Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Про­из­но­ся ман­тру Харе Криш­на, мы тоже про­сим Гос­по­да: «Пожа­луй­ста, поз­воль мне слу­жить Тебе». Этой ман­тре учил Сам Чай­та­нья Маха­праб­ху. Сло­во Харе отно­сит­ся к энер­гии Гос­по­да, а Криш­на и Рама — это Его име­на. Когда мы повто­ря­ем ман­тру, мы про­сим Криш­ну поз­во­лить нам слу­жить Ему. Сей­час мы боль­ны мате­ри­а­лиз­мом, и един­ствен­ная при­чи­на нашей болез­ни в том, что мы забы­ли о слу­же­нии Богу. Под вли­я­ни­ем иллю­зии мы дума­ем: «Кто, кро­ме меня, может быть Богом? Зачем еще кому-то слу­жить? Я сам — Бог». Это и есть наша болезнь, послед­няя ловуш­ка иллю­зии. Сна­ча­ла мы пыта­ем­ся стать пре­мьер-мини­стром, пре­зи­ден­том, Рок­фел­ле­ром, Фор­дом или кем-то еще, а когда это нам либо не уда­ет­ся, либо не при­но­сит сча­стья, мы от разо­ча­ро­ва­ния пыта­ем­ся стать Богом, то есть ока­зать­ся еще выше, чем пре­зи­дент. Убе­див­шись, что пост пре­зи­ден­та не при­не­сет нам веч­но­го бла­жен­ства и зна­ния, мы начи­на­ем тре­бо­вать чего-то боль­ше­го. Мы хотим стать Богом. Но и в том, и в дру­гом слу­чае мы лишь стре­мим­ся к высо­ко­му поло­же­нию, а это и есть болезнь. Нахо­дясь во вла­сти иллю­зии, мы пыта­ем­ся воз­вы­сить­ся над все­ми. Одна­ко бхак­ти-йога учит нас пря­мо про­ти­во­по­лож­но­му. Он учит быть слу­гой слуг Гос­по­да. У того, кто идет по это­му пути, даже мысли
не воз­ни­ка­ет о том, что­бы само­му стать Богом; такой чело­век хочет толь­ко одно­го — слу­жить Господу.

«Путь к совер­шен­ству», гла­ва 8

 

Текст для обсуждения

саха­с­ра-йуга-парй­ан­там
ахар йад брах­ма­но видух
ратрим йуга-саха­сран­там
те ’хо-ратра-видо джанах

Один день Брах­мы длит­ся тыся­чу эпох по вре­мя­ис­чис­ле­нию людей, и столь­ко же длит­ся его ночь. 

Ком­мен­та­рий. Мате­ри­аль­ная все­лен­ная суще­ству­ет огра­ни­чен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни, кото­рый исчис­ля­ет­ся в кал­пах. Кал­па — это про­дол­жи­тель­ность одно­го дня Брах­мы, состо­я­ще­го из тыся­чи цик­лов, в каж­дом из кото­рых четы­ре юги: Сатья, Тре­та, Два­па­ра и Кали. Сатья-юга — это век доб­ро­де­те­ли, муд­ро­сти и рели­ги­оз­но­сти, в этот век нет места неве­же­ству и поро­ку; он длит­ся 1 728 000 лет. Тре­та-юга, в кото­рую впер­вые появ­ля­ет­ся порок, длит­ся 1 296 000 лет. Про­дол­жи­тель­ность Два­па­ра-юги, в кото­рую доб­ро­де­тель и рели­ги­оз­ность еще боль­ше убы­ва­ют, а порок рас­тет, состав­ля­ет 864 000 лет. И нако­нец, Кали-юга — нынеш­ний век, начав­ший­ся 5 000 тысяч лет назад, — это век раз­до­ров, неве­же­ства, без­бо­жия и поро­ка, в кото­ром почти не оста­лось истин­ной доб­ро­де­те­ли. Эта юга длит­ся 432 000 лет. В век Кали порок рас­цве­та­ет так силь­но, что в кон­це этой юги на зем­лю при­хо­дит Вер­хов­ный Гос­подь в обра­зе Кал­ки-ава­та­ры, что­бы уни­что­жить демо­нов, спа­сти Сво­их пре­дан­ных и поло­жить нача­ло новой Сатья-юге. Затем весь цикл повто­ря­ет­ся вновь. Тыся­ча таких цик­лов из четы­рех юг состав­ля­ет один день Брах­мы, и столь­ко же про­дол­жа­ет­ся его ночь. Брах­ма живет сто лет по тако­му исчис­ле­нию, кото­рые рав­ны трем­стам один­на­дца­ти трил­ли­о­нам соро­ка мил­ли­ар­дам зем­ных лет. Нам жизнь Брах­мы может казать­ся фан­та­сти­че­ски дол­гой, но в мас­шта­бах веч­но­сти она столь же корот­ка, как вспыш­ка мол­нии. Бес­чис­лен­ное мно­же­ство Брахм появ­ля­ет­ся и исче­за­ет в При­чин­ном оке­ане, подоб­но пузырь­кам пены на поверх­но­сти Атлан­ти­че­ско­го оке­а­на. Брах­ма и его тво­ре­ние явля­ют­ся частью мате­ри­аль­но­го мира и пото­му под­вер­же­ны посто­ян­ным изменениям.

В мате­ри­аль­ном мире даже Брах­ма рож­да­ет­ся, боле­ет, ста­ре­ет и уми­ра­ет. Но, посколь­ку, управ­ляя все­лен­ной, Брах­ма тем самым слу­жит Вер­хов­но­му Гос­по­ду, после смер­ти он сра­зу обре­та­ет осво­бож­де­ние. Воз­вы­шен­ные сан­нья­си дости­га­ют пла­не­ты Брах­мы, Брах­ма­ло­ки, кото­рая явля­ет­ся глав­ной пла­не­той во все­лен­ной и про­дол­жа­ет суще­ство­вать, даже когда уни­что­жа­ют­ся рай­ские пла­не­ты, отно­ся­щи­е­ся к выс­шей пла­нет­ной систе­ме. Одна­ко дости­же­ние Брах­ма­ло­ки нель­зя назвать совер­шен­ством, так как по зако­нам при­ро­ды в назна­чен­ный срок Брах­ме и всем оби­та­те­лям его пла­не­ты так­же пред­сто­ит умереть.

«Бха­га­вад-гита»б 8.17

 

Выде­ле­ние

  1. Что такое кал­па? Како­ва ее продолжительность?
  2. Что такое 4 юги? Како­вы их осо­бен­но­сти? Сколь­ко длит­ся каж­дая из них?
  3. Сколь­ко лет в общей слож­но­сти живет Гос­подь Брахма?
  4. Как после тем­но­го века Кали вновь насту­па­ет Сатья-юга?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му даже необык­но­вен­но длин­ная жизнь Брах­мы в конеч­ном сче­те незначительна?
  2. Как Гос­подь Брах­ма дости­га­ет освобождения?
  3. Како­вы осо­бен­но­сти Брах­ма­ло­ки? Кто ее достигает?
  4. Поче­му дости­же­ние Брах­ма­ло­ки тоже, в конеч­ном сче­те, не име­ет значения?

При­ме­не­ние

Куда бы вам хоте­лось отпра­вить­ся в кон­це жиз­ни? Почему?

 

Про­по­ведь — это сущность

Фор­му­ла успе­ха ИСККОН: «Твер­до сле­до­вать регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам и про­по­ве­до­вать соглас­но настав­ле­ни­ям ача­рьев».

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху хотел про­по­ве­до­вать пение свя­то­го име­ни и любовь к Кришне по все­му миру, и, нахо­дясь на этой пла­не­те, Он поло­жил нача­ло дви­же­нию сан­кир­та­ны. Так, Он напра­вил Рупу Госва­ми и Сана­та­ну Госва­ми во Врин­да­ван, Нитья­нан­ду Праб­ху — в Бен­га­лию, а Сам отпра­вил­ся в Южную Индию. Зада­чу про­по­ве­до­вать в осталь­ных частях мира Он мило­сти­во воз­ло­жил на Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Криш­ны. Чле­ны это­го Обще­ства долж­ны все­гда пом­нить: если они будут стро­го сле­до­вать регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам и искренне про­по­ве­до­вать в соот­вет­ствии с настав­ле­ни­я­ми ача­рьев, они, несо­мнен­но, обре­тут все бла­го­сло­ве­ния Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху и достиг­нут успе­ха в сво­ей про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти по все­му миру.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.171, комм.