Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких неделькаждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо/хорошо/сносно/удовлетворительно/плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Поделитесь вашими планами, что вы собираетесь делать в новой группе?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Каждый может сделать свою домашнюю жизнь радостной, если будет повторять Харе Кришна.
Отсутствие привязанности к жене, детям и дому вовсе не означает, что мы не должны испытывать к ним никаких чувств. Наши близкие — естественные объекты нашей любви. Но, когда они становятся помехой для духовного развития, от привязанности к ним необходимо избавиться. Метод сознания Кришны — лучший способ создания в доме благоприятной атмосферы. Если человек обладает сознанием Кришны, он может сделать свою семейную жизнь очень счастливой, так как метод сознания Кришны очень прост. Достаточно повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, питаться остатками пищи, предложенной Кришне, читать и обсуждать такие книги, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», и поклоняться Божеству. Эти четыре вида деятельности сделают нас счастливыми. Мы также должны приобщить к ним членов своей семьи. Утром и вечером все домашние, собравшись вместе, могут петь: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если человеку удастся, следуя четырем названным выше принципам, создать в семье обстановку, способствующую развитию сознания Кришны, ему не нужно уходить из дома и отрекаться
от мира.
«Бхагавад-гита», 13.8–12
Обсуждение философии: 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями
и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте
от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
- Преданный сострадателен, каруна.
«Нектар преданности» так описывает сострадание: человек, который не может снести чужое страдание, называется сострадательным. Для практических действий в исполненной сострадания деятельности Движения сознания Кришны ШрилаПрабхупада дал нам четыре афоризма: 1) проповедь — это сущность; 2) чистота — это сила; 3) книги — это основа; 4) практичность — принцип.
Суть сострадания — в проповеди. Но сила, которая направляет проповедь — это чистота. Проповедь живет в искренних, чистых сердцах и умах преданных. Когда человек предается Кришне, Кришна награждает его усилия. В этот момент мы говорим, что преданный получает полномочия проповедовать. Проповедь — не просто повод показать преданного по телевизору с какой-нибудь знаменитостью или сделать его персоной мирового масштаба, чье фото будет во всех газетах. Преданный, собирающийся на проповедь, должен быть воистину чист.
Когда мы говорим «книги — это основа», мы имеем в виду книги ШрилыПрабхупады. Его книги — не просто переводы; это трансцендентная литература, по которой весь мир будет жить последующие 10 000 лет. Лучшее проявление сострадания — участвовать в издании и распространении литературы о сознании Кришны на разных языках по всему миру.
Афоризм «практичность — принцип» относится к использованию материальных вещей
в служении Кришне. Когда преданный осознает, что он может распространять сознание Кришны в каждой стране, используя вещи согласно времени, месту и обстоятельствам, но не отходя от парампары, он оживляется и понимает еще и то, как это сделать. Соразмерно его преданности, Кришна дает ему разум, чтобы тот мог проповедовать практично. Сознание Кришны не признает границ, и проповедник сознания Кришны, который осознал это, — величайший отрешенный.
Следуя духу четырех афоризмов ШрилыПрабхупады, труженики Движения сознания Кришны могут стать сострадательными ко всем. Качество сострадания — не удел нескольких редких святых. Более того, святость, по милости Господа Чайтаньи, открыта всем, кто покорно слушает и принимает Движение санкиртаны.
- Преданный дружелюбен, майтра.
Преданный — ваш лучший друг, поскольку он ведет вас к Кришне. Кришна — лучший друг всех живых существ.
Хотя преданный — наш друг, его дружба не просто какая-то формальность, как дружелюбие полицейского, который показывает вам дорогу. Преданный имеет все добродетели друга в истинном смысле этого слова. Преданные живут вместе, повторяют святое имя, делятся друг с другом мыслями и помогают друг другу. Поскольку в сознании Кришны нет места удовлетворению чувств, преданные не портят своей дружбы низшими мотивами.
Друзья в сознании Кришны помогают друг другу, как пилоты перед взлетом. Они делятся предчувствиями и планами, поскольку в воздухе, когда каждый на своем самолете, они уже ничем не смогут помочь друг другу. Одиночество пилота — это метафора, объясняющая, как в момент смерти душа остается одна. В это время каждый столкнется лицом к лицу
с результатами своей личной кармы. Но если человек проводил время в хорошем обществе, обществе преданных, он сможет вспомнить Кришну и вернуться обратно к Богу. Дружба в сознании Кришны вечна, поскольку все преданные в итоге встречаются в конечном пункте назначения — в духовном мире.
- Преданный — поэтичен, кави.
Качества Кришны требуют самых изысканных слов для описания, и чистым преданным по силам эта задача, поскольку Сам Кришна наделяет их способностью к этому. Составители шастр — не обычные люди, а шастры — не их собственные произведения: они были продиктованы им Самим Кришной. Не все вайшнавы-поэты в нашей ученической преемственности писали на высоком литературном санскрите. НароттамадасТхакур писал свои песни на простом бенгальском, но образованный ВишванатхаЧакравартиТхакур, живший после него, считал, что его песни не хуже ведических мантр. Суть вайшнавской поэзии — преданность Кришне.
Помимо обладания поэтическим талантом, преданный — поэт по восприятию. Он не тупой. Он ощущает Кришну во вкусе воды, а Солнце воспринимает как глаз Кришны. Он использует язык, чтобы описывать Бога. Мысленным зрением он созерцает непревзойденную красоту трансцендентного облика Кришны, Верховной Личности Бога. Всегда слушая трансцендентные звуки, исходящие от великих поэтов прошлого, всегда повторяя Харе Кришна, танцуя в экстазе и желая порадовать Кришну, преданный минуту за минутой живет вечно новым сознанием Кришны. Он — поэт.
- Преданный искусен, дакша.
Преданные используют многие навыки в сознании Кришны. Для служения Ему преданный может от случая к случаю проходить образовательные курсы — например, как пользоваться компьютером или печатным станком. Но чаще преданные «без отрыва от производства» учатся, как стать специалистами по Кришне. Мастерство можно изучить на практике, но, что более важно, Кришна, находясь в сердце преданного, может научить его всему, что требуется. Кришна на самом деле учит всех, поскольку он наделяет разумом и памятью («Я даю им разум, который помогает им придти ко Мне»). Поэтому преданные используют свои таланты, строя храмы, изучая искусство и ремесла, занимаясь бизнесом, готовя, рисуя и т.д.
Но преданные — не только люди, опытные во всем этом. Многие непреданные куда более хорошо знакомы с этим. Поэтому слово «эксперт» не должно относиться лишь к его ручным или интеллектуальным навыкам, которые он использует в служении Кришне.
Истинная искусность чистого преданного состоит в том, что он может освободить себя
и других из запутанной паутины майи. Что же касается нас: все мастерство, которое от нас требуется — это ухватиться за сознание Кришны, которому нас научил Господь Чайтанья. Нахождение способов и средств проповедовать сознание Кришны, освобождая таким образом других из пут майи, — другой пример искусности преданного.
Лучший талант преданного — смиренное предание себя. Если господь Кришна вознаградит наши усилия, то мы попадем в хорошие руки. Мы должны прилежно изучать искусство предания Кришне и чисто применять его.
ШрилаПрабхупада говорил: «Преданный искусен. Это значит, что он может делать все. Он не откажется от низкой работы на том основании, что он брахман». Опять-таки это значение слова «искусный» применимо к преданию. Согласно этому определению, ШрилаПрабхупада вдохновлял нас, что бы мы ни делали, делать это в сознании Кришны. Способность предаваться и делать все необходимое — признак искусного преданного.
Конечно, ШрилаПрабхупада во всех смыслах был одним из самых искусных вайшнавов. И он хотел того же от нас. Мы также должны научиться, как давать Кришну искусным «уклонистам» от Его милости. Мы также должны постичь пути и средства этой деятельности. Нет иного выбора. Кришна не будет доволен, если мы останемся ни на что не годны. Мы тоже должны стать искусными.
- Преданный молчалив, мауни.
Преданный никогда не говорит глупостей — в этом его молчаливость. Мауни не относится к обету молчания или замкнутости, которую практикуют некоторые йоги. Конечно, если человек не знает Кришну, то пусть уж лучше помолчит. Поэтому иногда учитель просит бестолкового ученика, невоздержанного на язык, практиковать полную мауну.
Преданный может прославлять Кришну или излагать философию сознания Кришны днями напролет. Преданный хочет постоянно повторять:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе /
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
С чего это ему молчать?
Конечно, он всегда склонен говорит о Кришне, но если, к примеру, какой-то глупец просит его рассказать о сокровенных играх Кришны или как-то обмануть его, он ничего не обязан.
Иногда, находясь в состоянии экстаза, преданный утрачивает способность говорить.
Господь Чайтанья молчаливо слушал рассуждения СарвабхаумыБхаттачарьи о «Веданте» семь дней. Так Господь Чайтанья выразил почтение великому ученому и вместе с тем наглядно продемонстрировал свое неодобрение. Молчание Господа Чайтаньи было также демонстрацией Его терпения.
Выделение
- Как преданный выражает свое глубокое сострадание к людям? Каковы четыре способа, которыми он это делает?
- Перечислите все упомянутые примеры, которые показывают, что преданный является истинным или лучшим другом каждого.
Осмысление
- В чем выражается поэтичность преданного?
- Назовите различные области, в которых искусен преданный. В чем он наиболее искусен?
- Что представляет собой молчаливость преданного? Почему хорошо, что преданный все время говорит?
- Расскажите об обстоятельствах, когда преданный предпочитает молчать.
Применение
- Попытайтесь обсудить возвышенные качества, о которых вы читали, слышали или видели у великих вайшнавов. Пусть каждый преданный выберет одно или несколько качеств.
- Или же, после обсуждения всех 26 качеств преданного, вы можете поделиться своими чувствами, вдохновением, решимостью, планами развить их в себе и т.д.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
В Движении сознания Кришны проповедуют и мужчины, и женщины.
Как мужчины, так и женщины могут проповедовать сознание Кришны.
Видя, как майявади и другие стараются спастись от этого наводнения, Господь Чайтанья подумал: «Я хотел, чтобы поток любви к Богу поглотил всех, но кое-кому еще удается его избежать. Что ж, тогда Я прибегну к хитрости и увлеку в этот поток каждого».
Комментарий. Это очень важный момент. Господь ЧайтаньяМахапрабху хотел найти способ привлечь майявади и других людей, которые не проявляли интереса к Движению сознания Кришны. Так поступает любой истинный ачарья. Ачарья приходит в материальный мир, чтобы служить Господу, и в этом служении он не может ограничиваться стереотипами, потому что главная его задача — найти наиболее действенный способ распространить сознание Кришны. Некоторые завистники осуждают Движение сознания Кришны за то, что оно вовлекает в проповедь любви к Богу и юношей, и девушек.
Однако, поскольку девушки наравне с юношами обучаются искусству проповеди, это уже не обычные девушки, а проповедники сознания Кришны, ни в чем не уступающие их духовным братьям. Так что занимать и юношей, и девушек всецело духовной деятельностью — это сознательная тактика, помогающая как можно шире распространить Движение сознания Кришны. Завистливым глупцам, которые возмущаются по поводу совместной деятельности таких юношей и девушек, остается лишь довольствоваться собственной глупостью, ибо они не способны находить новые пути распространения сознания Кришны, используя для этого подходящие средства. Их стереотипные методы никогда не помогут распространить сознание Кришны. А все, что по милости Господа ЧайтаньиМахапрабху делаем мы, следует признать правильным, ибо Сам Господь Чайтанья тоже искал новые способы заинтересовать тех, кто избегал сознания Кришны.
«Шри Чайтанья-чаритамрита»,Ади-лила, 7.32
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводит джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп Бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Заполните эту таблицу в журнале учета проповеди.
Дата | Имя | Поручение | Достигнута ли цель: да/нет | Дополнительные заметки |
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут