По мере того, как у преданных появляется больше обязанностей и служения до начала программы, они будут стремиться приходить на программу пораньше. Совместное служение позволяет участникам сблизиться. За делами они могут вести непринужденные беседы о событиях прошедшей недели. Это создаст подходящую обстановку для формирования среди преданных правильного общения и существенно поможет их духовному развитию, т.к. породит в них желание следовать за теми, кто продвинулся в сознании Кришны дальше них.
Так что вдохновляйте их на служение: они могут, например, подготовить алтарь, организовать раздачу прасада, уборку, подготовку листков для Обсуждения философии и остальной раздаточный материал.
Сат-санга: 15 минут
Представив новых гостей, спросите у присутствующих: «Как вы продвинулись в сознании Кришны за последние три месяца?»
Этот вопрос очень важен для вас, так как позволит вам отметить духовный прогресс каждого, в том числе в сферах, о которых вы не знали. Это полезно и для самих участников, поскольку позволяет им осмыслить свой духовный прогресс. Это побудит их оглянуться назад и проанализировать свою духовную жизнь, вместо того, чтобы просто механически продолжать совершать какие-то действия. «Откровения» других также будут им полезны.
Расскажите всем об интересных моментах, почерпнутых вами за прошедшую неделю из книг Шрилы Прабхупады. Тех, кто взял книги Шрилы Прабхупады для чтения дома, тоже можно попросить поделиться впечатлениями. Держите книги на виду, и со временем участники группы также захотят приобрести их или взять на время. Вдохновляйте их делиться прочитанным.
Ваш энтузиазм и поощрение их участия, пусть даже поначалу незначительного, очень важны для того, чтобы постепенно они начали серьезно читать книги Шрилы Прабхупады.
Киртан: 15 минут
Как и в предыдущие недели, раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце. Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Нектар святого имени
Объяснение стиха «харер нама» в «Брихан-нарадия-пуране».
Как-то раз, вскоре после этого, Господь съел несваренный рис, который дал Ему Шукламбара Брахмачари, и подробно объяснил значение стиха со словами харер нама из «Брихан-нарадия-пураны».
В век Кали нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути к постижению себя, кроме повторения святого имени, повторения святого имени, повторения святого имени Господа Хари.
В век Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа, маха-мантра Харе Кришна. Просто благодаря повторению святого имени человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно, обретет освобождение.
В этом стихе для усиления смысла, чтобы было понятно обычным людям, трижды повторено слово эва [«поистине»] и с той же целью трижды повторяются слова харер нама [«святое имя Господа»].
Слово кевала [«исключительно»] накладывает запрет на все другие методы совершенствования, такие как путь знания, мистическая йога, аскеза и деятельность во имя плодов.
В этом стихе ясно сказано, что тот, кто изберет иной путь, не обретет освобождения. По этой причине в нем трижды повторяется: «ничто другое, ничто другое, ничто другое». Эти слова указывают на то, что существует только один истинный путь самоосознания.
Комментарий. Чтобы донести нечто важное до недалекого человека, нужно повторить это трижды, например: «Ты должен сделать это! Ты должен сделать это! Ты должен сделать это!». Поэтому, чтобы мы серьезно отнеслись к этому и смогли освободиться от оков майи, «Брихан-нарадия-пурана» настойчиво подчеркивает важность повторения святого имени…
В нашем Движении сознания Кришны подчеркивается исключительная важность повторения мантры Харе Кришна, тогда как те, кто не знает, как достичь совершенства в Кали-югу, пытаются идти путем знания (гьяна-йоги), мистической йоги, карма-йоги или совершают бесполезную аскезу. Такие люди лишь понапрасну теряют время и сбивают с толку своих последователей. Когда, выступая на публике, мы откровенно указываем на это, наши оппоненты негодуют на нас. Но, следуя наставлениям шастр, мы не можем идти на компромисс с так называемыми гьяни, йогами, карми и тапасви. Когда они пытаются доказать, что их практика столь же благотворна, как и наша, мы вынуждены им возражать, говоря, что наша деятельность хороша, а их — нет. И это не проявление нашей ограниченности, а указание шастр. Мы не должны отклоняться от указаний священных писаний.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 17.20–25
Громко прочитайте круг джапы, предварительно 3 раза произнеся Панча-таттва-мантру.
Спросите присутствующих об их повторении Маха-мантры дома на четках. Увеличили ли они число кругов? Пусть те, у кого есть такое желание, попробуют читать со следующей недели на круг больше. Хотя повторение мантры — дело абсолютно добровольное, доброжелательные вопросы о духовном прогрессе и увеличении числа кругов подтолкнут участников группы на то, чтобы читать больше.
Обсуждение философии: 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим с целью более глубокого и четкого понимания ими предмета обсуждения и правильного ответа на вопросы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого. Это позволит вам получить более точную картину понимания философии каждым участником, а также определить степень их серьезности в духовной жизни и обнаружить возможные практические проблемы и препятствия, с которыми они сталкиваются. Применение — самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
Учения ачарьев
Ачарья — это учитель ведического знания. Он передает учение шастр и сам живет в соответствии с ним. На плечи ачарьев ложится забота о парампаре, преемственности ведического знания, поэтому они являются его истинными представителями.
Шанкара
Шанкара (788–820 н. э.) был шиваитом (последователем Шивы). Он родился в южной Индии, в семье ортодоксальных брахманов. Еще юношей он отрекся от мира и написал две свои основные работы: «Вивека-чинтамани» и «Шарирака-бхашья». Он много путешествовал по Индии и умер в Гималаях, в возрасте 32 лет.
В те времена буддизм получил поддержку индийского императора Ашоки и был широко распространен на территории Индии. Шанкара стремился реформировать и очистить религиозную жизнь, восстановив авторитет ведических писаний, которые Будда полностью отверг.
Интерпретация Шанкарой ведических писаний известна как адвайта-веданта. Его учение состоит в том, что дживы, живые существа, сами являются Абсолютной Истиной (Парабрахманом) и, в конечном счете, в духовном бытии не существует разнообразия, индивидуальности или личности. Он учил тому, что предполагаемая индивидуальность, как Верховной Личности, так и дживы, ложна. Философию Шанкары иногда считают компромиссом между теизмом и атеизмом, так как невозможно было бы восстановить теистическую концепцию ведической литературы сразу после атеистического учения буддизма.
Рамануджа
Рамануджа (1017–1137 н. э.) был южно-индийским брахманом. Он много проповедовал и путешествовал. Какое-то время он возглавлял храм Вишну в Шри Рангаме (Южная Индия). Он написал три основных комментария: «Ведартха Санграха» (на Веды) «Шри бхашья» (на «Веданта-сутру») и «Бхагавад-гита бхашья» (на «Бхагавад-гиту»).
Он стал широко известен благодаря сильной проповеди вайшнавизма и своей оппозиции философии адвайты, или недвойственности, которую проповедовал Шанкара.
Учение Рамануджи называлось вишишта-адвайта, или концепция качественного единства души и Бога. Он учил тому, что между Парабрахманом (Верховным Брахманом, Богом) и дживами (душами) существует различие, причем Всевышнего и джив связывают взаимоотношения, исполненные любви. Вишишта-адвайта учит, что Абсолют включает в Себя и изменчивое (материальный мир и дживы), и неизменное (трансцендентного Господа). Рамануджа учил, что по милости Бога джива может пересечь материальный мир и достичь вечной обители Вишну.
Мадхва
Как и Рамануджа, Мадхва (1239–1319 н. э.) принадлежал к вайшнавской традиции и посвятил свою жизнь борьбе с имперсональной философией Шанкары.
«Пурнапрагья-бхашья» Мадхвачарьи положила основу философии, известной как шудха-двайта (чистый дуализм, или чистая двойственность).
В своем учении он описывал три истины — Верховного Господа, дживу и материальный мир. Еще более настойчиво, чем Рамануджа, он утверждал, что Бог и дживы вечно отличны друг от друга. Он говорил, что Господь трансцендентен к материальному миру, который является порождением Его низшей энергии. Дживы также отличны от материи, т.к. являются высшей духовной энергией Господа. Мадхва утверждал, что, хотя дживы выше материи, они отличны от Господа и являются Его слугами, что Господь независим, а дживы полностью зависят от Него. Мадхва учил, что Господь создает, поддерживает и уничтожает космическое проявление, но в то же время в своей изначальной форме Кришны, Бхагавана, всегда находится выше проявленной и непроявленной материи. Помимо этого, Мадхва объяснил, что каждый человек сам создает собственную карму. И посредством бхакти можно избавиться от всей кармы и вернуться в изначальное положение слуги Господа в вечном духовном мире.
Чайтанья Махапрабху
Теистическая философия вайшнавизма (поклонения Вишну, или Бхагавану) Рамануджи и Мадхвы достигла кульминации с приходом в Бенгалии в конце XVI в. Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Философия Чайтаньи Махапрабху, ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, завершила развитие философии преданного служения. Рамануджа был согласен с Шанкарой, что Абсолют един, но, в отличие от него, говорил о разнообразии в рамках такого единства. Мадхва подчеркивал вечное различие Всевышнего и дживы: он утверждал, что различие это сохраняется и после освобождения.
Чайтанья Махапрабху, в свою очередь, подчеркнул, что Верховная Личность и джива непостижимо едины и различны одновременно (ачинтья бхеда-абхеда). Они равны качественно, но не количественно.
Чайтанья Махапрабху (1486–1534 н. э.) родился в Навадвипе, в Бенгалии. Он отрекся от мира в возрасте 24 лет. Его духовный учитель, Ишвара Пури, был учеником Мадхавендры Пури, принадлежащего к школе Мадхвы. Его непосредственные последователи (шесть Госвами: Рупа, Санатана, Джива, Гопала Бхатта, Рагхунатха Бхатта и Рагхунатха Даса) составили обширную литературу и документально закрепили философскую систему Господа Чайтаньи в соответствии со свидетельством Вед. Сам Господь Чайтанья написал всего восемь стихов, посвященных преданности Кришне. Его последователи считают Господа Чайтанью Махапрабху Самим Кришной, который низошел на землю в образе преданного слуги Господа.
«Очерки ведической литературы»
Знакомство с текстом
- Кто такой ачарья? Назовите ачарьев, о которых рассказывалось выше, а также расскажите о времени, когда они жили.
- Каков литературный вклад каждого из этих ачарьев?
Осмысление
- Чем философия Шанкары отличается от других? Почему он проповедовал такую философию?
- Как Рамануджа изменил теорию Шанкары?
- Что говорил Мадхва об отношениях Бхагавана и дживы?
- Как Шри Чайтанья Махапрабху объединил философские заключения Рамануджи и Мадхвы?
Применение
Какая из упомянутых философий вам наиболее близка? Почему?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Во время проповеди преданные должны смиренно и терпеливо выслушивать возражения оппонентов.
Распространяя славу Господа, вайшнав нередко сталкивается с недоброжелателями, однако Шри Чайтанья Махапрабху советует проповеднику никогда не гневаться. Он учил: «Повторять имя Господа нужно очень смиренно, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге. Надо стать терпеливей дерева, избавиться от гордыни и ко всем относиться почтительно. Лишь с таким умонастроением можно повторять святое имя беспрерывно». Проповедник должен быть смиреннее травы и терпеливее дерева, тогда на его пути не будет преград.
«Шримад-Бхагаватам», 6.4.5
Расскажите присутствующим о вашей проповеди за прошедшую неделю. Поделитесь впечатлениями.
Пусть остальные также расскажут о том, что им удалось сделать за неделю, как бы скромны ни были результаты (телефонные звонки, люди, с которыми удалось пообщаться или пригласить и т.д.). Также пусть поведают об успехах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
Если кто-то говорит об успехе, выясните, как ему это удалось. Остальные не просто будут учиться на опыте друг друга — это вдохновит их делать больше. Если их подход в чем-то ошибочен, укажите, что нужно исправить.
Дайте участникам группы проповеднические домашние задания на следующую неделю.
Прасад: 20 минут
После того, как прасад раздали, и собравшиеся прочитали мантры и приступили к еде, спросите их, помимо всего прочего, нравится ли им прасад. Пусть они расскажут вам, начали ли они ценить вкус прасада с духовной точки зрения. Очень важно, чтобы они научились ценить его и имели правильное отношение к прасаду.
Если кто-то из участников спонсировал прасад, объявите это и поблагодарите этих преданных за служение. Если есть особый повод для праздника (день рождения, годовщина свадьбы), объявите это и спойте поздравление («Hare Krishna to you…», «May Krishna bless you, dear» и т.д.) на стандартную мелодию. Это доставит всем удовольствие, а также подаст пример того, как праздновать такие события в сознании Кришны. Это принесет и духовную пользу.
Отчет: 5 минут
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече.