Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Пока­за­тель успеш­но­го вос­пе­ва­ния — жела­ние слу­жить Господу.

Губер­на­тор-мусуль­ма­нин ска­зал Гос­по­ду Чай­та­нье: «Ты столь мило­сти­во при­нял меня! Пожа­луй­ста, при­ка­зы­вай мне, что­бы я смог сде­лать что-нибудь для Тебя». Губер­на­тор-мусуль­ма­нин воз­нес молит­вы об осво­бож­де­нии от бес­чис­лен­ных гре­хов, совер­шен­ных им в про­шлом: от убий­ства коров и зави­сти к брах­ма­нам и вайш­на­вам.

Когда чело­век очи­ща­ет­ся, сле­дуя ука­за­ни­ям Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, т.е. повто­ряя свя­тое имя Криш­ны — в нем про­буж­да­ет­ся силь­ное жела­ние слу­жить Гос­по­ду. Это сво­е­го рода про­вер­ка. Если чело­век с энту­зи­аз­мом занят слу­же­ни­ем Гос­по­ду, сле­ду­ет понять, что он пожи­на­ет резуль­та­ты повто­ре­ния имен Криш­ны и Хари. Сбро­сив бре­мя послед­ствий гре­хов­ных поступ­ков (кар­мы), он страст­но жела­ет слу­жить Гос­по­ду. Это про­вер­ка. Посколь­ку губер­на­тор-мусуль­ма­нин в при­сут­ствии Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху сра­зу же очи­стил­ся, он смог про­из­не­сти име­на Криш­ны и Хари. В резуль­та­те это­го он заго­рел­ся жела­ни­ем как-то послужить.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья ‑лила, 16.188–189

 

Текст для обсуждения

датавй­ам ити йад данам
дий­а­тенупа­ка­рине
деше кале ча пат­ре ча
тад данам саттви­кам смри­там

Пожерт­во­ва­ния, кото­рые дела­ют­ся из чув­ства дол­га, не в рас­че­те на воз­на­граж­де­ние, кото­рые дела­ют­ся в над­ле­жа­щее вре­мя, в над­ле­жа­щем месте достой­ным людям, счи­та­ют­ся пожерт­во­ва­ни­я­ми в гуне благости.

Ком­мен­та­рий. Веди­че­ские писа­ния реко­мен­ду­ют давать пожерт­во­ва­ния тому, кто зани­ма­ет­ся духов­ной дея­тель­но­стью. В писа­ни­ях не ска­за­но, что пожерт­во­ва­ния сле­ду­ет давать всем и каж­до­му. Давая пожерт­во­ва­ние, нуж­но думать о том, помо­жет ли это нам достичь духов­но­го совер­шен­ства. Поэто­му их реко­мен­ду­ет­ся давать в местах палом­ни­че­ства, в пери­од лун­но­го или сол­неч­но­го затме­ния или в кон­це меся­ца, достой­но­му брах­ма­ну или вайш­на­ву (пре­дан­но­му) или же жерт­во­вать в храм. Такие пожерт­во­ва­ния сле­ду­ет делать, не рас­счи­ты­вая полу­чить что-то вза­мен. Ино­гда, дви­жи­мые состра­да­ни­ем, люди дают мило­сты­ню нищим, но если такой чело­век недо­сто­ин того, то, пода­вая ему, мы не при­бли­жа­ем­ся к духов­но­му совер­шен­ству. Ина­че гово­ря, веди­че­ские писа­ния не реко­мен­ду­ют давать пожерт­во­ва­ния кому попало.

«Бха­га­вад-гита», 17.20

 

йат ту пратй­у­па­ка­рарт­хам
пха­лам удди­шйа ва пунах
дий­а­те ча пари­к­лиштам
тад данам раджа­сам смри­там

В то же вре­мя, пожерт­во­ва­ние, сде­лан­ное в рас­че­те на воз­на­граж­де­ние, с жела­ни­ем в буду­щем насла­дить­ся его пло­да­ми или же неохот­но, счи­та­ет­ся пожерт­во­ва­ни­ем в гуне стра­сти.

Ком­мен­та­рий. Ино­гда люди дают пожерт­во­ва­ния, наде­ясь попасть в рай, или дела­ют их с боль­шой неохо­той и потом жале­ют: «Зачем я отдал так мно­го денег?» Быва­ет и так, что чело­век дела­ет вынуж­ден­ное пожерт­во­ва­ние, под­чи­ня­ясь тре­бо­ва­нию выше­сто­я­ще­го. Такие пожерт­во­ва­ния отно­сят­ся к гуне страсти.

Есть так­же мно­го бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов, кото­рые выде­ля­ют сред­ства орга­ни­за­ци­ям, ста­вя­щим сво­ей целью чув­ствен­ные насла­жде­ния. Веди­че­ские писа­ния не реко­мен­ду­ют совер­шать подоб­ные пожерт­во­ва­ния. Они при­зы­ва­ют людей зани­мать­ся исклю­чи­тель­но бла­го­тво­ри­тель­но­стью в гуне благости.

«Бха­га­вад-гита», 17.21

 

аде­ша-кале йад данам
апатреб­хй­аш ча дий­а­те
асат-кри­там ава­дж­на­там
тат тама­сам удахри­там

А пожерт­во­ва­ние, совер­шен­ное в нечи­стом месте, в неуроч­ное вре­мя, отдан­ное недо­стой­но­му чело­ве­ку или сде­лан­ное без долж­но­го вни­ма­ния и ува­же­ния, счи­та­ет­ся пожерт­во­ва­ни­ем в гуне невежества.

Ком­мен­та­рий. Этот стих осуж­да­ет пожерт­во­ва­ния, кото­рые будут исполь­зо­ва­ны на при­об­ре­те­ние одур­ма­ни­ва­ю­щих средств и на азарт­ные игры. Тако­го рода пожерт­во­ва­ния отно­сят­ся к гуне неве­же­ства. Они нико­му не при­но­сят бла­га, а толь­ко поощ­ря­ют пад­ших людей и даль­ше совер­шать гре­хи. Точ­но так же, если мы даем пожерт­во­ва­ние достой­но­му чело­ве­ку, но при этом не выка­зы­ва­ем ему долж­но­го ува­же­ния и вни­ма­ния, наше пожерт­во­ва­ние тоже отно­сит­ся к гуне невежества.

«Бха­га­вад-гита», 17.22

 

Выде­ле­ние

Опи­ши­те бла­го­тво­ри­тель­ность в гунах бла­го­сти, стра­сти и невежества.

Осмыс­ле­ние

  1. Како­ва цель благотворительности?
  2. Кто заслу­жи­ва­ет того, что­бы ему дава­ли пожертвования?
  3. Какая бла­го­тво­ри­тель­ность запре­ще­на писаниями?

При­ме­не­ние

Обсу­ди­те, какой бла­го­тво­ри­тель­но­стью могут зани­мать­ся пре­дан­ные в созна­нии Криш­ны. Пусть каж­дый вне­сет свои пред­ло­же­ния. Попро­си­те пре­дан­ных рас­ска­зать о пожерт­во­ва­ни­ях, кото­рые они дава­ли или хоте­ли бы дать.

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь дово­лен про­по­вед­ни­ком [кото­рый зани­ма­ет­ся выс­шей благотворительностью].

Гово­рят, что вели­кие люди почти все­гда доб­ро­воль­но при­ем­лют стра­да­ния, зная о стра­да­ни­ях, кото­рые испы­ты­ва­ют дру­гие. Это — выс­шая фор­ма покло­не­ния Вер­хов­но­му Гос­по­ду, пре­бы­ва­ю­ще­му в серд­це каждого.

Ком­мен­та­рий. Здесь объ­яс­ня­ет­ся, поче­му люди, заня­тые дея­тель­но­стью на бла­го дру­гих, очень быст­ро обре­та­ют при­зна­ние Гос­по­да. Гос­подь гово­рит в «Бха­га­вад-гите» (18.68–69): йа идам пара­мам гухй­ам мад-бхак­те­шв абхид­хасй­а­ти… на ча тасман ману­шй­е­шу каш­чин ме прийа-крит­та­мах — «Тот, кто про­по­ве­ду­ет посла­ние «Бха­га­вад-гиты» Моим пре­дан­ным, необы­чай­но дорог Мне. Нет нико­го, кто достав­лял бы Мне боль­шее удо­воль­ствие сво­им покло­не­ни­ем, чем он». В мате­ри­аль­ном мире есть мно­го видов бла­го­тво­ри­тель­но­сти, но самая луч­шая фор­ма бла­го­тво­ри­тель­но­сти — это рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны. Иная благо­творительность не может быть по-насто­я­ще­му успеш­ной, ибо она не поз­во­ля­ет людям пре­одо­леть вли­я­ние зако­нов при­ро­ды и изба­вить­ся от послед­ствий кар­мы. Любой, кто пыта­ет­ся рас­про­стра­нить созна­ние Криш­ны во всем мире, зани­ма­ет­ся самой луч­шей бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью. Гос­подь непре­мен­но будет дово­лен таким чело­ве­ком. А если Гос­подь нами дово­лен, то что еще нам нуж­но? Тот, кого при­знал Сам Гос­подь, может у Него ниче­го не про­сить — он полу­чит от Гос­по­да, пре­бы­ва­ю­ще­го в серд­це каж­до­го, все, чего жела­ет. Луч­шая бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность состо­ит в том, что­бы воз­вы­шать людей до уров­ня созна­ния Криш­ны, ибо обу­слов­лен­ные души стра­да­ют толь­ко пото­му, что им недо­ста­ет это­го созна­ния. Поэто­му во всех шастрах гово­рит­ся, что рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны — луч­шая бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность в мире. Посколь­ку она несет людям выс­шее бла­го, пре­дан­ный, посвя­тив­ший себя тако­му слу­же­нию, очень быст­ро обре­та­ет при­зна­ние Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 8.7.44