Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель­каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хорошо/хоро­шо/сносно/удовлетворительно/плохо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Поде­ли­тесь ваши­ми пла­на­ми, что вы соби­ра­е­тесь делать в новой груп­пе?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Каж­дый может сде­лать свою домаш­нюю жизнь радост­ной, если будет повто­рять Харе Кришна.

Отсут­ствие при­вя­зан­но­сти к жене, детям и дому вовсе не озна­ча­ет, что мы не долж­ны испы­ты­вать к ним ника­ких чувств. Наши близ­кие — есте­ствен­ные объ­ек­ты нашей люб­ви. Но, когда они ста­но­вят­ся поме­хой для духов­но­го раз­ви­тия, от при­вя­зан­но­сти к ним необ­хо­ди­мо изба­вить­ся. Метод созна­ния Криш­ны — луч­ший спо­соб созда­ния в доме бла­го­при­ят­ной атмо­сфе­ры. Если чело­век обла­да­ет созна­ни­ем Криш­ны, он может сде­лать свою семей­ную жизнь очень счаст­ли­вой, так как метод созна­ния Криш­ны очень прост. Доста­точ­но повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, питать­ся остат­ка­ми пищи, пред­ло­жен­ной Кришне, читать и обсуж­дать такие кни­ги, как «Бха­га­вад-гита» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там», и покло­нять­ся Боже­ству. Эти четы­ре вида дея­тель­но­сти сде­ла­ют нас счаст­ли­вы­ми. Мы так­же долж­ны при­об­щить к ним чле­нов сво­ей семьи. Утром и вече­ром все домаш­ние, собрав­шись вме­сте, могут петь: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если чело­ве­ку удаст­ся, сле­дуя четы­рем назван­ным выше прин­ци­пам, создать в семье обста­нов­ку, спо­соб­ству­ю­щую раз­ви­тию созна­ния Криш­ны, ему не нуж­но ухо­дить из дома и отрекаться
от мира.

«Бха­га­вад-гита», 13.8–12

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми указаниями
и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.Раздайте всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавьте
от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

Текст для обсуждения

  1. Пре­дан­ный состра­да­те­лен, кару­на.

«Нек­тар пре­дан­но­сти» так опи­сы­ва­ет состра­да­ние: чело­век, кото­рый не может сне­сти чужое стра­да­ние, назы­ва­ет­ся состра­да­тель­ным. Для прак­ти­че­ских дей­ствий в испол­нен­ной состра­да­ния дея­тель­но­сти Дви­же­ния созна­ния Криш­ны Шри­ла­Праб­ху­па­да дал нам четы­ре афо­риз­ма: 1) про­по­ведь — это сущ­ность; 2) чисто­та — это сила; 3) кни­ги — это осно­ва; 4) прак­тич­ность — принцип.

Суть состра­да­ния — в про­по­ве­ди. Но сила, кото­рая направ­ля­ет про­по­ведь — это чисто­та. Про­по­ведь живет в искрен­них, чистых серд­цах и умах пре­дан­ных. Когда чело­век пре­да­ет­ся Кришне, Криш­на награж­да­ет его уси­лия. В этот момент мы гово­рим, что пре­дан­ный полу­ча­ет пол­но­мо­чия про­по­ве­до­вать. Про­по­ведь — не про­сто повод пока­зать пре­дан­но­го по теле­ви­зо­ру с какой-нибудь зна­ме­ни­то­стью или сде­лать его пер­со­ной миро­во­го мас­шта­ба, чье фото будет во всех газе­тах. Пре­дан­ный, соби­ра­ю­щий­ся на про­по­ведь, дол­жен быть воис­ти­ну чист.

Когда мы гово­рим «кни­ги — это осно­ва», мы име­ем в виду кни­ги Шри­лы­Праб­ху­па­ды. Его кни­ги — не про­сто пере­во­ды; это транс­цен­дент­ная лите­ра­ту­ра, по кото­рой весь мир будет жить после­ду­ю­щие 10 000 лет. Луч­шее про­яв­ле­ние состра­да­ния — участ­во­вать в изда­нии и рас­про­стра­не­нии лите­ра­ту­ры о созна­нии Криш­ны на раз­ных язы­ках по все­му миру.

Афо­ризм «прак­тич­ность — прин­цип» отно­сит­ся к исполь­зо­ва­нию мате­ри­аль­ных вещей
в слу­же­нии Кришне. Когда пре­дан­ный осо­зна­ет, что он может рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны в каж­дой стране, исполь­зуя вещи соглас­но вре­ме­ни, месту и обсто­я­тель­ствам, но не отхо­дя от парам­па­ры, он ожив­ля­ет­ся и пони­ма­ет еще и то, как это сде­лать. Сораз­мер­но его пре­дан­но­сти, Криш­на дает ему разум, что­бы тот мог про­по­ве­до­вать прак­тич­но. Созна­ние Криш­ны не при­зна­ет гра­ниц, и про­по­вед­ник созна­ния Криш­ны, кото­рый осо­знал это, — вели­чай­ший отрешенный.

Сле­дуя духу четы­рех афо­риз­мов Шри­лы­Праб­ху­па­ды, тру­же­ни­ки Дви­же­ния созна­ния Криш­ны могут стать состра­да­тель­ны­ми ко всем. Каче­ство состра­да­ния — не удел несколь­ких ред­ких свя­тых. Более того, свя­тость, по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи, откры­та всем, кто покор­но слу­ша­ет и при­ни­ма­ет Дви­же­ние санкиртаны.

  1. Пре­дан­ный дру­же­лю­бен, май­т­ра.

Пре­дан­ный — ваш луч­ший друг, посколь­ку он ведет вас к Кришне. Криш­на — луч­ший друг всех живых существ.

Хотя пре­дан­ный — наш друг, его друж­ба не про­сто какая-то фор­маль­ность, как дру­же­лю­бие поли­цей­ско­го, кото­рый пока­зы­ва­ет вам доро­гу. Пре­дан­ный име­ет все доб­ро­де­те­ли дру­га в истин­ном смыс­ле это­го сло­ва. Пре­дан­ные живут вме­сте, повто­ря­ют свя­тое имя, делят­ся друг с дру­гом мыс­ля­ми и помо­га­ют друг дру­гу. Посколь­ку в созна­нии Криш­ны нет места удо­вле­тво­ре­нию чувств, пре­дан­ные не пор­тят сво­ей друж­бы низ­ши­ми мотивами.

Дру­зья в созна­нии Криш­ны помо­га­ют друг дру­гу, как пило­ты перед взле­том. Они делят­ся пред­чув­стви­я­ми и пла­на­ми, посколь­ку в воз­ду­хе, когда каж­дый на сво­ем само­ле­те, они уже ничем не смо­гут помочь друг дру­гу. Оди­но­че­ство пило­та — это мета­фо­ра, объ­яс­ня­ю­щая, как в момент смер­ти душа оста­ет­ся одна. В это вре­мя каж­дый столк­нет­ся лицом к лицу
с резуль­та­та­ми сво­ей лич­ной кар­мы. Но если чело­век про­во­дил вре­мя в хоро­шем обще­стве, обще­стве пре­дан­ных, он смо­жет вспом­нить Криш­ну и вер­нуть­ся обрат­но к Богу. Друж­ба в созна­нии Криш­ны веч­на, посколь­ку все пре­дан­ные в ито­ге встре­ча­ют­ся в конеч­ном пунк­те назна­че­ния — в духов­ном мире.

  1. Пре­дан­ный — поэ­ти­чен, кави.

Каче­ства Криш­ны тре­бу­ют самых изыс­кан­ных слов для опи­са­ния, и чистым пре­дан­ным по силам эта зада­ча, посколь­ку Сам Криш­на наде­ля­ет их спо­соб­но­стью к это­му. Соста­ви­те­ли шастр — не обыч­ные люди, а шаст­ры — не их соб­ствен­ные про­из­ве­де­ния: они были про­дик­то­ва­ны им Самим Криш­ной. Не все вайш­на­вы-поэты в нашей уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти писа­ли на высо­ком лите­ра­тур­ном сан­скри­те. Нарот­та­ма­дасТх­а­кур писал свои пес­ни на про­стом бен­галь­ском, но обра­зо­ван­ный Вишва­натха­Ча­кра­вар­тиТх­а­кур, жив­ший после него, счи­тал, что его пес­ни не хуже веди­че­ских мантр. Суть вайш­нав­ской поэ­зии — пре­дан­ность Кришне.

Поми­мо обла­да­ния поэ­ти­че­ским талан­том, пре­дан­ный — поэт по вос­при­я­тию. Он не тупой. Он ощу­ща­ет Криш­ну во вку­се воды, а Солн­це вос­при­ни­ма­ет как глаз Криш­ны. Он исполь­зу­ет язык, что­бы опи­сы­вать Бога. Мыс­лен­ным зре­ни­ем он созер­ца­ет непре­взой­ден­ную кра­со­ту транс­цен­дент­но­го обли­ка Криш­ны, Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Все­гда слу­шая транс­цен­дент­ные зву­ки, исхо­дя­щие от вели­ких поэтов про­шло­го, все­гда повто­ряя Харе Криш­на, тан­цуя в экс­та­зе и желая пора­до­вать Криш­ну, пре­дан­ный мину­ту за мину­той живет веч­но новым созна­ни­ем Криш­ны. Он — поэт.

  1. Пре­дан­ный иску­сен, дак­ша.

Пре­дан­ные исполь­зу­ют мно­гие навы­ки в созна­нии Криш­ны. Для слу­же­ния Ему пре­дан­ный может от слу­чая к слу­чаю про­хо­дить обра­зо­ва­тель­ные кур­сы — напри­мер, как поль­зо­вать­ся ком­пью­те­ром или печат­ным стан­ком. Но чаще пре­дан­ные «без отры­ва от про­из­вод­ства» учат­ся, как стать спе­ци­а­ли­ста­ми по Кришне. Мастер­ство мож­но изу­чить на прак­ти­ке, но, что более важ­но, Криш­на, нахо­дясь в серд­це пре­дан­но­го, может научить его все­му, что тре­бу­ет­ся. Криш­на на самом деле учит всех, посколь­ку он наде­ля­ет разу­мом и памя­тью («Я даю им разум, кото­рый помо­га­ет им прид­ти ко Мне»). Поэто­му пре­дан­ные исполь­зу­ют свои талан­ты, строя хра­мы, изу­чая искус­ство и ремес­ла, зани­ма­ясь биз­не­сом, гото­вя, рисуя и т.д.

Но пре­дан­ные — не толь­ко люди, опыт­ные во всем этом. Мно­гие непре­дан­ные куда более хоро­шо зна­ко­мы с этим. Поэто­му сло­во «экс­перт» не долж­но отно­сить­ся лишь к его руч­ным или интел­лек­ту­аль­ным навы­кам, кото­рые он исполь­зу­ет в слу­же­нии Кришне.

Истин­ная искус­ность чисто­го пре­дан­но­го состо­ит в том, что он может осво­бо­дить себя
и дру­гих из запу­тан­ной пау­ти­ны майи. Что же каса­ет­ся нас: все мастер­ство, кото­рое от нас тре­бу­ет­ся — это ухва­тить­ся за созна­ние Криш­ны, кото­ро­му нас научил Гос­подь Чай­та­нья. Нахож­де­ние спо­со­бов и средств про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны, осво­бож­дая таким обра­зом дру­гих из пут майи, — дру­гой при­мер искус­но­сти преданного.

Луч­ший талант пре­дан­но­го — сми­рен­ное пре­да­ние себя. Если гос­подь Криш­на воз­на­гра­дит наши уси­лия, то мы попа­дем в хоро­шие руки. Мы долж­ны при­леж­но изу­чать искус­ство пре­да­ния Кришне и чисто при­ме­нять его.

Шри­ла­Праб­ху­па­да гово­рил: «Пре­дан­ный иску­сен. Это зна­чит, что он может делать все. Он не отка­жет­ся от низ­кой рабо­ты на том осно­ва­нии, что он брах­ман». Опять-таки это зна­че­ние сло­ва «искус­ный» при­ме­ни­мо к пре­да­нию. Соглас­но это­му опре­де­ле­нию, Шри­ла­Праб­ху­па­да вдох­нов­лял нас, что бы мы ни дела­ли, делать это в созна­нии Криш­ны. Спо­соб­ность пре­да­вать­ся и делать все необ­хо­ди­мое — при­знак искус­но­го преданного.

Конеч­но, Шри­ла­Праб­ху­па­да во всех смыс­лах был одним из самых искус­ных вайш­на­вов. И он хотел того же от нас. Мы так­же долж­ны научить­ся, как давать Криш­ну искус­ным «укло­ни­стам» от Его мило­сти. Мы так­же долж­ны постичь пути и сред­ства этой дея­тель­но­сти. Нет ино­го выбо­ра. Криш­на не будет дово­лен, если мы оста­нем­ся ни на что не год­ны. Мы тоже долж­ны стать искусными.

  1. Пре­дан­ный мол­ча­лив, мау­ни.

Пре­дан­ный нико­гда не гово­рит глу­по­стей — в этом его мол­ча­ли­вость. Мау­ни не отно­сит­ся к обе­ту мол­ча­ния или замкну­то­сти, кото­рую прак­ти­ку­ют неко­то­рые йоги. Конеч­но, если чело­век не зна­ет Криш­ну, то пусть уж луч­ше помол­чит. Поэто­му ино­гда учи­тель про­сит бес­тол­ко­во­го уче­ни­ка, невоз­дер­жан­но­го на язык, прак­ти­ко­вать пол­ную мау­ну.

Пре­дан­ный может про­слав­лять Криш­ну или изла­гать фило­со­фию созна­ния Криш­ны дня­ми напро­лет. Пре­дан­ный хочет посто­ян­но повторять:

Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе /

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

С чего это ему молчать?

Конеч­но, он все­гда скло­нен гово­рит о Кришне, но если, к при­ме­ру, какой-то глу­пец про­сит его рас­ска­зать о сокро­вен­ных играх Криш­ны или как-то обма­нуть его, он ниче­го не обязан.

Ино­гда, нахо­дясь в состо­я­нии экс­та­за, пре­дан­ный утра­чи­ва­ет спо­соб­ность говорить.

Гос­подь Чай­та­нья мол­ча­ли­во слу­шал рас­суж­де­ния Сар­ваб­ха­у­мыБ­хат­та­ча­рьи о «Ведан­те» семь дней. Так Гос­подь Чай­та­нья выра­зил почте­ние вели­ко­му уче­но­му и вме­сте с тем нагляд­но про­де­мон­стри­ро­вал свое неодоб­ре­ние. Мол­ча­ние Гос­по­да Чай­та­ньи было так­же демон­стра­ци­ей Его терпения.

 

Выде­ле­ние

  1. Как пре­дан­ный выра­жа­ет свое глу­бо­кое состра­да­ние к людям? Како­вы четы­ре спо­со­ба, кото­ры­ми он это делает?
  2. Пере­чис­ли­те все упо­мя­ну­тые при­ме­ры, кото­рые пока­зы­ва­ют, что пре­дан­ный явля­ет­ся истин­ным или луч­шим дру­гом каждого.

Осмыс­ле­ние

  1. В чем выра­жа­ет­ся поэ­тич­ность преданного?
  2. Назо­ви­те раз­лич­ные обла­сти, в кото­рых иску­сен пре­дан­ный. В чем он наи­бо­лее искусен?
  3. Что пред­став­ля­ет собой мол­ча­ли­вость пре­дан­но­го? Поче­му хоро­шо, что пре­дан­ный все вре­мя говорит?
  4. Рас­ска­жи­те об обсто­я­тель­ствах, когда пре­дан­ный пред­по­чи­та­ет молчать.

При­ме­не­ние

  1. Попы­тай­тесь обсу­дить воз­вы­шен­ные каче­ства, о кото­рых вы чита­ли, слы­ша­ли или виде­ли у вели­ких вайш­на­вов. Пусть каж­дый пре­дан­ный выбе­рет одно или несколь­ко качеств.
  2. Или же, после обсуж­де­ния всех 26 качеств пре­дан­но­го, вы може­те поде­лить­ся сво­и­ми чув­ства­ми, вдох­но­ве­ни­ем, реши­мо­стью, пла­на­ми раз­вить их в себе и т.д.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

В Дви­же­нии созна­ния Криш­ны про­по­ве­ду­ют и муж­чи­ны, и женщины.

Как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны могут про­по­ве­до­вать созна­ние Кришны.

Видя, как май­я­ва­ди и дру­гие ста­ра­ют­ся спа­стись от это­го навод­не­ния, Гос­подь Чай­та­нья поду­мал: «Я хотел, что­бы поток люб­ви к Богу погло­тил всех, но кое-кому еще уда­ет­ся его избе­жать. Что ж, тогда Я при­бег­ну к хит­ро­сти и увле­ку в этот поток каждого».

Ком­мен­та­рий. Это очень важ­ный момент. Гос­подь Чай­та­нья­Ма­ха­праб­ху хотел най­ти спо­соб при­влечь май­я­ва­ди и дру­гих людей, кото­рые не про­яв­ля­ли инте­ре­са к Дви­же­нию созна­ния Криш­ны. Так посту­па­ет любой истин­ный ача­рья. Ача­рья при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир, что­бы слу­жить Гос­по­ду, и в этом слу­же­нии он не может огра­ни­чи­вать­ся сте­рео­ти­па­ми, пото­му что глав­ная его зада­ча — най­ти наи­бо­лее дей­ствен­ный спо­соб рас­про­стра­нить созна­ние Криш­ны. Неко­то­рые завист­ни­ки осуж­да­ют Дви­же­ние созна­ния Криш­ны за то, что оно вовле­ка­ет в про­по­ведь люб­ви к Богу и юно­шей, и девушек.

Одна­ко, посколь­ку девуш­ки наравне с юно­ша­ми обу­ча­ют­ся искус­ству про­по­ве­ди, это уже не обыч­ные девуш­ки, а про­по­вед­ни­ки созна­ния Криш­ны, ни в чем не усту­па­ю­щие их духов­ным бра­тьям. Так что зани­мать и юно­шей, и деву­шек все­це­ло духов­ной дея­тель­но­стью — это созна­тель­ная так­ти­ка, помо­га­ю­щая как мож­но шире рас­про­стра­нить Дви­же­ние созна­ния Криш­ны. Завист­ли­вым глуп­цам, кото­рые воз­му­ща­ют­ся по пово­ду сов­мест­ной дея­тель­но­сти таких юно­шей и деву­шек, оста­ет­ся лишь доволь­ство­вать­ся соб­ствен­ной глу­по­стью, ибо они не спо­соб­ны нахо­дить новые пути рас­про­стра­не­ния созна­ния Криш­ны, исполь­зуя для это­го под­хо­дя­щие сред­ства. Их сте­рео­тип­ные мето­ды нико­гда не помо­гут рас­про­стра­нить созна­ние Криш­ны. А все, что по мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи­Ма­ха­праб­ху дела­ем мы, сле­ду­ет при­знать пра­виль­ным, ибо Сам Гос­подь Чай­та­нья тоже искал новые спо­со­бы заин­те­ре­со­вать тех, кто избе­гал созна­ния Кришны.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та»,Ади-лила, 7.32

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дит джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп Бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

 

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те эту таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут