Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 12.11.2022, встре­ча с лиде­ра­ми Запад­но­го окру­га Москвы

Мы ино­гда чув­ству­ем сча­стье, ино­гда не чув­ству­ем, это нор­маль­но. Криш­на­дас Кави­радж праб­ху, лидер мос­ков­ских хари­нам, гово­рит: «Ино­гда хари­на­ма – это экс­таз, а ино­гда – это йога». Мы не все­гда будем чув­ство­вать сча­стье. Ино­гда нуж­но дей­ство­вать из чув­ства долга.

По фор­му­ле Сад­ху Маха­ра­джа ИСККОН устро­ен как гам­бур­гер – вна­ча­ле милость, потом уси­лие, потом сно­ва милость. В уси­лии про­яв­ля­ет­ся гуна бла­го­сти в том, что я слу­же­ние испол­няю неза­ви­си­мо от сво­е­го настро­е­ния. Это ква­ли­фи­ка­ция. Если мы дела­ем толь­ко то, что нам хочет­ся, что нам нра­вит­ся, то это нео­фит­ское состо­я­ние. Если мы дела­ем своё слу­же­ние ответ­ствен­но, то это зре­лый пре­дан­ный. И сча­стье обя­за­тель­но при­дёт, сча­стья будет даже боль­ше. «Я про­сто про­дол­жаю дей­ство­вать. И мне не нуж­но зави­сеть от нали­чия счастья».

Если мы дела­ем в пра­виль­ном умо­на­стро­е­нии, то сча­стье будет, конеч­но же. А пра­виль­ное настро­е­ние, это когда не при­ме­ши­ва­ют­ся лож­ные моти­вы, такие как «я хочу успе­ха ради успе­ха, ради сво­ей сла­вы, ради лож­но­го эго». В таком умо­на­стро­е­нии сча­стье может даже умень­шать­ся. В лож­ном умо­на­стро­е­нии слу­же­ние будет про­ис­хо­дить болезненно.

Поче­му люди выго­ра­ют, ведя бхак­ти-врик­шу. Фак­то­ров мно­го: может быть физи­че­ская уста­лость, может быть духов­ная уста­лость, но основ­ная при­чи­на – это нечи­сто­та моти­вов. Тогда вести бхак­ти-врик­шу – слов­но кам­ни воро­чать. Когда я хозя­ин, то мне слож­но, я всё вре­мя пере­жи­ваю за свой биз­нес. Сего­дня опять при­бы­ли мень­ше, сего­дня новые про­бле­мы. Всё вре­мя в напряжении.

При­мер. Веди­че­ская прит­ча про царя и его духов­но­го учителя.

Жил был царь. И у него был гуру-брах­ман, кото­рый жил, как поло­же­но в веди­че­ские вре­ме­на, в хижине на окра­ине горо­да. Одна­жды при­хо­дит к нему устав­ший печаль­ный царь и говорит:

– Гуру Маха­радж , не могу, сил моих боль­ше нет, не могу боль­ше этим цар­ством управ­лять. Столь­ко муче­ний, столь­ко голов­ной боли. Не могу боль­ше, надо­е­ло, устал.
Гуру говорит:
– Какие про­бле­мы, отдай кому-нибудь своё цар­ство, и дело с концом.
Царь:
– А кому отдать-то? Мини­стры дура­ки, не спра­вят­ся. Сын малень­кий, не потя­нет. И отдать неко­му, вот беда.
Гуру говорит:
– Мне отдай.
– Вам, Гуру Маха­радж? Да ради бога, бери­те, с это­го дня цар­ство ваше!
И такой доволь­ный пово­ра­чи­ва­ет­ся к выхо­ду. Гуру говорит:
– Стой, куда пошёл.
Царь говорит:
– Пой­ду, возь­му себе денег из каз­ны, и буду жить себе спокойно.
Гуру говорит:
– Постой, постой, какая каз­на. Ника­кой каз­ны у тебя боль­ше нет. Где цар­ство, там и каз­на. Нет цар­ства – нет каз­ны. Каз­на теперь моя.
Царь замет­но сни­ка­ет, и сно­ва направ­ля­ет­ся к выхо­ду. Гуру говорит:
– А теперь куда пошел?
– Ну куда, – гово­рит, царь, – на рабо­ту устра­и­вать­ся. Семья боль­шая, кор­мить надо всех, пой­ду на рабо­ту устро­юсь куда-нибудь.
Гуру говорит:
– Можешь у меня устро­ить­ся. Мне как раз цар­ство пере­па­ло недав­но, а я поня­тия не имею, как им управ­лять. Давай, будешь рабо­тать у меня царем?
Царь говорит:
– Хоро­шо, договорились.
Пошел управ­лять цар­ством даль­ше. При­хо­дит через неде­лю. Гуру спрашивает:
– Ну как?
Царь отвечает:
— Здо­ро­во. Лег­че ста­ло. Делаю всё тоже самое, но при этом не вол­ну­юсь, цар­ство не моё. Вот я не волнуюсь.
Гуру говорит:
– Вот теперь ты понял. Иди, и таким обра­зом правь сво­им царством.

Мы не долж­ны иметь чув­ства соб­ствен­но­сти в нашем слу­же­нии. Это прин­цип кар­ма-йоги. В Бха­га­вад-гите Криш­на гово­рит Арджуне: «Сра­жай­ся, но не будь при­вя­зан к резуль­та­ту. Сра­жай­ся Арджу­на, не заботь­ся об успе­хе или неуда­чи, сра­жай­ся ради самой бит­вы». Это назы­ва­ет­ся слу­же­ни­ем с чистым моти­вом, без жела­ния успе­ха. Арджу­на на поле бит­вы сра­жал­ся изо всех сил, выпус­кал тыся­чи стрел. Он был вели­кий мастер, хоро­шо это делал, но без при­вя­зан­но­сти к резуль­та­ту. Это чистое сознание.

Когда мы ведём бхак­ти-врик­шу таким обра­зом, нам будет лег­ко.  При­шли люди – хоро­шо, не при­шли – тоже хоро­шо. «Я делал всё, что­бы они при­шли, что­бы они про­грес­си­ро­ва­ли, и что­бы они ста­ли лиде­ра­ми после это­го. Про­грам­ма под­ра­зу­ме­ва­ет, что они долж­ны стать лиде­ра­ми. Но я не при­вя­зан к это­му. Я при­ни­маю всё, как милость Криш­ны. Если они не ста­ли лиде­ра­ми, то это урок Криш­ны. Буду о них и даль­ше забо­тить­ся, пока они не ста­нут лиде­ра­ми. Или набе­ру новую груп­пу, если эти разо­шлись куда-то. Всё рав­но я счаст­лив. И делюсь этим сча­стьем». Тогда груп­па будет очень успеш­но раз­ви­вать­ся. Я не буду выго­рать, у меня не будет усталости.

Ино­гда мы чув­ству­ем сча­стье, ино­гда мы не чув­ству­ем сча­стье. Это свой­ство нео­фи­та – каништ­хи (без твер­дой веры). Ино­гда хочу зани­мать­ся слу­же­ни­ем, ино­гда не хочу зани­мать­ся слу­же­ни­ем. И ино­гда счаст­лив, ино­гда несчаст­лив. Что­бы каништ­ха стал ништ­хой (с твёр­дой верой), нуж­но про­яв­лять реши­мость, про­дол­жать слу­же­ние что бы то ни было. Упал, под­нял­ся, пошёл даль­ше. Устал, отдох­нул, даль­ше про­во­жу бхак­ти-врик­шу. Такой прин­цип. При­хо­дит с опытом.

Надо каж­до­му прой­ти свой путь в бхак­ти-врик­ше. Этот путь, я вас уве­ряю, счаст­ли­вый – путь веду­щий к сча­стью, к чув­ству внут­рен­не­го изоби­лия, к чув­ству, что моя жизнь про­хо­дит не зря – она осмыс­лен­на, и я помо­гаю людям. Пред­ставь­те, сколь­ким людям я могу помочь, ведя бхак­ти-врик­шу? Пят­на­дца­ти (в сред­нем). А если все они откро­ют бхак­ти-врик­ши, что­бы помочь дру­гим людям. 50 – 60 – 100 чело­ве­кам тогда мож­но помочь. А если все их под­опеч­ные тоже откро­ют бхак­ти-врик­ши, то сколь­ким людям мож­но помочь? А сча­стье-то уве­ли­чи­ва­ет­ся. Как в сете­вом мар­ке­тин­ге: к нам при­хо­дит всё боль­ше денег с каж­дым новым уров­нем. А тут всё боль­ше сча­стья. Про­цент, кото­рый нам пла­тит Гос­подь Нитья­нан­да изме­ря­ет­ся в вере, но вера про­яв­ля­ет­ся в сча­стье. Поэто­му, поче­му нуж­но стре­мить­ся к тому, что­бы груп­пы вет­ви­лись – мы будем забо­тить­ся о боль­шем коли­че­стве людей. В этом состра­да­ние вайшнава.

Помочь пят­на­дца­ти пре­дан­ным хоро­шо. Но стать серьез­ным озна­ча­ет при­нять на себя мис­сию, про­по­ве­до­вать. Мы с Каве­ри нача­ли с одной груп­пы, у нас полу­чи­лось, это рабо­та­ет. Дове­ли до 108 групп через пять лет. Да, там были незре­лые лиде­ры, потом коли­че­ство групп умень­ши­лось, но потом пошёл новый виток. Лиде­ры посте­пен­но ста­ли более зрелые.

Джа­я­п­а­та­ка Маха­раж всё вре­мя гово­рит: «Should be more!» – долж­но быть боль­ше групп. И сколь­ко бы групп ни было, все­гда should be more. Маха­ра­джа не удо­вле­тво­рить. Чай­та­нья Чанд­ра Чаран праб­ху одна­жды ска­зал: «Гуру – как костер». Сколь­ко ни под­ки­ды­вай дро­ва, он будет гореть ещё боль­ше. Удо­вле­тво­рить гуру невоз­мож­но. Что­бы вы ни сде­ла­ли, все­гда будет мало, гуру потре­бу­ет от вас боль­ше слу­же­ния, ещё боль­ше, и ещё боль­ше. Что­бы мы ста­ли чисты­ми пре­дан­ны­ми, что­бы мы помо­га­ли дру­гим людям стать чисты­ми пре­дан­ны­ми. В этом заклю­ча­ет­ся дви­же­ние Гос­по­да Чай­та­ньи. Мы не можем быть пол­но­стью счаст­ли­вы из-за того, что мы сами глу­бо­ко изу­чи­ли Бха­га­вад-гиту, или ещё деся­ти чело­ве­кам пре­по­да­ли Бха­га­вад-гиту. Это хоро­шо, но это­го мало. Пока все жите­ли горо­да не ста­ли пре­дан­ны­ми – это­го мало. Мы не можем быть спо­кой­ны­ми, мы долж­ны стре­мить­ся к этому.

Если мы почув­ству­ем такой огонь в серд­це, то мы смо­жем пре­дать его. Люди заго­рят­ся от нас. Они все тоже будут хотеть вести бхак­ти-врик­шу. Состо­я­ние чле­на бхак­ти-врик­ши – это все­гда состо­я­ние лиде­ра, ина­че не быва­ет. Чле­ны бхак­ти-врик­ши все­гда счи­ты­ва­ют наше под­со­зна­ние. Если у лиде­ра какие-то про­бле­мы, у чле­нов будут такие же про­бле­мы. Если лидер кон­флик­ту­ет с дру­ги­ми, чле­ны тоже будет кон­флик­то­вать друг с дру­гом. Если лидер кон­флик­ту­ет со сво­и­ми стар­ши­ми, то они в свою оче­редь будут кон­флик­то­вать с ним. Бхак­ти-врик­ша – это систе­ма с иде­аль­ной обрат­ной свя­зью. Она точ­но в иде­а­ле пока­зы­ва­ет наше созна­ние. Поэто­му, если они не хотят, то, зна­чит, и мы не хотим, како­го-то пони­ма­ния у нас не хва­та­ет. Попы­тай­тесь раз­вить у себя и пере­дать пони­ма­ние мис­сии Гос­по­да Нитья­нан­ды – бес­ко­неч­ной мис­сии, кото­рая долж­на про­ник­нуть в серд­ца всех людей в этом горо­де. А даль­ше каж­дый волен сам при­ни­мать свои решения.