Шрила Прабхупада (полное имя Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада) является ачарьей-основателем Международного общества сознания Кришны. Это означает, что, хотя Движение сознания Кришны существовало с древности, принес это движение на Запад именно он. Это было непростой и практически невыполнимой задачей, с которой смог справиться только он, хотя ранее и другие люди предпринимали попытки сделать это. Поэтому он является особенной личностью для каждого из членов этого Движения.
Биография А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Цитаты Шрилы Прабхупады
«Шри Чайтанью Махапрабху образно сравнивают и с самим древом, и с его стволом… Древо разрослось на всю вселенную, и каждый может вдохнуть аромат его цветов. Таким образом, древо Господа Чайтаньи Махапрабху опьяняет всех людей». (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 9‑я глава)
«Наше Международное общество сознания Кришны является одной из ветвей древа Господа Чайтаньи». (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 9.18)
«…Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите “а” вот так, а “б” — вот так». Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация. А не так, что я должен все делать сам. Я не могу обучать каждого лично. Да это и неразумно. Для того нам и дан разум, чтобы уметь задействовать других. Вот в этом заключается разум. И не надо говорить: «Я был занят и поэтому не смог этого сделать». Почему не смог? Где были твои помощники? Обучи помощников, и тогда и в твое отсутствие все будет идти своим чередом… Каждый должен быть и учителем, и учеником». (Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.)
«Юноши и девушки в Лондоне прекрасно справляются. Мой Гуру Махараджа послал одного санньяси, Свами Бона Махараджу, проповедовать сознание Кришны в Лондоне, году в 1933. Три года Гуру Махараджа оплачивал его пребывание там, но, несмотря на все усилия, ему не удалось сделать ничего значительного. Гуру Махараджа, недовольный, отозвал его оттуда. Если сравнить, так наши шестеро юношей и девушек не столь опытны в изучении Веданты и других ведических писаний, и они вовсе не санньяси. Но они проделали гораздо более весомую работу, чем удалось Бону Махарадже тридцать пять лет назад. Один только этот факт подтверждает слова Господа Чайтаньи, что проповедником или учителем может быть и домохозяин, и санньяси, и брахман, и шудра, и кто угодно, при условии, что он знает науку о Кришне. А знать науку о Кришне значит служить Кришне под руководством истинного духовного учителя. Если мы служим Кришне таким образом, Он с радостью являет Себя нам. Поэтому мы должны строго придерживаться ведического принципа: тому, кто обладает непоколебимой верой в Кришну и духовного учителя, только такому человеку открывается наука сознания Кришны. Тогда, став по-настоящему сведущими в откровениях сознания Кришны, мы сможем встретиться с любым противником и одержать победу». (Письмо Хаягриве, 31 января 1969 г.)
«Есть такая мантра: мукам кароти вачалам пангум лангхайате гирим. Это значит, что по милости Кришны немой может ораторствовать, как Демосфен, а хромой может перейти горы. Милость Кришны прекрасна и удивительна. Так что если у нас есть вера в служение Кришне, нам не составит труда говорить перед кем угодно, когда в этом возникнет необходимость. В истории преданности немало упоминаний о таких случаях: даже пятилетние мальчики, такие, как Дхрува или Прахлада, могли прекрасно говорить». (Письмо Брахмананде, 19 сентября 1969 г.)
«Ты получишь ответы на все свои вопросы, если будешь просто читать наши книги очень внимательно, регулярно повторять мантру и строго соблюдать все правила и предписания. Наш принцип состоит в том, что духовная наука открывается преданному из сердца по мере того, как он предается Кришне». (Письмо Экаяни, 25 июля 1970 г.)
«Практически говоря, наша философия Кришны спасет мир в самый опасный момент, это точно. Сейчас вы просто сами приобретите твердую убежденность в этом и помогайте мне распространять это Движение на благо всего мира с полной убежденностью и вниманием. Таким образом вы будете заняты высшим видом деятельности и очень скоро вернетесь домой, к Богу, не сомневайтесь в этом». (Письмо Ваманадеве и Индира даси, 8 декабря 1971 г.)
«Наше дело — просто сеять семя преданного служения всюду, где только можно, и давать каждому человеку почувствовать вкус этой духовной, сладостной деятельности. Если мы сами глубоко убеждены в верности философии Кришны, тогда мы сможем внести это семя преданного служения в сердца людей, им нужно дать возможность и вдохновение слушать Шримад-Бхагаватам и повторять «Харе Кришна», тогда, благодаря такому поливу, семя прорастет, и лиана начнет расти. Сейчас ты взял на себя огромную ответственность — посадить семя сознания Кришны в Кардиффе (Уэльс), и я думаю, если ты отнесешься к делу серьезно и хладнокровно, Кришна заметит тебя и даст тебе все возможности. Таким образом, поскольку ты ответственный лидер, Кришна будет подталкивать тебя, чтобы ты прогрессировал в сознании Кришны». (Письмо Кулашекхаре, 10 января 1972 г.)
«Чтобы серьезно заниматься искусством осознания Кришны, нам ничего не остается, как стать очень и очень ответственными, поскольку этот мир полон разных соблазнов, которые будут постоянно стаскивать нас вниз. Если хотя бы несколько человек будут поддерживать чистоту этого искусства, они смогут спасти остальных от величайших опасностей. Я считаю, что ты и твои духовные братья относятся к тем немногим людям, что серьезно встали на путь возвращения домой, к Богу, и теперь мы должны постараться сохранить это возвышенное положение, и не отступать, не пренебрегать нашими высочайшими стандартами практики преданного служения. Таким образом, метод чистой любви к Богу, который дал Господь Чайтанья Махапрабху, и который я принес в западные страны, должен постоянно распространяться все шире и шире, спасая людей. В противном случае он постепенно угаснет и превратится в нечто механическое, как все остальные так называемые религиозные движения. Я очень на тебя надеюсь. Пусть эта мысль придаст тебе глубокой убежденности в нашей философии сознания Кришны и решимости взять на себя полную ответственность за обучение других в чистоте». (Письмо Ранадхире, 17 января 1972 г.)
«Я очень благодарен Вам за то, что Вы с удовольствием изучаете мои книги. Множество разумных молодых людей, подобных Вам, изучают эти книги в колледжах и университетах по всему миру. На самом деле любой, кто пытается понять эти книги, постепенно станет великим, осознавшим себя преданным Господа Кришны. В этих книгах сохранена изначальная сила шастр, поскольку я ничего к ним не добавлял и не переиначивал их по-своему. Я просто представил писания — Бхагавад-гиту и Шримад-Бхагаватам — такими, как они есть. А посмотрите, какое влияние они оказывают на весь мир!» (Письмо мисс Недангади, 19 марта 1975 г.)
Для многих прихожан участие в жизни группы Бхакти-врикша является единственным средством спасения от одиночества. Шрила Прабхупада пишет: «Одиночество является результатом нашей предыдущей материалистичной деятельности. Однако для новичка в духовной практике оно не очень благоприятно. Майя постоянно атакует нас, и при первом же удобном случае пускает в ход свое жало. Поэтому вначале лучше не оставаться в одиночестве, а находиться в обществе чистых преданных. Это защитит нас от возможных нападок майи». (Письмо Ядунандане, 26 марта 1968 г.)