Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких неделькаждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Опасаетесь ли вы разделения группы? Почему да или почему нет?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Вайшнавы должны почтительно относиться к каждому, кто, регулярно повторяя святое имя, пытается развить в себе сознание Кришны.
Рупа Госвами: Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно.
Одному из наших друзей, знаменитому английскому музыканту, понравилось петь и повторять мантру Харе Кришна, и он даже несколько раз упомянул святое имя Кришны в своих песнях. У себя дома он почитает изображения Кришны и с почетом принимает проповедников сознания Кришны. В общем, он в высшей степени уважительно относится к имени Кришны и Его деяниям, поэтому мы, видя, как этот достойный человек постепенно прогрессирует в сознании Кришны, относимся к нему с искренним уважением. Такому человеку всегда следует оказывать почтение. Следовательно, вайшнавы должны почтительно относиться к каждому, кто, регулярно повторяя святое имя, пытается развить в себе сознание Кришны.
«Нектар наставлений»
Тот, кто осознал, что Господь и Его имя неотличны, является чистым преданным и достоин почитания.
Преданный, осознавший, что святое имя Господа неотлично от Него Самого — чистый преданный, даже если он находится на начальной стадии преданного служения. Общаясь с ним, другие люди также могут стать вайшнавами.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.106
Повторение святых имен Кришны — настолько возвышенный процесс, что если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру без оскорблений (то есть стараясь не наносить десяти видов оскорблений), он постепенно осознает, что между святым именем Господа и Самим Господом разницы нет. Тому, кто обрел такое видение, преданные-неофиты должны оказывать почтение.
«Нектар наставлений»
Обсуждение философии: 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
(продолжение)
- Преданный лишен желаний, акама.
Истинный смысл отсутствия желаний можно понять, раскрыв буквальное значение слова акама, «без вожделения». Здесь следует сказать о двух понятиях: каме и преме. Кама значит «вожделение» или «материальное желание». Према же значит «любовь». Любовь предназначена для Кришны. Привязанность к вещам, которые Кришной не являются — всегда разновидность камы.
Только достигнув премы, любви к Кришне, человек поднимается до уровня отсутствия желаний. Желание доставить удовольствие Кришне — это акама.
Господь Кришна говорит, что от камы невозможно избавиться искусственно. «Воплощенная душа может воздерживаться от наслаждений, однако вкус к ним остается у нее. Однако, испытав высший вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».
Если человек искренне следует процессу сознания Кришны под руководством гуру, шастр и садху, он почувствует высший вкус и оставит материальные желания, даже находясь на начальной стадии преданного служения.
Общепризнанно, что, пока преданный не достиг стадии беспримесного преданного служения, он все еще иногда питает надежду стать счастливым, исполнив свои материальные желания. Как же преданный сопротивляется материальным желаниям, даже не ощутив пока высший вкус спонтанного сознания Кришны? Ответ — тапасья, аскеза.
Есть два вида счастья: преях, сиюминутное, и шреях, высшее. Зрелый человек пожертвует преясом ради шреяса. Студенту порой приходится отказаться от вечеринки, чтобы не вылететь из колледжа. Аскеза — это что-то вроде этого. Преданный не отказывается от трудностей, он добровольно принимает их, чтобы одержать верх над своей низшей природой. Без борьбы невозможно достичь чего-то ценного, а сознание Кришны — самая ценная вещь. Преданный получает огромную помощь от духовного учителя и от Кришны в своем сердце. Господь также дает сил тому преданному, который делает все с неохотой. Если преданный искренне желает достичь любви к Богу, в то же самое время имея сильные материальные желания, Господь Кришна иногда Сам вмешивается. «Желая оказать ему особую милость, Я постепенно отбираю у него все, чем он владеет. Друзья и родственники отворачиваются от него, бедного и несчастного» («Шримад-Бхагаватам», 10.88.8).
- Преданный безразличен к материальным приобретениям, аниха.
Качество аниха, безразличие к мирским приобретениям, — другая часть богатства преданного. Ему не нужны эти вещи, поскольку он и так уже погрузился в преданное служение. Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но не становится привязанным к ним и не попадает от них в зависимость. Он может тратить на служение Кришне миллионы долларов, возводить здания и в больших объемах печатать книги о сознании Кришны, но даже если у него ничего этого нет, он все равно может служить Кришне, просто повторяя Его имя.
Преданный исполняет долг сострадания и остается в материалистическом обществе, а не уединяется, чтобы спастись самому. Ему приходится находиться посреди материальных соблазнов и беспокойств. Поэтому он должен обладать качеством аниха. Иногда ему встречаются люди, полностью погруженные в материальную жизнь. Порой ему приходится сидеть с карми и рассказывать им о сознании Кришны; порой на него валятся материальные соблазны или беды. Но он всегда остается аниха и отвлекает тех, кто наслаждает свои чувства, от материальных приобретений.
- Преданный устойчив, стхира.
Нестойкий преданный-новичок способен выполнять духовную практику лишь в благоприятной обстановке. Если же возникает сильный соблазн, он отклоняется. Ведическая история изобилует рассказами о мудрецах, сбитых с пути красивыми женщинами. Преданный, находящийся на начальной стадии, также может пасть жертвой противоположного пола. Какое-то потрясение может выбить из колеи слабого преданного. Иногда преданные утомлены, а их проповеди мешают непреданные. Но если преданный стоек, он не перестанет повторять Харе Кришна, даже ценой своей жизни. Иногда преданные ссорятся. Это еще одна причина, по которой слабый преданный может уклониться от наставлений духовного учителя.
Твердая вера в духовного учителя — это самое главное. Тот, кто вызвал недовольство своего гуру, теряет стойкость и становится подобен кораблю без руля и ветрил. Не обладая твердой верой в духовного учителя, человек не может стать стхирой. Прахлада Махараджа так говорил о своем долге духовному учителю: «Я жил, как все, но мой духовный учитель, Нарада Муни, спас меня. Как я смогу отплатить ему?»
Преданный стоек в философии Абсолютной Истины не только благодаря разуму, но и из любви. А так как преданный сосредоточен лишь на Кришне, и ни на ком другом, Кришна также сосредоточен на Своем преданном.
Мы должны тщательно придерживаться нашей практики: воспевания и слушания, а также сделать следование наставлениям духовного учителя своей главной обязанностью в жизни. Стойкость придет, таким образом, через регулярную практику. По мере того, как преданный продолжает воспевать, к нему постепенно приходит вся убежденность, которой ему не хватало. Когда неофит повторяет Харе Кришна, он не чувствует абсолютного счастья от этого. Но если он будет продолжать, изначальная сладость святого имени проявится.
- Преданный полностью контролирует дурные качества, виджита шад гуна.
Шесть дурных качеств — это вожделение, кама, гнев, кродха, жадность, лобха, иллюзия, моха, безумие, мада, и зависть. Чистый преданный контролирует эти качества, полностью погрузившись в служение Кришне. Хотя шесть дурных качеств материальны, их можно использовать в служении Кришне. Это преобразует их. Дурные качества — искаженные отражения качеств, существующих в изначальном состоянии в духовном мире.
Вожделение, кама. представлено сексуальным желанием. Гопи считали Кришну прекрасным юношей, но мы знаем, что их чувства совершенно противоположны мирскому вожделению. Нам запрещено имитировать гопи, так как же мы, те, кто практикует преданное служение, сможем понять вожделение в служении Кришне? В «Бхагавад-гите» (7.11) Кришна провозглашает: дхармавируддхo бхутешу камo ’сми — «Я — половая жизнь, не противоречащая принципам религии». Когда кама под контролем, она не является незаконной и может быть использована в служении Кришне. В начале могут быть какие-то материальные желания, но когда секс регулируется и используется для служения Кришне, он трансцендентен.
Вожделение — это изначальная любовь души к Кришне, искаженная соприкосновением с гуной страсти. Даже находясь в материальном мире, если, по милости духовного учителя и вайшнавов, джива восстановит свои взаимоотношения с Кришной, она возродит свое чистое желание. Когда джива начинает преданно служить под руководством духовного учителя, ее вожделение преобразуется в любовь.
Мы можем войти в Кришна-лилу при помощи слушания из авторитетных источников. Если же слушать о Нем неправильно, это приведет к пракрита-сахаджии. Пракрита-сахаджия — это искаженная форма вайшнавизма, в которой человек пытается достичь Кришну, все еще занимаясь мирским сексом. Слушание об играх Кришны с гопи и танце раса — особое лекарство от вожделения. Занимаясь поклонением Божествам в храме, преданный может также непосредственно общаться с Радхой и Кришной по указанию духовного учителя.
Гнев, кродха. Удовлетворить вожделение невозможно, и поэтому его сменяет гнев. Когда он расширяется, оскверняется все тело. Но гнев можно также использовать в сознании Кришны, направляя его против врагов Кришны. Известный пример этого — Хануман, воинственный слуга Господа Рамы, сражавшийся против сил Раваны.
Гнев преданного иногда может перерастать в битву. Преданный-кшатрий не может стерпеть обиды, нанесенной преданному Господа или невинному созданию.
Также преданный может направлять гнев против лжегуру и тех, кто уводит людей в сторону. Когда преданный слышит оскорбительную пропаганду против преданного служения, он может писать статьи против демонов или активно проповедовать другим образом.
Жадность, лобха. Жадный человек хочет собрать как можно больше — гораздо больше, чем ему на самом деле требуется. Обуянный жаждой брать для себя, он враждует с другими и никого не щадит. Таким образом, жадность может стать великим злом. Но поскольку преданный с жадностью использует все для удовлетворения Верховной Личности Бога, его жадность приносит благо всем. Преданный хочет весь мир положить к лотосным стопам Кришны.
Иллюзия, моха. Главная иллюзия, которую питает обусловленная душа — то, что она считает себя телом, а материальный мир — своим домом. Эта иллюзия убивает человека, как бывает убито животное, погнавшееся за миражом в пустыне. Преданный, у которого есть истинный духовный учитель, должен быть свободен от неверных представлений. Когда Арджуна выслушал наставления Кришны, он провозгласил: насто мохах — «Моя иллюзия рассеялась».
Безумие, мада. Из-за своих безумных поступков, направленных на удовлетворение чувств, люди вынуждены переселяться из одного тела в другое. Принимать тело за самого себя — безумие, поскольку в момент смерти человек теряет все, ради чего он жил.
Зависть, матсарья. Завистливый человек несчастлив, когда видит, что другому хорошо, и счастлив, когда другому плохо. Но встав на путь преданного служения, человек утрачивает такой ядовитый образ мыслей. Он становится смиренным и хочет служить Кришне. Иногда среди преданных присутствует дух состязания, но, в конечном итоге, они желают друг другу добра и не беспокоят Кришну.
Что делает преданный, если чувствует в себе склонность к дурным качествам в их материальной форме? Когда такое случается, он должен владеть собой. Способность контролировать дурные качества — критерий, по которому определяется госвами, тот, кто подчинил себе чувства. Преданный должен найти в себе силы сказать нет материальным желаниям.
Контроль чувств возможен не искусственным их сдерживанием или подавлением, но при помощи трансцендентного знания (гьяны) и духовного вкуса (вигьяны).
Выделение
Что означает «не иметь желаний» с точки зрения сознания Кришны? Как этого достичь?
Осмысление
- Как победить материальные желания в самом начале?
- Как на практике увидеть безразличие преданных к материальным приобретениям?
- Что мешает преданным устойчиво заниматься преданным служением?
- Что нам нужно, чтобы стать стабильными в преданном служении?
- Назовите 6 отрицательных качеств, которые преданный контролирует. Как можно контролировать каждое из них?
Применение
Когда вы обсуждаете качества чистого преданного, вы чувствуете вдохновение развивать их в себе? Почему?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Чтобы распространять сознание Кришны, нужно получить от Него полномочия. Ачарьи сознания Кришны должны считаться неотличными от Господа.
В век Кали истинная религиозная пропаганда должна побуждать людей петь маха-мантру Харе Кришна. Это возможно для того, кто был лично уполномочен Кришной. Никто не способен на это, не будучи удостоен Его благосклонности. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур комментирует: «Не будучи уполномоченным непосредственно энергией Господа Кришны исполнить Его желание и не будучи избранником Господа, ни один человек не сможет стать духовным учителем всего мира. Только тот, кто уполномочен, может распространять святое имя Кришны, побуждая все падшие души поклоняться Ему. Распространяя святое имя Господа, он очищает сердца самых падших, поэтому он гасит пожар материального мира. Но не только это. Он распространяет на весь мир сияние Кришны. Такой ачарья, духовный учитель, должен считаться неотличным от Кришны, то есть он должен считаться воплощением энергии
Кришны.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.9
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы,через 2–3 неделиможно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (Вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп Бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильнодействовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Заполните эту таблицу в журнале учета проповеди.
Дата | Имя | Поручение | Достигнута ли цель: да/нет | Дополнительные заметки |
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут