Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Даже если чело­век достиг высот созна­ния Криш­ны, если он пре­кра­тит вос­пе­ва­ние, его лиа­на пре­дан­но­сти засохнет.

Криш­на внут­ри вас, и, если Он видит, что вы очень искрен­ни, что вы ище­те Его, Он посы­ла­ет вам истин­но­го духов­но­го учи­те­ля. По мило­сти Криш­ны и духов­но­го учи­те­ля душа полу­ча­ет семя созна­ния Криш­ны. Это семя у вас уже есть. Пред­по­ло­жим, у вас есть семеч­ко, из кото­ро­го может вырас­ти заме­ча­тель­ный куст роз. Что вы буде­те делать с этим семеч­ком? Если у вас есть семя како­го-нибудь хоро­ше­го рас­те­ния, вы долж­ны его посе­ять, а не запи­рать в бан­ков­ский сейф. Но куда его посе­ять? Позна­ко­мив­шись одна­жды с созна­ни­ем Криш­ны, вы долж­ны про­сто посе­ять это семя в сво­ем серд­це. Не в обыч­ную зем­лю, а в зем­лю сво­е­го серд­ца. После того, как вы посе­я­ли это семя, вам нуж­но его поли­вать: повто­рять и слу­шать свя­тые име­на. Про­сто поли­вай­те этой водой семя созна­ния Криш­ны, кото­рое вы посе­я­ли в сво­ем серд­це, и оно непре­мен­но прорастет.

Полу­чив посвя­ще­ние, не оста­нав­ли­вай­тесь на достиг­ну­том, не думай­те, что теперь в повто­ре­нии и слу­ша­нии нет необ­хо­ди­мо­сти. Обя­за­тель­но про­дол­жай­те это делать. Если не поли­вать рас­те­ние, оно засох­нет и не ста­нет при­но­сить пло­дов. Подоб­но это­му, даже если вы достиг­ли высот в созна­нии Криш­ны, ни в коем слу­чае не пре­кра­щай­те слу­шать и повто­рять транс­цен­дент­ные зву­ки. Майя необы­чай­но силь­на, ее могу­ще­ство огром­но, поэто­му, как толь­ко она уви­дит, что вы ста­ли пре­не­бре­гать духов­ной жиз­нью, она тут же иссу­шит вас. Созна­ние Криш­ны рас­тет в вас лишь пото­му, что вы поли­ва­е­те это растение.

Про­дол­жая повто­рять и слу­шать свя­тые име­на Гос­по­да, вы буде­те рас­ти и рас­ти и, достиг­нув лотос­ных стоп Криш­ны, обре­те­те воз­мож­ность насла­ждать­ся обще­ни­ем с Ним.

«Созна­ние Криш­ны: выс­шая систе­ма йоги»

 

Текст для обсуждения

сар­ва-дхар­ман пари­тй­а­д­жйа
мам экам шара­нам вра­джа
ахам твам сар­ва-папеб­хйо
мок­шай­и­шй­а­ми ма шучах

Оставь все рели­гии и про­сто пре­дай­ся Мне. Я избав­лю тебя от всех послед­ствий тво­их гре­хов. Не бой­ся ничего.

Ком­мен­та­рий. Гос­подь рас­ска­зал Арджуне о раз­ных фор­мах зна­ния и рели­гии: Он открыл ему зна­ние о Вер­хов­ном Брах­мане, зна­ние о Сверх­ду­ше, рас­ска­зал о раз­лич­ных сосло­ви­ях обще­ства и сту­пе­нях духов­но­го раз­ви­тия, об отре­че­нии от мира, объ­яс­нил, как осво­бо­дить­ся от мате­ри­аль­ных при­вя­зан­но­стей, обуз­дать чув­ства и ум, рас­ска­зал о меди­та­ции и т.д. Ина­че гово­ря, Он пове­дал Ему об очень мно­гих фор­мах рели­ги­оз­ной прак­ти­ки. Теперь же, под­во­дя итог все­му ска­зан­но­му в «Бха­га­вад-гите», Гос­подь гово­рит, что Арджу­на дол­жен отка­зать­ся от все­го это­го и про­сто пре­дать­ся Кришне. Пре­дав­шись Гос­по­ду, он осво­бо­дит­ся от всех послед­ствий сво­их гре­хов, ибо Гос­подь Сам обе­ща­ет ему защиту.

В седь­мой гла­ве было ска­за­но, что покло­нять­ся Гос­по­ду Кришне может лишь тот, кто осво­бо­дил­ся от всех послед­ствий сво­их гре­хов. Услы­шав это, кто-то, веро­ят­но, решит, что не смо­жет пре­дать­ся Кришне до тех пор, пока не изба­вит­ся от всех гре­хов. Что­бы рас­се­ять подоб­но­го рода сомне­ния, в дан­ном сти­хе Криш­на гово­рит, что даже тот, кто еще не изба­вил­ся от гре­хов, может это сде­лать, пре­дав­шись Гос­по­ду Шри Кришне. Не нуж­но спе­ци­аль­но при­ла­гать уси­лия, что­бы осво­бо­дить­ся от послед­ствий сво­их гре­хов. Доста­точ­но без­ого­во­роч­но при­знать Криш­ну выс­шим спа­си­те­лем всех живых существ и с любо­вью и верой пре­дать­ся Ему.

О том, что зна­чит пре­дать­ся Кришне, гово­рит­ся в «Хари-бхак­ти-вила­се» (11.676):

ану­ку­лй­асйа санкалпах
пра­ти­кулй­асйа варджанам
рак­ши­шй­а­ти­ти вишвасо
гоп­т­рит­ве вара­нам татха
атма-ник­ше­па-кар­панйе
шад-вид­ха шаранагатих

Путь пре­дан­но­го слу­же­ния под­ра­зу­ме­ва­ет, что чело­век дол­жен сле­до­вать тем рели­ги­оз­ным прин­ци­пам, кото­рые в конеч­ном сче­те при­ве­дут его к пре­дан­но­му слу­же­нию Гос­по­ду. Чело­век может испол­нять пред­пи­сан­ные обя­зан­но­сти в соот­вет­ствии со сво­им поло­же­ни­ем в обще­стве, но, если, выпол­няя эти обя­зан­но­сти, он так и не разо­вьет в себе созна­ние Криш­ны, все его уси­лия ока­жут­ся напрас­ны­ми. Сле­ду­ет избе­гать все­го, что не ведет к совер­шен­ству в созна­нии Криш­ны. Нуж­но быть уве­рен­ным в том, что Криш­на защи­тит нас от любой опас­но­сти. Нам не нуж­но бес­по­ко­ить­ся о том, как под­дер­жать душу в теле. Об этом поза­бо­тит­ся Криш­на. Мы долж­ны все­гда ощу­щать себя бес­по­мощ­ны­ми и счи­тать, что толь­ко Криш­на помо­жет нам достичь духов­но­го совер­шен­ства. Тот, кто со всей серьез­но­стью зани­ма­ет­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду в пол­ном созна­нии Криш­ны, сра­зу же очи­ща­ет­ся от всей мате­ри­аль­ной сквер­ны. Суще­ству­ет мно­го рели­ги­оз­ных систем и мето­дов очи­ще­ния созна­ния: мож­но зани­мать­ся фило­соф­ским поис­ком исти­ны, меди­та­ци­ей и мисти­че­ской йогой и т.д., но тому, кто пре­дал­ся Кришне, нет нуж­ды при­бе­гать ко всем этим мето­дам. Про­сто пре­дав­шись Кришне, он смо­жет избе­жать напрас­ной тра­ты вре­ме­ни. Дей­ствуя таким обра­зом, он быст­ро достиг­нет совер­шен­ства и осво­бо­дит­ся от всех послед­ствий сво­их грехов.

В кон­це кон­цов, нуж­но раз­вить в себе при­вя­зан­ность к пре­крас­но­му обра­зу Криш­ны. Его зовут Криш­ной, пото­му что Он неот­ра­зи­мо при­вле­ка­те­лен. Тот, кого пле­нил облик пре­крас­но­го и все­мо­гу­ще­го Криш­ны, может счи­тать, что ему очень повез­ло. Есть раз­ные типы транс­цен­ден­та­ли­стов: одних при­вле­ка­ет без­лич­ный Брах­ман, дру­гих — Гос­подь в обра­зе Сверх­ду­ши и т.д., одна­ко самым луч­шим явля­ет­ся тот, кого при­вле­ка­ет Вер­хов­ная Лич­ность Бога, в осо­бен­но­сти, Сам Криш­на. Ины­ми сло­ва­ми, пре­дан­ное слу­же­ние Кришне, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее пол­ную сосре­до­то­чен­ность созна­ния на Нем, явля­ет­ся самой сокро­вен­ной частью духов­но­го зна­ния и сутью уче­ния «Бха­га­вад-гиты». И кар­ма-йогов, и фило­со­фов-эмпи­ри­ков, и мисти­ков, и пре­дан­ных отно­сят к кате­го­рии транс­цен­ден­та­ли­стов, но самый луч­ший из всех — это чистый пре­дан­ный Гос­по­да. Криш­на гово­рит: ма шучах — «Ниче­го не бой­ся, отбрось все сомне­ния и ни о чем не бес­по­кой­ся». Эти сло­ва очень важ­ны. Кто-то может недо­уме­вать: «Как это — отка­зать­ся от всех форм духов­ной прак­ти­ки и про­сто пре­дать­ся Кришне?» Одна­ко подоб­ные бес­по­кой­ства напрасны.

«Бха­га­вад-гита», 18.66

 

Выде­ле­ние

  1. Пере­чис­ли­те раз­ные фор­мы зна­ния и рели­гии, опи­сан­ные Гос­по­дом Криш­ной в «Бха­га­вад-гите».
  2. Что, по сло­вам Криш­ны, мы долж­ны сде­лать со всем этим зна­ни­ем? Како­во его послед­нее наставление?

Осмыс­ле­ние

  1. Как Криш­на помо­га­ет Сво­им преданным?
  2. Кто счи­та­ет­ся луч­шим из транс­цен­ден­та­ли­стов? Почему?
  3. Как стать луч­шим из трансценденталистов?
  4. Поче­му мы сомне­ва­ем­ся, сле­до­вать ли нам послед­не­му настав­ле­нию Кришны?

При­ме­не­ние

Пусть каж­дый опи­шет, что озна­ча­ет для него пре­дать­ся Кришне. Как это ему помогло?

 

Про­по­ведь — это сущность

Пре­дан­ный-про­по­вед­ник зани­ма­ет­ся выс­шей бла­го­тво­ри­тель­ной деятельностью.

Луче­зар­ные пла­не­ты Вай­кунт­хи, чей свет явля­ет­ся изна­чаль­ным источ­ни­ком све­та всех све­тил мате­ри­аль­но­го мира, недо­ступ­ны для людей, не про­яв­ля­ю­щих мило­сер­дия к дру­гим живым суще­ствам. Попасть на них могут толь­ко те, кто посто­ян­но тво­рит доб­ро и забо­тит­ся о бла­ге дру­гих живых существ.

Ком­мен­та­рий. Те, кто посто­ян­но забо­тит­ся о бла­ге дру­гих живых существ, могут поки­нуть мате­ри­аль­ный мир и попасть на Вай­кунт­ха­ло­ку. Посто­ян­но забо­тить­ся о бла­ге дру­гих может толь­ко чело­век, созна­ю­щий Криш­ну. Ника­кой бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью в мате­ри­аль­ном мире невоз­мож­но зани­мать­ся круг­лые сут­ки. Исклю­че­ние состав­ля­ет толь­ко пре­дан­ное слу­же­ние в созна­нии Кришны.

Чело­век, созна­ю­щий Криш­ну, посто­ян­но дума­ет о том, как вер­нуть страж­ду­щее чело­ве­че­ство домой, обрат­но к Богу. Если ему и не уда­ет­ся при­ве­сти к Богу все пад­шие души, то по край­ней мере его созна­ние Криш­ны откры­ва­ет путь на Вай­кунт­ха­ло­ку ему само­му. Он полу­ча­ет пра­во вой­ти в духов­ный мир, и любой, кто идет по его сто­пам, тоже воз­вра­ща­ет­ся на Вай­кунт­ху. Все осталь­ные люди зави­ду­ют друг дру­гу и при­чи­ня­ют стра­да­ния дру­гим живым суще­ствам. Завист­ли­вых людей назы­ва­ют кар­ми. Они посто­ян­но враж­ду­ют меж­ду собой. Гья­ни не так греш­ны, как кар­ми, но и они не помо­га­ют дру­гим вер­нуть­ся к Богу. Совер­шая аске­зы, они забо­тят­ся толь­ко о соб­ствен­ном спа­се­нии. Йоги тоже сосре­до­то­че­ны на себе, они ста­ра­ют­ся раз­вить мисти­че­ские спо­соб­но­сти, толь­ко что­бы воз­ве­ли­чить себя. По сути дела, одни пре­дан­ные, вайш­на­вы, слу­ги Гос­по­да, зани­ма­ют­ся насто­я­щей бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью в созна­нии Криш­ны — пыта­ют­ся спа­сти пад­шие души.

Гос­подь гово­рит, что для Него нет нико­го доро­же тех, кто про­по­ве­ду­ет миру уче­ние «Бха­га­вад-гиты».

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.12.36