Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Рас­ска­жи­те о каких-то пози­тив­ный изме­не­ни­ях, кото­рые вы заме­ти­ли в ком-либо из чле­нов этой груп­пы. Какие хоро­шие каче­ства он(а) развил(а)?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

 

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Чело­век дол­жен молить­ся Гос­по­ду, что­бы иметь воз­мож­ность повто­рять свя­тое имя в момент смерти.

Когда чело­век спо­ты­ка­ет­ся, пада­ет или испы­ты­ва­ет силь­ный голод, когда он лежит на смерт­ном одре и тело его изму­че­но неду­га­ми и охва­че­но жаром или даже когда он про­сто зева­ет, ему нелег­ко пом­нить Твое имя, образ и каче­ства. Поэто­му, о Гос­подь, мы молим Тебя: Ты очень любишь Сво­их пре­дан­ных, так помо­ги же нам все­гда пом­нить о Тебе, помо­ги про­из­но­сить Твои свя­тые име­на и про­слав­лять Твои каче­ства и дея­ния, спо­соб­ные смыть всю сквер­ну наших грехов.

Ком­мен­та­рий. Под­лин­но­го успе­ха в жиз­ни дости­га­ет тот, кому уда­ет­ся в момент смер­ти вспом­нить свя­тое имя, каче­ства, дея­ния и образ Гос­по­да (анте нарай­а­на-смри­ти). Власть зако­нов мате­ри­аль­ной при­ро­ды настоль­ко силь­на, что, даже если мы живем в хра­ме и зани­ма­ем­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, в момент смер­ти из-за телес­ных или душев­ных мук мы можем забыть о Гос­по­де. Поэто­му надо молить Его о том, что­бы, когда за нами при­дет смерть, и мы будем тяже­ло стра­дать, ничто не поме­ша­ло нам пом­нить о Его лотос­ных сто­пах. Об этом так­же гово­рит­ся в дру­гих сти­хах «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (напри­мер, 6.2.9–10 и 14–15).

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 5.3.12

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопро­сов. Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. Пре­дан­ный не ест боль­ше, чем необ­хо­ди­мо, мита бхук.

«Бха­га­вад-гита» опре­де­ля­ет стан­дарт еды для бхак­ти-йога: «Чело­век не дол­жен есть слиш­ком мало или слиш­ком мно­го. Соглас­но йоге кон­тро­ля чувств, язык, желу­док и гени­та­лии нахо­дят­ся на одной линии, и все трое могут быть укро­ще­ны, если укро­щен язык. Если язык не под­чи­нен, чело­век будет есть слиш­ком мно­го. Его желу­док пере­пол­нит­ся и будет давить на гени­та­лии. Резуль­та­том это­го будет огром­ная потреб­ность в сексе.

Пре­дан­ный все­гда ест криш­на-пра­сад, остат­ки пищи, пред­ло­жен­ной Кришне. Но и для него акту­аль­ны пра­ви­ла мита-бхук. Шри­ла Праб­ху­па­да отме­ча­ет в «Нек­та­ре настав­ле­ний»: «Одна­ко если чело­век при­ни­ма­ет пра­сад толь­ко пото­му, что он вкус­ный, и поэто­му ест слиш­ком мно­го, он так­же пал жерт­вой, пыта­ясь удо­вле­тво­рить потреб­но­сти язы­ка. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху при­зы­вал нас избе­гать слиш­ком рос­кош­ных блюд, даже если это пра­сад».

Ино­гда Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху Сво­и­ми рука­ми раз­да­вал пре­дан­ным огром­ные коли­че­ства пра­са­да. По слу­чаю празд­ни­ка Криш­на, что­бы удо­вле­тво­рить жела­ния вайш­на­вов и духов­но­го учи­те­ля, может захо­теть, что­бы пре­дан­ные наелись до отва­ла. Такой про­цесс при­ня­тия пищи ино­гда напол­ня­ет­ся радо­стью, шут­ка­ми и в это вре­мя не соблю­да­ют­ся ника­кие пра­ви­ла и пред­пи­са­ния. Но в обыч­ное вре­мя пре­дан­ные не долж­ны есть слиш­ком много.

«Ешь­те рос­кош­но, — гово­рил Шри­ла Праб­ху­па­да, — толь­ко не очень много».

  1. Пре­дан­ный не быва­ет опья­нен, апра­ма­та.

Сло­во апра­ма­та по зна­че­нию про­ти­во­по­лож­но сло­ву пра­ма­та, что зна­чит «сума­сше­ствие». Мате­ри­а­лист безу­мен, посколь­ку под­чи­ня­ет­ся побуж­де­ни­ям чувств, без необ­хо­ди­мо­сти вынуж­дая себя про­дол­жать цикл рож­де­ния и смер­ти. Но пре­дан­ный апра­ма­та, в здра­вом уме.

Сле­дуя стан­дар­ту Абсо­лют­ной Исти­ны, пре­дан­ный дости­га­ет пра­виль­но­го балан­са меж­ду мате­ри­аль­ны­ми и духов­ны­ми обя­зан­но­стя­ми. Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур объ­яс­нил, что мате­ри­аль­ные и духов­ные обя­зан­но­сти долж­ны идти рука об руку. Но если испол­не­ние мате­ри­аль­ных обя­зан­но­стей серьез­но меша­ет духов­но­му осо­зна­нию, от мате­ри­аль­ных обя­зан­но­стей сле­ду­ет отказаться.

Пре­дан­ный не пьян. Он не одно­бок. Он не опья­нен мате­ри­аль­ным удо­воль­стви­ем. Он сво­дит свои мате­ри­аль­ные нуж­ды до само­го необ­хо­ди­мо­го мини­му­ма и тер­пе­ли­во посвя­ща­ет свою жизнь слу­же­нию Кришне. Поэто­му его жизнь — под­лин­ный при­мер уме­рен­но­сти, урав­но­ве­шен­но­сти и святости.

  1. Пре­дан­ный почти­те­лен, мана­да.

«Шик­ша­шта­ка» опи­сы­ва­ет, как пре­дан­ный выра­жа­ет почте­ние дру­гим, не ожи­дая почте­ния к себе. Он почти­те­лен даже к мура­вью. Поче­му? Пото­му что видит все живые суще­ства как частич­ки Криш­ны. Мате­ри­а­лист не испы­ты­ва­ет осо­бо­го почте­ния к дру­гим, его забо­та — что­бы дру­гие ока­зы­ва­ли ему почте­ние. Но пре­дан­ный хочет быть слу­гой, а не пове­ли­те­лем и, зани­мая такую сми­рен­ную пози­цию, он с ува­же­ни­ем отно­сит­ся к жиз­ни дру­гих. Он ува­жа­ет их пра­во на жизнь и не хочет нико­го оби­жать или бес­по­ко­ить. Он зна­ет, что жизнь всем живым суще­ствам дал Криш­на, и не ему ее заби­рать. Он рав­но смот­рит на все живые суще­ства и рав­но выра­жа­ет им почтение.

Почте­ние, кото­рое пре­дан­ный ока­зы­ва­ет дру­гим, нахо­дит­ся в согла­сии с его духов­ным пони­ма­ни­ем. Его ува­же­ние уни­вер­саль­но, но он дела­ет раз­ли­чия, пони­мая, что полу­бо­гам Криш­на дал боль­шую ответ­ствен­ность, а мура­вью — жизнь совсем незначительную.

Хотя пре­дан­ный почти­тель­но отно­сит­ся ко всем, он не покло­ня­ет­ся нико­му, кро­ме Криш­ны или Его чисто­го преданного.

В «Бха­га­вад-гите» Криш­на учит нас делать раз­ли­чия меж­ду пре­дан­ным и непре­дан­ным, а так­же видеть все живые суще­ства как Его частицы.

С почте­ни­ем отно­сясь к скры­той духов­ной сущ­но­сти в серд­це мате­ри­а­ли­ста, пре­дан­ный вдох­нов­ля­ет каж­до­го вер­нуть­ся в поло­же­ние любя­ще­го слу­ги Господа.

Про­по­ве­дуя созна­ние Криш­ны, пре­дан­ный дела­ет раз­ли­чия меж­ду раз­ны­ми джи­ва­ми. Писа­ния реко­мен­ду­ют пре­дан­но­му избе­гать демонов.

Так­же пре­дан­ный име­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния с раз­лич­ны­ми клас­са­ми пре­дан­ных и дол­жен ока­зы­вать им почте­ние соот­вет­ствен­но этому.

В «Нек­та­ре настав­ле­ний» гово­рит­ся, что чело­век дол­жен ока­зы­вать мыс­лен­ное почте­ние каж­до­му, кто повто­ря­ет име­на Криш­ны, даже если тот не сле­ду­ет регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам. Если пре­дан­ный видит дру­го­го пре­дан­но­го, кото­рый регу­ляр­но повто­ря­ет маха-ман­тру Харе Криш­на и сле­ду­ет регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам, он счи­та­ет его сво­им дру­гом. Посто­ян­ный обмен любо­вью меж­ду ними состо­ит из уго­ще­ния и при­ня­тия пра­са­да, даре­ния и полу­че­ния подар­ков, а так­же обме­на сокро­вен­ны­ми мыс­ля­ми. Когда пре­дан­ный встре­ча­ет очень про­дви­ну­то­го пре­дан­но­го, он дол­жен выра­зить ему пол­ное почте­ние и стать его учеником.

Обсуж­дая в «Нек­та­ре настав­ле­ний» эти вопро­сы, Шри­ла Праб­ху­па­да сове­ту­ет нам узнать соб­ствен­ное поло­же­ние и не ими­ти­ро­вать воз­вы­шен­ных преданных.

Уче­ник выра­жа­ет гуру такое же почте­ние, как и Богу. Что бы ни ска­зал духов­ный учи­тель, уче­ник дол­жен попы­тать­ся выпол­нить это. Он дол­жен отдать гуру все, чем вла­де­ет, и сми­рен­но слу­жить ему. Если духов­ный учи­тель поправ­ля­ет уче­ни­ка, тот дол­жен сми­рен­но при­нять нака­за­ние. Духов­ный учи­тель будет учить искрен­не­го уче­ни­ка, как стать состра­да­тель­ным чело­ве­ком, созна­ю­щим Криш­ну, и ско­ро он тоже смо­жет ока­зы­вать почте­ние всем живым суще­ствам, тру­дясь на бла­го им в созна­нии Кришны.

  1. Пре­дан­ный лишен чув­ства лож­но­го пре­сти­жа, ама­ни.

Выра­же­ние «лож­ный пре­стиж» может быть поня­то дво­я­ко: 1) когда пре­стиж­ная вещь толь­ко счи­та­ет­ся пре­стиж­ной; 2) когда лож­но наше стрем­ле­ние к любо­му пре­стиж­но­му пред­ме­ту или поло­же­нию. Пре­дан­ный сво­бо­ден и от того, и от дру­го­го. Его не при­вле­ка­ет блеск мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти. Все при­вле­ка­тель­ное он счи­та­ет отблес­ком Криш­ны, все­при­вле­ка­ю­щей при­чи­ны всех причин.

Вы може­те на какое-то вре­мя обре­сти пре­стиж, но с тем же успе­хом може­те его поте­рять, испы­тав при этом горечь утра­ты. Вче­раш­няя леген­да бейс­бо­ла дела­ет ошиб­ку, и его со сви­стом уда­ля­ют с поля. Побе­ди­тель послед­них выбо­ров вдруг ста­но­вит­ся объ­ек­том все­об­ще­го пре­зре­ния. Поэто­му Криш­на гово­рит в «Бха­га­вад-гите», что его доро­гой пре­дан­ный «оди­на­ко­во отно­сит­ся к чести и бес­че­стию, сла­ве и бес­сла­вию». Соглас­но Бхак­ти­сид­дхан­те Сара­сва­ти, слава
и мате­ри­аль­ное сча­стье цен­но не боль­ше, чем сви­ной навоз.

Дру­гой вид лож­но­го пре­сти­жа — при­пи­сы­вать себе чужие заслу­ги. Криш­на гово­рит в «Бха­га­вад-гите», что Он — талант в чело­ве­ке, и что разум и память исхо­дят из Него. Даже ведя духов­ный образ жиз­ни, чело­век может оши­боч­но счи­тать себя дея­те­лем или вла­дель­цем чего-либо. На началь­ной ста­дии, когда лож­ное эго все еще силь­но, даже транс­цен­ден­та­лист может стра­дать от это­го осквер­не­ния. Он может воз­гор­дить­ся, что он — аскет, могу­ще­ствен­ный йог, боль­шой уче­ный, ува­жа­е­мый гуру или экс­та­тич­ный певец и танцор.

Когда пре­дан­ный утра­чи­ва­ет весь лож­ный пре­стиж и пол­но­стью погру­жа­ет­ся в сми­рен­ное слу­же­ние у лотос­ных стоп Гос­по­да, он ста­но­вит­ся досто­ин пой­ти к Кришне и общать­ся с Ним в веч­но­сти, зна­нии и бла­жен­стве. Искрен­ний пре­дан­ный тяж­ко бьет­ся над тем, что­бы выбить из себя остат­ки лож­но­го пре­сти­жа, и молит­ся Кришне: «О Спа­си­тель пад­ших, пожа­луй­ста, не отвер­гай меня, но поз­воль слу­жить Тво­им слу­гам! Я глу­пец, нахо­дя­щий­ся во вла­сти мате­ри­аль­ных жела­ний, и при­тя­заю на вещи, кото­рые при­над­ле­жат Тебе, а не мне. Пожа­луй­ста, осво­бо­ди меня!»

  1. Пре­дан­ный непро­ни­ца­ем, гамбхи­ра.

В «Нек­та­ре пре­дан­но­сти» гово­рит­ся: «Чело­век, кото­рый нико­му не рас­кры­ва­ет, что у него на уме, или тот, чьи мыс­ли и пла­ны труд­но понять, назы­ва­ет­ся непроницаемым».

Эмо­ции и сосре­до­то­чен­ность пре­дан­но­го не про­па­да­ют из-за того, что он замкнут. Он не обя­зан пре­ры­вать свою меди­та­цию на Криш­ну ради того, что­бы пого­во­рить о каких-то пустя­ках. Хотя его нель­зя назвать асо­ци­аль­ным, в первую оче­редь он дол­жен все­гда пом­нить о Кришне. Это глав­ное пра­ви­ло: все­гда пом­нить о Кришне и нико­гда не забы­вать Его.

Если чело­век слу­ша­ет глу­бо­кие речи о Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, он ста­но­вит­ся непро­ни­ца­ем. Точ­но так же, если чело­век обща­ет­ся с серьез­ны­ми пре­дан­ны­ми, он так­же ста­но­вит­ся серье­зен и непро­ни­ца­ем. Есть мно­го свет­лых момен­тов в созна­нии Криш­ны, но для обу­слов­лен­ных душ бро­сить мате­ри­аль­ную жизнь и вер­нуть­ся к Богу — не шут­ка. Это очень глу­бо­кая цель. И когда, слу­шая и вос­пе­вая, пре­дан­ный осо­зна­ет что-то о свя­том име­ни и «Шри­мад-Бха­га­ва­там», его фило­соф­ское миро­воз­зре­ние ста­но­вит­ся глубже.

 

Выде­ле­ние

  1. Како­вы пра­ви­ла при­ня­тия пищи для преданных?
  2. Что зна­чит, что в здра­вом уме нахо­дят­ся толь­ко преданные?

Осмыс­ле­ние

  1. Как пре­дан­ный выра­жа­ет почте­ние всем живым суще­ствам, пре­дан­ным, непре­дан­ным, демо­нам и духов­но­му учителю?
  2. Како­вы два вида лож­но­го пре­сти­жа? Поче­му к ним бес­по­лез­но стремиться?
  3. Как пре­дан­ные про­яв­ля­ют свое лож­ное эго? Поче­му и как они пыта­ют­ся устра­нить лож­ное эго?
  4. Поче­му пре­дан­ный серье­зен? Как эта серьез­ность про­яв­ля­ет­ся в его поведении?

При­ме­не­ние

Попро­си­те каж­до­го назвать и объ­яс­нить одно из качеств чисто­го пре­дан­но­го (из тех, что были прой­де­ны к это­му моменту).

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Покло­не­ние Боже­ствам пред­на­зна­че­но глав­ным обра­зом для очи­ще­ния созна­ния начи­на­ю­щих пре­дан­ных. Одна­ко про­по­ведь — более важ­ное заня­тие. В «Бха­га­вад-гите» (18.69) ска­за­но: на ча тасман ману­шй­е­шу каш­чин ме прийа-крит­та­мах — что­бы заслу­жить при­зна­ние Вер­хов­но­го Гос­по­да, нуж­но про­по­ве­до­вать Его сла­ву. Поэто­му тот, кто покло­ня­ет­ся Боже­ствам, дол­жен с огром­ным почте­ни­ем отно­сить­ся к про­по­вед­ни­кам, ина­че он так и оста­нет­ся на низ­шей сту­пе­ни пре­дан­но­го служения.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.14.40

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут