Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких недель каждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Что вам было труднее всего выучить или сделать во время пребывания в этой группе?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Важность повторения относительно поклонения Божествам.
В Кали-югу повторение маха-мантры Харе Кришна более действенно, нежели поклонение Божествам.
В «Шримад-Бхагаватам» (12.3.52) говорится:
крите йад дхйайато вишнум
третайам йаджато макхаих
двапаре паричарйайам
калау тад дхари-киртанат
«Всего, что в Сатья-югу достигали, медитируя на Вишну, в Трета-югу — совершая жертвоприношения, а в Двапара-югу — поклоняясь лотосным стопам Господа, в Кали-югу можно достичь пением Харе Кришна маха-мантры». В Сатья-югу каждый был духовно развит, и эти великие души никогда не враждовали между собой. Однако в последующие эпохи из-за материального осквернения даже брахманы и вайшнавы стали иногда относиться друг к другу неуважительно.
Чтобы очистить людей от этой скверны, великие мудрецы научили их поклоняться Божествам в храме. Поклонение Божествам началось в Трета-югу и достигло расцвета в Двапара-югу (двапаре паричарйайам). Однако в Кали-югу поклонением Божествам стали пренебрегать. И потому на смену поклонению в храме пришел более могущественный метод — пение мантры Харе Кришна. Шри Чайтанья Махапрабху Сам показал нам пример. Он не возводил храмы и не устанавливал Божества, Он повсюду распространял движение санкиртаны.
«Шримад-Бхагаватам», 7.14.39
Обсуждение философии — 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Прочитайте вслух текст для обсуждения и начинайте задавать вопросы (не объясняя их). Пусть преданные сами найдут ответы в тексте. Следите за тем, чтобы участвовали все. Можно попросить двух или трех преданных добавить что-то к уже прозвучавшему ответу. Переходите от одного человека к другому, не забывая давать им время подумать.
На вопрос из раздела Применение должны ответить все.
В конце лидер должен подвести итог всему сказанному и добавить еще что-нибудь от себя.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.
Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
(продолжение)
- Преданный безупречен, нидоша.
Кто может похвастаться тем, что у него нет недостатков? Но преданный, который посвятил Кришне свои тело, ум и слова, всегда исполняет Его волю и повторяет Его послание. А поскольку Кришна, Высший Совершенный, безупречен, то безупречен и тот, кто полностью предался Ему. Кажущиеся недостатки не вредят безупречности преданного.
Иногда негодяи выдают себя за безупречных чистых преданных, чтобы попытаться выставить себя продвинутыми духовными лидерами, таким образом обманывая людей для собственной выгоды. Но разумный преданный способен распознать обман. Чистый преданный или тот, кто искренне следует его указаниям, не станет причинять никому вреда или плохо обращаться с кем-то. Не обращая внимания на негодяев, мы должны идти вперед, от всего сердца выражая почтение чистому преданному и следуя его наставлениям. Под маской святых и преданных могут являться обманщики, но это не значит, что настоящих преданных совсем не существует. Настоящего преданного можно узнать по тому, что он всегда действует строго согласно парампаре. Он никогда не отвергает почет, служение или деньги, которые получает от имени Кришны. Мы можем смело доверить ему свои жизни. Он принесет благо всему человечеству, ибо живет и проповедует послание Кришны.
- Преданный великодушен, ваданья.
Не стремясь ни к чему иному, нужно посвятить все желания служению Кришне при помощи регулируемого процесса преданного служения, начинающегося со слушания и воспевания, под руководством опытного духовного учителя. Наука преданности исполнена блаженства, и в итоге преданный начинает любить Кришну. Те, кто дает этот процесс преданности, истинно великодушны.
Поскольку мы живем в материальном мире, мире трудностей, мире, которым управляют силы зла и иллюзии, в распространении щедрого дара Господа Чайтаньи нас всегда будут поджидать трудности. Но желание преданного распространить дары Господа Чайтаньи, несмотря на любые трудности, — другой признак его великодушия.
Господь Чайтанья и Его последователи знают, что нет ничего более великого, чем любовь к Богу. Они продолжают распространять ее, забыв о себе, не зная препятствий и разочарований. Их великодушие не знает границ, а великая удача тех, кто получает этот дар, не имеет равных.
- Преданный мягок, мриду.
Преданный не стремится к материальным удовольствиям и страданиям, которые они приносят. Он остается умиротворенным, поскольку он удовлетворен сознанием Кришны. Тот, у кого есть миллион долларов, не станет рваться к наслаждениям, которые можно получить и за тысячу. Его характер мягок, поскольку он не стремится ни к какой выгоде, и ничто не может лишить его сознания Кришны.
Преданный также мягок в отношениях с другими. Конечно, есть пословица: «Вайшнав мягок, как роза, и суров, как удар молнии». С богохульниками, например, он не церемонится. Господь Чайтанья не выглядел мягким, когда выпустил Сударшана-чакру, чтобы убить Джагая и Мадхая. Но преданный, как правило, мягок, особенно когда речь идет о неправильном отношении к нему самому. Его мягкость также сочетается с качествами кротости и смирения.
Он не раздражается, когда чувствует личное неудобство, но старается реагировать мягко, как Харидас Тхакур реагировал на людей, которым было приказано бить его на двадцати двух базарных площадях. Мягкость проистекает не из робости, а из чувства глубокого удовлетворения.
Он тих, подобно огромному океану. Других беспокоят события в мире, личные разочарования и опасения, но преданный зависит от Кришны и пытается выполнить Его указание. Так, не приемлющая насилия, безмятежная, трансцендентная мягкость — другая привлекательная черта преданного.
- Преданный чист, шучи.
Конечно, имеется в виду чистота внешняя и внутренняя. У преданного все должно быть чистым, шучи — ум, сердце, разум, тело, одежда, жилище, рабочее место, место поклонения, личные дела и бизнес. «Чистота сопутствует божественности» — простая пословица, но в ней содержится мудрость, ценная для духовной жизни.
Внешняя чистота важна, но она должна быть связана с Кришной. Высокий стандарт чистоты, которому следует преданный, поклоняясь Божеству, — показатель его преданности. Из чистой преданности он хочет поклоняться Господу как можно лучше и как можно чище.
Развитие знания, не связанного с чистыми преданным служением, как и желание обрести материальное вознаграждение даже за религиозные усилия, считаются осквернениями и противоречат цели чистой бхакти. «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17) прославляет процесс воспевания и слушания как то, что быстрее всего очищает сердце от всего нежелательного, нечистого.
Когда Нарада Муни пытался вернуть образ Кришны в своей медитации, Господь ответил ему, сказав, что преданный должен полностью «освободиться от материальных пут», прежде чем сможет увидеть Его. В этот век Господь Чайтанья щедро распространял воспевание Харе Кришна, таким образом обеспечив нас наиболее эффективным методом очищения грязного ума и сердца, которое может дать нам чистое видение Кришны.
Выделение
- Как преданный может быть безупречным?
- Каковы отличительные признаки и поступки такого чистого преданного?
Осмысление:
- Почему мы говорим, что Господь Чайтанья Махапрабху и Его преданные — самые великодушные?
- Как чистый преданный может всегда оставаться кротким и безмятежным? Как он ведет себя с другими?
- В каких случаях такой преданный не проявляет кротость?
- В каких сферах жизни мы должны развивать чистоту? Почему?
Применение
Что вы думаете по поводу обсуждаемых качеств вайшнава? Вдохновляют ли они вас следовать им?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Проповедь сознания Кришны — признак истинного милосердия к живым существам.
Если живое существо разовьет в себе сознание Кришны, будет проявлять милосердие к другим и в совершенстве усвоит духовную науку самоосознания, оно тут же освободится из материального плена.
Комментарий. Употребленные в этом стихе слова дайа дживешу, «милосердие к другим живым существам», указывают, что человек, стремящийся постичь свою духовную природу, должен проявлять милосердие к другим существам. Это значит, что, достигнув совершенства и осознав себя вечным слугой Кришны, мы должны нести это знание людям. Такая проповедь — проявление истинного милосердия к живым существам. Другие виды благотворительности приносят временные блага нашему телу, но, поскольку живое существо суть душа, истинно милосердным к нему будет лишь тот, кто откроет ему знание о его духовной природе.
«Шримад-Бхагаватам», 4.29.16
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут