Нек­тар свя­то­го имени

Маха­ра­джа Парик­шит осво­бо­дил сво­их под­дан­ных из оков Кали, про­по­ве­дуя сла­ву свя­то­го имени.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что хотя сей­час оли­це­тво­ре­ние Кали вер­шит гнус­ные дела, этот век име­ет одно боль­шое пре­иму­ще­ство: чело­век может обре­сти спа­се­ние, про­сто вос­пе­вая свя­тое имя Господа.

Поэто­му Маха­ра­джа Парик­шит напра­вил орга­ни­зо­ван­ные уси­лия на рас­про­стра­не­ние вос­пе­ва­ния свя­то­го име­ни Гос­по­да и тем самым осво­бо­дил сво­их под­дан­ных из оков века Кали. За одно это пре­иму­ще­ство вели­кие муд­ре­цы ино­гда вос­хва­ля­ют век Кали.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.18.7

Посто­ян­ное повто­ре­ние свя­то­го име­ни изго­нит с Зем­ли оли­це­тво­ре­ние Кали.

Лич­ность Бога и Его свя­тое имя, каче­ства и все, что свя­за­но с Ним, неот­лич­ны друг от дру­га. Из-за того, что на Зем­ле пре­бы­вал Сам Бог, Вер­хов­ная Лич­ность, оли­це­тво­ре­ние Кали не мог обос­но­вать­ся на ней. Соот­вет­ствен­но, если на Зем­ле будут созда­ны усло­вия для посто­ян­но­го вос­пе­ва­ния свя­тых имен Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, Его качеств и т.д., оли­це­тво­ре­ние Кали нику­да не смо­жет проникнуть.

С помо­щью это­го спо­со­ба мож­но изгнать с Зем­ли оли­це­тво­ре­ние Кали. В совре­мен­ном чело­ве­че­ском обще­стве мате­ри­аль­ная нау­ка достиг­ла боль­ших успе­хов: люди изоб­ре­ли радио, кото­рое может пере­да­вать зву­ки в эфир.

Но если, вме­сто того что­бы пере­да­вать какие-то раз­дра­жа­ю­щие зву­ки, пред­на­зна­чен­ные для услаж­де­ния чувств, пра­ви­тель­ство создаст усло­вия для рас­про­стра­не­ния транс­цен­дент­ных зву­ков свя­то­го име­ни и повест­во­ва­ний о вели­чии и дея­ни­ях Гос­по­да, авто­ри­тет­но опи­сан­ных в «Бха­га­вад-гите» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там», то будут созда­ны бла­го­при­ят­ные усло­вия жиз­ни, прин­ци­пы рели­гии будут вос­ста­нов­ле­ны и гла­вы пра­ви­тельств, жаж­ду­щие оста­но­вить мораль­ную дегра­да­цию, достиг­нут успеха.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.18.6

 

Текст для обсуждения

Криш­на, Вер­хов­ная Лич­ность Бога, гово­рит, что никто не зна­ет Его. Как же тогда Его постичь? Вер­хов­но­го Гос­по­да мож­но постичь лишь в том слу­чае, если Он Сам пред­ста­нет перед вами и откро­ет­ся вам. Тогда вы Его постиг­не­те. Наши чув­ства несо­вер­шен­ны, поэто­му с их помо­щью невоз­мож­но постичь Выс­шую Исти­ну. Что­бы постичь Вер­хов­ную Лич­ность Бога, надо стать сми­рен­ным и начать повто­рять ман­тру Харе Кришна.

Пости­же­ние исти­ны начи­на­ет­ся с язы­ка. Функ­ции язы­ка — при­ни­мать пищу и про­из­но­сить зву­ки. Если вам удаст­ся обуз­дать язык, при­ни­мая толь­ко оду­хо­тво­рен­ную пищу (пра­сад), и про­из­но­ся свя­тые име­на, то вы смо­же­те обуз­дать и все осталь­ные орга­ны чувств.

Если же вы не суме­е­те под­чи­нить язык сво­ей вла­сти, то и осталь­ные орга­ны чув­ства не будут вам под­чи­нять­ся. При­ни­май­те пра­сад: и про­дви­гай­тесь по пути духов­ной жиз­ни. Это мож­но делать пря­мо у себя дома. Пред­ла­гай­те Кришне веге­та­ри­ан­скую пищу, повто­ряй­те ман­тру Харе Криш­на и выра­жай­те Гос­по­ду почтение:

намо брах­манйа-девайа
го-брах­ма­на-хитайа ча
джа­гат-хитайа кришнайа
говин­дайа намо намах

Любой чело­век может пред­ла­гать пищу Кришне, а затем вме­сте со сво­и­ми близ­ки­ми при­ни­мать ее. Пой­те име­на Криш­ны перед Его изоб­ра­же­ни­ем, веди­те чистый образ жиз­ни, и вы уви­ди­те: весь мир пре­вра­тит­ся в Вай­кунт­ху — место, где нет тре­вог. Сей­час мы посто­ян­но охва­че­ны тре­во­гой, пото­му что ведем мате­ри­а­ли­сти­че­ский образ жиз­ни. В духов­ном мире все обсто­ит совер­шен­но ина­че, одна­ко, нахо­дясь здесь, люди не зна­ют, как изба­вить­ся от про­блем мате­ри­аль­но­го существования.

Одур­ма­ни­ва­ю­щие веще­ства вам не помо­гут, пото­му что, когда опья­не­ние прой­дет, на вас сно­ва обру­шат­ся те же тре­во­ги. Если вы хоти­те обре­сти сво­бо­ду, хоти­те обре­сти веч­ную жизнь, пол­ную бла­жен­ства и зна­ния, поста­рай­тесь постичь Криш­ну. Постичь Бога невоз­мож­но, но есть все же один спо­соб: нуж­но встать на путь созна­ния Кришны.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» ска­за­но, что хотя никто не в силах поко­рить Бога или при­бли­зить­ся к Нему, Сам Он ино­гда поз­во­ля­ет Себя поко­рить. Что же для это­го тре­бу­ет­ся? Пусть каж­дый чело­век оста­ет­ся на сво­ем месте — надо толь­ко, что­бы люди отка­за­лись от бес­по­лез­ных мудр­ство­ва­ний, кото­ры­ми запол­не­но вели­кое мно­же­ство книг. Тыся­чи книг выхо­дят в свет, люди чита­ют их и через пол­го­да выбрасывают.

Как бы вы ни ста­ра­лись, раз­ве смо­же­те вы постичь Все­выш­не­го, про­сто раз­мыш­ляя над тем, что вос­при­ни­ма­ют ваши гру­бые чув­ства? Брось­те свои иссле­до­ва­ния — пол­но­стью отка­жи­тесь от них и про­сто стань­те сми­рен­ны­ми. При­знай­те, что вы огра­ни­чен­ны и под­власт­ны мате­ри­аль­ной при­ро­де и Богу. Нет нико­го, кто был бы равен Богу или в чем-то Его пре­вос­хо­дил. Поэто­му будь­те сми­рен­ны­ми. Ста­рай­тесь слу­шать о вели­чии Вер­хов­но­го Гос­по­да из уст авто­ри­тет­ных настав­ни­ков. Такие настав­ни­ки полу­ча­ют зна­ние по цепи духов­ных учителей.

Если учи­тель пере­да­ет нам то же зна­ние, кото­рое полу­чил Арджу­на, его нуж­но счи­тать истин­но авто­ри­тет­ным учи­те­лем. Бог все­гда готов открыть­ся вам: толь­ко обре­ти­те созна­ние Криш­ны. Сле­дуй­те путем, кото­рый про­ло­жи­ли вели­кие ача­рьи — свя­тые учи­те­ля, посвя­тив­шие себя слу­же­нию Кришне, — и вы позна­е­те всё. Хотя Криш­на непо­бе­дим и непо­сти­жим, вы смо­же­те постичь Его, не поки­дая даже соб­ствен­но­го дома.

Чего же вы достиг­не­те, при­няв эти прин­ци­пы и встав на путь созна­ния Криш­ны? Как толь­ко вы позна­е­те Вер­хов­но­го Гос­по­да, вам ста­нет ясно, что Он — при­чи­на всех при­чин и что нет иной при­чи­ны Его суще­ство­ва­ния, кро­ме Него Само­го. К тому же Он — вла­сти­тель всех пла­нет. Это не сле­ду­ет при­ни­мать сле­по. Бог дал вам спо­соб­ность рас­суж­дать, спо­соб­ность спо­рить — толь­ко не спорь­те попусту.

Если вы хоти­те постичь духов­ную нау­ку, вру­чи­те себя авто­ри­тет­но­му настав­ни­ку. Узнать тако­го настав­ни­ка мож­но по опре­де­лен­ным при­зна­кам. Не вру­чай­те себя глуп­цам и него­дя­ям. Най­ди­те чело­ве­ка, кото­рый при­над­ле­жит к цепи духов­ных учи­те­лей и зна­ет Выс­шую Абсо­лют­ную Исти­ну. Най­ди­те тако­го чело­ве­ка и пре­дай­тесь ему. Ста­рай­тесь удо­вле­тво­рить его, слу­жи­те ему и зада­вай­те ему вопро­сы. Пре­дать­ся тако­му учи­те­лю — зна­чит пре­дать­ся Богу. Зада­вай­те вопро­сы ради того, что­бы обре­сти зна­ние, а не про­сто, что­бы потра­тить время.

Итак, суще­ству­ет метод, поз­во­ля­ю­щий постичь Бога, одна­ко если вы буде­те попу­сту тра­тить вре­мя, при­ни­мая, напри­мер, одур­ма­ни­ва­ю­щие веще­ства, вы нико­гда не уви­ди­те Его, непо­бе­ди­мо­го Гос­по­да. Сле­дуй­те нашим прин­ци­пам, и духов­ное зна­ние мед­лен­но, но будет откры­вать­ся вам. Вы непре­мен­но почув­ству­е­те: «Да, я про­дви­га­юсь по духов­но­му пути». Идти этим путем совсем не труд­но, и, делая это, вы все­гда буде­те счаст­ли­вы. Изу­чай­те нау­ку о Кришне, пой­те и тан­цуй­те, ешь­те пра­сад. Если вы буде­те зани­мать­ся этим, никто не смо­жет вас обма­нуть. Но если вы хоти­те, что­бы вас обма­ны­ва­ли, — иди­те к обманщикам.

Поста­рай­тесь понять эту нау­ку, слу­шая авто­ри­тет­ных учи­те­лей, и при­ме­няй­те ее в сво­ей жиз­ни. Все оби­та­те­ли это­го мира смерт­ны, но вы ста­не­те самым разум­ным из них, посколь­ку пре­кра­ти­те свою гре­хов­ную дея­тель­ность. Если вы буде­те дей­ство­вать толь­ко ради Криш­ны, вам не при­дет­ся испы­ты­вать послед­ствия ваших поступ­ков. Вам уже не надо будет думать, что для вас хоро­шо, а что пло­хо, посколь­ку вы буде­те свя­за­ны с выс­шим бла­гом. В этом суть. В кон­це кон­цов вы уста­но­ви­те связь с Криш­ной, и ваша жизнь увен­ча­ет­ся успе­хом. Это доступ­но любо­му и совсем не трудно.

«Созна­ние Криш­ны: выс­шая систе­ма йоги»

 

Зна­ком­ство с текстом

Как мож­но познать Выс­шую Исти­ну с помо­щью языка?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му люди в мате­ри­аль­ном посто­ян­но охва­че­ны тре­во­гой? Как они пыта­ют­ся изба­вить­ся от стра­да­ний? И поче­му у них не полу­ча­ет­ся это сделать?
  2. Как мож­но изба­вить­ся от тре­вог и обре­сти блаженство?
  3. Поче­му сле­ду­ет сми­рен­но слу­жить духов­но­му учи­те­лю? Ради чего нуж­но зада­вать ему вопросы?
  4. Как мож­но сле­до­вать прин­ци­пам нау­ки о Кришне в сво­ей повсе­днев­ной жизни?
  5. Что вы полу­чи­те в резуль­та­те? Как это помо­жет вам обре­сти счастье?

При­ме­не­ние

Рас­ска­жи­те, каки­ми вида­ми духов­ной дея­тель­но­сти вы заня­ты. Что вы чув­ству­е­те, выпол­няя эту деятельность?

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь Чай­та­нья на соб­ствен­ном при­ме­ре пока­зал, как важ­но проповедовать.

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху обо­шел раз­ные про­вин­ции Индии, что­бы рас­про­стра­нить рели­гию бхак­ти по всей стране. Вме­сте с тем Он и Сам насла­ждал­ся духов­ной дея­тель­но­стью. Сво­им пове­де­ни­ем Он подал при­мер пре­дан­ным: все долж­ны рас­про­стра­нять рели­гию пре­дан­но­го служения…

Глав­ный инте­рес вайш­на­ва — это пара-упа­ка­ра, стрем­ле­ние сде­лать для дру­гих что-то хоро­шее. К это­му же стре­мил­ся и Маха­ра­джа Прахла­да. Он не хотел полу­чать осво­бож­де­ние в оди­ноч­ку; напро­тив, он хотел осво­бо­дить всех пад­ших душ — тех, у кого нет зна­ния о бхак­ти, кто зло­упо­треб­ля­ет разу­мом, исполь­зуя его для того, что­бы окру­жить эфе­мер­ны­ми удоб­ства­ми свои брен­ные тела. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху тоже хотел, что­бы нача­тое Им Дви­же­ние рас­про­стра­ни­лось по все­му миру:

прит­хи­ви­те ачхе йата нагаради-грама
сар­ва­т­ра пра­ча­ра хаи­бе мора нама

«Мое имя будут петь в каж­дом горо­де и деревне» (Чай­та­нья-бха­га­ва­та, Антья, 4.126).

Идя по сто­пам Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, мы пыта­ем­ся рас­про­стра­нить Его посла­ние по все­му миру. По Его мило­сти люди очень серьез­но отно­сят­ся к это­му Дви­же­нию. В самом деле, наши кни­ги хоро­шо рас­хо­дят­ся на Запа­де, осо­бен­но в Аме­ри­ке и Евро­пе. Даже духо­вен­ство в этих стра­нах ценит Дви­же­ние созна­ния Криш­ны и гото­во к объ­еди­не­нию ради выс­ше­го бла­га чело­ве­че­ства. Это зна­чит, что все после­до­ва­те­ли Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху долж­ны серьез­но вос­при­нять его Дви­же­ние и рас­про­стра­нять его по все­му миру, путе­ше­ствуя из горо­да в город — так, как делал это Сам Шри Чай­та­нья Махапрабху.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 25.264