Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Что вам было труд­нее все­го выучить или сде­лать во вре­мя пре­бы­ва­ния в этой груп­пе?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Важ­ность повто­ре­ния отно­си­тель­но покло­не­ния Божествам.

В Кали-югу повто­ре­ние маха-ман­тры Харе Криш­на более дей­ствен­но, неже­ли покло­не­ние Божествам.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (12.3.52) говорится:

кри­те йад дхй­ай­а­то вишнум
тре­тай­ам йад­жа­то макхаих
два­па­ре паричарйайам
калау тад дхари-киртанат

«Все­го, что в Сатья-югу дости­га­ли, меди­ти­руя на Виш­ну, в Тре­та-югу — совер­шая жерт­во­при­но­ше­ния, а в Два­па­ра-югу — покло­ня­ясь лотос­ным сто­пам Гос­по­да, в Кали-югу мож­но достичь пени­ем Харе Криш­на маха-ман­тры». В Сатья-югу каж­дый был духов­но раз­вит, и эти вели­кие души нико­гда не враж­до­ва­ли меж­ду собой. Одна­ко в после­ду­ю­щие эпо­хи из-за мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния даже брах­ма­ны и вайш­на­вы ста­ли ино­гда отно­сить­ся друг к дру­гу неуважительно.

Что­бы очи­стить людей от этой сквер­ны, вели­кие муд­ре­цы научи­ли их покло­нять­ся Боже­ствам в хра­ме. Покло­не­ние Боже­ствам нача­лось в Тре­та-югу и достиг­ло рас­цве­та в Два­па­ра-югу (два­па­ре пари­чарй­ай­ам). Одна­ко в Кали-югу покло­не­ни­ем Боже­ствам ста­ли пре­не­бре­гать. И пото­му на сме­ну покло­не­нию в хра­ме при­шел более могу­ще­ствен­ный метод — пение ман­тры Харе Криш­на. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху Сам пока­зал нам при­мер. Он не воз­во­дил хра­мы и не уста­нав­ли­вал Боже­ства, Он повсю­ду рас­про­стра­нял дви­же­ние сан­кир­та­ны.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.14.39

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. Пре­дан­ный без­упре­чен, нидо­ша.

Кто может похва­стать­ся тем, что у него нет недо­стат­ков? Но пре­дан­ный, кото­рый посвя­тил Кришне свои тело, ум и сло­ва, все­гда испол­ня­ет Его волю и повто­ря­ет Его посла­ние. А посколь­ку Криш­на, Выс­ший Совер­шен­ный, без­упре­чен, то без­упре­чен и тот, кто пол­но­стью пре­дал­ся Ему. Кажу­щи­е­ся недо­стат­ки не вре­дят без­упреч­но­сти преданного.

Ино­гда него­дяи выда­ют себя за без­упреч­ных чистых пре­дан­ных, что­бы попы­тать­ся выста­вить себя про­дви­ну­ты­ми духов­ны­ми лиде­ра­ми, таким обра­зом обма­ны­вая людей для соб­ствен­ной выго­ды. Но разум­ный пре­дан­ный спо­со­бен рас­по­знать обман. Чистый пре­дан­ный или тот, кто искренне сле­ду­ет его ука­за­ни­ям, не ста­нет при­чи­нять нико­му вре­да или пло­хо обра­щать­ся с кем-то. Не обра­щая вни­ма­ния на него­дя­ев, мы долж­ны идти впе­ред, от все­го серд­ца выра­жая почте­ние чисто­му пре­дан­но­му и сле­дуя его настав­ле­ни­ям. Под мас­кой свя­тых и пре­дан­ных могут являть­ся обман­щи­ки, но это не зна­чит, что насто­я­щих пре­дан­ных совсем не суще­ству­ет. Насто­я­ще­го пре­дан­но­го мож­но узнать по тому, что он все­гда дей­ству­ет стро­го соглас­но парам­па­ре. Он нико­гда не отвер­га­ет почет, слу­же­ние или день­ги, кото­рые полу­ча­ет от име­ни Криш­ны. Мы можем сме­ло дове­рить ему свои жиз­ни. Он при­не­сет бла­го все­му чело­ве­че­ству, ибо живет и про­по­ве­ду­ет посла­ние Кришны.

  1. Пре­дан­ный вели­ко­ду­шен, вада­нья.

Не стре­мясь ни к чему ино­му, нуж­но посвя­тить все жела­ния слу­же­нию Кришне при помо­щи регу­ли­ру­е­мо­го про­цес­са пре­дан­но­го слу­же­ния, начи­на­ю­ще­го­ся со слу­ша­ния и вос­пе­ва­ния, под руко­вод­ством опыт­но­го духов­но­го учи­те­ля. Нау­ка пре­дан­но­сти испол­не­на бла­жен­ства, и в ито­ге пре­дан­ный начи­на­ет любить Криш­ну. Те, кто дает этот про­цесс пре­дан­но­сти, истин­но великодушны.

Посколь­ку мы живем в мате­ри­аль­ном мире, мире труд­но­стей, мире, кото­рым управ­ля­ют силы зла и иллю­зии, в рас­про­стра­не­нии щед­ро­го дара Гос­по­да Чай­та­ньи нас все­гда будут под­жи­дать труд­но­сти. Но жела­ние пре­дан­но­го рас­про­стра­нить дары Гос­по­да Чай­та­ньи, несмот­ря на любые труд­но­сти, — дру­гой при­знак его великодушия.

Гос­подь Чай­та­нья и Его после­до­ва­те­ли зна­ют, что нет ниче­го более вели­ко­го, чем любовь к Богу. Они про­дол­жа­ют рас­про­стра­нять ее, забыв о себе, не зная пре­пят­ствий и разо­ча­ро­ва­ний. Их вели­ко­ду­шие не зна­ет гра­ниц, а вели­кая уда­ча тех, кто полу­ча­ет этот дар, не име­ет равных.

  1. Пре­дан­ный мягок, мри­ду.

Пре­дан­ный не стре­мит­ся к мате­ри­аль­ным удо­воль­стви­ям и стра­да­ни­ям, кото­рые они при­но­сят. Он оста­ет­ся уми­ро­тво­рен­ным, посколь­ку он удо­вле­тво­рен созна­ни­ем Криш­ны. Тот, у кого есть мил­ли­он дол­ла­ров, не ста­нет рвать­ся к насла­жде­ни­ям, кото­рые мож­но полу­чить и за тыся­чу. Его харак­тер мягок, посколь­ку он не стре­мит­ся ни к какой выго­де, и ничто не может лишить его созна­ния Кришны.

Пре­дан­ный так­же мягок в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми. Конеч­но, есть посло­ви­ца: «Вайш­нав мягок, как роза, и суров, как удар мол­нии». С бого­хуль­ни­ка­ми, напри­мер, он не цере­мо­нит­ся. Гос­подь Чай­та­нья не выгля­дел мяг­ким, когда выпу­стил Судар­ша­на-чак­ру, что­бы убить Джа­гая и Мад­хая. Но пре­дан­ный, как пра­ви­ло, мягок, осо­бен­но когда речь идет о непра­виль­ном отно­ше­нии к нему само­му. Его мяг­кость так­же соче­та­ет­ся с каче­ства­ми кро­то­сти и смирения.

Он не раз­дра­жа­ет­ся, когда чув­ству­ет лич­ное неудоб­ство, но ста­ра­ет­ся реа­ги­ро­вать мяг­ко, как Хари­дас Тха­кур реа­ги­ро­вал на людей, кото­рым было при­ка­за­но бить его на два­дца­ти двух базар­ных пло­ща­дях. Мяг­кость про­ис­те­ка­ет не из робо­сти, а из чув­ства глу­бо­ко­го удовлетворения.

Он тих, подоб­но огром­но­му оке­а­ну. Дру­гих бес­по­ко­ят собы­тия в мире, лич­ные разо­ча­ро­ва­ния и опа­се­ния, но пре­дан­ный зави­сит от Криш­ны и пыта­ет­ся выпол­нить Его ука­за­ние. Так, не при­ем­лю­щая наси­лия, без­мя­теж­ная, транс­цен­дент­ная мяг­кость — дру­гая при­вле­ка­тель­ная чер­та преданного.

  1. Пре­дан­ный чист, шучи.

Конеч­но, име­ет­ся в виду чисто­та внеш­няя и внут­рен­няя. У пре­дан­но­го все долж­но быть чистым, шучи — ум, серд­це, разум, тело, одеж­да, жили­ще, рабо­чее место, место покло­не­ния, лич­ные дела и биз­нес. «Чисто­та сопут­ству­ет боже­ствен­но­сти» — про­стая посло­ви­ца, но в ней содер­жит­ся муд­рость, цен­ная для духов­ной жизни.

Внеш­няя чисто­та важ­на, но она долж­на быть свя­за­на с Криш­ной. Высо­кий стан­дарт чисто­ты, кото­ро­му сле­ду­ет пре­дан­ный, покло­ня­ясь Боже­ству, — пока­за­тель его пре­дан­но­сти. Из чистой пре­дан­но­сти он хочет покло­нять­ся Гос­по­ду как мож­но луч­ше и как мож­но чище.

Раз­ви­тие зна­ния, не свя­зан­но­го с чисты­ми пре­дан­ным слу­же­ни­ем, как и жела­ние обре­сти мате­ри­аль­ное воз­на­граж­де­ние даже за рели­ги­оз­ные уси­лия, счи­та­ют­ся осквер­не­ни­я­ми и про­ти­во­ре­чат цели чистой бхак­ти. «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (1.2.17) про­слав­ля­ет про­цесс вос­пе­ва­ния и слу­ша­ния как то, что быст­рее все­го очи­ща­ет серд­це от все­го неже­ла­тель­но­го, нечистого.

Когда Нара­да Муни пытал­ся вер­нуть образ Криш­ны в сво­ей меди­та­ции, Гос­подь отве­тил ему, ска­зав, что пре­дан­ный дол­жен пол­но­стью «осво­бо­дить­ся от мате­ри­аль­ных пут», преж­де чем смо­жет уви­деть Его. В этот век Гос­подь Чай­та­нья щед­ро рас­про­стра­нял вос­пе­ва­ние Харе Криш­на, таким обра­зом обес­пе­чив нас наи­бо­лее эффек­тив­ным мето­дом очи­ще­ния гряз­но­го ума и серд­ца, кото­рое может дать нам чистое виде­ние Кришны.

 

Выде­ле­ние

  1. Как пре­дан­ный может быть безупречным?
  2. Како­вы отли­чи­тель­ные при­зна­ки и поступ­ки тако­го чисто­го преданного?

Осмыс­ле­ние:

  1. Поче­му мы гово­рим, что Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху и Его пре­дан­ные — самые великодушные?
  2. Как чистый пре­дан­ный может все­гда оста­вать­ся крот­ким и без­мя­теж­ным? Как он ведет себя с другими?
  3. В каких слу­ча­ях такой пре­дан­ный не про­яв­ля­ет кротость?
  4. В каких сфе­рах жиз­ни мы долж­ны раз­ви­вать чисто­ту? Почему?

При­ме­не­ние

Что вы дума­е­те по пово­ду обсуж­да­е­мых качеств вайш­на­ва? Вдох­нов­ля­ют ли они вас сле­до­вать им?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь созна­ния Криш­ны — при­знак истин­но­го мило­сер­дия к живым существам.

Если живое суще­ство разо­вьет в себе созна­ние Криш­ны, будет про­яв­лять мило­сер­дие к дру­гим и в совер­шен­стве усво­ит духов­ную нау­ку само­осо­зна­ния, оно тут же осво­бо­дит­ся из мате­ри­аль­но­го плена.

Ком­мен­та­рий. Упо­треб­лен­ные в этом сти­хе сло­ва дайа джи­ве­шу, «мило­сер­дие к дру­гим живым суще­ствам», ука­зы­ва­ют, что чело­век, стре­мя­щий­ся постичь свою духов­ную при­ро­ду, дол­жен про­яв­лять мило­сер­дие к дру­гим суще­ствам. Это зна­чит, что, достиг­нув совер­шен­ства и осо­знав себя веч­ным слу­гой Криш­ны, мы долж­ны нести это зна­ние людям. Такая про­по­ведь — про­яв­ле­ние истин­но­го мило­сер­дия к живым суще­ствам. Дру­гие виды бла­го­тво­ри­тель­но­сти при­но­сят вре­мен­ные бла­га наше­му телу, но, посколь­ку живое суще­ство суть душа, истин­но мило­серд­ным к нему будет лишь тот, кто откро­ет ему зна­ние о его духов­ной природе.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.29.16

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут