Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Что­бы избе­жать гор­до­сти, сле­ду­ет посто­ян­но повто­рять ман­тру Харе Кришна.

Когда про­ка­жен­ный брах­ман Васу­де­ва скор­бел о том, что не может уви­деть Чай­та­нью Маха­праб­ху, Гос­подь сра­зу же вер­нул­ся в это место и обнял его. Когда Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху кос­нул­ся брах­ма­на, и про­ка­за, и все его невзго­ды ушли навсе­гда. Тело Васу­де­вы ста­ло очень при­вле­ка­тель­ным, к его вели­кой радо­сти. Будучи крот­ким и сми­рен­ным, брах­ман Васу­де­ва бес­по­ко­ил­ся о том, что, изле­чив­шись по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху, он воз­гор­дит­ся. Что­бы защи­тить брах­ма­на, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху посо­ве­то­вал ему посто­ян­но повто­рять ман­тру Харе Криш­на. Ведь, посту­пая таким обра­зом, он нико­гда не воз­гор­дит­ся без причины.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 7.140–141, 146–147

 

Текст для обсуждения

йада виний­а­там читтам
атманй эва­ва­тишт­ха­те
нис­при­хах сарва-камебхйо
йук­та итй учй­а­те тада

Когда йог упо­ря­до­чи­ва­ет дея­тель­ность ума и, осво­бо­див­шись от мате­ри­аль­ных жела­ний, дости­га­ет духов­но­го бытия, его назы­ва­ют утвер­див­шим­ся в прак­ти­ке йоги.

Ком­мен­та­рий. В отли­чие от обык­но­вен­но­го чело­ве­ка, йог в сво­их дей­стви­ях не руко­вод­ству­ет­ся мате­ри­аль­ны­ми жела­ни­я­ми, глав­ным из кото­рых явля­ет­ся поло­вое. Совер­шен­ный йог пол­но­стью управ­ля­ет сво­им умом, поэто­му его не бес­по­ко­ят ника­кие мате­ри­аль­ные жела­ния. Этой сту­пе­ни совер­шен­ства есте­ствен­ным обра­зом дости­га­ет тот, кто раз­вил в себе созна­ние Криш­ны. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (9.4.18–20) сказано:

са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачам­си ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-марджанадишу
шру­тим чакарачйута-сат-катходайе

мукун­да-лин­га­лайа-дар­шане дршау
тад-бхри­тйа-гат­ра-спар­ше ’нга-сан­га­мам
гхра­нам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шри­мат-туласйа раса­нам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане
широ хри­ши­ке­ша-падаб­хи­ван­дане
кама ча дасйе на ту кама-камайа
йатхот­та­ма-шло­ка-джа­наш­райа ратих

«Царь Амба­ри­ша преж­де все­го сосре­до­то­чил ум на лотос­ных сто­пах Гос­по­да Криш­ны, а затем, одно за дру­гим, занял в слу­же­нии Гос­по­ду все свои орга­ны чувств: его уста про­слав­ля­ли транс­цен­дент­ные каче­ства Гос­по­да, руки уби­ра­ли Его храм, уши слу­ша­ли рас­ска­зы о дея­ни­ях Гос­по­да, а гла­за созер­ца­ли Его боже­ствен­ный образ. Тело царя каса­лось тел пре­дан­ных Гос­по­да, нос вды­хал аро­мат цве­тов лото­са, под­не­сен­ных Гос­по­ду, а язык насла­ждал­ся вку­сом листьев Тула­си, воз­ло­жен­ных к лотос­ным сто­пам Гос­по­да. Ноги нес­ли его к местам палом­ни­че­ства и хра­мам Гос­по­да, голо­ва скло­ня­лась перед Гос­по­дом, а все жела­ния были свя­за­ны с жела­ни­я­ми Гос­по­да. Все эти духов­ные заня­тия как нель­зя луч­ше под­хо­дят тому, кто стре­мит­ся стать чистым преданным».

При­вер­жен­цам фило­со­фии импер­со­на­лиз­ма духов­ное бытие может казать­ся непо­сти­жи­мым и недо­ся­га­е­мым, но чело­век, обла­да­ю­щий созна­ни­ем Криш­ны, лег­ко дости­га­ет его, о чем сви­де­тель­ству­ют эти сти­хи, опи­сы­ва­ю­щие заня­тия Маха­ра­джи Амба­ри­ши. Дей­ство­вать на духов­ном уровне может толь­ко тот, кто посто­ян­но пом­нит Гос­по­да и чей ум устрем­лен к Его лотос­ным сто­пам. Раз­но­вид­но­сти пре­дан­но­го слу­же­ния Гос­по­ду, кото­ры­ми зани­мал­ся Маха­ра­джа Амба­ри­ша, полу­чи­ли назва­ния арча­ны, дея­тель­но­сти, поз­во­ля­ю­щей чело­ве­ку исполь­зо­вать все свои чув­ства в слу­же­нии Гос­по­ду. Чув­ства и ум не могут оста­вать­ся в без­дей­ствии, поэто­му про­стой отказ от дея­тель­но­сти не при­ве­дет йога к успе­ху. Для боль­шин­ства людей, осо­бен­но тех, кто не живет в отре­че­нии от мира, пере­чис­лен­ные выше духов­ные заня­тия для ума и чувств — самый луч­ший спо­соб достичь духов­но­го уров­ня, кото­рый в «Бха­га­вад-гите» опре­де­лен сло­вом йук­та.

«Бха­га­вад-гита», 6.18

 

Выде­ле­ние

Когда чело­век счи­та­ет­ся достиг­шим совер­шен­ства в йоге?

Осмыс­ле­ние

  1. Каким обра­зом пре­дан­ные Криш­ны авто­ма­ти­че­ски дости­га­ют это­го совер­шен­ства? Объ­яс­ни­те на при­ме­ре царя Амбариши.
  2. Когда мы можем быть посто­ян­но заня­ты транс­цен­дент­ной дея­тель­но­стью? Поче­му пре­дан­ным гораз­до лег­че достичь транс­цен­дент­но­го состо­я­ния, чем имперсоналистам?

При­ме­не­ние

Пере­чис­ли­те всю дея­тель­ность, кото­рую вы выпол­ня­е­те в созна­нии Криш­ны в тече­ние дня. В какие момен­ты вы помни­те о Кришне?

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь упол­но­мо­чи­ва­ет пре­дан­ных проповедовать.

Вер­хов­ный Гос­подь обла­да­ет раз­но­об­раз­ны­ми энер­ги­я­ми, кото­ры­ми Он наде­ля­ет Сво­их удач­ли­вых пре­дан­ных. У Гос­по­да есть осо­бая энер­гия, при помо­щи кото­рой Он рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны. Об этом так­же гово­рит­ся в «Шри Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Антья-лила, 7.11): криш­на-шак­ти вина нахе тара пра­вар­та­на — «не будучи упол­но­мо­чен­ным Самим Гос­по­дом Криш­ной, чело­век не может рас­про­стра­нять Его свя­тое имя». Пре­дан­но­го, кото­ро­го Гос­подь наде­лил этой силой, сле­ду­ет счи­тать очень удач­ли­вым. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, что­бы люди узна­ли о сво­ем истин­ном поло­же­нии, сво­их изна­чаль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Криш­ной. Что­бы обре­сти спо­соб­ность к это­му, чело­век полу­ча­ет от Криш­ны осо­бую силу. Гос­подь вновь явил­ся как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, что­бы побу­дить людей при­нять созна­ние Криш­ны. Одно­го осо­бо­го пре­дан­но­го Гос­подь так­же упол­но­мо­чи­ва­ет рас­ска­зать людям об их изна­чаль­ном положении.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.114