Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Ум нуж­но кон­тро­ли­ро­вать, повто­ряя Харе Криш­на-ман­тру, кото­рая «при­вя­зы­ва­ет» его к лотос­ным сто­пам Кришны.

Не сто­ит верить уму, кото­рый настоль­ко пере­мен­чив, что в любой момент может впу­стить вра­га. Ум все­гда сопро­вож­да­ют шесть вра­гов — кама, крод­ха, мада, моха, мат­сарйв и бхайа, т.е. вожде­ле­ние, гнев, безу­мие, иллю­зия, зависть и страх. Хотя ум может слить­ся с духов­ным созна­ни­ем, с ним сле­ду­ет быть очень осто­рож­ным, так же, как и со зме­ей. Ни в коем слу­чае не сле­ду­ет думать, что ум уже натре­ни­ро­ван и может делать все, что забла­го­рас­су­дит­ся. Тот, кто инте­ре­су­ет­ся духов­ной жиз­нью, дол­жен посто­ян­но зани­мать свой ум в слу­же­нии Гос­по­ду, что­бы вра­ги ума, кото­рые все­гда сопро­вож­да­ют его, были у нас в под­чи­не­нии. Если ум не занят посто­ян­но в созна­нии Криш­ны, все­гда оста­ет­ся воз­мож­ность, что он сдаст­ся вра­гам. Таким обра­зом, мы ста­нем его жертвами.

Повто­ре­ние ман­тры Харе Криш­на посто­ян­но удер­жи­ва­ет ум у лотос­ных стоп Криш­ны, таким обра­зом не давая вра­гам воз­мож­но­сти напасть.

«Шри Чай­та­нья Чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 11.10

 

Текст для обсуждения

бхок­та­рам йаджна-тапасам
сар­ва-лока-махе­шва­рам
сух­ри­дам сарва-бхутанам
гйат­ва мам шан­тим риччхати

Чело­век, пол­но­стью осо­знав­ший, что Я — един­ствен­ный, кто насла­жда­ет­ся все­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми и пло­да­ми подвиж­ни­че­ства, что Я вер­хов­ный вла­ды­ка всех пла­нет и полу­бо­гов, а так­же друг и бла­го­де­тель всех существ, избав­ля­ет­ся от мате­ри­аль­ных стра­да­ний и обре­та­ет пол­ное умиротворение.

Ком­мен­та­рий. Обу­слов­лен­ные души, нахо­дя­щи­е­ся в ког­тях иллю­зор­ной энер­гии, стре­мят­ся най­ти покой в мате­ри­аль­ном мире. Но они не зна­ют фор­му­лы мира, кото­рая изло­же­на в этом сти­хе «Бха­га­вад-гиты». Эта фор­му­ла очень про­ста: пло­да­ми всех наших дей­ствий насла­жда­ет­ся Гос­подь Криш­на. Все, что у нас есть, необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать в транс­цен­дент­ном слу­же­нии Гос­по­ду, ибо Он — вла­ды­ка всех пла­нет и пове­ли­тель цар­ству­ю­щих на них полу­бо­гов. Нет нико­го более вели­ко­го, чем Гос­подь. Он более велик, чем самые вели­кие полу­бо­ги: Гос­подь Шива и Гос­подь Брах­ма. Это под­твер­жда­ет­ся в Ведах: там ишва­ра­нам пара­мам махе­шва­рам (Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад, 6.7). Вве­ден­ные в заблуж­де­ние живые суще­ства пыта­ют­ся утвер­дить свое гос­под­ство над миром, хотя сами нахо­дят­ся во вла­сти мате­ри­аль­ной энер­гии Гос­по­да. Гос­подь — пове­ли­тель мате­ри­аль­ной при­ро­ды, а обу­слов­лен­ные души нахо­дят­ся во вла­сти ее суро­вых зако­нов. Пока люди не пой­мут этих про­стых истин, они не будут знать покоя — ни каж­дый в отдель­но­сти, ни все вме­сте. В этом суть созна­ния Криш­ны: Гос­подь Криш­на — это вер­хов­ный вла­сте­лин, а все живые суще­ства, в том чис­ле и вели­кие полу­бо­ги, — Его под­дан­ные. Истин­ное уми­ро­тво­ре­ние обре­та­ют толь­ко те, кто в пол­ной мере обла­да­ет созна­ни­ем Кришны.

В пятой гла­ве рас­ска­зы­ва­лось о мето­де созна­ния Криш­ны, кото­рый изве­стен под назва­ни­ем кар­ма-йога. В ней дает­ся ответ на фило­соф­ский вопрос о том, как кар­ма-йога может при­ве­сти чело­ве­ка к осво­бож­де­нию. Дей­ство­вать в созна­нии Криш­ны — зна­чит дей­ство­вать, пол­но­стью созна­вая свою под­власт­ность Гос­по­ду. Такая дея­тель­ность экви­ва­лент­на духов­но­му зна­нию. Бхак­ти-йога — это созна­ние Криш­ны как тако­вое, а гья­на-йога — путь, веду­щий к бхак­ти-йоге. Обла­дать созна­ни­ем Криш­ны — зна­чит дей­ство­вать, ни на мину­ту не забы­вая о сво­их отно­ше­ни­ях с Вер­хов­ным Абсо­лю­том, и выс­шей сту­пе­нью созна­ния Криш­ны явля­ет­ся пости­же­ние Криш­ны, Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Чистая душа, бес­ко­неч­но малая части­ца Бога явля­ет­ся Его веч­ным слу­гой. Желая гос­под­ство­вать над май­ей, живое суще­ство попа­да­ет в ее иллю­зор­ное цар­ство, и тем самым обре­ка­ет себя на бес­чис­лен­ные стра­да­ния. Пока живое суще­ство нахо­дит­ся в мате­ри­аль­ном мире, оно вынуж­де­но дей­ство­вать, что­бы удо­вле­тво­рять потреб­но­сти сво­е­го мате­ри­аль­но­го тела. Одна­ко, метод созна­ния Криш­ны при­во­дит чело­ве­ка к духов­ной жиз­ни, даже если тот нахо­дит­ся во вла­сти мате­ри­аль­ной энер­гии, ибо с помо­щью это­го мето­да он может про­бу­дить в себе духов­ное созна­ние. Чем даль­ше про­дви­га­ет­ся чело­век по это­му пути, тем мень­ше он зави­сит от мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Гос­подь бес­при­стра­стен. Наше духов­ное раз­ви­тие зави­сит от того, насколь­ко хоро­шо каж­дый из нас выпол­ня­ет свои обя­зан­но­сти в созна­нии Криш­ны. Дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны помо­га­ет нам обуз­дать чув­ства и побе­дить в себе жела­ния и гнев. Тот, кто утвер­дил­ся в созна­нии Криш­ны, кто укро­тил свои чув­ства, жела­ния и гнев, уже достиг духов­но­го уров­ня, уров­ня брах­ма-нир­ва­ны. Дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны рав­но­цен­на заня­ти­ям вось­ми­сту­пен­ча­той мисти­че­ской йогой, посколь­ку при­во­дит чело­ве­ка к той же цели. Йама, нийа­ма, аса­на, пра­найа­ма, пратй­а­ха­ра, дха­ра­на, дхй­а­я­на и сама­д­хи — это сту­пе­ни посте­пен­ной эво­лю­ции созна­ния. Но все они — лишь под­сту­пы к совер­шен­ству, дости­жи­мо­го с помо­щью пре­дан­но­го слу­же­ния, ибо толь­ко пре­дан­ное слу­же­ние при­но­сит чело­ве­ку истин­ный мир и покой. Пре­дан­ное слу­же­ние — это выс­шая сту­пень совершенства.

«Бха­га­вад-гита», 5.29

 

Выде­ле­ние

Какие 3 вещи сле­ду­ет знать, что­бы осво­бо­дить­ся от мате­ри­аль­ных беспокойств?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му всей нашей дея­тель­но­стью дол­жен насла­ждать­ся Гос­подь Кришна?
  2. Поче­му в мате­ри­аль­ном мире живые суще­ства вме­сто Криш­ны слу­жат майе?
  3. Что про­ис­хо­дит, когда они под­чи­ня­ют­ся майе?
  4. Как вый­ти из-под кон­тро­ля майи?
  5. Поче­му дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны счи­та­ет­ся вели­чай­шим совершенством
    жизни?

При­ме­не­ние

Рас­ска­жи­те о ситу­а­ци­ях, когда вы быва­е­те обес­по­ко­е­ны или угне­те­ны. При­ду­май­те, как вы буде­те про­по­ве­до­вать себе в такие моменты?

 

Про­по­ведь — это сущность

Для того что­бы стать упол­но­мо­чен­ным про­по­вед­ни­ком, нуж­но обре­сти бла­го­склон­ность Гос­по­да Чай­та­ньи или духов­но­го учителя.

Кто бы ни услы­шал, как Гос­подь Чай­та­нья повто­рял «Хари, Хари», он так­же начи­нал повто­рять свя­тые име­на Гос­по­да Хари и Криш­ны. Таким обра­зом, все они сле­до­ва­ли за Гос­по­дом, горя жела­ни­ем уви­деть Его. Через неко­то­рое вре­мя Гос­подь обни­мал таких людей и нака­зы­вал им вер­нуть­ся домой, наде­лив их духов­ной силой. Упол­но­мо­чен­ные Гос­по­дом, они воз­вра­ща­лись в свои дерев­ни, посто­ян­но повто­ряя свя­тое имя Криш­ны, и порой сме­я­лись, пла­ка­ли и тан­це­ва­ли. Эти люди про­си­ли всех и каж­до­го, кого виде­ли, повто­рять свя­тое имя Криш­ны. Так все их одно­сель­чане так­же ста­но­ви­лись пре­дан­ны­ми Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Про­сто уви­дев таких людей, наде­лен­ных силой Гос­по­да Чай­та­ньи, жите­ли раз­ных дере­вень ста­но­ви­лись таки­ми же, как они, про­сто бла­го­да­ря их мило­сти­во­му взгля­ду. Когда эти люди воз­вра­ща­лись в свои дерев­ни, они обра­ща­ли в пре­дан­ных дру­гих. Когда дру­гие люди при­хо­ди­ли посмот­реть на них, они так­же ста­но­ви­лись пре­дан­ны­ми. Так, по мере того, как эти люди ходи­ли из одной дерев­ни в дру­гую, все жите­ли Южной Индии ста­но­ви­лись преданными.

Эта духов­ная сила явля­ет­ся сутью энер­гии насла­жде­ния и энер­гии веч­но­сти. Эти­ми дву­мя энер­ги­я­ми чело­век наде­ля­ет­ся, что­бы нести пре­дан­ное слу­же­ние. Сам Гос­подь Криш­на, или Его пред­ста­ви­тель — чистый пре­дан­ный — может мило­сти­во даро­вать эти две энер­гии любо­му чело­ве­ку. Наде­лен­ный эти­ми дву­мя энер­ги­я­ми, чело­век может стать чистым пре­дан­ным Гос­по­да. Любой, кто обрел бла­го­склон­ность Гос­по­да Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, был наде­лен этой бхак­ти-шак­ти. Таким обра­зом, после­до­ва­те­ли Гос­по­да мог­ли про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны по Его Боже­ствен­ной милости.

Для того что­бы стать упол­но­мо­чен­ным про­по­вед­ни­ком, нуж­но полу­чить бла­го­сло­ве­ние Гос­по­да Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху или Его пре­дан­но­го — духов­но­го учи­те­ля. Так­же каж­до­го нуж­но про­сить вос­пе­вать маха-ман­тру. Так этот чело­век смо­жет обра­щать в вайш­на­визм дру­гих, пока­зы­вая, как мож­но стать чистым пре­дан­ным Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 7.98–104