Пригласите всех участников группы и гостей. Сегодня всем лучше сесть лицом к лектору, а не кругом, как обычно. На всякий случай приготовьте белую или черную доску с маркером или мелом. Подготовьте стол и стул для лектора. Обсудите со старшим руководителем, кто бы мог разыграть короткую сценку, входящую в приведенный ниже семинар. Заранее покажите ему/ей текст семинара, чтобы он/она мог/могла подготовиться. Подготовьте раздаточный материал для раздачи в конце лекции. Это могут быть анкеты, заполняемые на получение диплома Шикша.
Киртан: 20 минут
Попросите старшего преданного провести киртан.
Семинар: 90 минут
Гуру ашрая
Цели
- Побудить преданных принять прибежище одного из инициирующих гуру ИСККОН.
- Вдохновить их еще более тщательно следовать всем правилам.
Задача. В конце занятия участники должны назвать имя того, у кого они приняли прибежище.
Условие. Все обязательства преданные должны принять добровольно.
Критерий. По крайней мере, 75% преданных, присутствующих на программе, должны быть сразу же готовы принять прибежище у духовного учителя.
Оценка. Устный опрос в конце лекции.
Подготовка. Для лекции о качествах гуру и ученика у вас может быть плакат, отражающий все упомянутые в этом пособии пункты.
Что | Кто | Средства | Время |
Сценка | Преданные | 10 минут | |
Общее обсуждение | Все | Листки бумаги и ручки | 15 минут |
Лекция | Ведущий | Плакаты | 20 минут |
Завершение и вопросы и ответы | Ведущий | 15 минут |
План занятия
Попросите двух преданных разыграть перед публикой следующую сценку. Если нет возможности разыграть, пусть двое преданных медленно, внятно и с выражением прочитают её текст.
Милость гуру
Дхрува стоит на одной ноге, погруженный в медитацию, и повторяет мантру «ом намо бхагавате васудевая». На его лице появляется довольная улыбка. Перед ним появляется Господь Кришна. Дхрува открывает глаза. В сильном волнении он падает ниц, предлагая Господу поклоны. Затем он приподнимает голову и словно пьет глазами красоту Господа. Обнимает Его лотосные стопы. Пытается сказать что-то, но у него не получается. Господь касается его головы Своей раковиной.
Дхрува (со сложенными руками). О мой Господь, Ты всемогущ. Войдя в меня, ты пробудил к жизни все мои органы чувств: руки, ноги, слух, осязание, жизненную силу и, самое главное, речь. Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой.
Господь, смотря на Дхруву, улыбается.
Дхрува (продолжает). О Господь, Ты — Всевышний. Ты по-разному проявляешь Себя
в духовном и материальном мирах. В материальном мире Ты создаешь все при помощи Своей внешней энергии, майи. После этого Ты входишь в материальный мир как Параматма, или Сверхдуша. Ты создаешь великое многообразие материального мира с помощью трех гун материи. Те, кто поклоняется Тебе в расчете получить в награду чувственные наслаждения, находятся под влиянием майи. Ты подобен древу желаний и можешь даровать освобождение, вызволив душу из круговорота рождений и смертей, но глупцы, подобные мне, просят у Тебя чувственных наслаждений, которые доступны даже животным и обитателям ада. Меня переполняют материальные желания почестей и славы, но, по милости духовного учителя, я обрел Тебя.
Мой возлюбленный духовный учитель Нарада Муни, который всегда думает о Твоих божественных лотосных стопах и всегда служит Тебе, пролил на меня милость и рассказал, как достичь Тебя. Я так счастлив, что принял гуру, явившегося в истинной сампрадае. Он уничтожил все препятствия в моем преданном служении. Я был маленьким мальчиком, оставшимся в одиночестве в джунглях, и мой ум метался в страхе, когда я слышал рев диких животных. Но, приняв покровительство и прибежище гуру, я так быстро достиг совершенства! Вся моя карма
и последствия грехов ушли по его милости!
Кришна отвечает. Мой дорогой Дхрува, ты очень серьезно стремился найти Меня. Будучи Параматмой в твоем сердце, Я знал твое желание и поэтому послал тебе духовного учителя.
Я очень рад, что ты воспользовался его милостью и наставлениями, чтобы достичь Меня.
Но у тебя было и материальное желание, Я исполню и его тоже.
Дхрува. Нет, нет, Господь! Я искал осколки стекла, но нашел бриллиант — Тебя. Мне ничего больше не нужно. А так как я обрел Тебя по милости моего Гурудева, я хочу вечно служить ему, я хочу вечно быть слугой Твоего дорогого слуги.
Кришна. Мой дорогой Дхрува, Мне нравится твоя преданность гуру. Одна твоя преданность и вера в гуру привлекла Меня к тебе. Я награжу тебя царством на Полярной звезде, вокруг которой вращаются планеты, звезды и планетные системы. Я Сам живу там, на острове Шветадвипа, посреди Молочного океана. Закончив свое пребывание в этом теле, ты отправишься на Мою планету и никогда не вернешься назад, в этот полный страданий материаль-
ный мир.
Кришна благословляет Дхруву и уходит.
Дхрува. Следуя наставлениям гуру, я обрел столько благословений! Все мои духовные
и материальные желания исполнились! Но мне стыдно за эти материальные желания. Когда духовный учитель говорил мне о преходящей природе материального мира и советовал терпеливо сносить обиды, я не смог последовать ему. И только поэтому я остаюсь в материальном мире, где мне много лет предстоит наслаждаться вдали от моего возлюбленного Господа Кришны.
Мой гуру был так милостив ко мне. Он простил мои ошибки и оскорбления и дал мне это удивительное благословение сознания Кришны! Я вечный должник моего духовного отца. Он показал мне, что значит быть преданным. Он — олицетворение книги «Бхагаватам». Я ни секунды не могу прожить без его защиты и руководства.
Уходит.
Общее обсуждение
Разделите аудиторию на маленькие группы. Попросите их выписать свои соображения на тему: «Почему необходимо принять духовного учителя?»
Один представитель от каждой группы должен зачитать вслух два из записанных пунктов.
Лекция
Покажите плакат на тему «Необходимость принятия духовного учителя».
- Наставления шастр.
- Поклонение гуру важнее даже поклонения Господу.
- Господь Сам подает нам пример.
- Получение высшего знания и устранение сомнений.
- Понимание трансцендентных предметов.
- Гуру — представитель Кришны.
- К представителю Кришны легче приблизиться, чем к Нему Самому.
- Гуру — олицетворение милости Кришны.
- Наставления гуру дают нам освобождение.
- Инициация помогает вернуться в духовный мир.
- Решение всех проблем в жизни.
- Защита в нашем преданном служении.
- Кришна-прему можно обрести только по милости духовного учителя.
Следующая часть охватывает два плаката — качества духовного учителя и качества ученика.
В течение лекции необходимо как следует рассмотреть каждый пункт из приведенных ниже.
Качества истинного духовного учителя
- Всегда следует ученической преемственности.
- Всегда поглощен преданным служением.
- Говорит на основе шастр.
- Ничего не выдумывает от себя.
- Полностью послушен и предан наставлениям своего духовного учителя.
- Великий преданный Кришны.
- Владеет собой.
- Служит нам примером.
- Может разрешить все сомнения в нашей духовной жизни.
- Дает правильные наставления.
- Способен своими наставлениями освободить учеников.
- Очень милостив и сострадателен.
- Полностью занят освобождением падших душ.
Качества идеального ученика
- Стремится познать духовные истины.
- Смиренно вопрошает гуру.
- Не спорит.
- Самоотверженно служит гуру.
- Следует наставлениям гуру.
- Пытается удовлетворить гуру.
- Принимает гуру как представителя Кришны.
- Избегает оскорблений гуру.
- Полностью предается гуру.
- Пытается помочь гуру в его миссии.
- Владеет собой.
- Смиренен по отношению к гуру.
- Имеет твердую веру в гуру.
- Поклоняется и прославляет гуру.
Подведение итогов
Спросите, нет ли чего-то, что препятствует принятию духовного учителя. Разрешите сомнения. Проверьте, все ли следуют правилам уровня Прабхупада-ашрая.
Раздайте анкеты.