Шри Намамрита — нектар святого имени
Показатель успешного воспевания — желание служить Господу.
Губернатор-мусульманин сказал Господу Чайтанье: «Ты столь милостиво принял меня! Пожалуйста, приказывай мне, чтобы я смог сделать что-нибудь для Тебя». Губернатор-мусульманин вознес молитвы об освобождении от бесчисленных грехов, совершенных им в прошлом: от убийства коров и зависти к брахманам и вайшнавам.
Когда человек очищается, следуя указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, т.е. повторяя святое имя Кришны — в нем пробуждается сильное желание служить Господу. Это своего рода проверка. Если человек с энтузиазмом занят служением Господу, следует понять, что он пожинает результаты повторения имен Кришны и Хари. Сбросив бремя последствий греховных поступков (кармы), он страстно желает служить Господу. Это проверка. Поскольку губернатор-мусульманин в присутствии Шри Чайтаньи Махапрабху сразу же очистился, он смог произнести имена Кришны и Хари. В результате этого он загорелся желанием как-то послужить.
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья ‑лила, 16.188–189
Текст для обсуждения
датавйам ити йад данам
дийате ’нупакарине
деше кале ча патре ча
тад данам саттвикам смритам
Пожертвования, которые делаются из чувства долга, не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям, считаются пожертвованиями в гуне благости.
Комментарий. Ведические писания рекомендуют давать пожертвования тому, кто занимается духовной деятельностью. В писаниях не сказано, что пожертвования следует давать всем и каждому. Давая пожертвование, нужно думать о том, поможет ли это нам достичь духовного совершенства. Поэтому их рекомендуется давать в местах паломничества, в период лунного или солнечного затмения или в конце месяца, достойному брахману или вайшнаву (преданному) или же жертвовать в храм. Такие пожертвования следует делать, не рассчитывая получить что-то взамен. Иногда, движимые состраданием, люди дают милостыню нищим, но если такой человек недостоин того, то, подавая ему, мы не приближаемся к духовному совершенству. Иначе говоря, ведические писания не рекомендуют давать пожертвования кому попало.
«Бхагавад-гита», 17.20
йат ту пратйупакарартхам
пхалам уддишйа ва пунах
дийате ча париклиштам
тад данам раджасам смритам
В то же время, пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.
Комментарий. Иногда люди дают пожертвования, надеясь попасть в рай, или делают их с большой неохотой и потом жалеют: «Зачем я отдал так много денег?» Бывает и так, что человек делает вынужденное пожертвование, подчиняясь требованию вышестоящего. Такие пожертвования относятся к гуне страсти.
Есть также много благотворительных фондов, которые выделяют средства организациям, ставящим своей целью чувственные наслаждения. Ведические писания не рекомендуют совершать подобные пожертвования. Они призывают людей заниматься исключительно благотворительностью в гуне благости.
«Бхагавад-гита», 17.21
адеша-кале йад данам
апатребхйаш ча дийате
асат-критам аваджнатам
тат тамасам удахритам
А пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
Комментарий. Этот стих осуждает пожертвования, которые будут использованы на приобретение одурманивающих средств и на азартные игры. Такого рода пожертвования относятся к гуне невежества. Они никому не приносят блага, а только поощряют падших людей и дальше совершать грехи. Точно так же, если мы даем пожертвование достойному человеку, но при этом не выказываем ему должного уважения и внимания, наше пожертвование тоже относится к гуне невежества.
«Бхагавад-гита», 17.22
Выделение
Опишите благотворительность в гунах благости, страсти и невежества.
Осмысление
- Какова цель благотворительности?
- Кто заслуживает того, чтобы ему давали пожертвования?
- Какая благотворительность запрещена писаниями?
Применение
Обсудите, какой благотворительностью могут заниматься преданные в сознании Кришны. Пусть каждый внесет свои предложения. Попросите преданных рассказать о пожертвованиях, которые они давали или хотели бы дать.
Проповедь — это сущность
Господь доволен проповедником [который занимается высшей благотворительностью].
Говорят, что великие люди почти всегда добровольно приемлют страдания, зная о страданиях, которые испытывают другие. Это — высшая форма поклонения Верховному Господу, пребывающему в сердце каждого.
Комментарий. Здесь объясняется, почему люди, занятые деятельностью на благо других, очень быстро обретают признание Господа. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (18.68–69): йа идам парамам гухйам мад-бхактешв абхидхасйати… на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах — «Тот, кто проповедует послание «Бхагавад-гиты» Моим преданным, необычайно дорог Мне. Нет никого, кто доставлял бы Мне большее удовольствие своим поклонением, чем он». В материальном мире есть много видов благотворительности, но самая лучшая форма благотворительности — это распространение сознания Кришны. Иная благотворительность не может быть по-настоящему успешной, ибо она не позволяет людям преодолеть влияние законов природы и избавиться от последствий кармы. Любой, кто пытается распространить сознание Кришны во всем мире, занимается самой лучшей благотворительной деятельностью. Господь непременно будет доволен таким человеком. А если Господь нами доволен, то что еще нам нужно? Тот, кого признал Сам Господь, может у Него ничего не просить — он получит от Господа, пребывающего в сердце каждого, все, чего желает. Лучшая благотворительная деятельность состоит в том, чтобы возвышать людей до уровня сознания Кришны, ибо обусловленные души страдают только потому, что им недостает этого сознания. Поэтому во всех шастрах говорится, что распространение сознания Кришны — лучшая благотворительная деятельность в мире. Поскольку она несет людям высшее благо, преданный, посвятивший себя такому служению, очень быстро обретает признание Господа.
«Шримад-Бхагаватам», 8.7.44