Пригласите всех участников группы и гостей. Сегодня всем лучше сесть лицом к лектору, а не кругом, как обычно. На всякий случай приготовьте белую или черную доску с маркером или мелом. Подготовьте стол и стул для лектора. Обсудите со старшим руководителем, кто бы мог разыграть короткую сценку, входящую в приведенный ниже семинар. Если поставить сценку невозможно, просто попросите двоих преданных прочитать текст с выражением. Заранее покажите участникам сценки текст семинара, чтобы они могли подготовиться. Подготовьте анкеты для раздачи в конце лекции.
Киртан: 20 минут
Семинар: 90 минут
Шраддхаван
Концепция семинара
Цели:
- объяснить слушателям, почему занятия группы бхакти-врикши нужно посещать регулярно;
- рассказать, почему им необходимо читать ежедневно как минимум по одному кругу Маха-мантры Харе Кришна;
- вдохновить их принять обеты уровня «шраддхаван» программы Шикша и получить соответствующий диплом.
Задачи. В конце занятия участники должны:
- назвать по крайней мере пять причин, по которым нужно еженедельно посещать занятия группы бхакти-врикши;
- назвать причины начать повторять Маха-мантру регулярно;
- принять обеты уровня «Шраддхаван» программы Шикша.
Условие: все эти обязательства преданные должны принять добровольно.
Критерии оценки:
- названы, по крайней мере, две причины;
- названы минимум четыре причины;
- по крайней мере, 75% преданных, присутствующих на программе, должны быть готовы принять диплом уровня «Шраддхаван» немедленно.
Оценка: устный опрос в конце лекции.
Подготовка
Что | Кто | Средства | Время |
Введение | Ведущий | — | 5 минут |
Сценка | Преданные | — | 10 минут |
Обсуждение | Все присутствующие | — | 15 минут |
Лекция | Ведущий | плакаты, черная или белая доска, мел или маркер | 15 минут |
Мозговой штурм | Все присутствующие | черная или белая доска, мел или маркер | 10 минут |
Опрос | Ведущий / любой другой преданный | Вопросы, черная или белая доска | 10 минут |
Лекция | Ведущий | По мере надобности | 10 минут |
Завершение и оценка | Ведущий | — | 10 минут |
План занятия
Поприветствуйте слушателей. Объясните цели курса, а именно — осознать важность того, почему нужно стабильно ходить на занятия группы бхакти-врикши, ежедневно читать Маха-мантру Харе Кришна и готовиться к уровню «Шраддхаван» программы Шикша.
Сценка
Входит Рамеш, напевая какую-нибудь популярную кармическую мелодию, опускается на кровать, потягивается, развязывает галстук. Звонит телефон — можно имитировать это голосом или мобильником — Рамеш охотно подбегает к нему, берет трубку и жизнерадостно откликается:
— Алло? Кто говорит?
Но по мере слушания, все больше «скисает»:
Рамеш. Да, я вас внимательно слушаю… сегодня?! Смотрит на часы. — А я и забыл… Ну… понимаете… я только что с работы… у меня дома столько дел… Да-да, конечно… ладно, ладно, ладно, я постараюсь прийти на вашу встречу.
(Кладет трубку. — И откуда у этих кришнаитов столько энтузиазма… Этот парень звонит мне каждую неделю, не пропустил ведь ни разу! Зевает.)
— Да, мне сейчас только спать, какая там встреча… Что б такое придумать, чтобы не ходить?.. Ладно уж, схожу, глядишь, что-нибудь интересное расскажут.
(Звонок в дверь, Рамеш открывает. Входит Картик, его друг.)
Картик. Представляешь, я все-таки достал этот фильм! Пошли смотреть!
Рамеш. Что, прямо сейчас?!
Картик. Да, а что? Завтра уже должен вернуть. Это ж самый хит, знаешь, какая на него очередь!
Рамеш. Очередь, говоришь… Ну… (выглядит растерянным)
Картик. А что, есть идея получше? Где-то вечеринка? Или в центр едем пиво пить?
Рамеш. Ни то, ни другое…
Картик. Да не стесняйся ты, говори, что случилось?
Рамеш. Я должен сегодня быть у одного человека.
Картик. Правда?! С девушкой познакомился?
Рамеш. (Кашляет и мнется.) Да нет, там занятия по «Бхагавад-гите»… Их один парень ведет, умный такой и знает много. Он мне каждую неделю звонит, так неудобно ему отказывать…
Картик. Слушай, друг, тебе сколько лет?
Рамеш. В смысле? Двадцать (30, 40). А что?
Картик. А то, что ты говоришь, как старый дед! Зачем тебе это надо? Вся эта философия — для стариков, которые наслаждаться уже не могут. Молодость коротка, бери от жизни все!
Рамеш. Но там столько всего интересного рассказывают…
Картик. Да ладно, в другой раз сходишь! Поехали-ка в центр! Хватает его за руку и утаскивает за собой.
Обсуждение
Разделите группу на команды по четыре человека и попросите обдумать, что мешает еженедельно посещать занятия бхакти-врикши и как можно преодолеть эти препятствия.
Лекция
С помощью плакатов или доски с маркером расскажите о следующих благах, получаемых в результате регулярного повторения святого имени:
- это очищает наше сердце;
- успокаивает ум;
- развивает веру в Господа;
- избавляет от страха;
- помогает духовно расти;
- это самый легкий и эффективный путь духовного продвижения;
- не требует квалификации;
- избавляет от грехов. Расскажите историю Аджамилы.
Мозговой штурм
Обсудите, что реально мешает начать повторять мантру. Записывайте идеи.
Лекция
Объясните, как преодолеть трудности, о которых говорилось во время мозгового штурма, и как начать повторять мантру ежедневно.
Оценка
Попросите участников устно рассказать о благах, которые приносит повторение мантры.
Попросите рассказать, почему нужно ходить на занятия бхакти-врикши еженедельно.
Спросите, сколько из них готовы подняться на уровень «Шраддхаван».
Раздайте анкеты желающим принять обеты уровня «Шраддхаван».
Контрольный список для модуля «Шраддхаван»:
Первый модуль состоит из 8 занятий, которые проводятся в течение 8 недель. После этого модуля даются вопросы — заполните приведенный ниже список, с помощью которого вы сможете оценить, продвинулись ли члены вашей группы по основным направлениям хотя бы до уровня «Шраддхаван». «Шраддхаван» — это повторение как минимум одного круга джапы ежедневно и регулярное посещение еженедельных занятий.
Вы должны были записывать подробную информацию о членах вашей группы в отчетах после каждой программы. Это поможет вам легко заполнить контрольный список и подтвердить свои достижения. Если наблюдается тенденция к снижению, вы узнаете, чему стоит уделить особое внимание, точнее, чему вы уделили недостаточно внимания. Просмотрите еще раз вступление, оно вам поможет.
Несмотря на все наши усилия, всегда есть возможность того, что наши результаты не совпадут с идеалом. Ведь мы имеем дело с людьми. У них есть свобода воли: они сами определяют, с какой скоростью им прогрессировать в сознании Кришны. Мы же должны делать все от нас зависящее, и в большинстве случаев это вдохновит их предаваться быстрее. Но неудачи не должны удручать вас, поскольку мы постоянно совершенствуемся. Это касается и того, как мы предаемся Кришне, и того, как учимся вдохновлять на это других. Нет предела совершенству.
Напишите да/нет в соответствующей колонке справа:
Посещают ли вашу программу по крайней мере 10 человек? | |
Все ли ходят регулярно? Сколько непостоянных? | |
Участвуют ли они во всех частях встречи? Если нет, сколько не участвует и какие части обычно пропускаются? | |
Повторяют ли все члены группы хотя бы один круг джапы ежедневно? Если нет, сколько не повторяет? | |
Все ли выполняют «домашнее задание»? Если нет, сколько не выполняет? | |
Все ли свободно общаются и чувствуют себя с вами комфортно? Если нет, сколько не общается? | |
Все ли они приняли Кришну как Верховную Личность Бога? Кто еще не принял? | |
Все ли хотят принять уровень «Шраддхаван»? Если нет, сколько не хочет? |
Даже если у вас всего одна или две пометки «нет» и вы уверены, что проделали хорошую работу, вам все равно предстоит потрудиться, чтобы поднять всех своих подопечных до нужного уровня. Если около половины группы не сдвинулось с места, вам стоит пересмотреть свою стратегию. Обсудите это со старшими проповедниками, попросите их руководства и помощи. Помните, что вы исполняете роль родителя, а родители обязаны заботиться о каждом из своих детей!