Нек­тар свя­то­го имени

Все мето­ды пре­дан­но­го слу­же­ния долж­ны начи­нать­ся и закан­чи­вать­ся кир­та­ном, посколь­ку он наи­бо­лее важен из них всех.

«Доста­точ­но еди­но­жды про­из­не­сти свя­тое имя Криш­ны, что­бы изба­вить­ся от всех послед­ствий сво­е­го гре­хов­но­го про­шло­го. Про­сто повто­ряя свя­тое имя, мож­но достичь совер­шен­ства в девя­ти мето­дах пре­дан­но­го служения».

Поис­ти­не, совер­шен­ства во всех девя­ти мето­дах пре­дан­но­го слу­же­ния, начи­ная со шра­ва­нам и кир­та­нам, мож­но достичь сра­зу, если про­сто без оскорб­ле­ний про­из­не­сти свя­тое имя Господа.

В свя­зи с этим Шри­ла Джи­ва Госва­ми пишет в «Бхак­ти-сан­дарб­хе» (173): йадй­а­пи анйа бха–ктих калау кар­тавйа тада, кир­та­нак­хйа-бхак­ти-самйо­ге­на­и­ва. Из девя­ти мето­дов пре­дан­но­го слу­же­ния осо­бен­но важен кир­тан.

Поэто­му Шри­ла Джи­ва Госва­ми отме­ча­ет, что арча­на, ван­да­на, дасья и сак­хйа [покло­не­ние в хра­ме, воз­не­се­ние молитв, слу­же­ние Гос­по­ду и друж­ба с Ним] тоже необ­хо­ди­мы, одна­ко пред­ва­рять и завер­шать их дол­жен кир­тан, пение свя­то­го имени.

Такой поря­док мы уста­но­ви­ли во всех наших хра­мах. Каж­дая цере­мо­ния в наших хра­мах — арча­на, ара­ти, под­но­ше­ние бхо­ги, оде­ва­ние и укра­ше­ние Божеств — начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся пени­ем свя­то­го име­ни Гос­по­да — Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 15.107

 

Текст для обсуждения

Доволь­ные ваши­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, полу­бо­ги будут доволь­ны и вами, и тогда бла­го­да­ря тако­му вза­и­мо­дей­ствию людей и полу­бо­гов в мире воца­рит­ся благоденствие.

Полу­бо­ги — это могу­ще­ствен­ные пра­ви­те­ли, вер­ша­щие дела­ми мате­ри­аль­но­го мира. Эти бес­чис­лен­ные помощ­ни­ки Вер­хов­но­го Гос­по­да, пре­бы­ва­ю­щие в раз­лич­ных частях Его все­лен­ско­го тела, обес­пе­чи­ва­ют каж­до­го воз­ду­хом, све­том, водой и всем про­чим, что необ­хо­ди­мо для жиз­ни. Доволь­ны они или нет, зави­сит от того, совер­ша­ют ли люди жерт­во­при­но­ше­ния. Неко­то­рые из жерт­во­при­но­ше­ний спе­ци­аль­но пред­на­зна­че­ны для удо­вле­тво­ре­ния тех или иных полу­бо­гов. Но даже если, совер­шая ягьи, чело­век стре­мит­ся удо­вле­тво­рить полу­бо­гов, при этом он покло­ня­ет­ся Гос­по­ду Виш­ну, кото­рый пер­вым насла­жда­ет­ся все­ми под­но­ше­ни­я­ми. В «Бха­га­вад-гите» так­же ска­за­но, что все­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми насла­жда­ет­ся Сам Криш­на: бхок­та­рам ягья-тапа­сам. Таким обра­зом, глав­ная цель любо­го жерт­во­при­но­ше­ния — удо­вле­тво­рить ягья-пати. Когда люди совер­ша­ют ягьи по всем пра­ви­лам, полу­бо­ги, обес­пе­чи­ва­ю­щие живых существ всем необ­хо­ди­мым, есте­ствен­ным обра­зом удо­вле­тво­ре­ны, и в мире царит изобилие.

Совер­шая ягьи, люди полу­ча­ют мно­же­ство раз­ных благ и в конеч­ном сче­те осво­бож­да­ют­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на. Бла­го­да­ря ягье чело­век очи­ща­ет все свои дей­ствия. Веды гла­сят: аха­ра-шуд­дхау саттва-шуд­дхих саттва-шуд­дхау дхру­ва смри­тих смри­ти-ламбхе сар­ва-грант­хи­нам випра­мок­шах. В про­цес­се ягьи чело­век освя­ща­ет свою пищу и, съев ее, очи­ща­ет­ся сам. Освя­щен­ная пища оду­хо­тво­ря­ет тон­кие тка­ни моз­га, что побуж­да­ет чело­ве­ка начать поис­ки пути к осво­бож­де­нию. В кон­це кон­цов все это при­во­дит его к созна­нию Криш­ны, кото­ро­го так не хва­та­ет в совре­мен­ном мире.

«Бха­га­вад-гита», 3.11

 

Зна­ком­ство с текстом

Како­ва роль полу­бо­гов в нашей жизни?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му обя­за­тель­ным эле­мен­том всех жерт­во­при­но­ше­ний явля­ет­ся покло­не­ние Вишну?
  2. Для чего нуж­ны ягьи?
  3. Како­ва выс­шая цель совер­ше­ния ягьи?

При­ме­не­ние

В чем важ­ность сан­кир­та­на-ягьи в этот век? Рас­ска­жи­те, какое бла­го при­нес­ла вам сан­кир­та­на-ягья.

 

Про­по­ведь — это сущность

Каж­дый дол­жен про­по­ве­до­вать. Это — под­лин­ное ненасилие.

Обыч­но люди счи­та­ют, что отка­зать­ся от наси­лия — зна­чит не поку­шать­ся на жизнь дру­гих и не нано­сить им телес­ных повре­жде­ний, но в дей­стви­тель­но­сти отка­зать­ся от наси­лия — зна­чит не обре­кать дру­гих на стра­да­ния. Боль­шин­ство людей живет во тьме неве­де­ния, в пле­ну мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни и пото­му непре­рыв­но испы­ты­ва­ет мате­ри­аль­ные стра­да­ния. Поэто­му тот, кто не помо­га­ет людям обре­сти духов­ное зна­ние, совер­ша­ет над ними наси­лие. Мы долж­ны сде­лать все от нас зави­ся­щее, что­бы про­све­тить людей, дав им истин­ное зна­ние, и помочь им осво­бо­дить­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на. Вот что такое ненасилие.

«Бха­га­вад-гита», 13.8–12