Нек­тар свя­то­го имени

Хари­дас Тха­кур смог поко­рить иллю­зор­ную энер­гию (майю) пото­му, что был погло­щен мыс­ля­ми о Кришне и непре­рыв­но повто­рял Его свя­тое имя.

[Майя, обра­ща­ясь к Хари­да­су Тха­ку­ру.] Покло­нив­шись Хари­да­су Тха­ку­ру, жен­щи­на ска­за­ла: «Я — иллю­зор­ная энер­гия Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Я при­шла сюда, что­бы испы­тать тебя».

В «Бха­га­вад-гите» (7.14) Криш­на говорит:

даи­ви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
мам эва йе пра­па­дй­ан­те май­ам этам таран­ти те

«Пре­одо­леть вли­я­ние Моей боже­ствен­ной энер­гии, состо­я­щей из трех гун мате­ри­аль­ной при­ро­ды, неве­ро­ят­но труд­но. Но тот, кто пре­дал­ся Мне, с лег­ко­стью выхо­дит из-под ее власти».

Хари­дас Тха­кур дока­зал это соб­ствен­ным при­ме­ром. Майя дер­жит в сво­ей вла­сти весь мир. Ослеп­лен­ные блес­ком мате­ри­аль­но­го мира, люди поза­бы­ли конеч­ную цель жиз­ни. Но весь этот блеск и, в осо­бен­но­сти, жен­ская кра­со­та, рас­счи­тан на тех, кто не пре­дан Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Гос­подь гово­рит: мам эва йе пра­па­дй­ан­те май­ам этам таран­ти те — «Иллю­зор­ная энер­гия не власт­на над тем, кто вру­чил себя Мне». Сама оли­це­тво­рен­ная иллю­зор­ная энер­гия при­шла к Хари­да­су, что­бы испы­тать его, но здесь она при­зна­ет свое пора­же­ние, посколь­ку ей не уда­лось оча­ро­вать его. Как такое воз­мож­но? Это ста­ло воз­мож­ным пото­му, что Хари­дас Тха­кур был без­раз­дель­но пре­дан лотос­ным сто­пам Криш­ны. Он все­гда пом­нил о Нем и про­из­но­сил свя­тое имя Гос­по­да три­ста тысяч раз в день.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Антья-лила, 3.250

 

Текст для обсуждения

В «Бха­га­вад-гите» (3.27) Гос­подь Криш­на говорит:

пра­кри­тех крийа­ма­на­ни гунаих кар­ма­ни сарвашах
ахан­ка­ра-вимуд­хат­ма кар­та­хам ити манйате

«Вве­ден­ная в заблуж­де­ние лож­ным эго, обу­слов­лен­ная душа счи­та­ет себя совер­ша­ю­щей дей­ствия, кото­рые на самом деле совер­ша­ют три гуны мате­ри­аль­ной природы».

Успех любой дея­тель­но­сти зави­сит от пяти фак­то­ров: места, испол­ни­те­ля, ору­дия, или орга­на чувств, уси­лия и, нако­нец, санк­ции Вер­хов­но­го Гос­по­да. Из все­го это­го бла­го­сло­ве­ние Вер­хов­но­го Гос­по­да важ­нее все­го. Эта санк­ция осу­ществ­ля­ет­ся через бла­го­склон­ный над­зор Вер­хов­но­го Гос­по­да над мате­ри­аль­ной энер­ги­ей, т.к. мате­ри­аль­ная при­ро­да дей­ству­ет по Его воле. Мате­ри­аль­ная энер­гия дей­ству­ет в соот­вет­ствии с созна­ни­ем инди­ви­ду­у­ма: когда живое суще­ство нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем трех гун при­ро­ды, его дей­стви­я­ми управ­ля­ет внеш­няя энер­гия Гос­по­да, мате­ри­аль­ная при­ро­да. Но когда его созна­ние духов­но (шуд­дха-саттва), его дей­ствия нахо­дят­ся под управ­ле­ни­ем внут­рен­ней, духов­ной энер­гии Гос­по­да. Живое суще­ство может выби­рать, будут его дей­ствия нахо­дить­ся под кон­тро­лем внеш­ней энер­гии Гос­по­да или Его внут­рен­ней энер­гии. Тако­ва кро­шеч­ная неза­ви­си­мость джи­вы.

В тот момент, когда духов­ная душа пол­но­стью пре­да­ет­ся лотос­ным сто­пам Вер­хов­но­го Гос­по­да и молит Его занять ее в пре­дан­ном слу­же­нии, она осво­бож­да­ет­ся от пут кар­мы. На этой ста­дии дока­зы­ва­ет­ся утвер­жде­ние джи­ве­ра сва­ру­па хайа криш­не­ра нитья-даса: «В сво­ем изна­чаль­ном духов­ном поло­же­нии душа явля­ет­ся веч­ным слу­гой Криш­ны». Это поло­же­ние при­но­сит душе выс­шее бла­жен­ство. Невер­но срав­ни­вать поло­же­ние веч­но­го слу­ги Криш­ны с поло­же­ни­ем раба майи, иллю­зор­ной энер­гии Криш­ны. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ощу­ще­ния силы и бла­жен­ства, полу­ча­е­мые от управ­ле­ния мате­ри­ей, несрав­ни­мы с экс­та­зом, кото­рый испы­ты­ва­ет живое суще­ство в слу­же­нии Гос­по­ду. Даже восемь видов мисти­че­ских совер­шенств ничтож­ны в срав­не­нии с бла­жен­ством веч­но­го слу­ги Криш­ны. И вру­че­ние себя Гос­по­ду явля­ет­ся един­ствен­ным спо­со­бом дости­же­ния тако­го поло­же­ния, ника­кой искус­ствен­ный метод не сра­бо­та­ет. Про­буж­де­ние дрем­лю­ще­го созна­ния Криш­ны, явля­ю­ще­го­ся совер­шен­ством для живо­го суще­ства, дости­жи­мо лишь путем пре­да­ния себя Гос­по­ду. Склон­ность к это­му явля­ет­ся врож­ден­ным каче­ством джи­вы. Гос­подь Чай­та­нья гово­рит в «Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Мад­хья-лила, 22.107):

нитья шуд­дха криш­не­ра пре­ма сад­хйа каб­ху найа
шра­ва­на­ди шуд­дха чит­те карайе удайа

«Чистая любовь к Кришне веч­но живет в серд­цах живых существ. Она не может быть полу­че­на из дру­го­го источ­ни­ка. Когда серд­це очи­ща­ет­ся бла­го­да­ря слу­ша­нию и вос­пе­ва­нию, живое суще­ство есте­ствен­ным обра­зом про­буж­да­ет­ся».

«Отре­че­ние через муд­рость»

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. Какие пять фак­то­ров опре­де­ля­ют успех деятельности?
  2. Какой из них наи­бо­лее важен? Почему?

Осмыс­ле­ние

  1. В чем про­яв­ля­ет­ся «неза­ви­си­мость» джи­вы?
  2. Поче­му чистые души стре­мят­ся посвя­тить себя слу­же­нию Кришне? Как мож­но достичь поло­же­ния веч­но­го слу­ги Кришны?
  3. Что про­ис­хо­дит с кар­мой чело­ве­ка, когда он ста­но­вит­ся слу­гой Кришны?

При­ме­не­ние

Что вы чув­ству­е­те, когда заня­ты пре­дан­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду или Его чистым преданным?

 

Про­по­ведь — это сущность

Смысл Дви­же­ния созна­ния Криш­ны — в том, что­бы самим стать созна­ю­щи­ми Криш­ну и сде­лать созна­ю­щи­ми Криш­ну других.

«Доро­гое дитя, про­дол­жай тан­це­вать и петь, зани­ма­ясь сан­кир­та­ной в обще­стве пре­дан­ных. Кро­ме того, иди и про­по­ве­дуй цен­ность повто­ре­ния криш­на-намы — так Ты при­не­сешь осво­бож­де­ние всем пад­шим душам».

Ком­мен­та­рий. Духов­ный учи­тель хочет, что­бы его уче­ни­ки не толь­ко пели, тан­це­ва­ли и сле­до­ва­ли пред­пи­са­ни­ям, но и про­по­ве­до­ва­ли Дви­же­ние сан­кир­та­ны, давая дру­гим воз­мож­ность обре­сти осво­бож­де­ние. Ведь в осно­ве Дви­же­ния созна­ния Криш­ны лежит прин­цип: само­му достичь совер­шен­ства в пре­дан­ном слу­же­нии и про­по­ве­до­вать это уче­ние на бла­го другим.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.92