Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких недель каждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Что вам было труднее всего выучить или сделать во время пребывания в этой группе?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Домохозяева могут петь святые имена у себя дома.
Даже домохозяева могут достичь совершенства, повторяя мантру Харе Кришна.
(Нарада Муни говорит Махарадже Юдхиштхире.) Пение святого имени Господа обладает таким могуществом, что благодаря ему даже семейные люди [грихастхи] легко обретают высшее благо, доступное тем, кто отрекся от мира. Я уже объяснил тебе суть этой религиозной практики.
Комментарий. Данный стих подтверждает авторитетность Движения сознания Кришны. Любой, кто примет участие в этом Движении, независимо от своего положения в обществе, получит высшее благо, обычно доступное только идеальным санньяси — брахма-гьяну (духовное знание). Более того, такой человек сможет совершенствоваться в преданном служении. Махараджа Юдхиштхира думал, что, поскольку он грихастха, у него нет надежд на освобождение; поэтому он спросил Нараду Муни, как ему выпутаться из сетей материи. Тогда Нарада Муни, приведя в пример самого себя, провозгласил, что, общаясь с преданными и повторяя мантру Харе Кришна, любой человек, независимо от его положения в обществе, несомненно, обязательно достигнет высшего совершенства.
«Шримад-Бхагаватам», 7.15.74
Обсуждение философии — 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Прочитайте вслух текст для обсуждения и начинайте задавать вопросы (не объясняя их). Пусть преданные сами найдут ответы в тексте. Следите за тем, чтобы участвовали все. Можно попросить двух или трех преданных добавить что-то к уже прозвучавшему ответу. Переходите от одного человека к другому, не забывая давать им время подумать.
На вопрос из раздела Применение должны ответить все.
В конце лидер должен подвести итог всему сказанному и добавить еще что-нибудь от себя.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.
Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава в различных взаимоотношениях. 26 качеств преданного.
Наставляя Санатану Госвами, Господь Чайтанья описал двадцать шесть качеств преданного: он всегда милостив, правдив, равно относится ко всем, безупречен, великодушен, снисходителен и чист. У него нет никакой материальной собственности, и он занят деятельностью на благо каждого. Он умиротворен, предан Кришне и лишен желаний. Он безразличен к материальным приобретениям, а также избавился от вожделения, гнева, жадности и т.п. Он почтителен, непроницаем, сострадателен и лишен чувства ложного престижа. Он дружелюбен, поэтичен, искусен и молчалив.
Не стоит, однако, думать, что преданный должен по отдельности развивать в себе каждое из этих качеств. Шукадева Госвами объясняет в «Шримад-Бхагаватам» (6.1.15): «Только редкий человек, который развил в себе совершенную, беспримесную преданность Кришне, может вырвать сорняки греховных поступков так, что они больше никогда не вырастут. Он может сделать это, просто выполняя преданное служение. Так солнце мгновенно разгоняет туман своими лучами».
Хотя 26 качеств преданного подчинены преданному служению, мы, тем не менее, можем стараться действовать в преданном служении так, чтобы соответствовать им всем. Быть преданным — многое значит. К примеру, хотя проповедь важна, если она не сопровождается примерным поведением, она не даст результата. Человек может очень заботиться о чистоте, но не повторять Харе Кришна. Есть много вещей, которые преданному нужно уметь. Все эти качества возвышенны, в них нет изъянов.
- Преданный милостив, крипалу.
Мы можем думать: «Да, Господь Чайтанья и Шрила Прабхупада могут быть милостивы, но как это возможно для меня?» Ответ таков, что, служа милостивой великой душе и ее делу, мы также действуем милостиво. Мы можем распространять сознание Кришны с санкции милостивой и сострадательной великой души. Так мы также станем милостивыми деятелями.
Принципы бхагавата-дхармы милостивы, и каждый, кто следует им, автоматически избавляется от всего недоброго и сопутствующей ему кармы. Если мы следуем ведическим законам религии, тогда, одним только послушанием, мы будем действовать на уровне милости ко всем живым существам. Мы не будем убивать невинных животных, а людям будем давать сознание Кришны.
- Преданный не дерзок, акрита-дроха.
В «Бхагавад-гите как она есть» Шрила Прабхупада пишет: «Смирение значит, что человек не должен беспокоиться о почестях со стороны других». Господь Чайтанья в «Шикшаштаке» дает высшее выражение смирения: «Святое имя Господа следует повторять, находясь в смиренном состоянии ума и считая себя ниже травинки. Нужно стать терпеливее дерева, полностью избавиться от чувства ложного престижа и быть всегда готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно».
Смирение прекрасно и является одним из главных качеств личности, утвердившейся в трансцендентном. Шрила Прабхупада говорит: «Качества смирения и кротости очень быстро приводят к духовному осознанию». Невозможно достичь лотосных стоп Кришны, не будучи смиренным. Быть смиренным перед Кришной естественно, ведь Он — Всевышний. Точно так же естественно и смирение по отношению к вайшнаву — ведь он слуга Всевышнего.
Когда Кришнадаса Кавираджа говорит: «Я так грешен, что одно воспоминание о моем имени лишит вас всех плодов вашей благочестивой деятельности» — он имеет в виду это. Такое непритворное смирение нельзя обрести, просто приписав к имени «Со смирением, Ваш». Это нельзя имитировать. Это само разовьется со временем. Если человек искренне желает быть преданным и смотрит в лицо фактам, он должен отбросить всю гордость и высокомерие. Следуя по пути, проложенным ачарьями прошлого, мы должны обратить внимание на то, какое огромное смирение проявлял Шри Чайтанья Махапрабху, выставляя себя глупцом по сравнению со Своим духовным учителем, Ишварой Пури. Искренний преданный скажет себе: «Кто я по сравнению с Господом Чайтаньей? Мое место скромное. Я так глупо угодил в цикл рождения и смерти. Чем уж тут гордиться?»
- Преданный правдив, сатья-сара.
Из четырех принципов религии — аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости — в Кали-югу остался только последний.
Когда Махараджа Парикшит увидел быка религии после того, как тот подвергся нападению олицетворенного Кали, только одна нога быка, представляющая правдивость, была цела. Это значит, что, хотя люди ведут греховный, гедонистический образ жизни, в этот век у них все еще сохраняется готовность слушать о Кришне. Когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, он увидел, что каждый там в большей или меньшей степени занят греховной деятельностью. Но когда он объяснил, что эта деятельность греховна, и раскрыл истину о Кришне, гедонисты переменились.
Преданные, следующие Шриле Прабхупаде, должны быть очень правдивы, как настоящие брахманы. Естественно, это значит, что они не должны обманывать и в своем поведении. Главное проявление правдивости в жизни ученика — держать обещание избегать греховной деятельности и всегда повторять шестнадцать кругов джапы на четках. Также преданный не должен участвовать в противозаконных действиях. Хотя сознание Кришны трансцендентно к мирским законам, не стоит их нарушать. Даже обычный человек может оценить такую правдивость. Общество должно признать преданных Общества сознания Кришны религиозными людьми. Но мы должны быть правдивы в высшем смысле, действуя не ради собственных интересов, а ради интересов Кришны. Но сначала мы должны понять, кто такой Кришна. Он — высшая Истина, и сатьям парам дхимахи — мы должны медитировать на Высшую Истину, повторяя Харе Кришна. Тогда мы можем заниматься чистым преданным служением и успешно распространять Абсолютную Истину, которая единственная может послужить человечеству
в этот ужасный век.
- Преданный равно относится ко всем, сама.
Преданный воспринимает все создания с позиции знания. Где бы он ни увидел живое существо, проявляющее шесть признаков жизни (рождение, рост, существование, порождение побочных продуктов, увядание и смерть), он знает, что духовная душа постоянно пребывает внутри этой формы, будь то человек, животное, насекомое, птица или растение. Но знающий преданный видит в сердце каждого живого существа не только присутствие духовной души, но и Сверхдушу. Воспринимать всех как равных, однако, не значит абсолютно одинаково обходиться со всеми. Но намерение наше должно быть одно: поделиться сознанием Кришны со всем и каждым.
Слуги Господа прекрасно осознают, что значит — равно относиться к другим. В одном письме Шрила Прабхупада писал: «Каждый должен быть дружелюбным для служения Господу. Каждый должен прославлять, как служат Господу другие, но никогда не гордиться своим собственным служением. Таково мышление вайшнава. Мышление Вайкунтхи. Между слугами может возникнуть соперничество или конкуренция, но на планетах Вайкунтхи служение другого ценится, а не порицается. Такова «конкуренция» на Вайкунтхе. И речи не заходит о вражде между слугами. Каждому должно быть позволено служить Господу по мере возможностей, и каждый должен ценить служение других. Такова деятельность на Вайкунтхе. Поскольку каждый — слуга, все равны между собой, всем позволено служить Господу согласно их способностям».
Выделение
Назовите 26 качеств преданного. Как человек может обрести и развить в себе эти качества?
Осмысление
- В чем должно проявляться наше милосердие?
- Что означает быть смиренным? Почему это настолько важно? Как нам обрести смирение?
- Что особенного в качестве «правдивость» в Кали-югу? Приведите пример того, что правдивость все еще есть в наше время.
- Какое обещание в первую очередь должен держать ученик? Как он поступает согласно принципу правдивости в обычной жизни?
- Как преданный действует по отношению к другим живым существам в материальном мире? Как он применяет принцип равенства по отношению к другим преданным?
Применение
- Опишите любое из этих качеств, которое вы заметили в преданных.
- Поделитесь с другими, как вы планируете в реальности жить в соответствии с этими качествами. К примеру, человек, который хочет стать более милосердным, может решить посвящать больше времени проповеди сознания Кришны.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Господь Чайтанья хотел, чтобы Его последователи проповедовали по всему миру.
Дорогой Господь, Твои ближайшие слуги, преданные, странствуют по всему миру, очищая своим присутствием даже святые места паломничества. Как же их деятельность может не радовать тех, кто страшится материального существования?
Комментарий. Есть два типа преданных: гоштхананди и бхаджанананди. Бхаджанананди — это преданный, который не путешествует, а всегда остается на одном месте. Такой преданный постоянно занят служением Господу. Он повторяет маха-мантру, как учили многочисленные ачарьи, и лишь иногда выходит к людям с проповедью. А гоштхананди называют того, кто хочет, чтобы число преданных в мире постоянно росло. Он путешествует по всему миру, чтобы очистить его и живущих в нем людей. Чайтанья Махапрабху говорил:
притхивите ачхе йата нагаради грама
сарватра прачара хоибе мора нама
Господь Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы Его последователи путешествовали по всему миру, проповедуя в каждом городе и деревне. Те, кто принадлежит к Чайтанья-сампрадае и строго следует принципам, установленным Господом Чайтаньей, должны путешествовать всюду, проповедуя учение Господа Чайтаньи, которое неотлично от учения Кришны в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Чем активнее преданные будут проповедовать принципы кришна-катхи, тем больше людей в мире получат благо.
Таких преданных, как великий мудрец Нарада, которые странствуют по всему свету и проповедуют, называют гоштхананди. Нарада Муни постоянно путешествует по вселенной, делая преданными самых разных ее обитателей. Нарада сделал бхактой даже охотника. Благодаря ему, преданными также стали Дхрува Махараджа и Прахлада. Собственно, все преданные в долгу перед великим мудрецом Нарадой, ибо он побывал и в раю, и в аду. Преданный Господа не боится отправиться даже в ад. Он прославляет Господа всюду, так как для него нет разницы между раем и адом.
нарайана-парах сарве
на куташчана бибхйати
сваргапаварга-наракешв
апи тулйартха-даршинах
«Чистый преданный Нараяны бесстрашно странствует по всему свету, ибо не видит разницы между раем и адом» («Шримад-Бхагаватам» 6.17.28). Такие преданные путешествуют по миру, спасая тех, кто действительно боится материальной жизни.
«Шримад-Бхагаватам» 4.30.37
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Заполните таблицу в журнале учета проповеди.
Дата | Имя | Поручение | Достигнута ли цель: да/нет | Дополнительные заметки |
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут