Из книги «Ветви Бхакти» Е.С. Джаяпатаки Свами
Почему программа называется «Бхакти-врикша»?
Автор «Чайтанья-чаритамриты» проводит образное сравнение Господа Чайтаньи и Его движения с бхакти-врикшей, древом преданного служения. Шрила Прабхупада пишет в девятой главе «Ади-лилы»:
«Шри Чайтанью Махапрабху образно сравнивают и с самим древом, и с его стволом… Древо разрослось на всю вселенную, и каждый может вдохнуть аромат его цветов. Таким образом, древо Господа Чайтаньи Махапрабху опьяняет всех людей».
Шрила Прабхупада добавляет:
«Наше Международное общество сознания Кришны является одной из ветвей древа Господа Чайтаньи».
«Чайтанья-чаритамрита», «Ади-лила», 9.18.
Каждая малая группа преданных является веточкой бхакти-врикши, громадного древа преданного служения Господа Чайтаньи. Группа «Бхакти-врикша» представляет собой особую разновидность нама-хатты, способную делиться и давать начало новым группам, подобно тому как ветвь древа, достигнув определенной толщины, разрастается на две новых. Ветвей становится все больше и больше, но все они связаны с изначальным стволом. Этот первоначальный ствол — Сам Господь Чайтанья, и любая небольшая веточка древа Чайтаньи может сильно разрастись и дать начало тысячам новых отростков, побегов, листьев и т.д.
Мы являемся частью древа Господа Чайтаньи; мы принадлежим к ветви ИСККОН, а Шрила Прабхупада связывает нас с основным стволом.
В разных местах группы «Бхакти-врикша» называются по-разному: «Бхакти-сангами», «Бхакти-вриндами», и т.д. Суть не в этом. Главное, чтобы они следовали принципам «Бхакти-врикши». Иногда такие группы называют «клетками». Клетки — это мельчайшие частицы, из которых состоит наше тело. Они воспроизводят себя, делясь пополам. Подобным же образом растут и «группы-клетки»: они привлекают новых преданных, а когда количество их членов достигает 15 человек, они делятся на две новых группы. Мы предпочитаем термину «клетка» термин «Бхакти-врикша», потому что он указывает на связь ветвей со стволом, в то время как аналогия с клеткой — лишь на деление. Мы предпочитаем это название еще и потому, что его использовал Сам Господь Чайтанья, тогда как термин «клетка» вхож в употребление в разных других организациях. Мы следуем вайшнавской традиции, ведическим писаниям, а в них приводится образное сравнение любви к Богу с бхакти-врикшей, древом преданности, поэтому мы остановились именно на этом названии.
Кто-то скажет: «Вы позаимствовали этот принцип проповеди у христиан или еще у каких-то религиозных объединений». Нет, в действительности этот принцип был известен нам с самого начала. Господь Чайтанья путешествовал из деревни в деревню и обращал в сознание Кришны каждого, кто останавливался послушать Его проповедь. Тот, в свою очередь, посвящал в сознание Кришны еще пять семей, а каждая из них, в свой черед, делилась сознанием Кришны с пятью другими. Таким образом, этот рост был более бурным, нежели обыкновенное деление клетки: одна «клетка» делилась сразу на шесть частей, а не на две!
Поэтому мы предпочитаем пользоваться термином «программа Бхакти-врикша» или «проповедь Бхакти-врикша», вместо того чтобы говорить «программа Клетка». Древо берет начало в маленьком ростке, однако вскоре он преобразуется в мощный ствол с сотнями и тысячами ветвей и веточек. Точно также из маленького ростка программы «Бхакти-врикша» вырастет огромное древо любви к Богу, как предсказывал Шрила Бхактивинода Тхакур.
Какова цель программы «Бхакти-врикша»?
Господь Чайтанья говорит: «Я приказываю каждому человеку в этой Вселенной присоединиться к Движению сознания Кришны и распространять его повсюду».
Главная цель программы «Бхакти-врикша» — предоставить каждому возможность духовно расти в сознании Кришны и проповедовать его другим. Занимаясь духовной практикой, человек развивает свое сознание Кришны. Но он должен учиться помогать и другим вставать на путь сознания Кришны, в том числе уметь проповедовать тем, кто еще не знаком с этим духовным знанием. Программа «Бхакти-врикша» предназначена для того, чтобы дать преданному возможность общения и духовной поддержки. Когда же он вырастет и станет более зрелым преданным, ему помогут начать грамотно проповедовать. Невозможно выполнять наставления Господа Чайтаньи, не проповедуя.
Чтобы всего этого добиться, нужно обратить особое внимание на обучение всех преданных самым разным аспектам духовной практики и проповеди. Для успешной реализации программы необходимо создать культуру обучения, т.е. научиться брахманическому, вайшнавскому подходу к сердцам и умам людей. Надо обучать каждого члена каждой группы, устраивая разные семинары и курсы, привлекать всех к участию в преданном служении и изучению философии, обращать внимание на личный рост преданного и помогать ему приобщаться к проповеди.
Что такое группа «Бхакти-врикша»?
Это небольшая группа прихожан, которая каждую неделю собирается вместе для совместной практики сознания Кришны и обсуждения успехов в проповеди за неделю. На встречах группы «Бхакти-врикша» преданные обучаются искусству ухода за своей «лианой преданности» и учатся сотрудничать друг с другом в выполнении преданного служения. Каждый член группы занят проповедью, и за счет этого группа растет. По достижении количества 15 человек группа делится на две. Это позволяет сохранять ее небольшой размер, что, в свою очередь, создает теплую и дружескую атмосферу, несвойственную для больших собраний. Лидер-слуга группы и помощник лидера помогают своим подопечным заботиться друг о друге. Когда первоначальная группа делится на две новых, то преданный, бывший до этого помощником лидера, сам становится лидером одной из групп. Оба лидера назначают себе новых помощников. Деление группы вдыхает в преданных новую жизнь, усиливает их желание проповедовать, побуждает новых лидеров брать инициативу в свои руки.
Каждая группа «Бхакти-врикша» — это часть большего сообщества преданных, состоящего из всех остальных групп и замкнутого на храм или на руководителей проповеди прихожанам. Деятельность всех групп координируется, и каждый вновь присоединяющийся проходит систематическое обучение.
Господь Чайтанья говорил о маленьких группах:
даша-панчамили’ ниджа дварете башия
киртана корохо сабе хате тали дия«Я хочу, чтобы вы собирались по 5–10 человек и, сидя на пороге своего дома, хлопали в ладоши и вместе пели святые имена Господа».
«Чайтанья-бхагавата», Мадхья-лила, 23.79.
Шрила Прабхупада объяснял, как можно обучать сразу большое количество учеников. Нужно разделить всех на группы, в каждой из которых обучение возглавит самый опытный из участников:
«…Таков метод обучения в Индии. За счет чего, по вашему, одному учителю у них удается справляться с обучением сотен учеников? За счет того, что ученики объединяются в группы, а затем более опытный из них обучает начинающих: «Пишите “а” вот так, а “б” — вот так». Он вполне может обучить тому, что уже умеет сам. И так группа за группой. Таким образом, один учитель может руководить сразу сотнями учеников разного уровня. Это и есть организация. А не так, что я должен все делать сам. Я не могу обучать каждого лично. Да это и неразумно. Для того нам и дан разум, чтобы уметь задействовать других. Вот в этом заключается разум. И не надо говорить: «Я был занят и поэтому не смог этого сделать». Почему не смог? Где были твои помощники? Обучи помощников, и тогда и в твое отсутствие все будет идти своим чередом.
… Каждый должен быть и учителем, и учеником».
Из беседы, Париж, 31 июля 1976 г.
Каждый одновременно и учится, и обучает
Лидер группы заботится обо всех членах группы, но кроме этого к каждому новому члену прикрепляется наставник, который чуть опытнее новичка в сознании Кришны. Наставник становится другом и помощником своего подопечного, что обеспечивает более тщательное наблюдение за процессом обучения и личным ростом каждого нового члена группы. Нет необходимости, чтобы назначенный помощник был очень развит духовно. Он, возможно, сам пришел в группу всего несколько месяцев назад. Однако он уже может что-то дать своему подопечному, делясь с ним тем, чему успел обучиться сам. Это принесет пользу и ему самому, так как он лучше усвоит полученные знания.
Еженедельная встреча
Еженедельная встреча группы «Бхакти-врикша» состоит из шести частей: общения и «ломки льда», киртана, джапы, обсуждения философии, обсуждения проповеди и вкушения прасада. Члены группы встречаются один раз в неделю (только не в воскресенье) дома у кого-то одного из них. Но быть членом группы «Бхакти-врикша» не означает просто посещать еженедельные встречи. Член группы — это тот, кто живет идеей «Бхакти-врикша» семь дней в неделю. Преданные группы и помимо еженедельных встреч общаются друг с другом, кроме того они вместе принимают участие в проповеднических и прочих программах.
На встречах группы «Бхакти-врикша», вместо того чтобы заслушивать формальную лекцию, участники обсуждают друг с другом важные аспекты философии сознания Кришны. Каждый принимает участие в обсуждении, каждый высказывает свое мнение по заданной теме, делится личным опытом и пытается понять, как можно применить только что полученные знания в жизни. Таким образом, все принимают участие, и встречи наполняются общением и радостью.
Не менее важна такая часть, как обсуждение проповеди.
Члены группы заслушивают отчеты друг друга о проповеднической деятельности за предыдущую неделю и строят планы проповеди на будущее.
Иногда вместо обычных встреч члены группы выезжают вместе на природу, устраивают харинамы и т.д. Но основной формой деятельности группы «Бхакти-врикша» остаются еженедельные встречи.
Три формы жизни общины
Итак, каждая группа «Бхакти-врикша» собирается раз в неделю у кого-то дома. По воскресеньям же все группы собираются в храме или (если его нет или он тесноват) в другом подходящем помещении. На таких программах проводятся большие киртаны, старшие преданные читают лекцию или устраивают учебный семинар по какой-то теме. Это еще одна форма совместного общения прихожан.
А по особым случаям, таким, как Гаура-пурнима, Джанмаштами или Ратха-ятра, собираются вместе уже все группы региона или страны.
Массовые мероприятия, на которых сотни и тысячи преданных поют вместе святые имена Господа, приносят небывалую радость и вдохновение. Это чувство единения с огромным числом вайшнавов вряд ли достижимо в узком кругу группы «Бхакти- врикша», поэтому преданные нуждаются и в том, и в другом. Большие программы также дают широкие возможности общаться и привлекать к сознанию Кришны новых людей.
Все три формы общения прихожан: встречи малых групп, храмовые программы и крупномасштабные праздники и фестивали — играют важную роль в жизни преданных. Встречи в ма-
лых группах помогают наладить дружеские, теплые отношения в тесном кругу друзей, в то время как на воскресных программах в храме преданные могут встретиться и пообщаться со множеством других преданных. А во время крупных праздников и фестивалей, таких, как Ратха-ятра или ежегодный фестиваль в Майапуре и Вриндаване, преданные могут ощутить себя частью чего-то очень большого и получить вдохновение от общения и совместного воспевания с тысячами других преданных.
Структура
Структура программы «Бхакти-врикша» повторяет организационную схему, заложенную в основу нама-хатты Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Это пирамидальная структура, состоящая из малых групп. Она напоминает описанное в «Бхагавад-гите» баньяновое дерево, чьи ветви обращены вниз, а корни устремлены в небо.
Каждые несколько групп курируются лидером-слугой сектора. Каждые несколько таких кураторов контролируются слугой округа (вплоть до этого уровня все они — прихожане); далее могут быть добавлены еще несколько уровней по мере роста общины прихожан.
Ключевая идея структуры состоит в том, чтобы обеспечить руководство и отчетность на всех уровнях программы «Бхакти-врикша». Каждый лидер на каждом уровне структуры должен стремиться служить преданным, находящимся под его руководством. Чем более высокое положение он занимает, тем сильнее должно быть его настроение служения преданным.
Общая стратегия проповеди
Общая стратегия проповеди включает в себя три стадии:
- Контакт.
- Культивирование и налаживание отношений.
- Принятие духовной жизни.
Эти три стадии достигают кульминации, когда человек присоединяется к группе «Бхакти-врикша» и серьезно посвящает себя духовной жизни и проповеди (или становится храмовым брахмачари). В проповеди, основанной на этой стратегии, должны принимать участие как преданные храма, так и прихожане. Помогать другим становиться на путь преданного служения вполне может каждый. Кто-то, скажем, может находить интересующихся и собирать их адреса, кто-то — культивировать этих людей, завязывая с ними дружбу, а кто-то — обучать их. Так постепенно можно подвести человека к более серьезному принятию духовной жизни, и тут он уже, скорее всего, присоединится к группе «Бхакти-врикша». Важно, впрочем, отметить, что не все могут сразу погрузиться в необычную атмосферу группы: кому-то может потребоваться большее время, чтобы освоиться и по-настоящему принять сердцем систему ценностей и стиль жизни преданных Кришны.
Программа «Бхакти-врикша» и храм
Шрила Прабхупада писал в письме Тамала Кришне Махараджу от 1 июня 1969 года:
«То, что юноши и девушки, живущие по соседству, приходят помогать в храме, — это замечательный плод наших усилий. Мы открываем храмы только для того, чтобы показать соседям, как каждый дом можно превратить в небольшой храм.. Нет необходимости, чтобы сотни и тысячи людей селились в наших храмах. Но если наша проповедь будет эффективной, то соседи, семейные люди, пожелают получить посвящение и следовать храмовой культуре жизни. Поэтому вдохновляй посетителей, юношей и девушек, а также семейные пары, понять смысл жизни и то, как они смогут жить мирно и счастливо, следуя у себя дома такому же методу поклонения, как и в храме».
Храм должен быть таким местом, куда можно прийти и обучиться философии сознания Кришны и поклонению Божествам, чтобы затем применять изученное в повседневной жизни дома. Если наши храмы будут оставаться обителями «отрешенных проповедников», то они постепенно станут никому не нужными.
Очень важно для нас — дать прихожанам понять, что руководство храма готово оказывать им всяческую помощь и поддержку. Стремиться к росту общины прихожан — это важная задача храма. Если прихожане чувствуют, что они нужны и что их любят, то они будут отвечать храму тем же. Если же ими будут пренебрегать, то они тоже потеряют доверие и уважение к храму и не будут оказывать ему никакой поддержки. В храм, который является сердцем духовной жизни, корнем древа бхакти, в котором заботятся о прихожанах и проповедниках «Бхакти-врикши» и обучают их, никого не нужно тянуть силой: все идут туда сами, предлагают свою помощь, дают щедрые пожертвования. И храм получает огромное благо, если у него есть такая постоянно растущая и горящая энтузиазмом община прихожан.
Прихожане групп «Бхакти-врикша» активно участвуют в таких храмовых программах, как воскресные пиры, праздники, лекции, киртаны и т.д., поскольку Божества и поклонение Им являются центром жизни вайшнавской общины. Храм должен быть местом паломничества, сердцем общины, местом проведения различных самскар, церемоний бракосочетания и вайшнавских праздников — местом, куда люди приходят, чтобы очиститься от мирской скверны и получить защиту в борьбе против майи.
Первые группы «Бхакти-врикша» напоминают маленьких детей, которые остро нуждаются в заботе и внимании старших. В начале проведения программы «Бхакти-врикша» не удастся достичь значительных успехов без активного участия представителей храма. Важно обеспечить правильное руководство общиной, чтобы все группы прихожан развивались в верном направлении, не отклоняясь от высоких принципов ИСККОН. По мере роста общины прихожан появятся новые уровни руководства, и тогда преданным храма уже не будет нужды уделять большое время руководству общиной.
Дорогие руководители храмов, попытайтесь увидеть этот огромный потенциал, заложенный в программе «Бхакти-врикша». Пожалуйста, начните внедрять эту программу в жизнь и помогите ей стать на ноги. Тогда все храмы ИСККОН и все общество в целом извлекут огромное благо из этой замечательной идеи.