Послед­няя про­грам­ма перед деле­ни­ем груп­пы долж­на быть пре­дель­но напол­не­на эмо­ци­я­ми и боль­ши­ми надеж­да­ми. Конеч­но, и после раз­де­ле­ния все участ­ни­ки груп­пы могут про­дол­жать вме­сте ходить на обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы. Поза­боть­тесь о том, что­бы эта про­грам­ма запом­ни­лась и вдох­но­ви­ла каж­до­го. Напри­мер, може­те каж­до­му, кто при­шел на нее, дать малень­кий суве­нир. Это может быть про­сто какая-то открыт­ка или фото­гра­фия, или что-нибудь из атри­бу­ти­ки. В тече­ние про­грам­мы лич­но побла­го­да­ри­те и вдох­но­ви­те каж­до­го, это запом­нит­ся им надолго.

Но эта про­грам­ма — не про­сто эмо­ции перед рас­ста­ва­ни­ем, это вре­мя пла­ни­ро­ва­ния — кто ста­нет новым лиде­ром, кто чьи груп­пы будет посе­щать и т.п.

Составь­те спи­сок новых лиде­ров. При­мер­но раз­де­ли­те груп­пу, при­ни­мая во вни­ма­ние место про­жи­ва­ния ее участ­ни­ков. Так­же про­верь­те, что­бы на каж­дую груп­пу при­хо­ди­лось при­мер­но оди­на­ко­вое коли­че­ство пре­дан­ных раз­ных уров­ней. Если со сто­ро­ны пре­дан­ных есть поже­ла­ния изме­нить груп­пу, вы може­те усту­пить, если при­чи­на уважительная.

При­гла­си­те стар­ших пре­дан­ных — лиде­ра сек­то­ра, лиде­ра окру­га, «веду­ще­го про­по­вед­ни­ка» (если тако­вые есть), пре­зи­ден­та хра­ма и т.д.

Мож­но при­гла­сить и дру­гих преданных.

Обес­печь­те хоро­ший пра­сад.

Общее вре­мя: 2 часа 30 минут (Вы може­те изме­нить это вре­мя в соот­вет­ствии с ваши­ми нуждами).

Ара­ти и кир­тан: 30 минут

Пред­ставь­те почет­ных гостей и стар­ших вайш­на­вов. Крат­ко рас­ска­жи­те, по како­му пово­ду вы собра­лись. Крат­ко рас­ска­жи­те о том, как начи­на­лась ваша груп­па, как к ней при­со­еди­ни­лось боль­шин­ство пре­дан­ных, назо­ви­те уро­вень Шик­ша участ­ни­ков груп­пы и, самое глав­ное, сколь­ко лиде­ров начи­на­ют вести новые груп­пы Бхак­ти-врик­ши. 10 минут.

Попро­си­те почет­ных гостей высту­пить перед пре­дан­ны­ми. 30 минут.

 

Вслух зачи­тай­те име­на лиде­ров и дру­гих участ­ни­ков каж­дой груп­пы. Мож­но спро­сить, соглас­ны ли пре­дан­ные с таким рас­пре­де­ле­ни­ем. В слу­чае рас­хож­де­ния во мне­ни­ях, выслу­шай­те всех и попы­тай­тесь най­ти компромисс.

Назначь­те дату про­ве­де­ния пер­вой про­грам­мы каж­дой новой груп­пы и место, где она будет про­во­дить­ся (пред­ва­ри­тель­но согла­со­вав это с лидерами).

При­гла­си­те по оче­ре­ди каж­до­го лиде­ра. Пред­ставь­те его и рас­ска­жи­те о его слу­же­нии, каче­ствах и т.д. Попро­си­те каж­до­го рас­ска­зать, как он пред­став­ля­ет себе про­грам­мы, кото­рые будет проводить.

При­гла­си­те дру­гих пре­дан­ных. Оце­ни­те их слу­же­ние и уча­стие и, со сло­ва­ми вооду­шев­ле­ния, пода­ри­те им сувениры.

Попро­си­те доб­ро­воль­цев рас­ска­зать об их впе­чат­ле­ни­ях о созна­нии Криш­ны за послед­ние 15 меся­цев и о пла­нах на буду­щее. 50 минут

 

Если начать про­грам­мы гото­вы 3 или более лиде­ров, вы ста­но­ви­тесь лиде­ром сек­то­ра, наблю­да­ю­щим за их дея­тель­но­стью. Обя­зан­но­сти лиде­ра сек­то­ра пере­чис­ле­ны в кни­ге «Вет­ви бхак­ти», издан­ной Мини­стер­ством раз­ви­тия вайш­нав­ских общин. Ско­ро будут опуб­ли­ко­ва­ны и допол­ни­тель­ные пособия.

Сде­лай­те несколь­ко груп­по­вых фото — 10 минут

Пра­сад — 20 минут

Вы може­те раз­дать пра­сад вме­сте с добровольцами.

 

Кон­троль­ный спи­сок для моду­ля «Шри­ла Праб­ху­па­да Ашрая»

 Этот модуль состо­ит из 12 уро­ков, кото­рые зани­ма­ют 12 недель. По окон­ча­нии кур­са необ­хо­ди­мо отве­тить на вопро­сы, при­ве­ден­ные в таб­ли­це (ниже), бла­го­да­ря чему вы уви­ди­те, «дорос­ли» ли участ­ни­ки вашей груп­пы до жела­е­мо­го уров­ня (до при­ня­тия при­бе­жи­ща у одно­го из ини­ци­и­ру­ю­щих гуру ИСККОН) и сколь­ко из них гото­вы воз­гла­вить свои соб­ствен­ные груп­пы Бхакти-врикши.

Вы долж­ны были запи­сы­вать подроб­ную инфор­ма­цию о чле­нах вашей груп­пы в еже­не­дель­ном отче­те. Это помо­жет вам лег­ко запол­нить кон­троль­ный спи­сок и под­твер­дить свои дости­же­ния. Если наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию, вы узна­е­те, чему сто­ит уде­лить осо­бое вни­ма­ние, точ­нее, чему вы уде­ли­ли недо­ста­точ­но вни­ма­ния. Про­смот­ри­те еще раз вступ­ле­ние, оно вам поможет.

Несмот­ря на все наши уси­лия, все­гда есть воз­мож­ность того, что резуль­та­ты не сов­па­дут с иде­а­лом. Ведь мы име­ем дело с людь­ми. У них есть сво­бо­да воли: они сами опре­де­ля­ют, с какой ско­ро­стью им про­грес­си­ро­вать в созна­нии Криш­ны. Мы же долж­ны делать все от нас зави­ся­щее, и в боль­шин­стве слу­ча­ев это вдох­но­вит их пре­да­вать­ся быст­рее. Но неуда­чи не долж­ны удру­чать вас, посколь­ку мы посто­ян­но совер­шен­ству­ем­ся. Это каса­ет­ся и того, как мы пре­да­ем­ся Кришне, и того, как учим­ся вдох­нов­лять на это дру­гих. Нет пре­де­ла совершенству.

Ответь­те да/нет на сле­ду­ю­щие вопросы:

  • Посе­ща­ют ли вашу про­грам­му по край­ней мере 15 человек?
  • Все ли они ходят посто­ян­но? Если нет, сколь­ко ходит нерегулярно?
  • Все ли участ­ву­ют во всех эле­мен­тах про­грам­мы? Если нет, сколь­ко не участвует?
  • В каких эле­мен­тах они не участвуют?
  • Сколь­ко не посе­ща­ет обра­зо­ва­тель­ные программы?
  • Все ли при­хо­дят на вос­крес­ные про­грам­мы в хра­ме? Если нет, сколь­ко не приходит?
  • Все ли сле­ду­ют раз­лич­ным аспек­там сад­ха­ны? Сколь­ко из них непо­сто­ян­ны и в каких аспектах?
  • Все ли чита­ют «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и «Бха­га­вад-гиту» регулярно?
  • Все ли выпол­ня­ют «домаш­нее зада­ние» (вклю­чая про­по­ведь)? Если нет, сколь­ко не выполняет?
  • Все ли обща­ют­ся и чув­ству­ют себя с вами сво­бод­но? Если нет, сколь­ко не общается?
  • Сколь­ко из них гото­вы воз­гла­вить соб­ствен­ные груп­пы Бхакти-врикши?
  • Все ли хотят при­нять уро­вень Гуру Ашрая? Если нет, сколь­ко еще не гото­вых к этому?

Если по край­ней мере трое пре­дан­ных гото­вы воз­гла­вить груп­пы Бхак­ти-врик­ши, это замечательно.

Осталь­ные же пусть рас­пре­де­лят­ся меж­ду тре­мя груп­па­ми. Они могут дей­ство­вать как стар­шие пре­дан­ные и помо­гать лиде­ру-слу­ге до тех пор, пока не будут гото­вы воз­гла­вить груп­пы сами.

Если они не гото­вы вновь посе­щать груп­пу Бхак­ти-врик­ши и доста­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны в сво­ем пре­дан­ном слу­же­нии, они могут про­дол­жать ходить толь­ко на обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы. Вы долж­ны вдох­но­вить их со вре­ме­нем открыть свою груп­пу, помочь им в этом и руко­во­дить ими до тех пор, пока они не почув­ству­ют себя само­сто­я­тель­ны­ми и не воз­гла­вят ее сами. Это каса­ет­ся тех, кто слиш­ком стес­ни­те­лен и нуж­да­ет­ся в допол­ни­тель­ном импуль­се, что­бы начать дей­ство­вать само­сто­я­тель­но. В прин­ци­пе, того обу­че­ния, кото­рое они полу­чи­ли в вашей груп­пе по вопро­су про­ве­де­ния про­грамм, долж­но быть доста­точ­но. Но может ока­зать­ся несколь­ко неуве­рен­ных в себе пре­дан­ных, кото­рым тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь. Полу­чив эту помощь, они пре­крас­но со всем справ­ля­ют­ся при мини­маль­ном наблю­де­нии и руко­вод­стве лиде­ра сектора.

Даже если у вас все­го одна или две помет­ки «нет» и вы уве­ре­ны, что про­де­ла­ли хоро­шую рабо­ту, вам все рав­но пред­сто­ит потру­дить­ся, что­бы под­нять всех сво­их под­опеч­ных до нуж­но­го уров­ня. Если око­ло поло­ви­ны груп­пы не сдви­ну­лось с места, вам сто­ит пере­смот­реть свою стра­те­гию. Обсу­ди­те это со стар­ши­ми про­по­вед­ни­ка­ми, попро­си­те их руко­вод­ства и помо­щи. Помни­те, что вы испол­ня­е­те роль роди­те­ля, а роди­те­ли обя­за­ны забо­тить­ся о каж­дом из сво­их детей!