Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, мы име­ем воз­мож­ность общать­ся с Господом

Сле­ду­ет про­сить о том, что­бы бес­при­чин­ная милость Гос­по­да все­гда рас­про­стра­ня­лась на Зем­лю, и мы мог­ли бы жить счаст­ли­во, имея все необ­хо­ди­мое для жиз­ни. Может воз­ник­нуть вопрос: как удер­жать Вер­хов­но­го Гос­по­да на Зем­ле после того, как Его мис­сия на ней завер­ше­на, и Он поки­да­ет Зем­лю, отправ­ля­ясь в Свою оби­тель? Ответ таков: нам нет необ­хо­ди­мо­сти удер­жи­вать Гос­по­да, пото­му что Гос­подь вез­де­сущ и может быть с нами, сто­ит нам того захо­теть. Бла­го­да­ря Сво­ей спо­соб­но­сти нахо­дить­ся повсю­ду, Он все­гда может быть с нами, если толь­ко мы сохра­ним при­вя­зан­ность к пре­дан­но­му слу­же­нию Ему посред­ством слу­ша­ния, вос­пе­ва­ния, памя­то­ва­ния и т.д.

В мире нет ниче­го, что не свя­за­но с Гос­по­дом. Един­ствен­ное, чему мы долж­ны научить­ся — это разыс­кать источ­ник этой свя­зи и свя­зать­ся с ним, слу­жа Ему без оскорб­ле­ний. Мы можем быть свя­за­ны с Гос­по­дом через Его транс­цен­дент­ный зву­ко­вой образ. Свя­тое имя Гос­по­да и Сам Гос­подь иден­тич­ны, и тот, кто без оскорб­ле­ний вос­пе­ва­ет Его свя­тое имя, может сра­зу же осо­знать, что Гос­подь нахо­дит­ся рядом с ним. Даже посред­ством виб­ра­ций, пере­да­ва­е­мых по радио, мож­но частич­но ощу­тить при­сут­ствие отно­си­тель­ной реаль­но­сти в фор­ме зву­ка, а повто­ряя транс­цен­дент­ный звук, мож­но отчет­ли­во ощу­тить при­сут­ствие Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.16.32–33

 

Текст для обсуждения

махат­ма­нас ту мам парт­ха
даи­вим
пра­кри­тим ашри­тах
бхад­жан­тй
ананйа-мана­со
джнат­ва
бху­та­дим авй­ай­ам

О сын Прит­хи, те же, кто сво­бод­ны от заблуж­де­ний, вели­кие души, нахо­дят­ся под покро­ви­тель­ством боже­ствен­ной при­ро­ды. Они слу­жат Мне с любо­вью и пре­дан­но­стью, ибо зна­ют, что Я — Вер­хов­ная Лич­ность Бога, изна­чаль­ная и неистощимая.

Ком­мен­та­рий. В этом сти­хе дано опи­са­ние махат­мы. Глав­ным при­зна­ком махат­мы явля­ет­ся то, что он нахо­дит­ся под покро­ви­тель­ством боже­ствен­ной при­ро­ды. Мате­ри­аль­ная при­ро­да не ока­зы­ва­ет на него ника­ко­го вли­я­ния. Как мож­но достичь тако­го уров­ня? Об этом ска­за­но в седь­мой гла­ве «Бха­га­вад-гиты»: тот, кто пре­да­ет­ся Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, Шри Кришне, сра­зу же выхо­дит из-под вли­я­ния мате­ри­аль­ной энер­гии. Тако­во усло­вие. Что­бы осво­бо­дить­ся из-под вла­сти мате­ри­аль­ной при­ро­ды, обу­слов­лен­ная душа долж­на пре­дать­ся Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Это пер­вый шаг. Посколь­ку живое суще­ство отно­сит­ся к погра­нич­ной энер­гии Гос­по­да, выхо­дя из-под вли­я­ния мате­ри­аль­ной энер­гии, она ока­зы­ва­ет­ся во вла­сти духов­ной энер­гии. Духов­ную энер­гию, кото­рая берет под свое покро­ви­тель­ство живое суще­ство, назы­ва­ют дай­ви-пра­кри­ти, боже­ствен­ной при­ро­дой. Когда, пре­дав­шись Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, чело­век дости­га­ет духов­но­го уров­ня, он ста­но­вит­ся вели­кой душой, махат­мой.

Все вни­ма­ние махат­мы сосре­до­то­че­но на Кришне, ибо он до кон­ца осо­знал, что Криш­на — это изна­чаль­ная Вер­хов­ная Лич­ность, при­чи­на всех при­чин. У него в этом нет ника­ких сомне­ний. Стать махат­мой, вели­кой душой, мож­но, обща­ясь с дру­ги­ми махат­ма­ми, чисты­ми пре­дан­ны­ми Гос­по­да. Чистых пре­дан­ных не при­вле­ка­ют дру­гие обра­зы Криш­ны, такие, напри­мер, как четы­рех­ру­кий Маха-Виш­ну. Все их вни­ма­ние сосре­до­то­че­но на дву­ру­кой фор­ме Криш­ны. Они не испы­ты­ва­ют вле­че­ния к дру­гим про­яв­ле­ни­ям Бога, не гово­ря уже о людях и полу­бо­гах. Обла­дая созна­ни­ем Криш­ны, они сосре­до­то­чи­ва­ют все свои помыс­лы толь­ко на Кришне. Они посто­ян­но слу­жат Гос­по­ду в созна­нии Криш­ны и нико­гда не схо­дят с пути пре­дан­но­го служения.

«Бха­га­вад-гита», 9.13

 

Выде­ле­ние

Како­вы при­зна­ки вели­кой души, махат­мы?

Осмыс­ле­ние

  1. Как чело­век осво­бож­да­ет­ся от кон­тро­ля мате­ри­аль­ной природы?
  2. Что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком, осво­бо­див­шим­ся из ког­тей мате­ри­аль­ной энергии?
  3. Поче­му махат­ма не инте­ре­су­ет­ся ничем, кро­ме Кришны?
  4. Как чело­век ста­но­вит­ся махат­мой?
  5. Как махат­ма погру­жа­ет­ся в созна­ние Кришны?

При­ме­не­ние

Вы хоте­ли бы стать махат­мой? Обос­нуй­те свой ответ.

 

Про­по­ведь — это сущность

Слу­ги Гос­по­да про­по­ве­ду­ют и так ста­но­вят­ся очень доро­ги Ему

Мило­стью осво­бож­ден­ных пре­дан­ных, слуг Гос­по­да, дей­ству­ю­щих в раз­ных стра­нах соглас­но выс­шей воле, асу­ры посте­пен­но очи­ща­ют­ся, дости­гая созна­ния Бога. Такие пре­дан­ные Бога нахо­дят­ся в очень близ­ких отно­ше­ни­ях с Ним. И когда они при­хо­дят, что­бы спа­сти чело­ве­че­ское обще­ство от без­бо­жия, их назы­ва­ют могу­ще­ствен­ны­ми вопло­ще­ни­я­ми Гос­по­да, сыно­вья­ми Гос­по­да, Его слу­га­ми или спут­ни­ка­ми. Таких слуг Бога назы­ва­ют махат­ма­ми или тирт­ха­ми, и они все­гда про­по­ве­ду­ют в соот­вет­ствии с вре­ме­нем и местом. Слу­ги Бога побуж­да­ют людей ста­но­вить­ся пре­дан­ны­ми Господа.

Слу­ги Бога при­хо­дят, что­бы рас­про­стра­нять созна­ние Бога, и разум­ные люди долж­ны вся­че­ски сотруд­ни­чать с ними. Тот, кто слу­жит слу­ге Бога, доста­вит Ему боль­ше удо­воль­ствия, чем тот, кто слу­жит Само­му Гос­по­ду. Когда Гос­подь видит, что Его слу­гам ока­зы­ва­ют долж­ное почте­ние, это при­но­сит Ему боль­шее удо­воль­ствие, ибо ради слу­же­ния Гос­по­ду Его слу­ги риску­ют всем и пото­му очень доро­ги Ему. В «Бха­га­вад-гите» (18.69) Гос­подь про­воз­гла­ша­ет, что для Него нет нико­го доро­же, чем тот, кто, рискуя всем, рас­про­стра­ня­ет Его славу.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.2.16