На этой неделе хорошо дать слушателям домашнее задание или какое-нибудь поручение. Кроме повторения, если это возможно, хотя бы одного круга джапы в день, их нужно просить читать учебный материал с упражнениями — какие-то вопросы к тексту. Можно также попросить их кратко изложить то, что они изучали по Программе, и принести на следующей неделе. Просмотрите эти изложения, исправьте, если нужно, и отдайте обратно. Благодаря этому вы сможете понять, насколько хорошо они понимают философию.
В течение недели просите их рассказать о своих впечатлениях от учебы и слушайте, что они говорят о своих открытиях, трудностях и т.д. Слушать — лучший способ привлечь к себе сердца людей. Обычно люди слишком заняты, чтобы выслушивать других, да и даже когда они не заняты, им куда больше нравится говорить о себе. Поэтому, если вы проявите интерес к ним и к тому, что они говорят, это даст им чувство комфорта и они, безусловно, пожелают проводить в вашем обществе больше времени.
Но мы должны быть осторожны. Есть интроверты, застенчивые люди, которые не хотят много говорить о себе. Если будете слишком настойчиво спрашивать о них, они подумают, что вы вмешиваетесь в их жизнь, или же будут чувствовать себя неловко. Но даже в таком случае, если вы обратитесь к ним и ненавязчиво поговорите о чем-нибудь приятном, обменяетесь мнениями, они почувствуют к вам расположение.
На первом этапе сознания Кришны общение — побуждающий фактор для большинства людей. Поэтому мы можем быть уверены, что таким образом установятся хорошие отношения со всеми членами группы. Благодаря этому их продвижение в сознании Кришны будет быстрым, потому что они будут стараться делать то, что вы попросите.
Это также вырабатывает скромность у лидера группы бхакти-врикши и помогает ему чувствовать себя слугой, вместо того, чтобы главенствовать над всеми, повелевать и демонстрировать собственные достижения, что может отнюдь не вдохновлять новичков становиться хорошими преданными.
Сат-санга: 15 минут
После того, как все устроятся и обменяются новостями, разделите участников группы на пары и попросите их задавать вопросы друг о друге. По прошествии некоторого времени каждый должен представить своего товарища остальным. Это позволит узнать много подробностей о членах вашей группы. А самим участникам это поможет обращать больше внимания на других.
Киртан: 15 минут
Как и в предыдущие недели, раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Убедитесь, что все участвуют в киртане. Если кто-то не участвует, постарайтесь вдохновить его/ее.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Нектар святого имени
Повторяя святое имя, человек достигает высшего совершенства, и ему уже не нужно больше совершать для этого аскезы.
Тому, кто с помощью аскез хочет достичь высшей цели жизни, необходимо снискать милость Верховной Личности Бога. Если же человек добился благосклонности Верховного Господа, это значит, что он уже совершил все аскезы и достиг цели, ради которой их совершают.
С другой стороны, если человек не достиг совершенства в преданном служении Господу, все его аскезы были напрасными, так как без милости Верховного Господа невозможно достичь высшей цели, ради которой они совершаются. В «Бхагавад-гите» (5.29) сказано, что владыкой всех аскез и жертвоприношений является Господь Шри Кришна:
бхоктарам ягья тапасам
сарва лока махешварам
Иначе говоря, результат любых аскез посылает человеку Господь Кришна.
Человек, повторяющий святые имена Господа, даже если он родился в семье чандалов, то есть происходит из самых низких слоев общества, достоин славы, так как повторять святые имена Господа способен только тот, кто в прошлой жизни уже совершил все аскезы.
По милости Господа Чайтаньи любой человек, повторяющий маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
может подняться на высшую ступень совершенства, которой в былые времена достигали те, кто на протяжении десяти тысяч лет совершал аскезы в океанских глубинах. Возможность повторять мантру Харе Кришна — это великая привилегия, которую получили падшие люди века Кали, и, если человек не пользуется этой возможностью, значит, он целиком находится во власти иллюзорной энергии Господа.
«Шримад-Бхагаватам», 4.24.14
Перед тем, как повторить круг мантры, узнайте у тех, кто в прошлый раз приобрел четки, насколько регулярно они повторяли на них мантру. Попросите тех, кто начал повторять, поделиться своими ощущениями и осознаниями, пришедшими благодаря регулярному повторению мантры.
Похвалите их старание и спросите, хочет ли кто-то еще начать повторять хотя бы по одному кругу в день.
Затем прочитайте один круг маха-мантры Харе Кришна на четках вместе со всеми. Новичкам объясните, как держать четки и повторять мантру.
Как правило, детям тоже нравится повторять мантру вместе со всеми, поэтому, если на программе присутствуют дети, пусть они тоже участвуют в киртане и повторении джапы.
Обсуждение философии: 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающимс целью более глубокого и четкого понимания ими предмета обсуждения и правильного ответа на вопросы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого. Это позволит вам получить более точную картину понимания философии каждым участником, а также определить степень их серьезности в духовной жизни и обнаружить возможные практические проблемы и препятствия, с которыми они сталкиваются. В течение первых недель некоторые из членов группы могут быть не слишком открытыми, особенно во время практической части, так какэта часть имеет более личностный характер. Поэтому нужно вдохновлять их говорить и поощрять их ответы, но не «давить». По прошествии нескольких недель у них появится энтузиазм к более активному участию.
Применение — самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
Цель движения сознания Кришны — очищение сознания. Мы стараемся привести свое сознание к божественному уровню, потому что в момент смерти, когда живое существо покидает тело, сознание сопровождает его. Сознание живого существа переносится из одного тела в другое подобно тому, как аромат цветка переносится ветром.
Когда материальное тело, состоящее из пяти элементов — земли, воды, воздуха, огня и эфира — погибает, оно разлагается и вновь распадается на эти пять грубых элементов. Или, как сказано в Библии: «Из праха явленное, во прах обратится». В одних странах тело после смерти сжигают, в других — предают земле, а в третьих его просто выбрасывают на съедение стервятникам. В Индии, к примеру, индусы сжигают тело, и оно превращается в золу. Зола — это та же самая земля, просто в другой форме.
Христиане предают тело погребению, и через некоторое время тело в могиле обращается в прах, который, как и зола, — есть не что иное, как земля. Есть и такие народности, — например парсы в Индии, — которые не сжигают тело и не закапывают его, а просто выбрасывают на съедение хищникам. Хищники поедают мертвое тело, и оно превращается в испражнения. Таким образом, наше красивое тело, которое мы так тщательно моем и за которым бережно ухаживаем, со временем неизбежно обратится в испражнения, прах или золу.
В момент смерти тонкие элементы — ум, разум и эго, — сочетание которых называют сознанием живого существа, переносит духовную частичку, душу, в другое тело, чтобы она страдала в нем или наслаждалась, в зависимости от своих прошлых поступков. Наши поступки формируют наше сознание. Человек, соприкасающийся с низменным, развивает низменное сознание, и в момент смерти такое сознание перенесет душу в низшую форму жизни. Если же сознание формируется в соприкосновении с возвышенным, оно перенесет душу в тело, которое даст возможность живому существу наслаждаться плодами своих праведных поступков. Если в течение жизни мы приучим себя действовать в сознании Кришны, наше сознание перенесет нас к Кришне.
Поскольку живое существо развивает тип тела, соответствующий его сознанию, тот, кто следует принципам йоги, получает возможность развить тело, отвечающее требованиям практики йоги. В следующей жизни он рождается в благочестивой семье и получает возможность практиковать йогу. Благодаря этому он без труда возрождает свое сознание Кришны, которое он развивал в предыдущей жизни. Поэтому в последнем из вышеупомянутых стихов сказано: «Благодаря божественному сознанию своей предыдущей жизни, он естественным образом привлекается принципами йоги, даже и не ища их».
Следовательно, наш первоочередной долг состоит в том, чтобы уже в этой жизни развить божественное сознание. Если мы стремимся достичь божественного уровня жизни, обрести духовное совершенство и вечную блаженную жизнь, исполненную знания, — иначе говоря, если мы хотим вернуться домой, к Богу, — мы должны действовать в божественном сознании, то есть в сознании Кришны.
Достичь божественного уровня сознания нам помогает общение. Общаясь с людьми, наделенными божественными качествами, мы развиваем в себе божественное сознание, а общаясь с людьми, наделенными демоническими качествами, мы развиваем в себе сознание демоническое. Следовательно, чтобы развить свое сознание до божественного уровня, мы должны научиться общаться с теми, кто обладает сознанием Кришны. В этом состоит долг человека. Обретя человеческую форму жизни, живое существо получает редкую возможность сделать свою жизнь полностью божественной. Чтобы достичь этого, мы должны стараться общаться с теми, кто развивает в себе божественное сознание.
Сознание Кришны, великий дар Господа Чайтаньи Махапрабху, представляет собой прямой путь воссоединения с Всевышним. Встав на этот путь, человек быстро и без труда достигает конечной цели йоги. Хотя многие из присоединившихся к нашему Обществу не имели прежде никакой подготовки, они смогли развить в себе сознание Кришны до высокого уровня просто благодаря тому, что пришли в соприкосновение с движением сознания Кришны.
«Путь к совершенству»
Знакомство с текстом
- В чем состоит цель движения сознания Кришны?
- Что происходит с нашим телом в момент смерти?
- Что происходит в момент смерти с нашей душой?
Осмысление
- Почему важно очищение сознания? Объясните на приведенных примерах, как наши поступки формируют наше сознание.
- Что мы обретем, вернувшись домой, к Богу?
- В чем важность общения с теми, кто обладает сознанием Кришны?
- Каким образом движение сознания Кришны духовно возвышает человека, даже если он не имеет никакой подготовки?
Применение
Нравится ли вам регулярно посещать наши программы? Не вызывает ли это каких-либо сложностей или неудобств?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание:
Проповедь — это сущность
Сознание Кришны нужно давать всем без исключения.
С большим почтением обратившись к Адвайте Ачарье, Шри Чайтанья Махапрабху попросил Его: «Даруй сознание Кришны, преданность Кришне, даже низшим из людей [чандалам]».
Эти слова Шри Чайтаньи Махапрабху обращены ко всем Его преданным. Кришна-бхакти, преданность Кришне, доступна всем, даже низшим из людей, чандалам. Нужно выполнять этот наказ, полученный по цепи преемственности учителей, которая ведет начало от Шри Адвайты и Нитьянанды Прабху, и проповедовать сознание Кришны по всему миру, всем без исключения.
Существуют разные категории людей, начиная с брахманов и заканчивая низшими из рода человеческого, которых называют чандалами. Но, независимо от своего положения, все в наш век, век Кали, нуждаются в сознании Кришны. На сегодня это самая насущная потребность. Материальное существование причиняет невыносимые страдания всем…
Иначе говоря, от ударов Кали-юги не защищен никто, и причина этого в том, что люди позволяют себе вступать в недозволенные половые отношения, есть мясо, играть в азартные игры и принимать одурманивающие средства. Сейчас настало время членам Международного общества сознания Кришны выполнить наказ Шри Чайтаньи Махапрабху и распространить кришна-бхакти по всему миру. Господь сказал, что каждый должен стать гуру…
В каждом городе и деревне все должны узнать об учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Сознание Кришны нужно давать всем без исключения. Тогда все люди будут жить мирно и счастливо, воздавая хвалу Шри Чайтанье Махапрабху. Так сбудется Его желание.
Чандалами называют собакоедов, которые считаются низшими из людей. С благословенияШри Чайтаньи Махапрабху обрести сознание Кришны может даже чандал. Кришна-бхакти не является монополией какой-то касты. Это величайшее благословение Шри Чайтаньи Махапрабху доступно каждому. Все должны иметь возможность получить его и стать счастливыми.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 15.41
- Расскажите о своей проповеди на предыдущей неделе, как то— беседы по телефону с преданными или посещение их на дому, а также беседы с новыми людьми, которым вы проповедовали.
- Спросите слушателей, рассказывали ли они на этой неделе кому-нибудь о сознании Кришны.
- Вы можете привлечь их к распространению книг. Возможно, они согласятся взять несколько маленьких книжек Шрилы Прабхупады или экземпляров газеты «Золотой век», чтобы предложить их кому-нибудь из своих друзей или знакомых.
- Расскажите им, как обращаться к знакомым и незнакомым людям, чтобы пригласить их на встречи бхакти-врикши.
Вдохновите их взять какие-нибудь несложные проповеднические задания на неделю.
Выразите признательность и похвалите того, кто привел на программу новых слушателей, если такие есть.
Прасад: 20 минут
Как вы делали это на предыдущей неделе, попросите гостей прочитать мантру перед прасадом. Расскажите им о том, какое благо приносит вкушение прасада:
- Как эта освященная пища насыщает не только тело, но и душу.
- Как прасад уничтожает дурные последствия прошлой кармы.
Можно рассказать следующую историю из Пуран.
Нарада Муни, великий преданный, который может путешествовать по всей вселенной и за ее пределами, однажды был на Вайкунтхе. Он мечтал попробовать маха-прасад, или освященную пищу, с тарелки Самого Господа Нараяны. Он постарался сделать приятное Лакшми, супруге Господа, с той целью, чтобы она помогла ему достать немного этого маха-прасада. Лакшми понравилось искреннее служение Нарады Муни и, в ответ на его просьбу, Она обещала достать для него немного маха-прасада. Однако еще до этого Господь запретил Лакшми давать маха-прасад кому бы то ни было. Лакшми была очень обеспокоена, что не сможет выполнить свое обещание, и Господь Нараяна, узнав об этом, разрешил ей взять маха-прасад с Его тарелки — так, чтобы Он не видел. Так Нарада Муни получил пригоршню маха-прасада, которую немедленно съел. Он тотчас ощутил великое трансцендентное блаженство, сердце его преисполнилось любви к Господу, и он отправился в путешествие по материальному миру, вдохновенно прославляя Его.
Господь Шива остановил его, спросив о причине такого экстаза, и Нарада Муни открыл ему секрет своего великого счастья.
Господь Шива сказал: «Вне сомнения, ты должен был оставить какой-нибудь кусочек прасада для меня, твоего близкого и верного друга».
Нарада Муни был смущен, что забыл обо всех, но не желал огорчать Господа Шиву. Посмотрев на свои руки, он увидел крохотное зернышко риса, застрявшего под ногтем мизинца, и отдал его Господу Шиве, который тут же съел его.
Господь Шива тотчас погрузился в экстаз любви к Кришне и начал неистово танцевать. Все три мира задрожали от этого танца, и супруга Шивы, богиня Парвати, прибежала, чтобы успокоить его, поскольку время разрушения вселенной еще не настало. Когда она заговорила, Господь Шива вышел из своей глубокой экстатической медитации и рассердился, что ему помешали. Но все же рассказал жене о причине своего экстаза.
Парвати сказала, что муж, несомненно, должен был оставить ей, своей любимой жене, какие-нибудь остатки прасада.
Господь Шива смутился и, чтобы оправдаться, стал объяснять ей, что она не достойна даже прикасаться к этому маха-прасаду. Парвати была рассержена и сказала, что она — Нараяни, сестра Господа, и потому ей вполне подобает вкушать маха-прасад от Него. Она дала обет, что будет совершать аскезы до тех пор, пока не только получит этот маха-прасад сама, но и сможет раздать его всем душам в материальном мире. Она обратилась с просьбой к Господу Нараяне. Господь заверил ее, что низойдет как Господь Джаганнатха в Кали-югу и каждый раз маха-прасад после Него будет предлагаться ей, а затем раздаваться всем желающим, даже животным. Это понравилось Парвати-деви.
Вот почему и в наши дни в Джаганнатха Пури, в Ориссе, Их Божественным Милостям Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре в течение дня предлагается 56 подношений пищи. После этого маха-прасад предлагается божеству Бималы-деви (воплощению Парвати), находящемуся в храмовом комплексе, и затем его может получить каждый.
Попросите членов вашей группы относиться к прасаду с почтением, не давать ему портиться, не выбрасывать и ценить Его, вне зависимости от того, вкусен он или нет.
Благодаря этому они начнут понимать ценность прасада и не будут думать о нем как об обычной пище.
Легкая сердечная беседа создает приятную атмосферу взаимного расположения.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут