Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, чело­век раз­ви­ва­ет терпение.

У повто­ря­ю­ще­го ман­тру Харе Криш­на тер­пе­ние раз­ви­ва­ет­ся само собой.

Пре­дан­ный, повто­ря­ю­щий свя­тое имя Гос­по­да, дол­жен быть тер­пе­лив, как дере­во. Даже если его ста­нут поно­сить и хулить, он не дол­жен гово­рить ни сло­ва в ответ.

Даже если дере­во рубят, оно не про­те­сту­ет, и, если оно высы­ха­ет и уми­ра­ет, оно
не про­сит воды.

Ком­мен­та­рий. Раз­вить тер­пе­ние (тарор апи сахиш­ну­на) очень труд­но, но тот, кто искренне повто­ря­ет ман­тру Харе Криш­на, есте­ствен­ным обра­зом ста­но­вит­ся тер­пе­ли­вым. Чело­ве­ку, кото­рый с помо­щью ман­тры Харе Криш­на обрел духов­ное созна­ние, нет необ­хо­ди­мо­сти отдель­но вос­пи­ты­вать в себе это каче­ство — все доб­ро­де­те­ли сами при­хо­дят к пре­дан­но­му бла­го­да­ря тому, что он регу­ляр­но повто­ря­ет ман­тру Харе Кришна.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 17.27–28

 

Текст для обсуждения

шри-бха­га­ван ува­ча
парт­ха наи­ве­ха намут­ра
вина­шас тасйа видй­а­те
на хи калй­а­на-крит каш­чид
дур­га­тим тата гач­чха­ти

Вер­хов­ный Гос­подь ска­зал: О сын Прит­хи, йогу, вер­ша­ще­му бла­гие дела, не гро­зит гибель ни в этой жиз­ни, ни в сле­ду­ю­щей. О Мой друг, зло нико­гда не одо­ле­ет того, кто тво­рит добро.

Ком­мен­та­рий. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (1.5.17) Шри Нара­да Муни дает Вья­са­де­ве сле­ду­ю­щее наставление:

тйактва сва-дхар­мам чара­нам­буджам харер
бхад­жанн апа­к­во ’тха патет тато йади
йат­ра ква ваб­хадрам абхуд аму­шйа ким
ко варт­ха апто ’бхад­жа­там сва-дхарматах

«Тот, кто, пол­но­стью пре­дав­шись Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, отка­зал­ся от всех мир­ских устрем­ле­ний, ниче­го не теря­ет и не навле­ка­ет на себя гре­ха. Но тот, кто не пре­дан Гос­по­ду, не достиг­нет ниче­го, даже если без­уко­риз­нен­но выпол­ня­ет все пред­пи­сан­ные Веда­ми обя­зан­но­сти». Есть мно­го раз­ных видов дея­тель­но­сти, рели­ги­оз­ной и мир­ской, кото­рые помо­га­ют людям достичь мате­ри­аль­ных целей. Йог дол­жен отка­зать­ся от всех видов мате­ри­аль­ной дея­тель­но­сти, что­бы достичь духов­но­го совер­шен­ства, то есть обре­сти созна­ние Криш­ны. Кто-то может воз­ра­зить, что, дескать, выс­шей сту­пе­ни совер­шен­ства дости­га­ет лишь тот, кто пол­но­стью раз­вил в себе созна­ние Криш­ны, а ина­че чело­век ниче­го не добьет­ся ни в мате­ри­аль­ной, ни в духов­ной жиз­ни. Ведь в шастрах ска­за­но, что тот, кто не выпол­ня­ет пред­пи­сан­ных ему обя­зан­но­стей, будет за это нака­зан, — ста­ло быть, эта участь ожи­да­ет и того, кто оста­вил свои мате­ри­аль­ные обя­зан­но­сти ради заня­тий духов­ной прак­ти­кой, но потом сошел с духов­но­го пути. Одна­ко «Бха­га­ва­там» заве­ря­ет неудач­ли­во­го йога, что у него нет при­чин для бес­по­кой­ства. Даже если ему и при­дет­ся стра­дать из-за того, что он не выпол­нил долж­ным обра­зом свои обя­зан­но­сти, он все рав­но ниче­го не теря­ет, пото­му что его дости­же­ния в созна­нии Криш­ны нико­гда не про­па­дут даром, и он смо­жет про­дол­жить этот путь, даже если в сле­ду­ю­щей жиз­ни появит­ся на свет в семье из низ­ших сло­ев обще­ства. С дру­гой сто­ро­ны, даже тот, кто стро­го выпол­ня­ет пред­пи­сан­ные Веда­ми обя­зан­но­сти, может не полу­чить это­го бла­га, если не обла­да­ет созна­ни­ем Кришны.

Люди делят­ся на две кате­го­рии: те, кто сле­ду­ет ука­за­ни­ям шастр, и те, кто пре­не­бре­га­ет ими. Пер­вые неукос­ни­тель­но выпол­ня­ют пред­пи­сан­ные им обя­зан­но­сти, а послед­ние, подоб­но живот­ным, идут на пово­ду у сво­их чувств и не зна­ют ни о том, что ожи­да­ет их в сле­ду­ю­щей жиз­ни, ни о том, как осво­бо­дить­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на. Таки­ми людь­ми, будь то циви­ли­зо­ван­ные люди или дика­ри, обра­зо­ван­ные или негра­мот­ные, силь­ные или сла­бые, дви­жут толь­ко живот­ные инстинк­ты. Их дея­тель­ность нико­гда не при­но­сит им бла­га, пото­му что, удо­вле­тво­ряя свои живот­ные потреб­но­сти — в еде, сне, защи­те и сек­се, — они оста­ют­ся в пле­ну мате­ри­аль­ной жиз­ни, кото­рая все­гда испол­не­на стра­да­ний. Те же, кто сле­ду­ют ука­за­ни­ям шастр и посте­пен­но раз­ви­ва­ют в себе созна­ние Криш­ны, несо­мнен­но, про­дви­га­ют­ся по пути, веду­ще­му к совершенству.

Людей, иду­щих бла­гим путем, мож­но раз­де­лить на три груп­пы: тех, кто сле­ду­ет пред­пи­са­ни­ям шастр ради мате­ри­аль­но­го про­цве­та­ния; тех, кто стре­мит­ся к осво­бож­де­нию из мате­ри­аль­но­го пле­на; и пре­дан­ных, дей­ству­ю­щих в созна­нии Криш­ны. Людей, кото­рые сле­ду­ют пред­пи­са­ни­ям шастр, поз­во­ля­ю­щим достичь мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, мож­но, в свою оче­редь, раз­де­лить на две груп­пы: тех, кто хочет насла­ждать­ся пло­да­ми сво­е­го тру­да, и тех, кто не стре­мит­ся к этим пло­дам. Пер­вые могут достичь более высо­ко­го уров­ня жиз­ни и даже под­нять­ся на рай­ские пла­не­ты, но, посколь­ку они про­дол­жа­ют оста­вать­ся в пле­ну мате­ри­аль­ной при­ро­ды, путь, кото­рым они идут, нель­зя назвать бла­гим. Истин­но бла­гой явля­ет­ся та дея­тель­ность, кото­рая ведет к осво­бож­де­нию. Дея­тель­ность, кото­рая в конеч­ном сче­те не направ­ле­на на само­осо­зна­ние, или на осво­бож­де­ние от мате­ри­аль­ных, телес­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни, нель­зя счи­тать бла­го­твор­ной. Един­ствен­ная поис­ти­не бла­го­твор­ная дея­тель­ность — это дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны, и чело­ве­ка, кото­рый доб­ро­воль­но при­ни­ма­ет неудоб­ства и лише­ния ради того, что­бы раз­вить в себе созна­ние Криш­ны, мож­но назвать совер­шен­ным йогом и подвиж­ни­ком. И посколь­ку выс­шая цель вось­ми­сту­пен­ча­той йоги — обре­сти созна­ние Криш­ны, тот, кто усерд­но зани­ма­ет­ся этим видом йоги, так­же полу­ча­ет бла­го и ему не нуж­но боять­ся падения.

«Бха­га­вад-гита», 6.40

 

Выде­ле­ние

Что Криш­на обе­ща­ет тем, кто занят духов­ной деятельностью?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му встать на путь пре­дан­но­го слу­же­ния — это самое важ­ное? Что гово­рит Шри­ла Нара­да Муни, срав­ни­вая пре­дан­ное слу­же­ние с пред­пи­сан­ны­ми обя­зан­но­стя­ми человека?
  2. Что слу­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щей жиз­ни с чело­ве­ком, кото­рый бро­сил свои мате­ри­аль­ные обя­зан­но­сти ради духов­ной жиз­ни, но так и не смог достичь в ней совершенства?
  3. Что в сле­ду­ю­щем рож­де­нии про­ис­хо­дит с его духов­ной жизнью?
  4. Что слу­ча­ет­ся с чело­ве­ком, иде­аль­но выпол­няв­шим свои мате­ри­аль­ные обязанности,
    но не зани­мав­шим­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Господу?
  5. Поче­му это пло­хо — жить, не сле­дуя ука­за­ни­ям шастр?
  6. Пере­чис­ли­те три вида людей, кото­рые живут в соот­вет­ствии с настав­ле­ни­я­ми свя­щен­ных писаний.
  7. Кто из них дей­стви­тель­но идет бла­гим путем?
  8. Како­ва самая бла­гая цель? Поче­му, идя к ней, мы ста­но­вим­ся бесстрашными?

При­ме­не­ние

Насколь­ко важ­но для вас созна­ние Криш­ны? Поде­ли­тесь сво­и­ми представлениями.

 

Про­по­ведь — это сущность

Пре­дан­ный дол­жен тер­петь недру­же­люб­но настро­ен­ных людей.

[После обсуж­де­ния «недоб­ро­же­ла­те­лей» Дви­же­ния созна­ния Криш­ны — касто­вых брах­ма­нов и роди­те­лей преданных.]

Мы ни с кем не хотим враж­до­вать, но пони­ма­ем, что непре­дан­ные все­гда будут отно­сить­ся к нам враж­деб­но. Невзи­рая на это, мы долж­ны, как учат шаст­ры, быть тер­пе­ли­вы­ми и мило­серд­ны­ми. Пре­дан­ный-про­по­вед­ник дол­жен быть готов сно­сить упре­ки невежд и в то же вре­мя про­яв­лять мило­сер­дие к пад­шим, обу­слов­лен­ным душам. Гос­подь непре­мен­но заме­тит слу­же­ние того, кто сто­ит в цепи духов­ных учи­те­лей, начи­на­ю­щей­ся с Нара­ды Муни, и доб­ро­со­вест­но испол­ня­ет свой долг. Криш­на Сам обе­ща­ет это в «Бха­га­вад-гите» (18.68–69):

йа идам пара­мам гухй­ам
мад-бхак­те­шв абхид­хасй­а­ти
бхак­тим майи парам крит­ва
мам эва­и­шй­атй асам­шай­ах

на ча тасман ману­шй­е­шу
каш­чин ме прийа-крит­та­мах
бха­ви­та на ча ме тасмад
анй­ах прий­а­та­ро бху­ви

«Тот, кто откры­ва­ет эту выс­шую тай­ну Моим пре­дан­ным, непре­мен­но при­дет к чисто­му пре­дан­но­му слу­же­нию и, в кон­це кон­цов, вер­нет­ся ко Мне. В этом мире для Меня нет, и нико­гда не будет слу­ги доро­же, чем он». Так давай­те же про­по­ве­до­вать уче­ние Гос­по­да Криш­ны, не боясь вра­гов. Наш един­ствен­ный долг — удо­вле­тво­рить Гос­по­да сво­ей про­по­ве­дью, тогда Гос­подь Чай­та­нья и Гос­подь Криш­на при­зна­ют наше слу­же­ние. Нуж­но искренне слу­жить Гос­по­ду и не оста­нав­ли­вать­ся в стра­хе перед мни­мы­ми недругами.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 6.5.39