Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких недель каждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Что вам было труднее всего выучить или сделать во время пребывания в этой группе?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Даже если человек необразован (и потому не может читать «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам»), он может достичь цели жизни, просто повторяя маха-мантру.
Любой развивший в себе сознание Кришны человек может без труда сказать, какой будет его следующая жизнь, кто такой Бог, что представляет собой живое существо и в каких отношениях оно находится с Богом. Знание такого человека совершенно, покольку он черпает его из совершенных книг, таких, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам».
В этом суть метода сознания Кришны. Он очень прост: любой может воспользоваться им и сделать свою жизнь совершенной. Даже человек, у которого нет вообще никакого образования, который даже не умеет читать, все равно может успешно применять данный метод. Он может достичь высшего совершенства, просто повторяя маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Кришна наделил нас языком и двумя ушами, и, что удивительно, Его можно постичь именно с помощью языка и ушей, а отнюдь не глаз.
«Бесценный дар»
Обсуждение философии — 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных. Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка». После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов. Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
(продолжение)
- У преданного нет никакой материальной собственности, акинчана.
Шесть Госвами Вриндавана — классический пример отрешенности в сознании Кришны. Рупа Госвами и Санатана Госвами были высокопоставленными министрами, а Рагхунатха дас Госвами — сыном богатого землевладельца. Они отказались от всего материального имущества, как от чего-то незначительного, и поселились во Вриндаване. Из одежды у них была лишь набедренная повязка, а внешне они выглядели, как нищие.
Но именно Рупа Госвами выдвинул принцип отречения через использование вещей в служении Кришне. «Когда человек ни к чему не привязан, но воспринимает все в отношении к Кришне, он истинно отрекся от материальной собственности. С другой стороны, отречение того, кто отвергает все, не понимая, что все связано с Кришной, называется ложным». Общеизвестно, что Кришна — Верховный Владелец всего. Поэтому, если кто-то заявляет, что чем-то владеет, это лишь безумие или воровство.
В мантре 1 «Ишопанишад» говорится: «Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что выделено ему как его доля».
Что значит «доля»? Хотя священные писания дозволяют ограниченные чувственные наслаждения и материальную собственность, это разрешение не распространяется на чистое преданное служение. Последнее наставление Кришны — оставить даже эти религиозные представления: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я огражу тебя от всех последствий своих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавад-гита» 18.66).
Высшая степень осознания — воспринимать все как собственность Кришны. Отважный, вдохновленный и сострадательный преданный пытается использовать все вещи в служении Кришне. Так весь мир получает благо.
- Преданный занят деятельностью на благо каждого, сарвопакарака.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.22.35) говорится: «Обязанность каждого живого существа — заниматься деятельностью на благо других, посвящая этому свою жизнь, богатство, разум и речь». «Вишну-пурана» (3.12.45) провозглашает: «Своими действиями, мыслями и словами разумный человек должен заниматься деятельностью, которая принесет благо всем живым существам в этой жизни и следующей».
Преданный распространяет сознание Кришны каждому, таким образом доказывая его универсальность. Господь Чайтанья возложил эту обязанность — давать сознание Кришны — на каждого: бхарата бхумите хаила манушья-джанма йара джанма сартхака кари кара пара упакара — «Тот, кто родился человеком на земле Индии [Бхарата-варши], должен сделать свою жизнь совершенной и трудиться на благо всем людям».
Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, без преувеличения, является трансцендентным тружеником, в высшей степени достойным звания «пара-упакара».
Тысячи лет драгоценное знание о бхакти-йоге оставалось в пределах Индии. Даже Господь Чайтанья в своих путешествиях не пересекал ее границы. Люди за пределами Бхарата-варши считались нецивилизованными млеччхами, и даже те, кто считался вайшнавами, не могли спасти этих падших млеччх. Благие пожелания, молитвы, намерения и самоотверженная деятельность преданных приносит огромное благо всем людям в материальном мире.
- Преданный умиротворен, шанта.
Шрила Прабхупада назвал стих «бхоктарам ягья тапасам» («Бхагавад-гита» 5.29) формулой мира. Следует осознать три факта о Боге:
- все, что бы мы ни делали, следует предлагать Ему. Мы должны раз и навсегда отказаться от ложных притязаний на положение высшего наслаждающегося и признать существование всемогущего Бога. Осознание того, что мы — частички Господа и должны служить Ему, приносит умиротворение;
- Верховный Господь — владелец и повелитель всех планет, и народы и нации не должны заявлять свои притязания на них. Объявлять себя владельцем, не ссылаясь на Верховного Владельца — мошенничество;
- Кришна — друг всех живых существ.
Тот, кто признает эти характеристики Кришны, служит и поклоняется Ему, «избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».
Обретя мир с Богом, мы обретем мир и с самими собой.
Таким образом, умиротворенность — не просто какое-то материальное идиллическое состояние, которое в один момент может разлететься на куски. Умиротворенность — состояние души, в котором она видит Кришну во всем. Шрила Прабхупада пишет в «Бхагавад-гите»: «Понимание того факта, что ничего не существует помимо Кришны — вот основа мира и бесстрашия». Сознание Кришны означает, что преданный всегда думает о Кришне и повторяет Харе Кришна, будь то в раю или в аду. Такая редкая умиротворенность — благословение Кришны тем, кто приступает к преданному служению Ему и оставляет беспокойный мир материальных желаний.
- Преданный вручил себя Кришне, кришнаика-шарана.
Сарвабхаума Бхаттачарья описал, что Господь Чайтанья пришел, чтобы учить отречению, знанию о Себе и науке преданности, бхакти-йоге. Повторение Харе Кришна нужно для того, чтобы задействовать свои речь, слух и ум в ягье святого имени. Господь Чайтанья учил, что мы должны избегать 10 оскорблений святого имени и посвятить свои жизни исполнению наставлений духовного учителя.
Вручение себя — не причуда. Оно признанно и научно. Посредством практики мы узнаем, что значит предаться. Преданный, чья жизнь полностью посвящена Кришне, занят множеством дел и не теряет ни секунды. Его цель — полностью предаться Кришне, чтобы полностью избавиться от материальных желаний и служить Кришне все больше и больше, следуя по стопам слуги слуги слуги гопи.
Выделение: Как шесть Госвами подавали пример отрешенности?
Осмысление
- Как Шрила Рупа Госвами советовал проявлять отрешенность через использование всего в служении Кришне? Почему мы называем это истинной отрешенностью?
- Почему важно заниматься благотворительностью?
- Каким видом благотворительности мы должны заниматься? Почему?
- Как Шрила Прабхупада проявлял это качество?
- Каким образом преданный может быть умиротворен?
- Как мы можем предаться Кришне? Какова цель того, кто полностью предался Кришне?
Применение: Назовите одного или нескольких преданных, у которых есть эти качества. Обсудите, как вы планируете развивать эти качества в себе.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Долг ученика — распространять трансцендентное послание бескорыстно, не имея материальных мотивов.
В этом стихе, рассказывая о себе, Нарада Муни кратко описывает жизнь искреннего преданного. После посвящения, данного Господом или Его истинным представителем, такой преданный начинает со всей серьезностью воспевать славу Господа и странствует по всему миру, чтобы другие тоже смогли узнать о ней. Такие преданные не ищут материальной выгоды. Ими движет единственное желание: вернуться обратно к Богу, и это происходит, когда в положенный срок они оставляют свое материальное тело. Имея в жизни высшую цель — возвращение к Богу — они никогда не завидуют и не кичатся тем, что стали достойны вернуться к Богу. Единственное их занятие — воспевать и вспоминать святое имя, игры и величие Господа и по мере своих сил нести это послание другим, заботясь об их благе и не рассчитывая ни на какие материальные вознаграждения.
«Шримад-Бхагаватам», 1.6.26
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут