Нектар святого имени
Харидас Тхакур смог покорить иллюзорную энергию (майю) потому, что был поглощен мыслями о Кришне и непрерывно повторял Его святое имя.
[Майя, обращаясь к Харидасу Тхакуру.] Поклонившись Харидасу Тхакуру, женщина сказала: «Я — иллюзорная энергия Верховной Личности Бога. Я пришла сюда, чтобы испытать тебя».
В «Бхагавад-гите» (7.14) Кришна говорит:
даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти».
Харидас Тхакур доказал это собственным примером. Майя держит в своей власти весь мир. Ослепленные блеском материального мира, люди позабыли конечную цель жизни. Но весь этот блеск и, в особенности, женская красота, рассчитан на тех, кто не предан Верховной Личности Бога. Господь говорит: мам эва йе прападйанте майам этам таранти те — «Иллюзорная энергия не властна над тем, кто вручил себя Мне». Сама олицетворенная иллюзорная энергия пришла к Харидасу, чтобы испытать его, но здесь она признает свое поражение, поскольку ей не удалось очаровать его. Как такое возможно? Это стало возможным потому, что Харидас Тхакур был безраздельно предан лотосным стопам Кришны. Он всегда помнил о Нем и произносил святое имя Господа триста тысяч раз в день.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 3.250
Текст для обсуждения
В «Бхагавад-гите» (3.27) Господь Кришна говорит:
пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма картахам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».
Успех любой деятельности зависит от пяти факторов: места, исполнителя, орудия, или органа чувств, усилия и, наконец, санкции Верховного Господа. Из всего этого благословение Верховного Господа важнее всего. Эта санкция осуществляется через благосклонный надзор Верховного Господа над материальной энергией, т.к. материальная природа действует по Его воле. Материальная энергия действует в соответствии с сознанием индивидуума: когда живое существо находится под влиянием трех гун природы, его действиями управляет внешняя энергия Господа, материальная природа. Но когда его сознание духовно (шуддха-саттва), его действия находятся под управлением внутренней, духовной энергии Господа. Живое существо может выбирать, будут его действия находиться под контролем внешней энергии Господа или Его внутренней энергии. Такова крошечная независимость дживы.
В тот момент, когда духовная душа полностью предается лотосным стопам Верховного Господа и молит Его занять ее в преданном служении, она освобождается от пут кармы. На этой стадии доказывается утверждение дживера сварупа хайа кришнера нитья-даса: «В своем изначальном духовном положении душа является вечным слугой Кришны». Это положение приносит душе высшее блаженство. Неверно сравнивать положение вечного слуги Кришны с положением раба майи, иллюзорной энергии Кришны. Другими словами, ощущения силы и блаженства, получаемые от управления материей, несравнимы с экстазом, который испытывает живое существо в служении Господу. Даже восемь видов мистических совершенств ничтожны в сравнении с блаженством вечного слуги Кришны. И вручение себя Господу является единственным способом достижения такого положения, никакой искусственный метод не сработает. Пробуждение дремлющего сознания Кришны, являющегося совершенством для живого существа, достижимо лишь путем предания себя Господу. Склонность к этому является врожденным качеством дживы. Господь Чайтанья говорит в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.107):
нитья шуддха кришнера према садхйа кабху найа
шраванади шуддха читте карайе удайа
«Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах живых существ. Она не может быть получена из другого источника. Когда сердце очищается благодаря слушанию и воспеванию, живое существо естественным образом пробуждается».
«Отречение через мудрость»
Знакомство с текстом
- Какие пять факторов определяют успех деятельности?
- Какой из них наиболее важен? Почему?
Осмысление
- В чем проявляется «независимость» дживы?
- Почему чистые души стремятся посвятить себя служению Кришне? Как можно достичь положения вечного слуги Кришны?
- Что происходит с кармой человека, когда он становится слугой Кришны?
Применение
Что вы чувствуете, когда заняты преданным служением Господу или Его чистым преданным?
Проповедь — это сущность
Смысл Движения сознания Кришны — в том, чтобы самим стать сознающими Кришну и сделать сознающими Кришну других.
«Дорогое дитя, продолжай танцевать и петь, занимаясь санкиртаной в обществе преданных. Кроме того, иди и проповедуй ценность повторения кришна-намы — так Ты принесешь освобождение всем падшим душам».
Комментарий. Духовный учитель хочет, чтобы его ученики не только пели, танцевали и следовали предписаниям, но и проповедовали Движение санкиртаны, давая другим возможность обрести освобождение. Ведь в основе Движения сознания Кришны лежит принцип: самому достичь совершенства в преданном служении и проповедовать это учение на благо другим.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.92