, что не при­над­ле­жим мате­ри­аль­но­му миру. Люди отож­деств­ля­ют себя с этим мате­ри­аль­ным миром, поэто­му они дума­ют: «Я — инди­ец, я — англи­ча­нин, я — то, я — это». Но, если чело­век повто­ря­ет ман­тру Харе Криш­на, он осо­зна­ет, что не явля­ет­ся мате­ри­аль­ным телом. «Я не при­над­ле­жу это­му мате­ри­аль­но­му телу или это­му мате­ри­аль­но­му миру. Я — духов­ная душа, неотъ­ем­ле­мая части­ца Все­выш­не­го. Я веч­но свя­зан с Ним и не имею ниче­го обще­го с мате­ри­аль­ным миром». Это назы­ва­ет­ся осво­бож­де­ни­ем, знанием.

Чело­ве­че­ская фор­ма жиз­ни дает­ся для позна­ния, а не для того, что­бы тра­тить дра­го­цен­ное вре­мя, как это дела­ют живот­ные, на еду, сон, сово­куп­ле­ние и обо­ро­ну. Это не явля­ет­ся дости­же­ни­ем циви­ли­за­ции. В «Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что это тело созда­но не для того, что­бы в поте лица сво­е­го тру­дить­ся толь­ко ради удо­вле­тво­ре­ния чувств.

Зани­мать­ся тяже­лым тру­дом и полу­чать удо­вле­тво­ре­ние от чув­ствен­ных насла­жде­ний — удел сви­ней, а не людей. Чело­век дол­жен учить­ся тапа­сье. Столь­ко вели­ких муд­ре­цов, столь­ко вели­ких царей и столь­ко брах­ма­ча­ри и сан­нья­си, осо­бен­но в Индии, посвя­ти­ли свою жизнь вели­кой тапа­сье, что­бы очнуть­ся ото сна.

Жизнь дана чело­ве­ку не для того, что­бы умно­жать искус­ствен­ные потреб­но­сти. Мы долж­ны доволь­ство­вать­ся толь­ко тем, что необ­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния души в теле, а в остав­ше­е­ся вре­мя раз­ви­вать свое созна­ние Криш­ны, что­бы после ухо­да из это­го тела нам не при­шлось полу­чать дру­гое мате­ри­аль­ное тело, и мы мог­ли бы вер­нуть­ся домой, к Богу. Это долж­но стать деви­зом чело­ве­че­ской жизни.

Под мате­ри­аль­ной жиз­нью под­ра­зу­ме­ва­ет­ся толь­ко еда, сон, сово­куп­ле­ние и обо­ро­на, но духов­ная жизнь — это нечто боль­шее. В этом еще одно раз­ли­чие меж­ду жиз­нью живот­но­го и чело­ве­че­ской жиз­нью. Жизнь живот­но­го состо­ит толь­ко из еды, сна, сово­куп­ле­ния и обо­ро­ны. Соба­ка ест, и чело­век тоже ест. Чело­век спит, и соба­ка спит. Чело­век зани­ма­ет­ся сек­сом, и соба­ка зани­ма­ет­ся сек­сом. У соба­ки свои сред­ства защи­ты, а у чело­ве­ка — свои (напри­мер, атом­ные бом­бы). Эти четы­ре прин­ци­па оди­на­ко­вы для людей и живот­ных, и их совер­шен­ство­ва­ние не явля­ет­ся при­зна­ком чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции. Это циви­ли­за­ция зверей.

Чело­ве­че­ская куль­ту­ра — это атха­то брах­ма-джи­гья­са. Пер­вый афо­ризм «Ведан­та-сут­ры»: атха­то брах­ма-джи­гьяа­са — «Теперь при­шло вре­мя вопро­шать о Брах­мане». В этом и заклю­ча­ет­ся чело­ве­че­ская жизнь. До тех пор пока чело­век не зада­ет вопро­сов о духов­ном, джи­гья­сух шрейа утта­мам, он — живот­ное, так как его жизнь постро­е­на толь­ко на этих четы­рех прин­ци­пах. Он дол­жен заду­мы­вать­ся над тем, кто он такой, и поче­му вынуж­ден стра­дать от рож­де­ния, смер­ти, ста­ро­сти и болез­ней. Есть ли сред­ство избав­ле­ния от это­го? Вот вопро­сы, кото­рые мы долж­ны зада­вать. В этом состо­ит чело­ве­че­ская жизнь, духов­ная жизнь.

Пока чело­век не вырвет­ся из тис­ков этих трех гун мате­ри­аль­ной при­ро­ды, он не в состо­я­нии понять Бога.

«Нау­ка само­со­зна­ния»

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. Обя­за­тель­но ли быть бед­ны­ми, что­бы быть духовными?
  2. Какие при­ме­ры из «Бха­га­вад-гиты» иллю­стри­ру­ют это?
  3. Что явля­ет­ся нача­лом духов­ной жизни?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му невер­но счи­тать себя этим телом?
  2. Что такое насто­я­щее обра­зо­ва­ние, кото­рое мы долж­ны получить?
  3. Как Гос­подь Чай­та­нья помо­га­ет нам в реше­нии наших проблем?
  4. Како­ва цель чело­ве­че­ской жизни?
  5. Поче­му мы долж­ны вопро­шать о Брахмане?

При­ме­не­ние

Насколь­ко важ­на для Вас духов­ная жизнь?

 

Про­по­ведь — это сущность

Криш­на заби­ра­ет про­по­вед­ни­ка домой, обрат­но к Богу.

Тот, кто откры­ва­ет эту выс­шую тай­ну Моим пре­дан­ным, непре­мен­но обре­тет дар чисто­го пре­дан­но­го слу­же­ния и в кон­це жиз­ни вер­нет­ся ко Мне. В этом мире для Меня нет и нико­гда не будет слу­ги доро­же, чем он.

Одна­ко тот, кто искренне ста­ра­ет­ся объ­яс­нить суть «Бха­га­вад-гиты», не иска­жая смыс­ла, будет про­грес­си­ро­вать в пре­дан­ном слу­же­нии и в кон­це кон­цов ста­нет чистым пре­дан­ным Гос­по­да. A чистое пре­дан­ное слу­же­ние навер­ня­ка при­ве­дет его домой, к Богу.

«Бха­га­вад-гита», 18.68–69